Причины, симптомы и методы лечения синдрома аспергера. Как проявляет себя этот синдром

Редкое заболевание «синдром Аспергера» получило своё название в честь детского педиатра и психиатра Ханса Аспергера из Вены, который впервые описал это расстройство личности у детей как аутистическую психопатию.

Хотя люди с синдромом Аспергера встречаются и среди взрослых людей, обычно это заболевание является довольно мягким вариантом детского аутистического расстройства у детей, обладающих сохранным интеллектом. Своеобразие и специфику этого аутистического заболевания среди глубоких расстройств развития определяют такие симптомы, как сохранность речи.

Аутистическое расстройство развития

Психиатрия выделяет 5 серьёзных нарушений детского развития, которые характеризуются большими сложностями социального взаимодействия в сочетании со стереотипным повторяющимся набором интересов, действий, занятий. Одним из таких нарушений детского развития считается синдром Аспергера. И хотя это расстройство долгое время называли аутистической психопатией, от истинного аутизма его отличает сохранность когнитивных и речевых способностей. Помимо этого, синдром Аспергера характеризует выраженная неуклюжесть.

Когда австрийский детский психиатр Ханс Аспергер впервые описал этот синдром в 1944 году, он наблюдал детей, отличавшихся рядом специфических признаков. Эти дети отличались физической неловкостью, были неспособны к невербальному общению, обладали ограниченной эмпатией по отношению к своим ровесникам. Распространённость этого расстройства у детей, имеющих лёгкую умственную отсталость, примерно 0,5 на 10 000. Дети с синдромом Аспергера, обладающие нормальными интеллектуальными способностями, отмечаются в 20 случаях на десять тысяч. Среди детей, страдающих синдромом Аспергера, преобладают мальчики.

Современное описание больных с синдромом Аспергера появилось только в 1981 г., а ещё через 10 лет были разработаны стандарты диагностики. Но и сегодня этот синдром вызывает у исследователей множество нерешённых вопросов. До сих пор неизвестно, какие признаки и симптомы однозначно отличают синдром Аспергера от детского аутизма, а также какова его распространённость. Дошло до того, что многие исследователи решил совсем отказаться от постановки диагноза «синдром Аспергера», предлагая переименовать его в «аутистическую болезнь, имеющую разные степени».

Действительно, синдром Аспергера — своеобразная форма детского аутизма, своеобразная пожизненная дисфункция, проявляющаяся в мироощущении человека, его отношении к окружающим. Обычно у людей с синдромом Аспергера имеется определённый спектр расстройств, а кроме того, синдром Аспергера считается «неявной дисфункцией» (расстройство никак не определяется внешне).

В отличие от детского аутизма, у ребёнка с синдромом Аспергера совсем не выражены речевые проблемы, а интеллект в норме либо выше нормы. У него отсутствует неспособность к обучению, как при детском аутизме, но определённые трудности в обучении всё же имеются. К таким затруднениям относят: дислексию, эпилепсию, апраксию, СДВГ (гиперактивность, отсутствие внимания).

Психологическое состояние больных

Больные с синдромом Аспергера неловки в коммуникациях, они либо слишком молчаливы, либо чрезмерно разговорчивы, совсем не умеют учитывать в беседе реакции и интересы своего визави. Это происходит потому, что у них имеются нарушения невербальных навыков коммуникации, координация движений также нарушена. В речи синдром Аспергера проявляется стереотипными повторениями, странными фразами, неадекватной интонацией, неправильным применением местоимений. При тестировании больные этим расстройством показывают очень высокий уровень запоминания, благодаря чему часто достигают больших достижений в узконаправленных интересах.

При грамотной поддержке и стимуляции лица с синдромом Аспергера успешно живут полноценной жизнью. Однако детям с синдромом Аспергера бывает трудно распознавать знаки, которые обычные люди воспринимают подсознательно (интонация, разные жесты, мимика). Поэтому им бывает очень сложно взаимодействовать с ровесниками, в свою очередь, это вызывает у них сильнейшую тревогу, растерянность, беспокойство. Помимо этого, дети с синдромом Аспергера очень неуклюжи, а также склонны к повторяющимся или навязчивым действиям. Несмотря на сравнительно позитивный прогноз, такие патологии сопровождают больного ребёнка до самого взросления.

Хотя многие такие дети ходят в обычную школу, всё же некоторым детям с синдромом Аспергера из-за их особых проблем доступно только специальное образование. Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера не умеют правильно ухаживать за собой, а также их слишком волнуют проблемы в любовных и дружеских отношениях. Несмотря на довольно высокий интеллект, большинство молодёжи с синдромом Аспергера не выходит на работу, хотя они вполне способны вступать в брак, самостоятельно работать.

Подростки, обладающие синдромом Аспергера, сильно переживают своё отличие от других. Причинами их тревоги чаще всего являются зацикленность на придуманных ими ритуалах, нахождение в неясных ситуациях, а также волнение из-за промахов в значимых социальных взаимодействиях. Стрессовая реакция, возникающая из-за такой тревоги, проявляется в виде ухода от общения, общей невнимательности, возникающей зависимости от навязчивостей, гиперактивности, а также в негативистском либо агрессивном поведении.

Помимо этого, синдром Аспергера очень часто сопровождается депрессивными состояниями. Такая депрессия возникает как следствие хронической фрустрации из-за регулярных неудач в попытках заинтересовать собой окружающих. Также возможно возникновение аффективных расстройств. Предположительно частота суицидов у взрослых с синдромом Аспергера довольно высока, но пока это ещё не доказано.

