ОКД для собак: описание курса и основных команд. Методические советы к проведению практических занятий по дрессировке и тренировке служебных собак

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке (посадке, стоять, голос и тд) по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Билет № 23

1. Особенности дрессировки собак по защитно-караульной службе.

Особенности подготовки собак для защитно-караульной службы:

Кинологические службы ФСИН, МВД и ФСБ используют в своей работе собак, прошедших подготовку по курсу защитно-караульной службы (ЗКС). Навыки, полученные животными в процессе обучения, применяют при задержании правонарушителей, их конвоировании и охране, при поиске взрывчатых веществ и наркотиков, а также при проведении антитеррористических операций. Для охраны людей и военных объектов также предназначаются собаки, обученные по программе ЗКС.

Задачи ЗКС и подбор собак для нее:

Свое развитие служба получила от бывших военных направлений в дрессировке. В современных условиях силовыми структурами России на базе обучения ЗКС идет подготовка караульных, розыскных, сторожевых и конвойных собак. В зависимости от конкретного вида службы и целей использования собаки, для нее подбирают определенный набор навыков, которым животное предстоит обучить. Кинологи МВД обучают своих питомцев не только курсу ЗКС, но и умению брать след, что является необходимым для собак поисково-спасательных служб (ПСС).

У животных, которые проходят курс, вырабатываются специальные навыки, которые несколько отличаются от умений, предъявляемых к собакам поисково-спасательной службы. Они должны охранять людей и вещи, уметь задерживать и конвоировать, осуществлять выборку вещи по индивидуальному запаху. Учитывая специфику работы, в результате курса дрессировки у собак вырабатывается недоверчивость к посторонним людям, бдительность, злоба, внимательность, решительность. Наиболее подходящими для ЗКС являются немецкие и кавказские овчарки, эрдельтерьеры, доберманы, ротвейлеры, доги и боксеры.

Желательно, чтобы собаки обладали уравновешенным типом темперамента, в меньшей степени подходят для такой работы легковозбудимые собаки. И уж совсем нежелательно, брать на ЗКС флегматичных животных, которые плохо обучаются и поддаются дрессировке, пассивны и ленивы. Собаке с неуравновешенным, возбудимым типом нервной деятельности, у которой преобладает оборонительный инстинкт, нужны дополнительные принудительные меры дрессировки, например: парфорс. За ней нужно особенно тщательно следить при караульной и розыскной работе. Пес не должен перевозбудиться, получив срыв в сторону возбудителя, иначе он потеряет след.

Методика отработки рефлекса преследования:

В процессе воспитания щенков для ЗКС используются такие раздражители, как дразнение и убегание. Тренируя молодую собаку, следует учесть, что всякое особо резкое наступление провоцирует у животного отступление. И, наоборот, видя явное отступление, собака начинает преследование. Этот момент очень важен: неосторожный удар при активном наступлении может вызвать у щенка страх, побороть который будет довольно сложно. Осторожное и вкрадчивое наступление обычно вызывает у собаки первый бросок. Дрессировщик при этом делает «испуганный вид» и начинает отступать, что приводит ко второму, более мощному броску щенка вперед.

Когда рефлекс преследования закрепится несколькими упражнениями, действие усложняют применением тряпки или палки, проявляя крайнюю осторожность. Сторонние предметы используют для формирования у собаки стремления отнять их. Лучшим методом сделать это будет попытка вытянуть из пасти щенка предмет сразу после схватывания. Тренировка должна проходить так, чтобы заинтересовать молодую собаку борьбой в виде игры и развить ее оборонительный инстинкт. Выйдя победителем из противоборства, щенок должен получить от воспитателя поощрение в виде лакомства и одобрительных жестов.

Караульная служба намного проще защитно-караульной. Собака должна облаять незнакомых и задерживать посторонних при попытке проникнуть на охраняемую территорию. Сформировать и развить сторожевой рефлекс у щенка можно гораздо быстрее, если посадить его на цепь недалеко от караульной собаки. Привыкнув к поведению обученной собаки, малыш будет перенимать стереотип и быстро научится сам. Наилучшими породами для несения караульной службы являются кавказские и среднеазиатские овчарки, а также московская сторожевая.

Выборка вещи:

Научить собаку безошибочно выбирать вещи человека по запаху помогут занятия по формированию следующих навыков:

По команде «Нюхай!» животное принюхивается;

Дифференцировка запахов, выделение запаха человека от остальных;

Умение выбирать вещь по запаху образца и приносить ее тренеру.

Основными на таких занятиях являются команды – «Нюхай!» и «Ищи!», вспомогательными – «Дай!», «Апорт!». Целесообразно отработать эти навыки еще до того, как у животного будет развита агрессия, чтобы злоба на постороннего не отвлекала от процесса обучения выборке предмета.

