Происхождение человека у египтян. О происхождении древних египтян

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Земля - по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства - и . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев - 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского в Египет шел строевой лес - кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты , опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же - главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии , и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло , где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта - содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции . Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые . 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у , правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был , расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от , на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи . Победителями вышли фиванские правители, и при страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Среднее царство

После правления его наследника престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне - Тутанхамоне - утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне , и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей - «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики - в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми . От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения - шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство . Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура - 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона - одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство - Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха .


Рассмотрим религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет - бесконечности пространства, Кук и Каукет - вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, – христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам - всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» - Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество - буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Это – Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард – высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.



Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.э., однако, фараоны правили еще на протяжении веков.

Египет занял позиции ведущей ближневосточной державы с 612 по 525 до н.э., после того как освободил страну от иностранных захватчиков.

Он получил статус фараона, что означало продолжение традиции древнего Египта. В 305 г. до н.э. назначенный полководцем Птолемей стал независимым правителем страны. Династия правила до 31 г. н.э. – гибели царицы Клеопатры. После этого Египет был завоеван Римской империей и стал ее провинцией.

История возникновения Древнего Египта

Культура страны претерпела существенные изменения. Период истории, с начала основания цивилизации в 3000 г. до н.э. до завоевания римлянами в 31 г. до н.э., составил почти три тысячи лет.

Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.

К 3000 г. до н.э. объединенное царство Египта занимало всю долину Нила к северу от первого порога Нила на юге – катаракта, рядом с современным Суданом.

К 1250 г. до н.э. Древний Египет занял земли на севере рядом с Ассирийским царством и на востоке до Красного моря, на юге – по течению Нила к , на западе – до Ливийской пустыни

Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.

Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовываись излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая надрада.

Главными достижениями цивилизации стали:

  • изобретение иероглифов;
  • создание системы управления;
  • возникновени науки математики;
  • освоение промышленности;
  • изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
  • организация судебной системы.

Система управления древнего Египта

В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египта власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.

Фараон считался как политическим лидером, так и центром . Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.


Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал . С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.

Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Котроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.

Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.


Армия Египта в древности

Вооружение армии древнего Египта составляли:

  • луки и стрелы;
  • копья;
  • круглые щиты;
  • деревянные рамы из натянутой кожи животных.

Оружие и доспехи изготавливали из бронзы. Щиты делали из твердой древесины с бронзовой пряжкой, использовались копья с наконечниками.В период Нового царства в армию введены колесницы.
Фараоны следовали верхом как глава армии. Многие цари шли в бой лично, чтобы оправдать надежды народа, хотя не всегда это было для них безопасно.
Первым долгом армии была защита Египта против иностранного вторжения. Самым сложным было обеспечение сохранности и рядом с Нубией, где проходили важные торговые пути.


Религия Древнего Египта

Древние египтяне придерживались языческой веры. Они поклонялись множество культов, к которым относили Ра (Солнце), Исида (природа и магия), Гор (защищал на войне), Осирис (правил в царстве мертвых).

Количество фигур для поклонения и их значения менялись со временем. Поклонения или отказ от совершения обрядов в честь определенных богов отражали политические события в Египте. Например, когда к власти пришли правители , событие ознаменовалось основанием Нового царства. Во главу был поставлен Амон, объединенный Ра, так получился Амон-Ра.

Богослужение велось в храмах, обряды вводили священники. Обычно фигуру культа помещали в закрытое помещение. Только в особых случаях ее показывали народу. В каждом доме была установлена собственная статуя, которой поклонялиь члены семьи. Амулеты и подвески носили для защиты от сглаза.

Религиозные представления о загробной жизни древних египтян также менялись с течением времени. Первоначально загробная жизнь связаывалась с сохранением физического тела . По мере развития идеи о подземном царстве священники пришли к выводу, что помимо материальной оболочки, существует дух, также путешествующий в иной мир. Некоторые люди становились бестелесными душами, блуждающими по земле. За хорошие поступки человек мог стать «благословенным». В потустороннем царстве ему сулили жизнь в добре и изобилии.