Точные причины возникновения этого заболевания до сих пор неизвестны, лечение также очень вариативно. Психотерапевтическая поддержка направлена на улучшение функционирования больного. Она основывается на методах поведенческой психотерапии, направленных на устранение специфических дефицитов и коррекцию коммуникационных навыков. Постепенно, по мере взросления, общее состояние большинства таких детей существенно улучшается, но ряд коммуникационных, личностных, социальных сложностей всё равно остаётся.

Лица с синдромом Аспергера живут столько же, сколько и обычные люди, однако риск возникновения Большой депрессии, а также невроза тревожности значительно повышен. Кроме того, существует большая вероятность суицидальных попыток. Но всё же, большинство людей, страдающих синдромом Аспергера, позитивно рассматривает своё заболевание как особенность, а не инвалидность, которую обязательно надо вылечить.

Причины

До сих пор синдром Аспергера изучен мало. Люди с синдромом Аспергера бывают какой-угодно национальности и вероисповедания, культуры и социального происхождения, однако существует определённая тенденция к повышенной вероятности этого заболевания у людей из высших слоёв общества.

Достоверно известно, что это заболевание по неизвестной причине намного чаще встречается у мужчин. Однако современные данные исследований позволяют предположить нейробиологическую природу такого аутистического расстройства. Вторая версия заключается в том, что синдром Аспергера вызывает сочетание двух факторов – фактор генетический и фактор экологический.

Помимо этого, доказано, что синдром Аспергера никак не зависит от воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностей или социальных обстоятельств.

Симптоматика

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения. Эти симптомы – настоящая «триада аутистских нарушений».

Дети с таким синдромом сталкиваются со сложностями в таких играх, где надо уметь притворяться или кого-то изображать. Им нравится заниматься тем, что базируется на логике и системности, например, математикой.

Дополнительные признаки

Педантичность — стремясь сделать мир вокруг не таким хаотичным, люди с синдромом Аспергера настаивают на своих правилах, распорядках. Так, дети школьного возраста могут стремиться ходить в школу всегда одинаковой дорогой. Неожиданное изменение расписания занятий приводит их в полное замешательство. Взрослые люди с таким синдромом планируют свой режим дня согласно определённым шаблонам. Так, если они привыкли приступать к работе в определённое время, неожиданный перенос начала рабочего дня может привести их к сильнейшей панике.

Увлечённость. Люди с синдромом Аспергера отличаются сильнейшим до одержимости интересом к какому-то хобби, коллекционированию. Бывает так, что этот интерес остаётся на всю жизнь, а в другом случае одно занятие заменяется другим. Так, больной таким расстройством может полностью сосредоточиться на информации, которую надо знать о машинах, чтобы обладать исчерпывающими знаниями о них. При наличии сильного стимула люди с таким расстройством вполне в состоянии учиться либо работать, занимаясь своим любимым делом.

Проблемы сенсорики. Синдром Аспергера вызывает сенсорные сложности в одном либо сразу во всех сенсорных системах (сложности со слухом, осязанием, зрением, вкусом, обонянием). Степень сложности вариативна: все чувства больного либо чрезмерно усилены (суперчувствительные люди), либо развиты очень слабо (малочувствительные люди). Так, слишком громкие звуки, слепящий свет, неприятные запахи, специфическое покрытие или пища могут стать причиной болезненных ощущений, а также тревожности для людей, имеющих такое расстройство.

Люди с нарушенной сенсорной чувствительностью с трудом ориентируются в пространстве, избегают препятствий. Им сложно находиться на определённом расстоянии от незнакомых людей, а также выполнять задачи на тонкую моторику, например, завязывание шнурков. Больной человек может периодически кружиться либо качаться из стороны в сторону, чтобы удержать равновесие, суметь справиться с внезапным стрессом.

Диагностика расстройства

Диагностика синдрома Аспергера проводится между 3 и 10 годами. Экспертизу производит группа, включающая в себя специалистов из разных областей. Диагностика состоит из разнообразных методик: неврологической и генетической экспертиз, тестов на интеллектуальные особенности, проверки психомоторики, тестов на невербальные и вербальные умения, исследования стиля обучения, а также способности больного жить самостоятельно.

Взрослых людей диагностировать намного сложнее, потому что все стандартизированные диагностические критерии этой болезни были сконструированы специально для детей, а сама симптоматика заболевания сильно меняется с взрослением человека. Поэтому диагностика взрослых требует особого подхода и составления детальной истории заболевания. Анамнез собирается на основании данных, полученных от пациента, а также от его знакомых. Врачи в основном основываются на информации о поведении больного в детском возрасте.

Такой диагноз как «Синдром Аспергера» ставится, если у больного имеются следующие симптомы и признаки:


Двигательное развитие ребёнка с этим расстройством может быть довольно замедлено, а общая дискоординация бывает частым (но не фиксированным) признаком диагностики. Специфические навыки, часто связанные со специфическими интересами, являются характерными, но также совсем не обязательными для диагностики расстройства Аспергера.

Дифференциация

Хотя это расстройство является довольно специфической болезнью, тем не менее, есть некоторые симптомы, благодаря которым дифференциальная диагностика этого заболевания может быть существенно затруднена. Проводя дифференциацию, врач-психиатр должен отделить симптомы собственно расстройства Аспергера от других аутистических расстройств и заболеваний.

Шизофрения: при дифференциальной диагностике относительно шизофрении отмечается, что при синдроме Аспергера нет галлюцинаций и бреда, отсутствует прогрессирующее ухудшение социальных навыков и наследственная отягощённость шизофренией или другими психозами.

