Обращение правило русского языка примеры. Примеры предложений с обращением в русском языке

В языке, его устойчивых конструкциях, отражается богатейший опыт народа, неповторимость его традиций, обычаев, условий и образа жизни. Речь иллюстрирует субъективное восприятие картины мира, соответствующее сознанию и менталитету ее носителя. Вместе с этим язык оказывает влияние и на носителя непосредственно, формируя его личность. Это обусловлено прежде всего тем, что в процессе усвоения родной речи человек впитывает в себя и национальную культуру, в которой заложены черты народного характера, и особенности мировоззрения.

Речевое поведение

В общении, имеющем социальную ориентированность, общественные роли слушателей и говорящих имеют особенное значение. При этом имеет место определенная Характер речевого поведения участников задается ролевой позицией. При этом применяемые в общении, конструируют ситуацию. Речь считается одним из важнейших инструментов, способствующих утверждению человека. Формирование адекватного понимания языкового сообщения между участниками коммуникации осуществляется при использовании разных способов обозначения социальных взаимоотношений, в рамках которых предполагается разворачивать общение. Вместе с прямыми представлениями, при которых обозначаются наиболее значимые при роли участников, присутствуют и косвенные. Последние являют собой средства социально-символического типа и применяются для демонстрации статуса и ролевых позиций собеседников. Одним из таких инструментов является обращение в русском языке. Рассмотрим это средство более подробно.

Обращения. Общие сведения

Что такое обращение в русском языке? Данная конструкция может выявить социальную иерархию, при равенстве статусов - выразить личное отношение одного собеседника к другому. В этом случае могут применяться специальные слова-обращения. В русском языке, как, впрочем, и в других речевых системах, такие конструкции могут указывать на титул лица, с которым ведется диалог. К таким элементам, в частности, относят "сэр", "ваше благородие", "ваше величество" и прочие. Вместе с этим формы обращения в русском языке могут подчеркивать неформальность либо, напротив, официальность отношений. К примеру: "друзья мои", "товарищи", "дамы и господа", "милейший", "уважаемый", "голубчик", "сынок" и прочие. Надо сказать, что аналогичная функция присуща и ряду конструкций, применяемых в качестве прощаний либо приветствий. К примеру: "Здравствуйте", "Привет", "Салют", "Всего доброго" и прочие.

Гражданский статус

Говоря о том, что такое обращение в русском языке, следует упомянуть и о положении человека в обществе, которое четко обозначается определенными элементами. В этом вопросе рассматривается и гражданский статус, и определенная оценка собеседника. В первом случае в качестве примера можно привести следующие конструкции: "гражданин Петров", "товарищ Иванов", "Иван Петрович". В качестве оценивающих элементов можно привести следующие: "Вам ясно задание?", "Вас не интересовало, почему это именно так?", "Если вам проще начинать с этого, пожалуйста. Но в целом мне хотелось бы, чтобы вы впоследствии…". Считается, что такое обращение в русском языке, как "помощник руководителя" (вместо "билетера"), "сотрудник санитарной службы" (можно использовать вместо "мусорщика"), способствует повышению социального статуса и усилению самоуважения человека.

"Намеренная имитация"

Существуют разные виды обращений в русском языке. В целом, рассматриваемая тема не сводится только к конкретным конструкциям, смысл которых прямо направлен на собеседника. В качестве вербального социально-символического средства выступает намеренная имитация при произношении. Так, к примеру, зачастую, чтобы ребенок лучше понимал родителей, последние подстраивают свою речь под детскую. Но с другой стороны, когда появляется желание отстраниться от собеседника либо группы людей, можно использовать элементы, напротив, подчеркивающие различия. Вот, к примеру, французским канадцам больше нравится, когда их политики произносят свои речи на публику на английском языке, используя сильный французский акцент (даже если деятель владеет чистым английским). В русском же языке, как правило, эта разница отражается в стилистике речи.

