Родственные народы кавказа. Народы кавказа

По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама

Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название “Жизнь картлийских царей”. Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: “Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.
Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, юга - море Оретское и севера - гора Кавказ.

Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого - Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лек, шестого- Эрос, седьмого- Кавкас, восьмого- Эгрос...” Ограничен круг кавказских народов, воспринимаемых древним историком как “потомки Таргамоса”. Если с армянами, картлийцами (грузинами), мегрелами и ранами (албанцами) все ясно, то другие наименования требуют расшифровки, которую мы получаем у Г.В. Цулая в соответствующих примечаниях. Так, моваканы оказываются племенем Кавказской Албании, родственным современным лезгинам, эры - древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки - “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане - предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились.

Четко очерчены границы “страны Таргамоса”, в которой ученые видят воспоминания о царстве Урарту в период его могущества. Мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что назвав эпоним (имя легендарного родоначальника) того или иного народа, Мровели нигде больше не путает эту взаимосвязь, то есть дагестанцы для него всегда остаются “потомками Лекоса”, вайнахи - “потомками Кавкаса”, грузины - “потомками Картлоса” и т.д. При этом могут называться и новые эпонимы (например, у дагестанцев Хозоних), но всегда подчеркивается, что вводимый на страницы повествования новый легендарный персонаж - сын, внук или более дальний, но всегда прямой, потомок одного из восьми братьев - сыновей Таргамоса.

В дальнейшем Мровели повествует о победоносной борьбе таргамосиан (в которых, как уже отмечалось, можно видеть халдов-урартийцев) с Ассирией. Отразив натиск ассирийцев и разгромив их силы, восемь братьев - сыновья Таргамоса, получают для жительства свои уделы на Кавказе. Шесть братьев и соответствующие им народы (армяне, грузины, мегрелы, “моваканы”, албанцы, эры) остаются в Закавказье. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет так:
“Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

Итак, дагестанцы расселились от Каспийского моря до Терека, а вайнахи - от Терека “до рубежей Кавказа на Западе”. Интересно, что у Мровели мы находим и древнейшее название Терека (Ломеки), которое составлено из вайнахского словосочетания “горная река” (ломе - хи). Что касается географического термина “Кавказ”, то следует учитывать, что древнегрузинские авторы, в том числе и Мровели, под этим термином всегда подразумевали Центральный Кавказ и конкретно - гору Эльбрус.9 Следовательно, границы “удела Кавкаса” доходили до Эльбруса и включали в себя эту гору.

Далее, после описания заселения дагестанцами и вайнахами Северного Кавказа, Мровели возвращается к событиям, происходившим в Закавказье, в “уделе Картлоса”. Он рассказывает о его потомках, о попытках ввести в Грузии царскую власть, о междоусобицах и т.д. Повествование доводится до античной эпохи и, несмотря на хронологическую неопределенность, явно подчеркивается два характерных момента - возвышение и расцвет среди древних грузинских городов столицы Мцхеты и язычество грузин, которые в отмечаемый период поклонялись “солнцу и луне и пятирице звезд, и первой и главной их святыней была могила Картлоса”.

Приведем цитату из источника:
“В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосиане в то время пребывали во взаимном мире и любви.Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар.И собрались все из племени Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились”.

Прервем на минуту цитирование. Здесь необходимы некоторые разъяснения. В древнеармянской версии “Картлис цховреба” приведенный нами выше отрывок передается в следующих словах: “В это время укрепилось племя Хазрацов, стали бороться против рода Лекаца и Кавкаса, которые от этого впали в печаль; просили помощи у шести домов Торгома, которые в это время пребывали в веселии и мире, дабы пришли к ним для спасения, которые и пошли в полной готовности на помощь и перевалили горы Кавкаса и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука, который и призвал их на помощь”.

Древнеармянская версия существенно дополняет грузинскую. Во-первых, становится ясно, что основная тяжесть войны с хазарами легла на плечи вайнахов (дурдзуков, как их почти до ХIХ столетия называли грузины), и именно они обратились к закавказцам с просьбой о помощи. Помощь была оказана, но завоевание хазарских земель было проведено вайнахскими силами (“полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука...”). Вернемся, однако, к прерванной цитате:“Вслед за этим (то есть после военного разгрома - авт.) хазары избрали себе царя. Вся хазарщина стала повиноваться избранному царю, и возглавляемые им хазары прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди (то есть Дербент - авт.). Не в силах оказались Таргамосиане противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера...”