Детский аутизм: обладает целым рядом похожих симптомов. Главным отличительным признаком отличия детского аутизма от синдрома Аспергера является то, что при синдроме не отмечается общее отставание развития речи. К тому же, больные с синдромом Аспергера хоть как-то могут понимать невербальную информацию, всё-таки могут использовать интонации для коммуникации.

Сравнение симптомов детского аутизма и синдрома Аспергера:

Детский аутизм Синдром Аспергера
Симптомы заболевания проявляются на первом году жизни (могут проявляться на первом месяце жизни). Признаки и симптомы заболевания начинают обнаруживаться лишь на второй-третий год жизни ребёнка.
Дети сначала осваивают навыки хождения, а потом начинают говорить. Дети начинают разговаривать раньше, чем ходить, речь развивается очень бурно.
Речь не рассматривается как средство общения, её коммуникативная функция нарушена (речь как бы обращена к самому себе). Речь активно используется с целью коммуникации, но очень своеобразно.
Интеллект в большинстве случаев снижен (в 60 % случаев аутизма наблюдается умственная отсталость, у 25 % аутистов – лёгкое снижение интеллекта, ещё у 15 % – интеллект в пределах нормы). Интеллект всегда средний или же выше среднего.
Отсутствие визуального контакта – для больного человека не существует других людей. Больной избегает смотреть на людей без надобности, но они определённо для него существуют.
Живёт исключительно в своём мире. Живёт в мире людей, но по своим правилам.
Скорее неблагоприятный прогноз – часто случается переход в атипичную умственную отсталость. При сохранном интеллекте у больного может возникнуть шизоидная психопатия. Скорее благоприятный прогноз – этот синдром через некоторое время становится основой для шизоидной психопатии с терпимой адаптацией в социуме.
Часто путают с таким заболеванием, как шизофрения. Часто путают с психопатией.

Лечение

Лечение и реабилитация людей, страдающих синдромом Аспергера, должна проводиться целой группой специалистов самого разного профиля. В составе такой группы обязательно должен быть медицинский психолог, детский психиатр, педагог-дефектолог, логопед, педиатр, невропатолог, и даже музработник.

Лечение этого расстройства строится на основе разносторонней оценки состояния ребёнка, при этом обязательно учитываются его индивидуальные особенности. Терапия включает в себя самые разные лечебные методы: психофармакотерапию, массаж, физиотерапию, лечебную физкультуру, семейную и индивидуальную психотерапию, логопедическую и педагогическую коррекцию, а также многое другое.

С возрастом симптомы заболевания у детей с синдромом Аспергера уменьшаются. Примерно двадцать процентов больных этим синдромом детей, став взрослыми, уже не соответствуют критериям заболевания, хотя определённые социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться у них всю жизнь. Большинство людей с таким синдромом имеют неплохие математические способности, а само это заболевание не помешало некоторым больным, таким как Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, добиться значительных успехов в жизни.

Чужие среди своих

Со «странными» людьми все каждый из нас сталкивались хотя бы раз в жизни. Наверняка вам приходилось встречать на улице прохожих с отрешенным выражением лица, блуждающим взглядом, одетых небрежно; с необычной, какой‑то неловкой, «механической» походкой, порой что‑то бормочущих себе под нос. И вы забывали об этой встрече — мало ли вокруг необычных людей. И вряд ли вам приходило в голову, что, возможно, вы столкнулись с носителем такого психопатологического феномена, как синдром -Аспергера.

Расстройство получило название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной (бессловесной) коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая -психопатия».

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась также в 1981 году, а в начале 90‑х были выработаны диагностические -стандарты.

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространенность синдрома Аспергера с IQ 70 и выше (IQ ниже 70 — умственная отсталость) составляет 3,6 на 1000 человек, а всех синдромов аутистического спектра — 9,1 на 1000.

Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Он отличается от аутизма отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии; страдает главным образом социальная коммуникабельность. Синдром часто характеризуется выраженной двигательной неуклюжестью. Нарушения сохраняются в подростковом и взрослом -возрасте.

Международная классификация болезней

десятого пересмотра(МКБ-10)

"Слепые зрячие": симптомы и признаки синдрома Аспергера

Точная причина проявления синдрома у детей и взрослых все еще неизвестна. Тем не менее различные исследования показывают, что приводит к нему сочетание генетического и экологического факторов, которые могут вызывать изменения в развитии нейрональных путей мозга, связанных с мышлением и поведением. Существует несколько теорий механизмов развития синдрома, которые вкратце сводятся к предположениям о недостаточной функциональности различных групп нейронов и, как следствие, к нарушениям в процессе обработки информации. Достоверно известно лишь, что воспитание и социальные обстоятельства здесь ни при -чем.

Во времена моей учебы в медицинском институте один из наставников приводил метафору, описывая восприятие мира аутистом: «Представьте, что вы видите формальное положение вещей, их цвет, форму, но не замечаете деталей и полутонов, теней, которые отбрасывают предметы. Вы знаете, что они существуют, но персонально для вас они невидимы, да и неинтересны. Зато вы способны разглядеть невиданные глубины и красоты там, где их не замечают все окружающие. И непонимание людей, их слепота — возмущают и выводят из себя. Вы говорите на разных языках, но, несмотря на все усилия, никогда не сможете эти языки выучить и понять друг друга…».

