Шолохов чужая кровь смысл названия. Анализ рассказа м.а.шолохова «чужая кровь» - анализируем литературное произведение - анализ на уроках литературы - каталог статей - учитель словесности

Шолохов Михаил

Чужая кровь

Михаил Шолохов

Чужая кровь

В Филипповке, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.

Ночь спеленала станицу зеленоватой сумеречной тишиной. За дворами дремала степь, непаханая, забурьяневшая.

В полночь в ярах глухо завыл волк, в станице откликнулись собаки, и дед Гаврила проснулся. Свесив с печки ноги, держась за комель, долго кашлял, потом сплюнул и нащупал кисет.

Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит, кашляет, с хрипом отрывая от легких мокроту, а в промежутках между приступами удушья думки идут в голове привычной, хоженой стежкой. Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.

Был один - первый и последний. На него работал не покладая рук. Время приспело провожать на фронт против красных,- две пары быков отвел на рынок, на выручку купил у калмыка коня строевого, не конь - буря степная, летучая. Достал из сундука седло и уздечку дедовскую с серебряным набором. На проводах сказал:

Ну, Петро, справил я тебя, не стыдно и офицеру с такой справой идтить... Служи, как отец твой служил, войско казацкое и тихий Дон не страми! Деды и прадеды твои службу царям несли, должен и ты!..

Глядит дед в окно, обрызганное зелеными отсветами лунного света, к ветру,- какой по двору шарит, неположенного ищет,- прислушивается, вспоминает те дни, что назад не придут и не вернутся...

На проводах служивого гремели казаки под камышовой крышей Гаврилиного дома старинной казачьей песней:

А мы бьем, не портим боевой порядок.

Слу-ша-ем один да приказ.

И что нам прикажут отцы-командиры,

Мы туда идем - рубим, колем, бьем!..

За столом сидел Петро, хмельной, иссиня-бледный, последнюю рюмку, "стременную", выпил, устало зажмурив глаза, но на коня твердо сел. Шашку поправил и, с седла перегнувшись, горсть земли с родимого база взял. Где-то теперь лежит он и чья земля на чужбинке греет ему грудь?

Кашляет дед тягуче и сухо, мехи в груди на разные лады хрипят-вызванивают, а в промежутках, когда, откашлявшись, прислонится сгорбленной спиной к комелю, думки идут в голове знакомой, хоженой стежкой.

Проводил сына, а через месяц пришли красные. Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман. Был Петро по ту сторону фронта, возле Донца, усердием в боях заслуживал урядницкие погоны, а в станице дед Гаврила на москалей, на красных вынашивал, кохал, нянчил - как Петра, белоголового сынишку, когда-то - ненависть стариковскую, глухую.

Назло им носил шаровары с лампасами, с красной казачьей волей, черными нитками простроченной вдоль суконных с напуском шаровар. Чекмень надевал с гвардейским оранжевым позументом, со следами ношенных когда-то вахмистерских погон. Вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой; шел по воскресеньям в церковь, распахнув полы полушубка, чтоб все видали.

Председатель Совета станицы при встрече как-то сказал:

Сыми, дед, висюльки! Теперь не полагается.

Порохом пыхнул дед:

А ты мне их вешал, что сымать-то велишь?

Кто вешал, давно небось в земле червей продовольствует.

И пущай!.. А я вот не сыму! Рази с мертвого сдерешь?

Сказанул тоже... Тебя же жалеючи, советую, по мне, хоть спи с ними, да ить собаки... собаки-то штаны тебе облагают! Они, сердешные, отвыкли от такого виду, не признают свово...

Была обида горькая, как полынь в цвету. Ордена снял, но обида росла в душе, лопушилась, со злобой родниться начала.

Пропал сын - некому стало наживать. Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка.

Лошадей брали перед уходом казаки, остатки добирали красные, а последнюю, лохмоногую и ушастую, брошенную красноармейцами в обмен, осенью за один огляд купили махновцы. Взамен оставили деду пару английских обмоток.

Пущай уж наше переходит! - подмигивал махновский пулеметчик.Богатей, дед, нашим добром!..

Прахом дымилось все нажитое десятками лет. Руки падали в работе; но весною,- когда холостеющая степь ложилась под ногами, покорная и истомная, манила деда земля, звала по ночам властным, неслышным зовом. Не мог противиться, запрягал быков в плуг, ехал, полосовал степь сталью, обсеменял ненасытную черноземную утробу ядреной пшеницей-гиркой.