Жизнь в Древнем Египте

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозйсьве. Большая часть населения составляли крестьяне-фермеры. Плодородные земли долины Нила обеспечивали постоянный доход в казну, обеспечивая роскошную жизнь фараону, его министрам и многочисленным жрецам. Крестьяне отдавали часть урожая — платили дань. На эти средства велось строительство пирамид и храм вдоль .


Гробница стража Амона. Египет, Луксор

Сельское хозяйство в Египте

Плодородные земли имели протяженность в несколько километров от реки Нил. С обеих сторон долина и сегодня окружена безжизненными пустынями. Сезон наводнений длился с июня по сентябрь, в результате чего на землях образовывался плодородный слой ила. Паводковые воды заливались в резервуары и сохранились в прудах. После того как вода отступала начинался вегетационный период, продолжавшийся с октября по февраль. Осадки в Египте случались крайне редко, поэтому крестьяне орошали поля речной водой из водохранилищ и реки. Для этого строили отводы – каналы, которые несли воду на поля.


Древний Египет: фото

Торговля в Египте

Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.

В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.

Экспедиции проходили далеко на юг, на территорию современного Судана и Красное море, в поисках экзотических товаров: слоновой кости, золота, страусовых перьев и «черных» рабов. Это имущество высоко ценилось в международном пространстве. Обеспечение подобными товарами давало преимущество политического влияния на Ближнем Востоке. Египет приобретал приоритетное значение в регионе перед хеттской и сирийской империями, среди государств Месопотамии.


Долина Цариц Египет

Природные ресурсы древнего Египта

Египет был богат минеральными ресурсами, широко используемыми в древние времена. В долине Нила велась разработка известняка и гранита. В Восточной пустыне добывали алебастр, сердолик и изумруды. Обширные золотые прииски были открыты в . Медь выплавляли из малахитовой руды, добываемой на Синае. В Поздний период велась разработка залежей меди в Верхнем Египте.

Перечисленные минералы добывались в отдаленных местах восточной пустыни Синая. Их разработка требовала отправления многочисленных научных экспедиций.

Периодизация истории Древнего Египта

История древней цивилизации условно разделена современными историками на несколько периодов:

  • Додинанстический (раннединастический) период;
  • Старое царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Римский период.

Первым фараоном древнего объединеннего Египта, северных и южных земель, считается .

История существования древнего государства Египет закончилась с завоеванием Египта потомком Юлия Цезаря императором Рима Августом (Октавианом) в 30 г. до н.э. Последним фараоном была царица Клеопатра VII.


Периоды истории Древнего Египта

Преддинастический период

3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной .
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в .
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал .
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.

300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на .
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.

1900 н.э. 1922 – обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.

История древнего Егип та: смотреть

Арабская Республика Египет со столицей в Каире расположена в восточной части Африканского континента и на Синайском полуострове. На Севере омывается водами Средиземного моря, северо-западная граница Египта - с Израилем, южная – с Суданом, западая – с Ливией, а восточная представляет собой побережье Красного моря. Моря соединяет искусственный Суэцкий канал.

Большая часть территории современного Египта находится в тропической зоне, но северная захватывает субтропический регион.

На сегодняшний день одним из основных источников дохода для республики является туризм. С Египтом у большинства людей ассоциируются памятники древности и средневековья, многочисленные пляжи Красного и Средиземного морей. Популярности среди туристов Египет смог добиться благодаря удачному сочетанию тропического климата и увлекательной многовековой истории, включающей периоды династий фараонов, эллинизма, Рима, Византии, арабского и турецкого государств, а также новейшую историю.