"Высокий" и "низкий" стили

Это средство также относится к инструментам вербального социально-символического общения. В этой группе можно выделить несколько подгрупп. "Высокий" стиль предполагает подчеркнуто корректное и правильное построение и дальнейшее употребление слов и их сочетаний. Такая речь воспринимается как более формальная, официальная, несколько дистанцированная. "Низкий" стиль - это Как правило, здесь преобладают жаргонные слова, сленг. Воспринимается такое произношение как неформальное.

"Влиятельный" стиль

Используя те или иные приемы, говорящий может способствовать созданию определенного образа. Так, к примеру, применение определенных конструкций может сделать человека более уверенным в глазах других или более влиятельным. Но может произойти и наоборот. Неуместно использованный речевой элемент может отстранить собеседников от человека, и он потеряет расположение других. Тот, кто произносит слова влиятельно, как правило, использует такую конструкцию предложения: "Давайте сегодня поужинаем" вместо "Я полагаю, мы могли бы поужинать сегодня". Считается, что такое обращение в русском языке, как приведено в первом случае, предполагает призыв к действию, направляет собеседника к его совершению.

"Невлиятельный" стиль

Исследователями было выделено несколько форм сообщений, не имеющих существенного воздействия на собеседника. К ним, в частности, относят:


"Ты" и "вы"

Изменение стиля обращения может быть само по себе приемом, который направлен на "понижение" либо "повышение" статуса собеседника. Считается, что такое обращение в русском языке, как "ты", ассоциируется с дружескими, неформальными отношениями. В то время как "вы" отражает эмоциональную дистанцию, официальность, формальность.

213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой". После обращения делайте паузу (Ι) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Предложения с обращениями по цели высказывания вопросительное.

214. Прочитайте, найдите обращение. Как они выделяются в устной речи и на письме на письме? Спишите, подчеркивая обращение.

Обращение выделяется запятыми на письме. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательный интонацией, то после него ставится восклицательный знак. В устной речи обращения выделяют звательной интонации.


215. Переставьте обращения в середину или в конец предложения. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

1. Мама, разре ши (слов.) мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.


216. Составьте предложения по схемам. (Ο обозначает обращение).

1. Коля, когда ты проснёшься?
2. Михаил Игоревич! Поздравляем вас с юбилеем!
3. Тебе, Анюта, нужно больше читать.
4. Как у вас уютно, Марья Ивановна!


217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?

Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка (обращение) моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка (обращение) моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.


218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

1. Николай Иванович, мы ждем вас в девятом кабинете. (обращение коллег на работе).
2. Николай, как ты думаешь, успеем сегодня заскочить на стадион? (обращение друга) ?
3. Сынок, помоги мне, пожалуйста, занести диван в гостиную. (обращение мамы к сыну).
4. Мы рады вас, господин Рыбаков, видеть на нашей конференции! (обращение на деловой встрече) !
5. Ну что, коллега, приступим к обходу. (обращение коллеги, с которым в хороших отношениях) .
6. Молодой человек, разрешите пройти. (обращение незнакомого человека).
7. Когда уже нас выпишите, доктор? (обращении пациента).

219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.

Пожалуйста, подскажите, как пройти к остановке. Будьте добры, покажите ту хрустальную вазу. Извините, не подскажете который час.

220. Как по-разному (по фамилии, имени и отчеству, словом с уменьшительно - ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

Мариночка, давай я помогу тебе приготовить обед. Марина Петровна, сегодня в десять часов утра у нас будет совещание. Дорогая Марина! Поздравляем тебя с Днем рождения! Ну скажите Кольке, тётя Марина, чтобы он не дрался. А где у нас соль, Марин?


221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судят только по этим обращением, об отношении М. Горького к сыну?

Предложения с обращениями: Посылаю тебе, дружище, книгу "Живое слово", в ней собраны луч шие (слов.) образ цы (образе ц) русс кого (слов.) языка...
Пока, до свидания! Обнимаю тебя, детишка моя!
Судя по обращениям, можно сказать, что М. Горький очень сильно любил своего сына.

Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?

Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?

В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.

Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.

Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.

Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.

Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.

Главное, что нужно было запомнить

  • обращения бывают распространенные и нераспространенные;
  • не подчеркиваются;
  • обращения и вводные слова не одно и тоже;
  • выделятся запятыми.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет), к которому обращена речь.

1. Обращение может выражаться однословно и неоднословно.

Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в именительного падежа, неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Например:

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи , пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья ! (название элегии А. С. Пушкина).

2. Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь.

Например: Эй, в шляпе , вы крайний?

Обращения могут быть выражены особыми, описательными оборотами, которые выделяются как обычные обращения-наименования: – Эй, на шаланде ! – сказал Рег (Грин); – Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам (П. Капица).

3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Например: Если вы, читатель , любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель , а местоимение вы сочетается с глаголом вы любите .

Местоимения ты , вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях:

а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью: Вы, третья с краю , с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.); Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.: Эх, вы, бабы, бабы ! Садовые у вас головы (Крут.); – Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.); Цыц, ты ! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев. – Эх-х... вы. Жители ! (Шукш.);

в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись... (Фад.); Милая ты моя (Шукш.).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Знаки препинания при обращениях

1. Обращения обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузке – восклицательным знаком, стоящим после обращения.

Например: Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.)

– Не ходи, Володя , – проговорил Родион (Ч.).

Прощай же, пора, моя радость ! Я спрыгну сейчас, проводник (Паст.). Стихни, ветер . Не лай, водяное стекло (Ес.). Прозрейте, товарищ зрячий , у озера в стоке вод (Возн.).

Звательная интонация усиливается, если обращение помещается в конце предложения.

Например:

– Здравствуйте, братцы ! - сказал он (Ч.);

Прощай, пора окраин ! Жизнь – смена пепелищ (Возн.).

2. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками.

Например: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя », – прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье ! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат. .. Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой.

Например: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы (Возн).

3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Например: Дедушка, миленький , где же ты был ? (Расп.);Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни ! (Пауст.).

4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

Например: Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Ис.); О, пренебрегнутые мои , благодарю и целую вас, руки Родины, робости, дружбы, семьи (Паст.).

5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.

Например: Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Когда же наконец будет Кара-Ада, капитан ? (Пауст.); Что с вами, синий свитерок ? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

6. Частицы о, ах, а и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Например: О мой милый , мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.).

– Прош , а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.).

Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.).

О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.).

О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.).

О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.).

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

7. Если же перед обращением оказывается междометие (в отличие от частицы оно акцентируется), то оно отделяется запятой или восклицательным знаком.

Например:

– Ах, милая Надя , – начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.);

– Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! – С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах ): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

Междометие (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Например: Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.).

– Эй , поосторожней там! – крикнул Степаха (Крут.).

Куда? Ты что? Эй! (Шукш.).

8. После обращения, представляющего собой отдельное вокативное предложение (Предложение-обращение, т. е. односоставное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица - адресата речи), ставится многоточие или восклицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием.

Например: – Миллер ! – прошептал Шацкий (Пауст.); Аня, Аня! (Ч.); – Петь !.. – Лялька опять в окне (Шукш.);

– Мать... А мать ! – позвал он старуху свою (Шукш.); – Братишки ... – сказал он тихо, и голос его сорвался (Пауст.).

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).

Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)

Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).

На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:

Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:

Уважаемый Иван Иванович!

Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:

Здравствуйте, Иван Иванович!

В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.

Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.

Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.

Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).

Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:

О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).

Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?

Упражнение

  1. Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
  2. Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
  3. Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
  4. Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
  5. Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
  6. Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
  7. Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
  8. А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
  9. Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
  10. Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
  11. Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
  12. Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
  13. Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
  14. Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
  15. Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
  16. Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
  17. Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
  18. О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
  19. О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
  20. Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
  21. Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
  22. Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
  23. «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
  24. – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
  25. «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
  26. За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
  27. «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
  28. Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
  29. Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
  30. Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
  31. – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).