Этот пример характеризует мироощущение самого аутиста: он воспринимает реальность иначе, чем мы. Не лучше и не хуже — просто по‑другому, и отнюдь не кажется самому себе «ненормальным» или -больным.

Эмоции и социальная коммуникация

У детей и взрослых, страдающих синдромом Аспергера (сами они называют себя «аспи» или «аspergian» — «аспергианцы») есть две основные проблемы: эмоциональная и коммуникативная. Аспи как бы «не видят», не воспринимают эмоций других людей, хотя и знают об их существовании. Например, находясь в компании и услышав шутку, аспи, отлично понимая смысл сказанного, не разделит всеобщего веселья, потому что не заметит перемены настроения окружающих. Это не значит, что чувств у него нет, но он не может с ними управиться, ему трудно их выражать. Поэтому аспи, даже обладая высоким интеллектом, может произвести впечатление бесчувственного или -слабоумного.

Другая проблема — нарушение социального взаимодействия. Люди общаются не только на вербальном уровне. Глядя на собеседника, мы автоматически «считываем» его интонацию, мимику, жесты, язык тела и подсознательно анализируем собранную информацию, делаем выводы. Аспи труднее интерпретировать знаки, которые большинство людей обрабатывают автоматически. Они могут анализировать увиденные социальные взаимодействия, формулировать правила поведения и применять эти правила неуклюжим образом, например, заставлять себя вступать в визуальный контакт; в результате их манеры выглядят негибкими или социально наивными. Непонимание может привести аспергианцев к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их -интерес).

Люди с синдромом Аспергера не столь замкнуты, как при тяжелых формах аутизма; они, хотя и неуклюже, но взаимодействуют с другими. Например, могут начать длинный монолог о своем увлечении, не замечая желания собеседника сменить тему разговора или завершить его. Некоторые аспи проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с родными или отдельными знакомыми и полностью игнорируют всех остальных. Другие соглашаются разговаривать только с теми, кто им -нравится.

Любовь к порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера часто устанавливают собственные правила и распорядок и настаивают на них. Маленькие дети, например, могут требовать, чтобы в школу их всегда отводили по одному и тому же маршруту. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Аспи часто выстраивают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут вызвать у них тревогу, -волнение.

Узкие, интенсивные интересы

Преследование узких специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Аспи могут собирать тома детальной информации на такие темы, как климатические данные или названия звезд, не воспринимая эти сведения в более широком контексте. Например, ребенок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием. Такое поведение становится явным уже в 5-6 лет. Интересы могут меняться со временем, они становятся всё более необычными и сфокусированными и часто начинают превалировать в социальном взаимодействии до такой степени, что в сбор и обработку информации вовлекается вся семья. При удачном стечении обстоятельств и успешной работе с аспи интересы и навыки могут быть развиты, так что аспергианцы вполне могут учиться или работать, впрочем, по‑прежнему в кругу своих любимых -дел.

Речь и язык

При синдроме Аспергера нет существенного отставания в развитии языковых способностей в целом, но усвоение и использование языка часто нетипичны. Эти отклонения -включают:

  • -многословие;
  • частые резкие смены темы -разговора;
  • буквальное понимание текста (без -нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только -говорящему;
  • педантичную, формальную -речь.

Невозможно не заметить также необычную громкость, интонацию, ритм и акценты в речи. Дети-аспи особенно страдают от непонимания таких видов общения, как юмор, ирония, -поддразнивание.

Лечение

В настоящее время от синдрома Аспергера нет специального лечения. Дети с синдромом просто становятся взрослыми аспергианцами. Однако, поскольку знания о психопатологическом феномене постоянно расширяются, появляются и новые методики адаптации, и аспи получают всё больше возможностей, чтобы реализовать свой потенциал. Сочетание лекарственной и нелекарственной терапии и коррекции окружения может быть эффективным для сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как клиническая депрессия, тревожный невроз, невнимательность и агрессия. Показано, что атипичные антипсихотики, могут смягчать сопутствующие симптомы синдрома Аспергера. Также эта группа препаратов способна улучшать способности к образованию социальных связей. Антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина показали свою эффективность в лечении ограниченных и повторяющихся интересов и линий поведения. Однако при медикаментозной терапии приходится соблюдать большую осторожность: люди с синдромом Аспергера могут не понять изменений, происходящих в их внутреннем состоянии, не суметь выразить эмоции, так что врач рискует не заметить побочных эффектов и даже осложнений, спровоцированных -лечением.

К немедикаментозному лечению относятся различные тренинги социальных навыков, когнитивно-поведенческая психотерапия для управления стрессом, лечебная физкультура для улучшения сенсорной интеграции и координации -движений.

Аутизм или -нет?

Наверное, самый спорный вопрос, который занимает сегодня многих исследователей, — считать ли синдром Аспергера одной из форм аутизма. И то и другое заболевание сегодня неплохо изучены; им посвящены горы монографий, содержащих не один десяток противоречивых гипотез. Но вопросов по‑прежнему больше, чем ответов. Например, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального (т. е. слабовыраженного, «лёгкого») аутизма; в оценке этих состояний слишком много субъективизма -исследователей.

Аспергианцы — аутисты

Большинство специалистов склоняются к трактовке синдрома Аспергера как наиболее мягкой в клиническом смысле разновидностей аутизма. За это говорит и присутствие всех аутистических маркеров у аспи, хотя и в значительно более легкой форме. Приведу примеры из собственной -практики, чтобы продемонстрировать разницу.