Далее повествуется о частых набегах хазар в Закавказье, об уводе в плен людей и т.д. Отмечается, что для набегов хазары использовали не только Дербентский проход, но и Дарьяльское ущелье. Затем Мровели фиксирует первое появление на Кавказе осетин:“В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли (то есть Армении и Грузии - авт.). Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети (Осетия), что была частью удела Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое - Дурдзукети..."

У чеченцев когда-то было три таких символических предмета: «къоман йай» («национальный котел»), «къоман тептар» («национальная хроника») и «къоман мухар» («национальная печать»). Все они хранились в Нашахе, в родовой башне Моцар (Моцархой), древнего клана, который был хранителем этих общенациональных чеченских реликвий.

На бронзовых полосах, которые были вертикально припаяны к внешней стороне котла, были выбиты названия этих 63-х тайпов.

Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века.

Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина- Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая- язычество (“магос цIера дин” - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.
взял тут

Согласно переписи населения 2010 года на Северном Кавказе (в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае) проживают 142 народа. Из них только 36 – коренные, то есть живут на этой территории веками. Остальные – пришлые.

В данной связи, кстати, возникает вопрос: сколько нужно прожить в определенной местности, чтобы стать «коренным народом»? И можно ли, например, под это определение отнести евреев, которые живут на Северном Кавказе тысячелетия? Или, скажем, караимов, которые считаются выходцами из Хеттского царства? Их немного, но они тоже представлены в регионе.

Коренные народы

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии, где их численность превышает 36 тысяч. Абхазы проживают там же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего в этой республике карачаевцев (194 324 человек) и черкесов (56 446). Еще в Карачаево-Черкесии проживают 15 654 ногайца.

В Дагестане живут 850 011 аварцев, 490 384 даргинца, 385 240 лезгин, 118 848 табасаранов, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана), почти 30 тысяч агулов и чуть больше 3 тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около 10 тысяч осетин живут в Кабардино-Балкарии, чуть более трех тысяч - в Карачаево-Черкесии и только 585 человек - в Чечне.

Большинство чеченцев проживают в самой Чечне - 1 206 551 человек. Причем почти 100 тысяч знают только родной язык. Еще около 100 тысяч чеченцев живут в Дагестане, и около 12 тысяч - на Ставрополье. В Чечне проживают около 3 тысяч ногайцев, примерно 5 тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Там же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека, казаков - 305.

Балкарцы (108 587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах Северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев и около 14 тысяч турок. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетин, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их там свыше 30 тысяч. И еще около 3 тысяч живут в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них там проживают 18 765 чеченцев, 3 215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено в основном на пахотных землях Ставрополья - 223 153 человека. Еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около 3 тысяч - в Ингушетии, чуть больше 150 тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Пришлые народы

Среди пришлых народов можно выделить несколько групп. Это выходцы с Ближнего Востока и из Средней Азии, например, пакистанцы, афганцы, персы, турки, узбеки, туркмены, уйгуры, казахи, киргизы, арабы, ассирийцы, курды.

Вторая группа - это люди из самых разных областей России: манси, ханты, марийцы, мордва и даже мордва-мокша, ненцы, татары, крымские татары, крымчаки, тувинцы, буряты, калмыки, карелы, коми, коми-пермяки, чуваши, шорцы, эвенки и эвенки-ламуты, якуты (их больше всего на Ставрополье – 43 человека, и совсем нет в Ингушетии), алеуты, камчадалы, юкагиры, коряки (9 человек живут на Ставрополье и один – в Дагестане), секульпы (редкая северная народность), кереки и один представитель народности кеты с берегов Енисея.

На Ставрополье имеется довольно немалочисленная диаспора немцев - 5 288 человек. Немцы также живут в Дагестане, Осетии и Чечне.

Среди населения Северного Кавказа есть и приехавшие из стран СНГ. Украинцев больше всего в Ставропольском крае – 30 373 человека. Из числа всех республик самая крупная диаспора находится в Северной Осетии - тут украинцев в 2010 году было чуть более трех тысяч. Кстати, в связи с последними событиями их количество там может изрядно вырасти.

Азербайджанцы расселились по всему региону. Больше всего их в Дагестане - 130 919, в Ставрополье - 17 800, в Осетии - 2 857, в Чечне - 696, в Кабардино-Балкарии - 2 063, в Карачаево-Черкесии - 976 человек.

