Составные характеристики спортивного зала. Значение слова ристалище в словаре русского языка ожегова Минимальная площадь спортивного зала на одного занимающегося

Физкультурный зал преимущественно размещается в отдельно стоящем корпусе, на первом этаже, с организованным отдельным выходом на открытую спортивную площадку. Общепринятая конструкция школьного спортзала имеет следующую планировку: кабинет преподавателя, комната для оборудования, 2 раздевалки, 2 душевые зоны, 2 туалета, сам спортивный зал. Все помещения должны быть расположены так, чтобы занимающиеся и тренера не мешали друг другу и другим пространствам школы. Обычно зал в школе один, но этот момент может быть скорректирован в зависимости от количества учащихся в образовательном учреждении. Также могут выбираться и размеры спортзала, исходя из расчёта пропускной способности, принимаемой как 11 кв.м. (и не менее 4 м2) на 1 школьника. При этом площадь физкультурного зала должна быть не менее 140 м2, даже если существующие помещения находятся на реконструкции. Площадь физкультурного зала для групповых занятий по общей физической подготовке и игр с мячом должна насчитывать:

162 кв.м. / 216 м2 (9x18 / 12x18 метров) при наличии в школе 8 – 20 классов;
- 288 кв.м. (12x24 метра) при наличии в школе 20 – 30 классов;
- 2 зала: 144 + 288 кв.м. при наличии в школе 40 классов;
- 2 зала: 144 + 450 м2 при наличии в школе 50 классов.

Спортзал площадью 144 кв.м. может использоваться только для проведения физкультуры в начальных классах. Требования к необходимым размерам пространств для спорта в школах обусловлены не просто нормами для организации спортивных занятий, но и оптимальным объёмом воздуха для занимающихся и правилами безопасности. Высота от пола до потолка зависит от общих размеров пространства и должна быть не менее 4,8 – 6 метров.


Окна желательно располагать по обеим длинным сторонам спортобъекта. Это создаёт все условия для достаточного уровня освещения и помогает в проветривании, так как можно открыть форточки и обеспечить сквозную вытяжку между уроками. Освещение комбинируется из естественного и искусственных источников. Второй вариант представлен разными видами ламп, наименьшая освещенность находится в диапазоне 100 – 400 лк, в зависимости от вида спорта, под который предназначается зал. Свет важно, чтобы распространялся равномерно по всему периметру помещения и оставался приятным зрению независимо от времени суток. Проектирование физкультурных залов должно осуществляться согласно требованиям СНиП 23-05, СП 31-110 и СНиП 3.05.06. Оконные стекла следует оснастить решетками и сетками для улучшения условий безопасности.

Цветовое решение зала играет немаловажную роль для учащихся, поэтому необходимо применять только чистые контрастные цвета, например: пол – желтый, а стены – голубые; пол – красно-коричневый, а стены – зеленые и т.д. Выбранные оттенки должны совпадать по характеру с функциональным назначением спортивного объекта. Правильное сочетание цветов может одновременно активизировать человека, не раздражая его, и выдерживать в состоянии эмоционального покоя. Поэтому красный или оранжевый цвета не рекомендуется использовать при оформлении спортзала для длительных тренировок, игр или соревнований.


Температура воздуха в физкультурно-оздоровительном крытом сооружении, в холодный сезон года, удерживается в районе 18°C при степени влажности в 30 – 60 %. Системы отопления и вентиляции предусматриваются в обязательном порядке заранее и устанавливаются с учётом норм СНиП 41-01.

Полы спортивных залов могут быть выполнены из или дерева. Выбор покрытия следует осуществлять точно понимая назначение спортсооружения по видам спорта. Физкультурные школьные спортзалы рекомендуется обустраивать с толщиной системы от 37 до 39 мм. Покупая напольное покрытие из дерева важно оценить амортизационные качества, компенсирующие нагрузку на мышцы связок и голеностопа занимающихся.