Египет Династического периода. Цивилизация фараонов

Говоря об истории возникновения Египта, люди, мало знакомые с ней, чаще всего имеют в виду период «до нашей эры», когда страной правили фараоны, воздвигались знаменитый пирамиды и Сфинкс, величественные дворцы и храмы.

Династический период действительно поражает воображение. Первые цивилизации Древнего Египта возникли на рубеже IV – III т.л. до н.э. Во многом египетская цивилизация - новатор: именно здесь достиг наивысшего расцвета деспотизм правителей, началось масштабное использование поливного земледелия, появился один из самых многочисленных и сложных пантеонов богов, развивалась письменность и монументальное строительство, впервые использована система деления власти на центральную, региональную и местную.

Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемый период Египтом правили фараоны. Античный историк Манефон предложил разделить их на 30 династий. Он же выделил следующие периоды: Древнее (I – X династии), Среднее (XI – XX династии) и Новое (XXI – XXX династии) царства. Такой периодизацией ученые пользуются до сих пор, хотя с появлением новых данных она несколько усложнилась.


Периоды

Рассмотрим основные периоды истории Древнего Египта:

  1. I додинастический (нач. IV т. л. до н. э.). Начинается разложение родоплеменного строя. Происходит формирование 40 номов, включающих города с прилегающими к ним территориями и мелкими поселениями. Основной чертой периода является борьба за гегемонию (главенство над другими городами). В результате борьбы появляются две противоборствующие силы: область Верхнего Египта (южный Нил) и Нижнего Египта (северный Нил с дельтой).
  2. Раннее царство (XXXIII – XXIX вв. до н. э.) – появление 0, правление I – II династий. Зарождается деление общества на сословия, в некоторых местах начинает появляться ирригационная (поливная) система земледелия. Происходит объединение Египта. Первым правителем обеих территорий становится Нармер.
  3. Древнее Царство (XXVIII – XXIII вв. до н. э.) - время III – VI династий. Полная централизация, вся полнота власти сосредоточилась в руках фараонов (впоследствии никто, кроме правителей Египта, не будет обладать такой силой). Благодаря их неограниченной власти, появляется возможность возводить величественные строения. Например, пирамида Хуфу (Хеопса), представителя IV династии, является самой крупной за всю историю государства Египет. Кстати говоря, назначение погребальных сооружений до сих пор остается дискуссионным вопросом египтологии.
  4. Экономические и политические взлеты Древнего Египта периодически сменялись падениями, так называемыми Переходными периодами. Первый из них продолжался с XXIII по конец XXI в. Причина упадка состояла в распаде страны на отдельные номы. Такая ситуация была возможна благодаря тому, что управляющие номами сосредоточили в своих руках огромную власть и стремились к большей независимости.

Объединение Египта в период Среднего Царства

Непосредственно в данный период, продолжавшийся с середины XXI по XVIII вв. до н. э. (XI – XIII), могущество фараонов уже не было столь всеобъемлющим. Тогда же закончился процесс сооружения ирригационной системы. Египет превратился в первую «мировую державу», подчинив себе юго-восточный Средиземноморский берег, Нубию и половину Синайского полуострова.

За подъемом последовал II Переходный период. С конца XVIII до середины XVI в. до н. э. - династии фараонов создавались гиксосскими правителями (XV и XVI), а затем появилась фиктивная династия полководца, пытавшегося одолеть захватчиков (XVII). К очередному династическому кризису привело ослабление царской власти и многочисленные восстания.


Полное освобождение Египта

Полностью Египет освободился от гиксосов позже:

  1. На Новое царство (с XVI по XI вв. до н. э.) приходится очередной подъем, но уже к XVI в. могущество египетских царей сильно ослабевает, зато возрастает их внешнеполитическое влияние: создана Империя, включающая все восточное Средиземноморье и северо-восток Африки.
  2. III и последний Переходный период длился с XI по VIII вв. до н. э. Он начался с падения Египетской Империи под натиском Ливии. Ливийцы образовали собственные правящие дома (XXII и XXVI). Восстановление утраченной мощи стало возможным только при XXVI – Саисской – династии (VII-VI вв. до н. э.)
  3. Существование самостоятельного государства завершилось ослаблением правителей из династий с XXVII по XXX и покорением Египта Персией (конец VI – IV вв. до н.э).