Армяне тоже распространились по Северному Кавказу. На Ставрополье их 161 324 человека, в Северной Осетии - 16 235 человек, в Кабардино-Балкарии - 5 002 человека и в Дагестане - 4 997 человек.

Живут на Северном Кавказе также молдаване, в общей сложности около полутора тысяч человек.

Представлены на Северном Кавказе и гости из далеких стран. Это сербы и хорваты, словенцы и словаки, румыны, финны, французы, британцы, американцы, испанцы, итальянцы, индийцы, кубинцы, японцы, вьетнамцы, китайцы и даже монголы. Но их, конечно, мало - всего по несколько человек.

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы с вами разберемся в том, что явилось причиной того, что народы Северного Кавказа сегодня представляют собой россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов (официально свыше 50), которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.

Так же, я отвечу на вопросы многих читателей, которых интересовало то, чему кавказские народы могут научить, например, тех же русских. Хотя, слово «научить» здесь кажется очень неприличным, даже кощунственным.

Ведь, всегда народы Кавказа находились в тени русского народа. Но, поверьте, есть много положительных моментов в характере, культуре и традициях кавказцев, которых нет у русских, и которым можно поучиться.

Идею написания данной статьи подала мне постоянная читательница блога Dinara, за что ей выражаю большую благодарность. Я не вижу смысла здесь подробнее рассказывать обо всех кавказских народах, это будет очень долго. Но, в будущем обязательно напишу большие и интересные статьи о каждом отдельно взятом народе. Так будет намного лучше и полезнее. Здесь же я дам общую справку о народах Северного Кавказа, узнаем причины культурного и этнографического единства и, самое главное, расскажу о том, чему можно поучиться у кавказцев. Статья очень интересная и, поверьте моим словам, ее просто необходимо дочитать до конца. Вы сделаете для себя много открытий.

Итак, вначале нам с вами нужно четко представить себе, кто вообще такие — кавказцы? Чего они из себя представляют? Неужели эти бравые парни такие «страшные»? Ну, и пора развеять миф о том, что «русским девушкам кавказские парни нравятся больше, чем русские». Упс, вот это я задел, наверное, за живое. Ну, ответы на все это ищите дальше…

Народы Северного Кавказа: краткая справочная информация

Помните, в статье я рассказывал вам анекдотичный миф:

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».

Вроде бы, смешно читать. Но, ребята, на сегодняшний день на территории Кавказа (Северный Кавказ и Закавказье) проживает свыше 100 (!) народов и народностей. Да, вы скажете, что чуть выше я давал совсем другу цифру – 50. Но, подумайте сами: только в Дагестане проживает свыше 30 коренных народов. И это только коренных!!! Поэтому, я считаю, что официальная статистика лукавит. В свое время арабы Кавказу дали очень лаконичное, но полностью отражающее действительность, название – «Гора языков». И, действительно, если вы были на Кавказе, то в одном и том же месте (причем, в одно и то же время) могли услышать сразу десяток языков. Мне, например, приносит «больше удовольствие» поездка на общественном транспорте в . Такое ощущение, что еще несколько таких поездок, и можно стать полиглотом. Как говорится, спасибо русскому языку!!!

Кстати, скоро напишу большую статью о том, как нужно правильно путешествовать по Кавказу, что необходимо обязательно посетить, как себя вести с местным населением. Об этом меня попросил читатель по имени Александр. Станьте постоянным читателем блога , чтоб получать все новые статьи на свой e-mail ().

Я тут решил разобраться в классификации кавказских народов. Признаюсь, здесь не только черт, но сам чертенок ногу может сломать. Но, чтоб вам было понятнее, постараюсь на простом «человеческом» языке все пояснить. Классификацию народов Кавказа легче всего понять и представить на основе языковой идентичности. Еще такую идентичность называют – лингвистической. Ну вот, все стараюсь обходиться без сложных слов и понятий, но не получается. Думаю, вы меня простите. Хочу отметить то, что сегодня большинство историков и этнографов придерживаются такого же мнения. Вернее, я придерживаюсь их мнения.

Народы Кавказа: языковая классификация

Всего различают три большие языковые группы, каждая из которых состоит из подгрупп и ветвей.