На первых этапах собака должна уметь выбирать вещи по запаху своего тренера. Помощник в перчатках раскладывает на открытом месте несколько предметов, на которых нет запаха дрессировщика, а затем уходит в сторону. На расстоянии трех метров от разложенных вещей дрессировщик дает питомцу обнюхать свой предмет. Для этого он, закрыв рукой пасть животного, подносит к его носу вещь с запахом и, держа на расстоянии 2-5 см, произносит несколько раз команду «Нюхай!». После этого наставник незаметно подкладывает свой предмет к остальной группе, и, вернувшись к собаке, подает ей команду «Нюхай!» с характерным жестом рукой в сторону разложенных предметов. Собака должна выбрать вещь с запахом дрессировщика и поднести ее. За правильное выполнение тренер поощряет своего питомца, при этом лакомства всегда даются левой рукой, а предметы – правой. Усложняя задачу, следует обучить собаку выборке вещей незнакомого человека среди предметов, лишенных запаха. После усвоения этих навыков следует обучение выбирать вещь из нескольких предметов с разными запахами. Для объективной оценки работы собаки, тренер должен как можно чаще менять своих помощников.

Охрана вещи:

Охраняя вещь, животное длительное время находится в состоянии настороженности, выполняя основную команду «Охраняй!». К моменту обучения пес должен быть уже знаком с командами: «Место!» и «Лежать!». В процессе обучения охране вещи, у собаки также формируется недоверчивость и злоба к посторонним.

На первом этапе обучения тренер привязывает собаку, дает ей команду «Лежать!» и кладет знакомую ей вещь перед передними лапами. Затем подается команда «Охраняй!» и дрессировщик становится рядом со своим питомцем. В это время помощник проходит несколько раз мимо собаки, не приближаясь к охраняемой вещи. При проявлении агрессии со стороны собаки, дрессировщик пресекает ее командой «Место!», потому что собака не должна обращать внимания на спокойно проходящего мимо человека.

Когда собака научится не реагировать на посторонних, помощник, проходя мимо, пытается взять охраняемый предмет, подтянув его палкой к себе. Дрессировщик дает команду «Охраняй!», побуждая собаку рычать или бросаться на помощника. Если питомец справляется с задачей, его поощряют. Когда собака успокоится, действие повторяют для закрепления результата. При этом дрессировщик не позволяет собаке преследовать помощника, одергивая поводком и подавая команду «Место!». Для усложнения задачи помощник может использовать лакомство. Собака не должна оставлять охраняемый предмет и брать еду из чужих рук. Правильное поведение животного обязательно поощряется тренером.