Государство продолжало существовать, но уже не автономно. Египет развивался, постепенно трансформируясь в страну, которую представляет собой на сегодняшний день.

Период Эллинизма

Период эллинизма в истории государства Египет начался с освобождения страны от владычества Персии Александром Великим в 332 г до н.э. В том же году полководец приказал заложить новую столицу – Александрию.

Провозглашение Александра фараоном прервало правление Ахеменидов. Через девять лет великий завоеватель скончался, не оставив наследника. Между его полководцами (диадохами) началась борьба за управление территориями, на которые стремительно распадалась великая империя. Египтом завладел Птолемей I, и его потомки властвовали здесь до самого окончания периода Эллинизма.


Царствование династии Птолемеев

В царствование династии Птолемеев в управлении гармонично сочетались как старые, так и новые греческие черты. Правитель Египта оставался абсолютным монархом, не сократился штат чиновников, продолжал существовать огромный объем канцелярской государственной переписки. Наличие традиционных черт не мешало введению новшеств: официальным языком стал греческий, появились должности, характерные для двора Александра: «родственники», «равные по счету родственникам», «первые друзья» и т.д. На верхушке административной пирамиды находился диойкет. Он управлял хозяйственными и финансовыми делами, распоряжался казной, занимался учетом налогов. Человек, занимающий этот пост, имел все шансы обрести огромное могущество, как, например, Аполлоний, диойкет Птолемея II.

Начала функционировать иная административная система. Существование трех полисов – Александрии, Навкратиса и Птолемаида – не играло большой роли. Основная часть территории входила в хору, делившуюся на номы, во многом сохранявшие автономию.

В таком виде Египет существовал до 30 г. Последняя правительница из рода Птолемеев – Клеопатра VII – безуспешно пыталась не допустить полного господства Рима. Истории известна драма любви между последней египетской царицей и Марком Антонием. В 31 г. Юлий Цезарь Октавиан победил несчастного влюбленного в морском бою при Акции, а в 30 г. Клеопатра, поучив ложную весть о кончине Марка Антония, совершила самоубийство.


Египет под властью Византии

Египет был подчинен Римской Империи и до ее раздела в 395 году входил в состав Восточной Римской Провинции. После перехода государства в руки Византии в нем началось активное развитие христианства. Вера распространялась из центра в Александрии очень быстро, и к II в. н.э. в стране в большом количестве присутствовали монастыри и киновии. Несмотря на популярность христианства, оставалось небольшое число приверженцев языческих культов.

В период подчинения Византии увеличилось число крупных земельных поместий. Участки росли за счет присвоения богатыми земель разорившихся крестьян.

Сложилась система отношений между земледельцами и владельцами земли – колонат. Арендатор – колон – расплачивался с арендодателем собственным трудом или долей урожая.

Обладание Египтом было экономически выгодно Византии: провинция выплачивала почти половину от общей суммы имперских налогов, производила огромный объем продукции: 240 тыс. тонн пшеницы ежегодно.

К VII в н.э. нарастало недовольство правительством Византии, достигли апогея религиозные разногласия. Впоследствии провинция настолько ослабла, что небольшого отряда арабских захватчиков хватило для покорения большинства ее территорий.


Египет в составе Арабского Халифата

639 г. ознаменовался вступлением арабских войск, во главе которых стоял Амра ибн ал-Аса. Началась борьба за обладание страной. Византия всеми силами пыталась вернуть утраченные территории, но успеха не добилась. Как видно из истории Египта, в течение короткого периода Египет несколько раз переходил под власть разных фамилий завоевателей. Среди них дома Омеййадов (до 868 г.), Тулунидов (до 935 г.) и Ишхидов (до 969 г.)