Приходили казаки от моря и из-за моря, но никто из них не видал Петра. В разных полках с ним служили, в разных краях бывали,- мала ли Россия? - а однополчане-станичники Петра полком легли в бою со Жлобинским отрядом на Кубани где-то.

Со старухой о сыне почти не говорил Гаврила.

Ночами слышал, как в подушку точила она слезы, носом чмыкала.

Ты чего, старая? - спросит кряхтя.

Помолчит та немного, откликнется:

Должно, угар у нас... голова что-то прибаливает.

Не показывал виду, что догадывается, советовал:

А ты бы рассольцу из-под огурцов. Сем-ка, я слазю в погреб, достану?

Спи уж. Пройдет и так!..

И снова тишина расплеталась в хате незримой кружевной паутиной. В оконце месяц нагло засматривал, на чужое горе, на материнскую тоску любуясь.

Но все же ждали и надеялись, что придет сын. Овчины отдал Гаврила выделать, старухе говорит:

Мы с тобой перебьемся и так, а Петро придет, что будет носить? Зима заходит, надо ему полушубок шить.

Сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие скотину убирать - ему сготовили. Мундир свой синего сукна берег дед, табаком пересыпал, чтобы моль не посекла, а зарезали ягненка - из овчинки папаху сшил сыну дед и повесил на гвоздь. Войдет с надворья, глянет, и кажется, будто выйдет сейчас Петро из горницы, улыбнется, спросит: "Ну как, батя, холодно на базу?"

Дня через два после этого перед сумерками пошел скотину убирать. Сена в ясли наметал, хотел воды из колодца почерпнуть - вспомнил, что забыл варежки в хате. Вернулся, отворил дверь и видит: старуха на коленях возле лавки стоит, папаху Петрову неношеную к груди прижала, качает, как дитя баюкает...

В глазах потемнело, зверем кинулся к ней, повалил на пол, прохрипел, пену глотая с губ:

Брось, подлюка!.. Брось!.. Что ты делаешь?!

Вырвал из рук папаху, в сундук кинул и замок навесил. Только стал примечать, что с той поры левый глаз у старухи стал дергаться и рот покривило.

Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая.

В этот день замерзли на Дону окраинцы. Через станицу пролетела припозднившаяся ватага диких гусей. Вечером прибежал к Гавриле соседский парень, на образа второпях перекрестился.

Здорово дневали!

Слава богу.

Слыхал, дедушка? Прохор Лиховидов из Турции пришел. Он ить с вашим Петром в одном полку служил!..

Спешил Гаврила по проулку, задыхаясь от кашля и быстрой ходьбы. Прохора не застал дома: уехал на хутор к брату, обещал вернуться к завтрему.

Ночь не спал Гаврила. Томился на печке бессонницей.

Перед светом зажег жирник, сел подшивать валенки.

Утро - бледная немочь - точит с сизого восхода чахлый рассвет. Месяц зазоревал посреди неба, сил не хватило дошагать до тучки, на день прихорониться.

Перед завтраком глянул Гаврила в окно, сказал почему-то шепотом:

Прохор идет! Вошел он, на казака не похожий, чужой обличьем. Скрипели на ногах у него кованые английские ботинки, в мешковато сидело пальто чудного покроя, с чужого плеча, как видно.

Здорово живешь, Гаврила Василич!..

Слава богу, служивый!.. Проходи, садись.

Прохор снял шапку, поздоровался со старухой и сел на лавку, в передний угол.

Ну, и погодка пришла, снегу надуло - не пройдешь!..

Да, снега нынче рано упали... В старину в эту пору скотина на подножном корму ходила.

На минутку тягостно замолчали. Гаврила, с виду равнодушный и твердый, сказал:

Постарел ты, парень, в чужих краях!

Молодеть-то не с чего было, Гаврила Василич! - улыбнулся Прохор.

Заикнулась было старуха:

Петра нашего...

Замолчи-ка, баба!..- строго прикрикнул Гаврила.- Дай человеку опомниться с морозу, успеешь... узнать!..

Поворачиваясь к гостю, спросил:

Ну как, Прохор Игнатич, протекала ваша жизня?

Хвалиться нечем. Дотянул до дому, как кобель с отбитым задом, и то слава богу.

Та-а-ак... Плохо у турка жилось, значится?

Концы с концами насилу связывали.- Прохор побарабанил по столу пальцами.- Однако и ты, Гаврила Василич, дюже постарел, седина вон как обрызгала тебе голову... Как вы тут живете при Советской власти?

Сына вот жду... стариков, нас докармливать...- криво улыбнулся Гаврила.