1. Кавказская (палеокавказская) языковая группа – самая многочисленная и древняя. В свою очередь, палеокавказская группа состоит из трех ветвей:

  • Адыго-абхазская (второе название — западная). Но, и эта ветвь разделена на адыгскую подгруппу и абхазо-абазинскую подгруппу. Самоназвание адыгских народов – адыге. К ним относятся: адыги, черкесы и кабардинцы. Логично, что вторую подгруппу составляют абазины и абхазы.
  • Вайнахо-дагестанская (восточная) ветвь, которая тоже разделена на две подгруппы: вайнахская и дагестанская. О ванайхах мы с вами говорили в статье и узнали, что это собирательный образ, собственно, чеченцев и ингушей. Кроме них, сюда же относят и бацбийцев – жителей Грузии, говорящих на вайнахском диалекте. Кстати, во время переписи населения в Грузии их считали грузинами. К дагестанской группе народов относятся многие народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, агульцы, табасаранцы. Здесь нужно только отметить, что часть некоторых народов после развала Советского Союза остались в Азербайджан. Это – лезгины, цахуры, аварцы.
  • Картвельская (южная) ветвь. Сюда можно отнести всех грузин. Но, нельзя и здесь так однозначно говорить. Ведь, на территории современной Грузии сегодня проживают более десятка языковых (этнических) групп. Самые многочисленные: аджары, мегрелы и сваны. На самом деле, эти народы очень ассимилировались, но язык свой сохранили.

Я решил для наглядности схематично показать вам классификацию кавказских народов. И вот, что мы получили в палеокавказской языковой группе:

2. Индоевропейская языковая группа. Очень большая группа, которая делится на четыре ветви:

  • Армянская группа – собственно, сами армяне (примерно 5 миллионов проживает в Армении, и около 8 миллионов – за пределами страны). Я подчеркиваю ваше внимание на том, что основная движущая сила Армении находится ха рубежом: Россия, США, Европейские страны. Самый простой примером армянского лобби – недавнее признание Францией геноцида армян. У меня есть свое мнение по этому поводу, но озвучивать не буду, так как нет желания разжигать межнациональную рознь.
  • Иранская группа – потомки древних иранцев. Самый многочисленный народ в этой группе – осетины, проживающие в России и в Грузии. Но, удивительно, что осетинский народ разделен на две части (речь идет не о географическом разделении на Южную и Северную Осетию) – осетины-православные и осетины-сунниты. К этой же группе относятся – талыши (проживают в Азербайджане), таты (в основном, в Дагестане и Азербайджане), курды, езиды и горские евреи.

На счет, так называемых, горских евреев хочу сказать следующее: у меня есть знакомые этой национальности. Кстати, известная певица Жасмин (настоящее имя – Манахимова Сара Яковлевна) является яркой представительницей горских евреев. Так вот, эти евреи мало чем отличаются от классических представителей этой нации. Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Тем более, мое двухнедельное путешествие в Израиле позволяет мне их сравнивать (читайте статью ).

  • Славянская группа – это русские и украинцы. Русские (в том числе, кубанские и терские казаки) проживают во всех регионах Северного Кавказа. В Краснодарском и Ставропольском краях они составляют порядка 85-90% населения. Хотя, если честно, то я бы не стал Краснодарский край относить к Северному Кавказу. Подробнее об этом писал в статье .

Осталось добавить, что я напишу интересную статью о положении русского народа в северокавказском регионе. Столько воплей и криков по этому поводу в последние годы развели, но реальность совсем иная. Дабы не пропустить эту статью, подписывайте на обновления блога. А теперь давайте рассмотрим последнюю ветвь индоевропейской группы.

  • Греческая группа – понтийские греки. Свой понтийский язык практически утратили, ныне говорят либо на русском, либо на современном греческом. На данный момент проживают в Грузии, России и Армении. Но, нужно отметить, что активно выезжают из Грузии. Например, в Перми есть ночной клуб понтийских греков, называется «Парнас». Признаюсь, в свое время я с друзьями стоял там в охране. Кстати, они выходцы из Турции, вернее, из Малой Азии (область Понт). Наверное, поэтому такие ПОНТливые… шучу!