С 969 года Египтом правят фатимиды, и страна перестает быть зависимой от Багдада даже номинально.

Пребывание под властью Халифата крайне важно для истории развития Египта, так как именно арабское влияние позволило египтянам принять ислам – религию, которую большинство из них исповедуют и сегодня.

Период подчинения Османской Империи

22 января 1517 года османские войска разгромили мамлюков в пригороде Каира. Египет перешел к Турции до 1914 года. Менялись наместники, но значительные изменения в жизни провинции отсутствовали.

Одно из знаменательных событий того времени – поход Наполеона в Египет, затеянный полководцем с целью оспорить здесь британское господство. Поход длился с 1798 по 1801.

Новейшая история Египта

После освобождения от господства Турции в 1914 году Египет оказался под протекторатом Великобритании. Только в 1922-м Англия признала его самостоятельность и провозгласила королевством.

Республикой Египет стал намного позже, в 1971 году, с принятием новой конституции. Установленный в то время строй сохраняется в стране и по сей день.

В истории Египта огромное количество событий приходится именно на новейший период: и затяжной передел власти, конец которому вряд ли будет положен в ближайшем будущем, и войны с Израилем. Внимание мировой общественности к этим событиям обусловлено в основном тем, что на раздираемой противоречиями территории находится Суэцкий канал – одна из важнейших мировых транспортных артерий.


Заключение

Путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен. Недаром в исторической науке существует целое направление, занимающееся изучением этой загадочной страны – египтология. Разумеется, большинство отдыхающих не вникает в ее тонкости, но каждому, кто собирается посетить Египет, нужно иметь в виду, что его история не заканчивается на пирамидах, а сегодняшние египтяне вследствие многовекового пути, который прошла их страна, не имеют ничего общего с теми, кто строил оросительные системы и поклонялся языческим богам много тысячелетий назад.

Тема Древнего Египта волнует многих людей даже сегодня. Причем интересуются ею не только соответствующие ученые и историки.

Начиная изучать эту тему в 5 классе, человек впервые осознает, что задолго до появления компьютеров и сегодняшнего привычного уклада жизни, существовало нечто такое, что даже современные ученые не в состоянии объяснить.

История Древнего Египта

На снимке из космоса долина Нила выглядит как грубый зеленый шрам, пересекающий пространство пустыни. В наши дни Нил перегорожен плотиной гидроэлектростанции, снабжающей Египет энергией.

Но плотина прервала природный цикл, остававшийся неизменным на протяжении жизни бесчисленных поколений.

Ежегодные разливы не только снабжали долину Нила водой, но и приносили на поля огромное количество ила, делая их плодородными, – это создавало условия для развития одной из самых долгоживущих цивилизаций в истории человечества.

За 4000 лет до н. э. сельское хозяйство в долине Нила было таким продуктивным, что за счет него можно было содержать многочисленное население, имевшее другие занятия.

Оно концентрировалось в небольших поселениях городского типа. Процветание этих поселений не вызывало особой зависти у соседей – климатические изменения, которые привели к постепенному превращению плодородной долины Нила в зону пустынь, лишь начинались.

Однако назревающий кризис подтолкнул развитие египетского государства.

Около 3100 года до н. э. несколько центров на территории Египта объединились в одно государство, правители которого, фараоны, властвовали над всей долиной Нила от 1-го порога Верхнего Египта до дельты.

Укреплению их власти способствовали религиозные верования древних египтян: фараон представлялся богом, повелителем разливов Нила, защитником народа в настоящем и будущем.

Это и стало одной из причин возникновения культа умерших, занимавшего центральное место в древнеегипетской культуре, и строительства грандиозных усыпальниц, которые становились не только местами религиозного поклонения, но и экономическими двигателями жизни египтян.

Рядовые египтяне были вечными должниками фараонов и платили им как продукцией своего труда, так и участием в общественных работах – строительстве дворцов, храмов, ирригационных систем для полива земель.