Сергей… «…но кинологи очень не любят говорить о наказании, так как 80% владельцев собак строят свои отношения с животным именно на основе подчинения животному. Любой намек, что к собаке иногда необходимо применить насилие, будет воспринят, подчеркнуто отрицательно.»
Замечу: огромное количество сильнейших дрессировщиков страны (по результатам, скажем так, Чемпионатов Мира и Европы:), и не в одном виде) — а, кстати, по тому же Аджилити «наши» уже добрый десяток лет сильнейшие в мире! — на любой Ваш «намёк» на применение насилия и, тем более, наказания собаки отреагируют так же! :-))
(Да, я намеренно избегаю слова «кинолог»… Но заметила, что Вы не просто о владельцах говорите.)
И метод «повторю пару раз, а потом подойду и перетяну чем-нибудь хорошенько» вызывает сожаление. И на отрицательное подкрепление Ваш сценарий никак не тянет — после «пару раз повторю»… Не умеете по-другому? Чем хвалиться-то?…. (((Обычно ещё в таком «общении» употребляется: «что за ерунда такая — кликер?..», «что они так трясутся над своими бордерами?! Обидеть не хотят» и пр.
За что «обижать» собаку, которая ведёт себя и в работе и в жизни безупречно, не считая именно неверных решений и ошибок — которые она сама хочет исправить, и стремится к этому сама? Которая старается изо всех сил? А ведь они не все такими рождаются — не меньше половины мы их такими делаем! Причём, часто одновременно с «общим послушанием»! И это доступно всем — к нам и совсем «нулёвые» новички приходят, и не с самыми «удачными» собаками, и добиваются результатов. Что мешает Вам захотеть и научиться сделать Вашу собаку такой? Попробуйте, это очень приятно! (Хотя, потребности у всех разные…)
Меня зацепила ещё схема: «сделал — лакомство, не сделал — минус лакомство, плюс наказание»…. Что, совсем никак по-другому? 🙂 Убрать наказание — всё рассыплется? А если получение лакомства сделать не самоцелью, и всего лишь маркером, что всё идёт как надо? А целью — само правильное действие?
Ключ в том, чтобы собака была замотивирована на работу так, чтобы сильнейшим наказанием был перерыв в работе (т.наз., тайм-аут, даже не игнор!) или сигнал «Неверно!», лучшей похвалой сигнал со смыслом: «Да!» («зачёт»:), угадал), а самым желаемым — следующая команда и продолжение работы. Не поверите, наши собаки расстраиваются иногда, когда во время работы их останавливают, чтобы угостить или погладить! Для них это становится «досадной задержкой».. В перерывах — да, и мясо «идёт» с удовольствием, и ласка всегда под рукой)).
«В итоге в 80% случаев не хозяин дрессирует собаку, а она хозяина: не вывел вовремя на улицу – наказан – загажен пол, не дал вовремя поесть – погрызены тапки, оставил одну дома – меняй деверь и т.д.»
Не могу не согласиться — большинство собак лучшие дрессировщики, чем их хозяева. 1000+
Но лучше всё-таки собаку занять чем-то и сделать её жизнь интересной и полезной (и самому при этом чему-то научиться), а не «выбивать из неё дурь»…. Ситуации «загажен пол» и «разобрана квартира» решаются всё-таки с щенком, на «памперсной стадии»:), и, в норме, не наказанием! А, в первую очередь, предложением других интересных и полезных (хозяину!) занятий. До наказания и доходить не должно… Это уже ВАША НЕДОРАБОТКА, если до этого дошло… 1. плохо объяснили 2. недостаточно заинтересовали. 3. лишили возможности удовлетворить физиологическую потребность… (Вывод: кто дурак? 🙂)
Но на это внимания требуется много, а ещё знаний (не проблема!) и желания ДУМАТЬ, а не каждый готов уделять щенку сколько требуется времени. С вновь взятой взрослой собакой тоже можно почти без конфликтов обойтись… Не будем брать совсем уж коррекцию — это всё-таки особый случай, и вовсе не большинство.
» Собаки таскают нас за собой на поводке по улице, приучила нас кормить их, лечить и вообще всячески обслуживать.»
Забавно читать. Глобальная проблема-то какая! :-))) Т.е., это не суть обязанность хозяина — заботиться, кормить, лечить? :)) Требуем только от собаки? Любое обучение — процесс взаимный. Но так откровенно чувствовать себя «лаборантом, приученным носить обезьянам бананы».. ! :-)) Если с юмором — я «за». Но зачем воспринимать это как тяжкую повинность? И вздыхать, что не собака вас кормит и водит по врачам?… (а вы не спите весь день беззаботно на коврике). Или всё-таки лучше и интересней подтягивать своего друга до своего уровня? :))
Я хочу сказать: идеологически нужно относиться к собаке правильно. У нас две крайности: или в них видят детей, свиней (на откорме), объект какого-то поклонения или источник… «жизненно необходимых траблов » (и так бывает, сама удивляюсь..) — «чтоб не скучно было и было чем похвалиться»….
Или видят хобби-инвентарь и бесплатного раба… («он мне должен — а то поперёк спины перетяну»). А просто уважать её — как собаку?.. И сделать вашу жизнь взаимно приятной и полезной? И любить. Не за то, что что-то делает… А как только перестаёт — в утиль… Чтоб «всячески не обслуживать»!..
Может, я не совсем верно Вас поняла, но знакомые нотки…
Хотелось бы, чтобы в «первой попытке систематического подхода к дрессировке собаки» и «правильном понимании основ дрессировки» присутствовало правильное понимание своей роли и своих обязанностей, а не «обязанностей собаки»…
В спорте есть золотое правило: 90% ошибок в работе — это непосредственно ошибки дрессировщика, а 10% — ошибки собаки вследствие того, что её чуть раньше неправильно научили.
Очень полезно — рекомендую взять на вооружение… И вспоминать между «парой повторений» команды и ударом… поводка.)

Техника дрессировки служебных собак Сахаров Николай Алексеевич

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Из книги Справочник. Дрессировка собак автора Крузерман Г В

5. Дополнительные указания по методике проведения практических занятий с собакой 1) С собакой следует заниматься 2 раза в день - утром и вечером. Нужно помнить, что иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Распространенные ошибки при дрессировке собак Кроме перечисленных основных ошибок при обучении собаки той или иной команде, существует ряд распространенных среди владельцев собак просчетов, недоработок и ошибочных действий по отношению к питомцу: дрессировка собаки

Из книги Собаки от А до Я автора Рычкова Юлия Владимировна

Примерный тест на выносливость для служебных собак (по программе общества немецкой овчарки) Собака должна пробежать рысью 20 км. Судья двигается вместе с группой сопровождения, чтобы отслеживать прохождение всего маршрута. В течение 5-минутного отдыха, разрешенного после