Оборудование залов должно учитывать половые и возрастные особенности школьников. Оно должно поддерживаться в исправном состоянии и постоянно обслуживаться. Ни в коем случае нельзя допускать захламленность помещения инвентарём или оборудованием, так как это может в разы повысить риск учащения травмоопасных ситуаций. Конструкция элементов должна соответствовать нормам экологичности и безопасности. В арсенале преподавателя необходимо наличие как универсальных, общих, так и узкоспециализированных предметов: шведские стенки, мячи, брусья, скакалки, маты, гимнастические козел и/или конь, скамьи, теннисные столы и т.д. Разнообразие элементов позволит сделать занятия по физкультуре более интересными, учащимся предоставит возможность проявить себя в разных видах спорта, а преподавателю обеспечит полноценный подход к разностороннему спортивному воспитанию. Для хранения неиспользуемого оборудования обязательно должно быть подготовлено отдельное помещение. Полный свод правил и норм по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов изложен в СП 31-112-2004.

Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра

Ристалище

(у греков ίππόδρομος, у римлян circus) - место конных состязаний верхом и на колесницах: см. Гипподром. Известнейшим гипподромом в Греции был олимпийский. В Риме был Circus Maximus, существовавший, по преданию, еще при Ромуле, который в Мурципийской долине, между Авентинским и Палатинским холмами, учредил игры в честь Конса. Длинная, ровная площадь долины служила Р., покрытые травой склоны холма - местами для зрителей, пока не была возведена архитектурная постройка цирка. Тарквиний Гордый, по преданию, устроил деревянные места (fori) для публики, не раз горевшие и реставрировавшиеся. Юлий Цезарь устроил каменные сиденья в нижних ярусах. Август пристроил из мрамора императорскую ложу (pulvinar) и поставил обелиск, который в настоящее время стоит на Piazza del Popolo. Со времен К...

Ристалище

риста́лище,

риста́лища,

риста́лища,

риста́лищ,

риста́лищу,

риста́лищам,

риста́лище,

риста́лища,

риста́лищем,

риста́лищами,

риста́лище,

риста́лищах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


Ристалище - так в Синод. пер. передано греч. слово стадион, к-рое, как и в рус. яз., означает арену для спортивных состязаний (1Кор 9:24-26) . Ап. Павел в своем служении уподобляет себя бегуну, к-рый должен бежать по обознач. трассе. Он призывает коринфян брать пример с таких состязующихся и, подобно им, прилагать все усилия для получения награды. см. Игра (III).

1. Площадь для состязаний (устар.).
2. Площадь для конных состязаний (устар.).

Площадь для гимнастических, конных и других состязаний, а также само состязание. Рыцарский турнир.

Ристалище

рист’алище (от старорусского ристать - двигаться, бегать, ездить) (1Кор.9:24) - спортивное сооружение для бега, скачек, борьбы и других гимнастических упражнений, которые очень любили древние греки. Они устраивали ристалища почти во всех своих городах.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

ристалище Искон. Суф. производное от ристать «бежать», того же корня, что рыскать , лит. ristas «быстрый», «проворный» и т. д. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

ристалище

, ср. устар.

Площадь для гимнастических, конных и других состязаний, а также само состязание.

Невольно передвигаются перед глазами те кровавые ристалища, на которые собирался смотреть весь Рим. Гоголь, Петербургские записки 1836 г.

Никогда гарденинские лошади не появлялись на ристалищах. Эртель, Гарденины.

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

Введение

Гимнастика – одна из основных дисциплин высших учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту. Владение данной дисциплиной имеет важное значение для тренера-преподавателя любого вида спорта, поскольку нет ни одного вида, где бы не применялись гимнастические упражнения (в качестве средств ОФП и СФП, а также упражнений, помогающих освоить технику основных движений данного вида спорта – подводящих). Спортивная гимнастика - один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, гимнастических скамьях, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках.

Предусмотрены следующие залы для занятий гимнастикой:
При залах необходимы вспомогательные помещения для снарядов, комнаты для тренеров-педагогов, раздевалки (мужские и женские), а также душевые и уборные. Располагают их так, чтобы удобно было ими пользоваться (не выходя в общий коридор). Для хранения снарядов и гимнастического оборудования сооружают кладовую (снарядную), которую соединяют с залом. В кладовой оборудуют специальные шкафы для хранения инвентаря. Площадь кладовой для зала 24X12 м - не менее 16 кв. м, а для зала 30X15 м - не менее 24 кв. м. Раздевалки оборудуют двухъярусными шкафчиками (0,3X0,5x0,8 м) для хранения вещей занимающихся, скамейками, сушильными шкафами, электрополотенцем, мойками для ног, умывальниками универсального назначения и т. д.