Всю сложную общественную систему контролировала разветвленная служба чиновников-писцов. Бюрократический аппарат фараонов не только управлял жизнью рядовых египтян, но и служил организующим началом – обеспечивал проведение масштабных работ, таких как строительство известных во всем мире .

Палетка Нармера

На палетке Нармера, созданной в честь покорения Нижнего Египта, Нармер, правитель Верхнего Египта, замахивается на врага боевой палицей. Поверженные враги уже лежат у него под ногами.

Сокол – символ бога Гора (его часто изображали с головой сокола), стебли папируса, на которых сидит бог – символ болотистого Нижнего Египта.

Основой богатства Древнего Египта было сельское хозяйство, развивавшееся на плодородных землях долины Нила. Река служила и главным путем сообщения.

Древний Египет вырос вдоль Нила. Нация сложилась после того, как в 3100 г. до н. э. два независимых царства – Верхний и Нижний Египет – объединились под одной властью, образовав одну из самых могущественных цивилизаций в истории.

Пирамиды Древнего Египта

В начале эпохи Древнего царства знатных египтян хоронили в сложенных из кирпича-сырца гробницах с плоским верхом – мастабах. Первая пирамида, построенная фараоном Джосером около 2650 г. до н. э., напоминала несколько мастаб, поставленных одна на другую.


Стройка пирамид

Ступени пирамиды представляли собой лестницу, по которой усопший фараон должен был подняться к солнцу – источнику жизни. Вскоре пирамиды обрели привычную для нас форму с четкими прямыми гранями, олицетворявшими лучи бога солнца – Ра.

Первая из таких пирамид оказалась и самой грандиозной – в Гизе до сих пор поражает своей величиной, возвышаясь над многоэтажными жилыми домами пригородов Каира.

Она уверенно занимает одно из ключевых мест в списке .

Пирамида Хеопса оставалась самым высоким сооружением на планете вплоть до постройки Эйфелевой башни в 1889 г. Пирамида сложена из каменных блоков общей массой в 6 млн. тонн.

Боги Древнего Египта

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления.

В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

Богам поклонялись в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма была культовая статуя в святилище.

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта – живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.

Архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет.

Скульптура – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме.

Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Все изображения ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске – грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк – и краска ложилась более ровно.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире.

Кратко о Древнем Египте

Ниже приведена таблица с основными датами могущественной цивилизации древности. Всего даты указаны до нашей эры и имеют приблизительную точность.

Лет до нашей эры

Событие

6000 Начало постепенного перехода охотников и собирателей к оседлому образу жизни в долине Нила.
4000 В Накаде (близ Луксора) зарождается накадская культура с простыми поселениями деревенского типа, отмеченная и в других районах.
3500 В Накаде и других поселениях начинают строить дома из прямоугольных кирпичей. Появляются города, обнесенные стенами. Усиливается опустынивание Сахары.
3300 Древние египтяне используют речные и морские парусные суда.
3200 Появляются образцы иероглифического письма.
3100 Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет объединяются под властью правителей додинастического периода.
3000 Нармер, самый известный из царей додинастической эпохи, управляет объединенным Египтом из своей столицы Абидоса.
2950 Правление фараона Менеса, основателя I династии. Начало Раннего царства.
2650 Построена ступенчатая пирамида Джосера.
2575 С приходом к власти Снофру начинается IV династия.
2550 В Гизе (близ Каира) строят Великую пирамиду, предназначенную для фараона Хуфу (Хеопса).
2450 С приходом к власти фараона Усеркафа начинается правление V династии.
2325 Правление фараона Тети, основателя VI династии.
2250 Начало правления Пиопи (Пепи) II.
2170 Наследники Пиопи II после его смерти не способны поддерживать авторитет власти фараонов в стране, охваченной сепаратизмом.
2125 Конец эпохи Древнего царства и начало волнений – Первый переходный период.