Последний из принятых мной пациентов с диагнозом «детский аутизм» (буквально за неделю до написания этих строк) — молодой человек 30 лет, инвалид I группы. Он пришел на прием в сопровождении бабушки; к самостоятельным действиям был абсолютно неспособен. Огромный, под два метра молодой человек, скорчившись, сидел на стуле и робко смотрел в пол, избегая зрительного контакта. Он производил впечатление гигантского двухлетнего ребенка, до крайности испуганного новой обстановкой. Минут через 15 мне удалось выяснить, что больной любит слушать музыку, после чего мы смогли хором пролепетать детскую песенку. На этом продуктивное общение с пациентом закончилось. Тяжелейший аутизм привел к фактическому слабоумию и полной социальной -беспомощности.

А вот как выглядел на приеме 15‑летний школьник-аспергианец. Парнишка был опрятно одет. Зашел в кабинет слегка «деревянной» походкой; не глядя в глаза — поздоровался, попросил разрешения присесть. Дальше вел себя индифферентно, предоставив маме возможность рассказать о проблемах; беседой не интересовался. Оживился, причем заметно, всего один раз, когда заметил стоящий в углу комнаты старый телевизор. Спросил — можно ли посмотреть; бросился к «ящику», ловко снял крышку, поковырялся внутри и выдал вердикт: телевизор рабочий, нужно пару ламп заменить. У человека горели глаза. После чего снова сел и — отключился от происходящего. На вопросы отвечал корректно, но формально. Из разговора с матерью выяснилось, что пациент много читает, ходит в школу, однако отвечает только письменно. С другими детьми практически не взаимодействует, но класс попался хороший: ребята относятся к нему с пониманием, после уроков провожают домой, чтобы по рассеянности не попал в беду. В жизни подростка есть только один, зато всепоглощающий интерес: телевизоры. Он знает о них всё, разбирается досконально, с удовольствием рассказывает о них, может ковыряться в технике -часами.

Чувствуете разницу? Видите сходство? Понимаете -проблему?

Вариант нормы

Сам Аспергер в обстановке нацистской евгеники яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены… что аутистичные люди занимают определенное место в организме социального сообщества. Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто‑то еще, причем мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них». Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в силу своего оригинального мышления в будущем могут продемонстрировать выдающиеся -достижения.

Некоторые исследователи считают, что синдром Аспергера можно рассматривать как другой когнитивный стиль, а не как нарушение или инвалидность, и что его следует, подобно гомосексуализму, исключить из Международной классификации болезней. В статье 2002 года английский психиатр Саймон Барон-Коэн написал о людях с синдромом Аспергера: «В социальном мире нет большой пользы от зоркости к деталям, но в мирах математики, вычислений, музыки, лингвистики, инженерии эта особенность может превратить провал в успех». Барон-Коэн приводит только две причины, почему синдром Аспергера можно считать заболеванием: чтобы обеспечить специальную поддержку и вовремя распознавать признаки ухудшения самочувствия у таких пациентов. К доказательствам здоровья аспергианцев относят и факт наличия в их среде своеобразной культуры, сложившейся во многом благодаря успехам реабилитации таких пациентов на Западе и невероятному прогрессу в развитии средств -связи.

Аспергианцы выступают за то, чтобы нарушения аутистического спектра воспринимались в обществе как сложные синдромы, а не болезни, которые надо вылечить. Сторонники этой точки зрения не согласны, что есть какая‑то идеальная конфигурация головного мозга, любое отклонение от которой — патология; они пропагандируют толерантность к тому, что называют нейроразнообразием (neurodiversity). Эти взгляды лежат в основе движения за права аутистов. Но даже в этой среде существует контраст между позицией взрослых с синдромом Аспергера, которые горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили, и позицией родителей детей с синдромом Аспергера, которые обычно согласны на медикаментозную поддержку для своих -детей.

Тех, у кого нет синдрома Аспергера или других нарушений аутистического спектра, лица с синдромом Аспергера называют «нейротипичные». Еще один сленговый термин — кьюэбис, от слова cure — «лечить». Так иронически называют тех, кто считает, что лица с синдромом Аспергера должны -«вылечиться».

Главная причина внимания к синдрому Аспергера — его социальный аспект: больные или «иные», лечить и помогать или позволить выбирать свой путь, наблюдая со стороны? Ответа пока нет. Не скрою, что сам, будучи практикующим врачом, считаю синдром болезнью, для которой необходимо искать лекарство. Все‑таки хочется, чтобы на нашей планете возобладал здравый -смысл.

  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115-29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го -пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).

Одно из самых неизученных заболеваний человеческой психики — синдром Аспергера.

Каковы причины развития этого заболевания, как оно проявляется у детей и взрослых?

Способы диагностики синдрома, в том числе самостоятельной. Возможности медицины в лечении патологии. Об этом всем и многом другом в статье.

История становления диагноза

Понятием синдром Аспергера обозначают одно из пяти тяжелых нарушений формирования человеческой личности. Это состояние в медицине стоит наряду с аутизмом, хотя между ними имеются определенные различия. Синдром Аспергера характеризуется выраженными трудностями в социальной адаптации человека.

Данная патология известна в медицине с 1944 года. Впервые симптомы заболевания были обнаружены у маленьких пациентов педиатра и психиатра Ганса Аспергера. Тогда это состояние получило название аутистической психопатии, то есть наподобие аутизма.

Синдром считается особой разновидностью аутизма — в связи с большим количеством сходных симптомов. Однако сохранность интеллекта делает его все же другим заболеванием. Возможно, эти два состояния имеют общую природу, но несколько различающиеся проявления.