Нам с вами осталось рассмотреть последнюю группу народов, но прежде чем мы это сделаем, давайте посмотрим на графическую градацию индоевропейских народов Северного Кавказа :

3. Алтайская языковая группа («алтайская семья») , которая состоит из двух ветвей. На самом деле, состоит она из многих ветвей, но на Северном Кавказе представлены только две. Хотя, некоторые утверждают, что вообще одна ветвь на Кавказе. Давайте разбираться:

  • Тюркская ветвь (тюркоязычная группа). Самыми яркими и многочисленными представителями этой группы являются азербайджанцы (также самый крупный мусульманский народ на Кавказе, исповедуют ислам шиитского толка). Общее количество азербайджанцев в мире составляет примерно 60 миллионов человек: в самой республике проживает более 9 миллионов, в Иране порядка 30 миллионов, в России – примерно 3,5 миллиона. Кстати, те, кто торгуют на рынках, чаще всего, являются талышами (граждане Азербайджана, но не азербайджанцы). Теперь отвечу на вопрос, который мне задавали читатели блога раз 500, наверное. Ребята, я по национальности азербайджанец, проживающий в Дагестане. Если быть еще точнее, то в , до 1846 года входящего в состав Азербайджана (Кубинское ханство). Хотя, уже 7 лет я только время от времени возвращаюсь в свой родной город, но это уже другая история.

К тюркоязычным народам Северного Кавказа также относятся: балкарцы (проживают в Кабардино-Балкарии), карачаевцы (Карачаево-Черкесия), кумыки (в основном, проживают в Дагестане, но некоторая часть – в Северной Осетии). Есть еще туркмены, которых называют «трухмены» и месхетинские турки в Грузии.

  • Тюрко-монгольская ветвь . Сразу хочу сказать, что ее не все признают, но я считаю, что она имеет место быть. Например, нельзя однозначно утверждать, что ногайцы относятся к тюркоязычным народам. Для этого выделили отдельную группу, в которую, кроме ногайцев, вошли и часть калмыков, исповедующих ислам. Как вы уже, наверное, поняли, у тюркоязычных народов, кроме схожести языка, единая вера.

Вот это краткая характеристика северокавказских народов. Да, вы все правильно поняли. Очень кратко я старался объяснить. Говорил же, что сам чертенок «ногу сломает». Я, слава Богу, цел и хочу, для пущей наглядности, представить схему алтайской языковой группы народов Кавказа. Хотел еще и общую схему представить, но слишком много места это бы заняло:

Друзья, возможно, я какой-то народ пропустил. Если вы заметили это, то буду очень благодарен дополнениям в комментариях к этой статье. Да, надеюсь, что никого представленной информацией не обидел. Тем более, существует такое мнение, что все кавказские народы имеют общие корни. Давайте рассмотрим это…

Кавказские народы имеют общие корни?

Ребята, знаете, в чем заключается уникальность Кавказа? Вспомните, с каких слов я начинал статью ? Если мне не изменяет память, то там было следующее: «Северный Кавказ – это территория исторических, национальных, религиозных, культурных и других контрастов». Да, да и еще раз да! Смотрите, сколько народов, сколько сплетений, сколько культур и традиций. Поверьте моим словам, даже такие родственные народы, как и отличаются не только культурой, но даже диалектикой. Тем не менее, абхазы, осетины, грузины, проповедующие христианство, и аварцы, азербайджанцы, лезгины, кабардинцы (последователи ислама) называют себя — кавказцами! И в этом заключается уникальность народов Северного Кавказа .

На протяжении веков ковалась общая историческая судьба кавказцев, которая привела к образованию общекавказского этнографического единства. И сегодня все чаще слышны мысли об общности происхождения кавказских народов, но первым об этом написал Леонтий Мровели (XI век). Он является автором труда по истории Грузии с мифических времен. Так вот, Мровели составил «генеалогическое древо народов Кавказа» и выдвинул такую теорию, что все кавказские народы имеют одного общего предка – Таргамоса. А все нынешние народы это его потомки.

Я не буду давать оценку взглядам этого уважаемого человека, но согласен в том, что единство народов проявляется во всем: в поведении (подробнее об этом можно прочитать в статье ), в танцевальном искусстве (один чего стоит), в традициях. Например, , куначество, , глубочайшее уважение к старшим, и многие другие обычаи и традиции существуют в культуре всех кавказских народов. Черты характера «среднего кавказца», не говоря уже о внешней идентичности, также примерно одинаковы. Ведь, вспомните, как обычно говорят: «Горячий кавказский парень!». Я ни разу не слышал, чтоб сказали: «Горячий осетинский (азербайджанский, аварский) парень».