Одно из лучших произведений цикла «Донские рассказы» (автор Шолохов М. А.) - «Чужая кровь» - повествует о бескорыстной родительской любви, являющей собой неиссякаемый источник добра на земле.

Кручина старого отца

Дед Гаврила просыпался рано. Закурив, он каждое утро думал об одном - о пропавшем на войне сыне. Петро был у них один. Когда началась война, старик - бывший воин-казак - справил ему обмундирование и проводил с наказом воевать славно, как было принято в их роду. И с тех пор, как сын сел на коня, браво поправил шашку и съехал с родимого база, его никто не видел. На какой земле довелось сложить Петру голову? Тяжелые мысли ни на минуту не отпускали старого Гаврилу.

Через месяц после отъезда сына в станицу вошли красные. С той поры в душе деда зрела жгучая ненависть к новой власти. Он намеренно носил шаровары с красными лампасами, а грудь украшал полученными за годы службы царю медалями и крестами.

Описанием чувств Гаврилы продолжается рассказ «Чужая кровь». Краткое содержание (Шолохов подробно описывает, как приходило в запустение некогда крепкое хозяйство) второй главы заключается в том, что отец тешил себя надеждой на возвращение сына. Он приготовил для него полушубок, мундир, сапоги, папаху, которые лежали в сундуке, дожидаясь хозяина.

Неспешно уходило время, пока однажды Гавриле не сообщили новость: из Турции вернулся сослуживец Петра. Дед тут же отправился к Прохору, но дома его не застал. Всю ночь не спал старик, дожидаясь известий о сыне.

Горькая новость

Утром появился Прохор. Разговор начался неспешно. Обсудили жизнь при погоду. Отец словно боялся задать главный вопрос - показывает Шолохов.

«Чужая кровь» - краткое содержание рассказа вы читаете - произведение о том, какой трагедией стала для народа Подобно приговору прозвучали для Гаврилы слова Прохора: «Срубили! … Насмерть… Своими глазами видал». Единственного сына, кормильца, ради которого всю жизнь трудился! А ночью старик вышел на гумно и негромко позвал: «Сынок! Петро!» Затем лег на притоптанный снег и «тяжело закрыл глаза»…

Продразверстка

Дед жил сам по себе, новостей не знал. Появление в воскресный день на крыльце председателя и троих с винтовками его удивило - отмечает Шолохов. «Чужая кровь» - краткое содержание не позволяет передать все подробности разговора - включает описание страшного для казаков процесса изъятия хлеба. То, что было нажито тяжелым трудом, теперь переходило советской власти. Не мог спасти своего добра и Гаврила.

Вдруг ко двору подскочили несколько конных казаков. Раздались выстрелы, затем находившийся впереди кубанец шашкой изрубил продотрядника… Все произошло стремительно. Наблюдавший за происходящим Гаврила не сразу сообразил, что подскочивший к нему казак спрашивает овса. Но тут раздался крик: «С горы пехота», и конные выехали со двора - заканчивает главу Шолохов.

Чужая кровь

Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой - не больше девятнадцати лет - мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.

Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.

Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».

Обретенный сын

Николай медленно шел на поправку: благодаря заботе стариков раны затягивались, и он набирался сил. Гаврила чувствовал, что все больше прикипает к нему душой. Он даже испытывал чувство ревности к жене, когда выходил на двор, а она оставалась рядом с «Петром». Как-то дед приказал ей достать из сундука вещи, что готовил для своего сына.

Наконец по весне Петр сказал: «Сегодня встану, отец!» Последнее слово доставило Гавриле «смущенную радость» - пишет Шолохов. Чужая кровь - краткое содержание не включает описания всех переживаний, что испытали старики, ухаживавшие за чужим сыном - вдруг стала родной.

Николай рассказал, что воспитывался при заводе, там же работал до войны. Узнав, что у парня нет семьи, Гаврила предложил ему остаться у них навсегда. Петюшка ответил, что пока поживет лето, а там видно будет.

Расставание

Ближе к осени Николаю принесли письмо. Старик, вертевший его в руках, сразу почувствовал неладное и не ошибся. Бывшие товарищи их названного сына звали его на завод. Долго маялся Петр и в конце концов принял решение, которого так боялся Гаврила: ехать на Урал.

Расставание было тяжелым: словно родную кровиночку вновь провожал старик: «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас». Он понимал, что Петро уже никогда не воротится назад.