Сегодняшнее название патологии — синдром Аспергера — появилось почти через сорок лет. В 1981 году термин был предложен английским психиатром и существует до сих пор. Однако в связи с тем, что до сих пор нет четких разграничений между этим синдромом и аутизмом, ведутся дискуссии о том, чтобы вернуться к прежнему названию.

Кто болеет

Болезнь Аспергера является врожденным состоянием. Частота его возникновения имеет достаточно большие колебания — от трёх до пятидесяти детей на сто тысяч новорожденных. В среднем принято считать уровень заболеваемости 26 детей на сто тысяч.

У мальчиков заболевание встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Каковы причины

До сих пор точные причины заболевания не были установлены. Существует множество теорий, в какой-то степени объясняющих его возникновение, но вместе с тем в каждой из этих теорий имеются свои неточности и несоответствия.

Ни одна теория не может указать морфологию этого заболевания — то есть конкретный очаг патологии. Предполагается, что основой заболевания становится скрытая аутоимунная реакция беременной женщины — антитела вырабатываются на головной мозг плода, в результате чего происходит его повреждение.

Однако обследование детей с синдромом Аспергера не выявляет органических повреждений вещества мозга.

Ещё одна теория предполагает связь этого заболевания с глубокой недоношенностью. Однако далеко не у всех недоношенных детей обнаруживается синдром.

Существует так называемая экологическая теория. Она предполагает возникновение заболевания в связи с высокой загрязненностью окружающей среды, негативным влияния большого количества профилактических прививок, наличием разных консервантов в продуктах питания. Но в этом случае синдромом страдало бы гораздо большее количество людей.

Наиболее полно объясняющей возникновение синдрома считается теория, учитывающая генетическую предрасположенность и влияние некоторых инфекционных агентов на организм беременной женщины.

Как классифицируют

Синдром Аспергера входит в группу аутистических расстройств общего характера. Эта группа объединяет все патологии с нарушением социальной адаптации. В эту же группу входят ещё четыре расстройства:

  • аутизм — наиболее схож по симптоматике с заболеванием Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • другое общее расстройство.

Клиническая картина у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера обнаруживаются у детей в раннем возрасте — около двух лет. Это именно тот возраст, когда ребёнок начинает процесс социальной адаптации. До этого возраста специфических симптомов нет — ребёнок может быть или достаточно спокойным для младенца или наоборот, повышенно раздражительным.

В классическом понимании синдром Аспергера характеризуется триадой нарушений в следующих областях:

  • социальная коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • социальное воображение.

После двухлетнего возраста начинаются определенные расстройства, свидетельствующие о нарушении социальной стороны личности:

В отличие от истинного аутизма, при синдроме Аспергера нет нарушений интеллектуального развития. Порой коэффициент умственного развития у таких детей превышает средние значения. Если ребёнка заинтересовал тот или иной вид деятельности, он может добиться в нем значимых успехов.

Тем не менее, при этой патологии имеется нарушение абстрактного мышления. Поэтому ребёнок может теряться при необходимости выполнить даже простейшую задачу, но требующую нестандартного поведения.

Если ребёнок выбрал для себя какое-то одно занятие, на окружающую действительность он может не обращать никакого внимания. Своё занятие он доведет до полнейшего завершения, выполнит все идеально.

При данном синдроме не страдает развитие речи. Ребёнок может говорить абсолютно правильно, употребляя все выражения, порой даже не соответствующие возрасту и месту. Но речь его лишена эмоциональной окраски. Дети очень чувствительны к любым раздражителям извне — световым, звуковым, тактильным.

Характерным для синдрома является наличие у детей определенных , которым они крайне педантично следуют. При этом любое изменение привычной обстановки, нарушение порядка действий приводит ребёнка в замешательство или даже в истеричное состояние.

Имеются при синдроме Аспергера и моторные нарушения. Ребенок с трудом обучается выполнять повседневные действия, не может полноценно ухаживать за собой. При поступлении в школу ребёнок с трудом учится писать, почерк его неаккуратный и неразборчивый.

Проявления заболевания во взрослом возрасте

Симптомы синдрома Аспергера, которые проявляются у взрослых людей, имеет небольшие отличия. Во взрослом возрасте сохраняется социальная дезадаптация.

Человек с синдромом способен обучаться в высших учебных заведениях, работать в различных профессиях — это позволяют его интеллектуальные способности. Но препятствием является его неспособность к нестандартному мышлению и трудности в общении с людьми.

Взрослый человек с этим заболеванием предпочитает простую однообразную работу. Это связано с тем, что у взрослых сохраняется чрезмерная педантичность и боязнь перемен. Порой эти симптомы могут доходить до абсурда. Любое нарушение привычного распорядка дня, положения вещей может приводить к истерикам.

Взрослый человек не имеет абстрактного мышления — он не способен представлять различные образы, просчитывать разные модели поведения. Взрослый с синдромом Аспергера не различает правдивые высказывания и лживые.

Эйнштейн — знаменитый аспергер

Диагностические критерии

Для установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • эмоциональная обедненность речи;
  • нарушение самообслуживания;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Практикуются следующие тесты:

  • с шестилетнего возраста может проводиться , он основан на интерпретации восприятия и описания ребёнком различных изображений;
  • для детей и взрослых применяется тест Tas-20 — определяет степень эмоционального обеднения личности человека;
  • Aspie-Quiz — тест, содержащий сто разнообразных вопросов, на основании которых психолог составляет заключение о возможном синдроме у пациента.