Гигиенические требования к эксплуатации залов.

Отделка зала и его подсобных помещений должна быть удобной для уборки. Стены не должны иметь выступов, неровностей до высоты 1 м 75 см от пола. Их можно окрашивать масляной краской в светлые тона или обивать сплошной деревянной панелью. Потолки также окрашивают масляной краской в светлые тона. Пол делают по типу палубного, ровным, без трещин. Отопительные приборы закрывают решетками в уровень с плоскостью стен. В зале для занятий гимнастикой обычно поддерживают постоянную температуру (+18- 20° по Цельсию). Влажность воздуха должна быть в пределах50-60%.
Вентиляция удобна естественная и искусственная (приточно- вытяжная и обогреваемая), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха в час.
Световая площадь окон не менее l/5 площади пола. Окна должны располагаться не ниже 1,5 м от пола. Электрический свет необходим мягкий, достаточный (150 люксов на уровне пола).
Раздевалки размещают рядом с залом.
Все помещения следует регулярно убирать (влажная уборка ежедневно после каждого занятия и генеральная - 1 раз в 1 - 2 недели).
В каждой школе необходим кабинет физвоспитания, имеющий в своем распоряжении магнитофон, проигрыватель, кинопроектор, электромегафон, секундомеры, а также различные агитационно- пропагандистские материалы.

Расстановка гимнастических снарядов.

В спортивных залах общеобразовательных школ, где занятия проводятся по играм: спортивным и подвижным, гимнастике, при отсутствии условий по легкой атлетике и о постоянной установке гимнастических снарядов не может быть и речи. Кроме того, реальность такова, что в спортивном зале могут занимать два класса, при чем разного возраста и прохождении разных спортивно-педагогических дисциплин. Поэтому расстановка гимнастических снарядов должна осуществляться с соблюдением зон безопасности, когда площади занимаемые снарядами не соприкасаются друг с другом, не говоря уже о том, что они не должны накладываться друг на друга. В зависимости от площади зала.

Расстановка гимнастических снарядов в зале производится с учетом характера учебного процесса. В центре зала рекомендуется располагать настил для вольных упражнений размером 14 X 14 м (для соревнований он равен 12X12 м); вдоль одной из продольных стен обычно отводится место для опорных прыжков; перекладину принято ставить на заднем плане по отношению к выходу в зал, а на переднем - брусья, гимнастическое бревно и коня с ручками. Шесты и канат крепятся на монорельсе (параллельно торцовой стене), а гимнастическая стенка - по торцовой стене или продольной. Гимнастические снаряды (особенно переносные) должны устанавливаться так, чтобы их было удобно убирать (с помощью специальных тележек). Расстановка снарядов может осуществляться различными вариантами:

Пристеночные снаряды (низкая перекладина, хореографический станок, бревно);

С разделением зала на две половины (на одной стороне гимнастические снаряды, другая совершенно свободна);

У стен зала по периметру.

Естественно, чем больше размеры зала, тем больше возможностей в одновременном проведении занятий таких дисциплин, как гимнастика, легкая атлетика и даже элементы баскетбола, настольного тенниса.

Установка гимнастических снарядов – это крепление снарядов к полу, стене и к потолку. Установка креплений для перекладины, брусьев разной высоты, во избежание помех, при проведении занятии по спортивным и подвижным играм, должны быть утоплены в пол в один уровень с полом, то есть не выше и не ниже. Растяжки обеспечивающие устойчивость перекладины и брусьев разной высоты должны быть хорошо натянуты. Малейшее их ослабление приведет к возникновению колебательных движений стоек и возможному их выходу с места установки. В этом случае неизбежно падение со снаряда с получением тяжелых травм и даже с летальным исходом.