Кстати, именно это стало причиной того, что о кавказцах сложился такой (признаюсь, даже приятный) миф, что они горячие ВО ВСЕМ! Сами же не всегда так думают. Или я не прав? Так вот, буквально позавчера мне читательница по имени Ирина прислала следующий вопрос:

Привет, Али! Вы, наверное, слышали о таком выражении: «Русским девушкам больше всего нравятся кавказские парни!». Что думаете по этом поводу? Если согласны с этим, то назовите причину. Спасибо за ответ.

Уважаемая Ирина, отвечаю на ваш вопрос. Я не буду опровергать это выражение (и утверждать тоже, я же не девушка… чувство юмора – хорошая штука), но мне кажется, что причина этому есть. Вспомните, в 90-е годы в стране крутили всякие бразильские, мексиканские и прочие южные «мыльные оперы» (сериалы), а также индийские фильмы. Главные актеры в этих сериалах всегда такие смуглые (либо загорелые), спортивные брюнеты. Нет, не подумайте, что я взахлеб смотрел сериалы. Так вот, кавказцы, чаще всего, подходят под это описание. Заметьте, я написал, что чаще всего. Вот и вся загадка того, почему кавказские ребята нравятся русским девушкам. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что не всегда парни оправдывают ожидания девушек.

А что вы думаете по этому поводу? Нам же осталось рассмотреть то, чему можно поучиться у кавказцев.

Народы Кавказа: чему можно у них (у нас) поучиться?

Сегодня люди по-разному относятся к представителям кавказских республик. Где-то сами кавказцы виноваты, где-то хорошо «поработали» СМИ, но суть одна – нельзя у народа отобрать то, что ему присуще исторически. Чего-чего, но традиции там все еще сильны и это меня не может не радовать. Особенно, когда вижу, что творится в остальной России. Нет, я не радуюсь тому, что другим плохо. Я огорчаюсь тем, что остальные не хотят перенимать наш опыт. Прежде, чем мы станем с вами детально говорить, посмотрите короткий фрагмент передачи «К барьеру» Владимира Соловьева (в одной из прошлых статей уже показывал, обязательно посмотрите):

Стоит ли дальше что-либо говорить? Здесь заключен ответ на вопрос скептиков относительно того, . Согласен, что есть маргиналы среди кавказцев, но это всего 1-3%! Остальные нормальные люди! И у них есть чему поучиться. Нет, я не говорю, что у русских нечему учиться. На протяжении 7 лет я безустанно учусь у великой русской культуру, мне это интересно. Но, почему русским не интересно узнать ? А ведь она очень традиционна, а, значит, сохранилась практически в первозданном виде. Еще не успела массовая культура поглотить культуру народов Кавказа. Я не понимаю, зачем кричать , когда миллионы РУССКИХ детей и стариков брошены на произвол судьбы. Когда ветераны войны не могут получить те квартиры, которые мы им ОБЯЗАНЫ предоставить. Когда находятся люди, готовые обуть этих стариков.

Знаете ли вы, что в Москве и Санкт-Петербурге уже появились специальные окна, куда можно приносить младенцев, от которых родители отказались. Наш профессор (кстати, доктор психологических наук) говорит, что из таких детей получают стволовые клетки. Еще раз хочу подчеркнуть, что все эти процессы имеют место и на Северном Кавказе, но там традиции настолько сильны, что все это не так сильно отражается на жизни общества.

В моей жизни был случай, который я запомнил на всю оставшуюся жизнь. В 2008 году я приехал в Саратов, надо было ночь переждать, чтоб утром поехать в Пермь. Так вот, на вокзале встретил бабулю, которая держала уши и плакала! Я подошел и спросил, чего же у нее случилось. Она сказала, что в том момент, когда заснула, кто-то подбежал к ней и сорвал с ушей сережки. Меня это просто шокировало!!! На Кавказе все это тоже есть, но не в таких масштабах. Другой пример: когда я жил в Дагестане, то знал своих соседей и соседей моих соседей по имени, мы общались и помогали друг другу. В Перми же я 2 года снимал квартиру, но так и не смог познакомиться с соседями на лестничной площадке.

Поэтому, давайте учиться друг у друга! Мы – кавказцы должны «подтягивать» свою культуру (в первую очередь, культуру поведения), уровень , но и у нас есть чему поучиться. Я уверен в том, что сегодня народы Северного Кавказа, в большей своей массе, хотят жить в мире и иметь добрососедские отношения с русским народом.