Многие известные люди с синдромом Аспергера проявляли и проявляют себя в разных областях жизни, науки, творчества:

Возможности коррекции нарушения

В связи с неясностью этиологии этого заболевания лечение синдрома Аспергера направлено лишь на устранение симптомов, ухудшающих качество жизни.

Лечение должно быть строго индивидуальным. Каждому пациенту требуется подбор определенных мероприятий и занятий, способствующих улучшению социальной адаптации.

И в детском, и во взрослом возрасте пациента с синдромом Аспергера обучают определенным навыкам, которые он не приобрёл. Требуются консультации психотерапевта, особенно в подростковом возрасте.

Для тренировки моторных функций назначаются специальные комплексы лечебной физкультуры. Благодаря им улучшается мелкая моторика, нормализуется осанка и походка.

Медикаментозное лечение представляет собой гораздо более сложную задачу. Специфического препарата для лечения синдрома не существует, поскольку неизвестны ни причины заболевания, ни его морфология. Все препараты, назначаемые при этой патологии, имеют своей целью купирование симптомов тревожности, раздражительности и вспыльчивости.

Лекарственные средства, применяемые в качестве симптоматического лечения при синдроме Аспергера, относятся к нескольким фармакологическим группам:

  • (Рисперидон) способствуют уменьшению проявлений агрессии и раздражительности;
  • антидепрессанты (Флуоксетин, Золофт) способствуют уменьшению депрессии, устранению суицидальных мыслей.

Лекарственная терапия должна назначаться с большой осторожностью, особенно в детском возрасте. Так как заболевание не изучено, неизвестны органические поражения, нет возможности просчитать возможность развития побочных эффектов или нетипичного действия препаратов.

Каковы действия родственников

Родители ребёнка с синдромом Аспергера должны соблюдать ряд правил, позволяющих улучшить качество жизни и наиболее полно адаптировать ребенка к социальной жизни. Эти правила касаются как семейных отношений так и поведения в общественных местах:

  • создание благоприятной обстановки в семье — ссоры родителей, крики, ругань, даже если они не направлены на ребёнка, провоцируют у него истерики и приступы агрессии;
  • постоянное самообучение — чтение новой информации о болезни, использование новых методик реабилитации;
  • обучение ребёнка правилам поведения в общественных местах, общению с другими людьми — делается это в мягкой ненавязчивой форме;
  • постоянное поощрение ребёнка за правильное поведение ;
  • стимуляция развития ребёнка в той сфере, которую он себе выбрал.

Родственники взрослого пациента должны принимать его личностные особенности и не нарушать его распорядок жизни, поскольку это может привести к вспышкам агрессии, или наоборот, к глубокой депрессии.

Синдром Аспергера не влияет непосредственно на продолжительность жизни. Однако в связи с высокой частотой развития депрессивных расстройств и суицидальных наклонностей возможны летальные исходы.

У части пациентов отмечается возрастное ослабление симптоматики, однако социальная дезадаптация в той или иной степени сохраняется на протяжении всей жизни. Пациенты в большинстве случаев ведут обособленный образ жизни, не способны выстроить семейные отношения.

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как "спектр расстройств", поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.

Синдром Аспергера является в основном "скрытой дисфункцией". Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют "триадой нарушений", более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные "социальные нормы", которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Кто страдает синдромом Аспергера?
В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.

Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Опровержение шести распространенных мифов о синдроме Аспергера

Участники американской труппы комиков Aspergers Are Us, все они люди с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера (СА) был открыт в 1944 году. Австрийский педиатр Ганс Аспергер описал синдром, когда лечил четырех мальчиков со схожими симптомами. Однако его статья с этим описанием оставалась практически неизвестной до 1981 года. В это время английский психиатр Лорна Винг опубликовала похожие данные с описанием детей, у которых были те же симптомы.

Несмотря на это до 1992 года синдром Аспергера не был признан официальным диагнозом в Международной классификации болезней (МКБ-10). Спустя два года синдром Аспергера стал официальным диагнозом в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV).

Синдром Аспергера — это нарушение развития. У людей с синдромом Аспергера нет выраженных интеллектуальных и речевых дефицитов. (В противном случае им ставится диагноз «аутизм»). Но у таких людей есть трудности во взаимодействии, общении с другими людьми. Они не понимают социальные сигналы, и им трудно выражать свои эмоции.

Также людям с СА присущи крайности: либо они очень педантичны и «расклеиваются, если все идет не по плану», либо их дни — сплошной беспорядок, и они испытывают большие трудности с самыми обычными повседневными делами, пишет Валери Гаус, доктор наук, психолог, автор книги «Полноценная жизнь: Как использовать свои сильные стороны, чтобы справляться с проявлениями СА/высокофункционального аутизма» и «Когнитивно-поведенческая терапия для взрослых людей с синдромом Аспергера».

Социальные ограничения при синдроме Аспергера могут привести к неприятностям, заявляет Гаус. Это происходит из-за их «непонимания неписанных правил общения среди людей». Гаус отмечает, что были такие случаи, в которых людей с синдромом Аспергера принимали за преступников или подозревали в чем–то только из-за того, что они не знали, как вести себя в той или иной ситуации.

Клиенты с синдромом Аспергера обращаются к Гаус по одной из двух причин: за помощью в общении (чтобы улучшить свои отношения с супругом/ой, коллегами, семьей, либо найти любимого человека и друзей); или потому, что им нужна помощь с планированием своего времени и организацией своей жизни.