Параллельные брусья не крепятся к полу, поскольку их масса обеспечивает им солидную устойчивость. Однако в силу различного роста и веса занимающихся, в процессе даже одного урока, возникает необходимость регулировать высоту и ширину жердей. Здесь так же надо знать свои правила их регулировки:

При регулировке ширины жердей, необходимо встать сбоку от концов одной жерди (лучше с наружи), взяться одной рукой за жердь снизу, другой рукой слегка открутить винты, находящиеся на стойках жерди и ударить по ним ладонью. Затем не отпуская жердь другой рукой повернуть колено, находящееся прямо под жердью, внутрь или наружу, в зависимости от габаритов ученика. Затем закрутить винты до отказа.

При регулировке высоты жердей необходимо принять то же исходное положение, как при регулировке расстояния между жердями, выполнить те же действия по ослаблению зажимов, затем поднять круглый стакан на высоту составляющую половину полного его хода, придерживая при этом жердь от падения вниз. поднять или опустить жердь на нужную высоту и опустить стакан.

Типичные травмоопасные ситуации при регулировке высоты жердей:

- голова находится точно под жердью . Как следствие возможно падение жерди на голову.

- жердь не фиксируется рукой . Не запланированное падение жерди.

- берутся рукой за шток (металлический стержень, к которому крепится жердь). При резком опускании жерди возможно защемление кисти между штоком и стойкой, куда вставляется стержень

- откручивают винты до предела . Фиксирующие кулачки вылетают из гнезда. Возможно падение жерди.

- путают действия регулировки высоты и ширины жердей .

Список литературы

1. Аракелян О.Г., Карманова Л.В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 1999 – 145 с., ил.

2. Баранов В.А., Венгкинский Т.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе. – М.: РГТЭУ, 2004, – 104 с.

Форма и размеры верхних покрытий спортивных залов могут быть различными - железобетонными, армосиликатными, деревянными и стальными. Различают перекрытия плоской и криволинейной формы.

В школах обычно применяют большепролетные железобетонные перекрытия, которые бывают монолитными и сборными, укладываемые по унифицированным балкам или фермах. Конструктивное решение покрытий всегда связано со схемой помещения, выбор его зависит от экономических, технических и специальных требований. Наружная поверхность низа перекрытий (потолок зала) должна быть в окраске, устойчивой к ударам мяча, и не осыпаться. Все шире применяют для покрытий клееные деревянные балки и фермы.

Для покрытия арен занимающих большое пространство, используют складчатые, перекрестные, сводчатые, вантовые и другие криволинейные перекрытия. Их форму диктуют правила соревнований и назначение помещения в ходе его эксплуатации.

Полы

По конструкции различают жесткий пол (из паркета иди брусчатки), неравно упругий (из досок или реек), равно упругий (из такого же материала, из синтетических материалов или пробки).

Упругость пола во многом зависит от основания, на которое он положен. Так, жесткий пол лежит на бетонной или цементной подготовке, неравно упругий - на одном, а равно упругий - на двух лагах. В этом случае их располагают перекрестно, в два яруса.

Поверхность пола в спортивных залах делают горизонтальной, гладкой, нескользкой. Конструкцию пола выбирают в зависимости от назначения зала, но она всегда должна удовлетворять теплоизоляционным и звукопоглощающим требованиям.

Полезная нагрузка на полы спортивных залов школ должна быть не более 400 кг/м 2 без учета тяжести подвесного и устанавливаемого оборудования, а для специализированных залов (например, для тяжелой атлетики) дополнительно рассчитывают динамическую нагрузку.

Для покрытия полов используют самые различные материалы - резиновую основу, пробковые соединения, волокнистые массы. За рубежом широко применяют универсальные покрытия, имеющие полимерную основу, или сборные двух-, трехслойные конструкции плит пола, имитирующие ковровый настил.

В тех случаях, когда помещение предназначается для легкоатлетических упражнений, покрытие пола подбирают соответственно виду двигательной деятельности, например, для беговых упражнений - водостойкое полимерное или резинобитумное покрытие. В отдельных случаях для метаний сооружают покрытие из спецсмесей. Для соскоков с гимнастических снарядов, приземления после прыжков в полу зала устраивают специальные ямы, заполняемые обрезками поролона, которые кладут в сетку или чехол.