Из книги Дрессируем собаку автора Зайцева Ирина Александровна

8 ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак представляет собой продолжение курса дрессировки с целью закрепления и совершенствования навыков, выработанных в процессе дрессировки. При отсутствии тренировки, а также при редком использовании собаки в

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава X. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г. 1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ автора Погорелов В И

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение - это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка - это выработка у животных

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

1. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК, И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ 1. Отсутствие правильных ролевых отношений между дрессировщиком и собакой, что, как правило, ведет к неподчинению собаки и незаинтересованности ее в работе. Если терпение и упорство

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА V МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕССИРОВКЕ И ТРЕНИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ

Из книги автора

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак - это закрепление и совершенствование навыков, полученных на занятиях по дрессировке.Если собаку не будут тренировать, будут редко использовать в работе, недостаточно закреплять условные раздражители

Дрессировка служебных собак Бочаров Владимир Иванович

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Из книги Собака сопровождения автора Высоцкий Валерий Борисович

ГЛАВА 2 Какую собаку можно считать охранной? Определение пригодности собаки к данному курсу (тестирование) Прежде чем приступить к обучению, воспитанию и подготовке собаки по курсу сопровождения, ее необходимо протестировать. Исходя из собственного опыта я могу

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора Гриценко Владимир Васильевич

ГЛАВА 9 Экзамен по курсу собаки сопровождения Перечень экзаменационных навыков1) Зона охраны.2) Неожиданное нападение: прямая атака на хозяина на улице.3) Отказ от корма: самостоятельная работа на привязи.4) Атака злоумышленника, угрожающего оружием или производящего

Из книги Агрессивность собак и кошек автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава 17. ЗАНЯТИЯ С КОШКОЙ

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Мы с Варварой ходим парой… автора Исакова Галина

Заключительные рекомендации для работы по «Общему курсу дрессировки» Обратите внимание на взаимосвязь практически всех команд общего курса. Последовательность отработки команд логически связана. Команды, отработанные в первую очередь, служат вспомогательными

Из книги Шестое чувство. О том, как восприятие и интуиция животных сумели изменить жизнь людей автора Хэчкот-Джеймс Эмма

7 июля ПОЕЗДКА В ЛЕС-2 Лето - тоже человек, и в этом году оно решило отдохнуть где-нибудь в Турции. Однако и мы с Варварой - человеки, поэтому, помахав лету платочком, выехали на близлежащий водоем. Для компании была приглашена еще дюжина моих коллег - старых и новых

Из книги Друзья Карацупы автора Сорокин Василий Николаевич

16 июля Хозяйственная я Решила сесть на диету. Основная мысль: «налегайте на мясцо и уменьшится пузцо».Какие «мясы» есть в природе, кроме колбасы, я не знала. Обратилась к могучему Интернету. Выдает: «мясо (баранина, говядина), птица (гуси, утки, курица), печень говяжья,

Из книги Туман идет по следу автора Сорокин Василий Николаевич

26 июля Сегодня себе нравлюсь. Я же вчера, считай, даже сегодня! До 4 утра! Драила, чистила, полировала, и главное - готовила!Рецепт такой:Берется все, что куплено, и запекается! Вот. Уф.., устала, пока писала такой длинный рецепт. А кроме того, купила какого-то чуда заморского

Из книги Мои друзья автора Рябинин Борис

ЛОНДОН, 7 ИЮЛЯ 2005 ГОДА В 2005 году после прогремевших в Лондоне взрывов спрингер-спаниель по кличке Ричи был послан обследовать взорвавшийся на Тэвисток-сквер автобус (и окружающий район), чтобы проверить, нет ли там второй бомбы. Взорванные поезда тоже проверяли собаки,

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги автора

ПЛАН ГЕСТАПОВЦА То обстоятельство, что перебежчик притащил на себе офицера, не произвело на гитлеровцев никакого впечатления. Остановивший его дозор крикнул солдат. Пришли двое с носилками, положили раненого и унесли. Повели и Ашпина. Месяц еще не показался, и было темно.

Из книги автора

НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ ПО ПОВОДУ ЗАНЯТИЯ СОБАКОВОДСТВОМ Правду сказал Сергей Александрович, заявив, что собаководство - интересное занятие, интересное и полезное, особенно для молодежи. И теперь, вспоминая занятия с Джери, я всегда испытываю радостное волнение.Вероятно, тот,

Из книги автора

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.Цель занятия.1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и

Из книги автора

ГЛАВА VI КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ (практические занятия) B курс общей дрессировки входит отработка так называемых простых навыков у собак, которые дисциплинируют их и являются основой для специальной дрессировки. В курс общей дрессировки включается отработка следующих

Из книги автора

ГЛАВА VII ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (практические занятия) Отработка навыков вспомогательного характера направлена на развитие у собаки оборонительного инстинкта, который в ходе занятий проявляется по-разному в зависимости от применяемого