Гаус не считает синдром Аспергера болезнью. Наоборот, она верит, что это «уникальный способ восприятия информации», который имеет не только слабые, но и «сильные стороны, которые могут привести к жизненному успеху». Например, человек с синдромом Аспергера может быть «системным мыслителем», что приводит к проблемам с «человеческим интерфейсом», но это же делает его преуспевающим инженером.

Когда Гаус работает с клиентами, ее цель не «вылечить» их от синдрома Аспергера, поскольку он делает человека тем, кто он есть. Скорее, ее задача «определить, какие конкретные симптомы СА являются источником стресса, и найти возможные решения проблемы».

За последние несколько лет синдром Аспергера очень часто освещался в СМИ. Несмотря на это, все еще существует много мифов об этом синдроме. Ниже мы рассмотрим и опровергнем шесть из них.

1. Дети с синдромом Аспергера, в конце концов, вырастут, и этот синдром исчезнет.

Опровержение: Как и в случае с cиндромом дефицита внимания с гиперактивности (СДВГ), существует распространенный миф о том, что СА является только «детским» расстройством, которое проходит с возрастом. На самом деле синдром Аспергера — это на всю жизнь. Его можно корректировать с помощью лечения, но до конца он все равно не исчезнет.

2. Взрослые люди с СА никогда не вступают в брак.

Опровержение: Даже психотерапевты иногда поддерживают этот миф. В статье газеты «USA Today» утверждается:

«Дружеские и любовные отношения идут в разрез с интересами взрослых людей с СА, заявляет коллега [Катерина Тсатсанис из клиники Йеля, занимающейся нарушениями развития]; [Эми Клин, глава клиники Йеля, занимающейся нарушениями развития] говорит, что никогда не видела родителей с СА.

Бруна Сигель, директор Клиники аутизма в Университете Калифорнии в Сан-Франциско, заявляет, что родители с аутизмом встречаются редко, она также знает один случай краткосрочного брака».

Реальность такова, что некоторые люди действительно вступают брак и становятся родителями — Гаус работала со многими из них — но у других так и не получалось завести романтические отношения.

Согласно ее теории, существует много разновидностей в проявлениях синдрома Аспергера. («DSM оставляет много пространства для вариативности»).

«Не существует какого-то единого психологического профиля, характерного для этого синдрома, поскольку поведение конкретного человека зависит от его личностных особенностей». Например, некоторые люди с синдромом Аспергера крайне застенчивы, в то время как другие «болтают без умолку».

Сопутствующие заболевания — это еще одна причина, по которой взрослые люди с СА могут выглядеть иначе. Среди клиентов Гаус часто встречаются тревожные расстройства и нарушения настроения. И порою трудно понять, каким был человек до того, как начал страдать сопутствующим заболеванием.

3. Взрослые люди с синдромом Аспергера страдают социофобией.

Опровержение: Взрослые люди с синдромом Аспергера могут страдать от повышенной тревожности, но социофобии у них нет. Гаус подчеркивает, что люди с социофобией обладают необходимыми способностями для общения, они просто боятся их использовать. Другими словами, они «понимают, как нужно себя вести, но боятся, что их действия приведут к плачевным результатам».

«Однако, для людей с СА избегание общения - это скорее способ самосохранения, — заявляет она. — Они осознают, что не умеют понимать жесты и мимику, и что они не знают, что и в какой момент необходимо сказать. Кроме того, в прошлом они часто допускали социальные ошибки, и в результате их отвергали другие люди».

4. Люди с синдромом Аспергера замкнуты и не интересуются другими людьми.

Опровержение: «Многие из тех, с кем мне приходилось встречаться, очень хотят, чтобы в их жизни присутствовали другие люди, — говорит Гаус. — Некоторые даже впадают в отчаяние из-за того, что не могут контактировать с другими людьми. Но часто их неумение общаться принимают за нежелание».

Это происходит потому, что люди с СА очень плохо воспринимают социальные сигналы и не понимают, например, когда нужно прекратить говорить о себе, а также могут не осознавать, что мысли и чувства других людей отличаются от их собственных. Или у них просто «нет собственного репертуара ответов».

Гаус показывает на конкретном примере, как это может происходить. Например, коллега говорит человеку с синдромом Аспергера, что у нее умерла кошка, а тот в ответ просто разворачивается и уходит. Конечно, складывается впечатление, что человек невероятно грубый и бесчувственный. Однако на самом деле он очень переживает — просто он не знал, что нужно было сказать.

5. Они не смотрят в глаза.

Опровержение: Гаус вспоминает, как один психиатр однажды поставил под вопрос наличие синдрома Аспергера у пациента, потому что тот смотрел в глаза. «На самом деле многие из них смотрят в глаза другим людям, но этот взгляд может казаться мимолетным или необычным».

6. Они не умеют сопереживать.

Опровержение: «Сопереживание — это сложное явление», — говорит Гаус. Некоторые ученые разделили сочувствие на четыре компонента: два под названием «когнитивная эмпатия» и два под названием «эмоциональная эмпатия». У людей с СА нет проблем с эмоциональной эмпатией, зато им очень тяжело дается когнитивная.

Возьмем тот же пример про кошку. Человек с синдромом Аспергера в тот конкретный момент мог не понимать, что коллега, у которой умерла кошка, грустит по этому поводу. Он может осознать это много часов спустя, уже придя домой. Но когда они действительно понимают, что человек подавлен, они чувствуют чужую грусть как свою собственную без особых усилий, возможно, даже сильнее, чем обычные люди. Другими словами: «Им трудно выразить сочувствие привычным для окружающих образом». Это проблема коммуникации, а не способности сопереживать.