Тема родительской любви в рассказе

Рассказывая о судьбе старого Гаврилы, М. Шолохов подчеркивает, насколько антигуманной и уничтожающей была Гражданская война. Волнует автора еще один вопрос. Для человека очень важно оставить после себя потомков, которые будут чтить его память и традиции предков. Вот почему с гибелью родного сына хозяйство Гаврилы приходит в упадок: не для кого стало жить. И вдруг, как спасение, появляется Николай, вновь подаривший старикам радость родительской любви.

Есть у Шолохова еще один рассказ - «Червоточина». Он о том, как не сумевший перебороть в душе ненависть к новой власти герой убивает родного сына, ставшего комсомольцем. Так описывается страшный раскол, который происходит в отдельных семьях и в обществе в целом.

Война не щадит никого. Но в одних она пробуждает гуманность и сострадание, в других - разжигает все большую ненависть, заставляющую забыть о нравственных законах. Эту мысль доказывает краткое содержание рассказа «Червоточина» и «Чужая кровь».

Стали предвестниками «Тихого Дона». Написанные в 1925-1926 годах, они передавали трагизм Гражданской войны, кровавой полосой прошедшей через семьи казаков. Война сталкивала между собой отца и сына – именно такой конфликт объединяет эти рассказы. Шолохов выносит своими рассказами приговор гражданской войне в своем отечестве. Она страшна и противоестественна. В этой войне нет ни правых, ни виноватых.

Война уводит родных людей навсегда – они не возвращаются. В рассказе «Чужая кровь», который завершает «Донские рассказы», не возвращаются два сына старика Гаврилы - один «белый», другой «красный», один родной, один чужой. Сначала проводил родного сына Петра – первого и единственного. Работал на него не покладая рук. Отправляя на фронт против красных, отец Гаврила продал две пары быков, достал дедовскую уздечку и седло, а на прощанье дал наказ: не срамить тихий Дон и служить, как «деды и прадеды службу царям несли» .

Но пропал единственный сын, а в Филипповку пришли красные, «вторглись в казачий исконный быт» , «вывернули наизнанку» обычную дедову жизнь, как порожний карман. Зол был Гаврила на новую власть, погубившую его единственного сына, ведь теперь кормильца нет, а сил уже нет, вот и рушилось хозяйство. А когда вернулся с фронта Прохор Лиховидов, служивший вместе с Петро, узнали страшную правду: «срубили Петра насмерть» . После этого стал примечать хозяин, что левый глаз у жены подергиваться начал и рот покривило – чуть с ума не сошла от горя. Да и сам старик долго не мог принять тяжелую правду. Глаза налились кровью и слезами, и застонал, запрокидывая голову: «Одного сына убить?! … Не верю!...»

Так и доживали бы свой век осиротевшие старики, если бы не трагические события, развернувшиеся прямо во дворе. Злой на новую власть, на продотрядников, забиравших «очищенную, смугло-золотую пшеницу» , Гаврила все же был потрясен стычкой, которая произошла прямо на его глазах: кубанские казаки напали на отряд красноармейцев и жестоко расправились со всеми.

Глядя на мертвые тела, старик уже не ощутил в сердце прежней злобы. Вместо сердитого, с колючими глазами, продкомиссара он увидел мальчишку лет девятнадцати, а «сквозь леденящий холодок» голой груди прощупал «потухающее тепло» . Не смог Гаврила оставить умирать на морозе чьего-то чужого сына – приволок в избу, обмыл, растер руки, ноги и грудь. И пусть пока была она для него «гадливо-холодной» , но четверо суток не отходили старики от постели молодого парня, «шафранно-бледного, похожего на покойника» . Через камышинку вливали в рот теплое молоко и навар из бараньих костей.

Так выхаживали вновь обретенного сына до самой весны. Понял Гаврила, что невыплаканная любовь матери к Петру, покойному сыну, «пожаром перекинулась на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына» . Да и сам он, поговорив с очнувшимся юношей и узнав, что зовут того Николаем, сказал, что для них он будет Петро, как их рано погибший сын.

Далее автору психологически точно удается передать, как Гаврила привязывается к новому сыну, а образ первого, родного, тускнеет. Это вызывает ужас в душе старика, но он не может противиться новому чувству. При этом жена, неотступно сидящая у постели названого сына, вызывала ревнивое чувство. Когда же встал новый Петро на свои ноги, провожал его Гаврила беспокойным взглядом: как бы не оступился да не упал. Вскоре между Гаврилой и Николаем «увязались простые и любовные» отношения. Юноша рассказал, что он сирота, родом с Урала и до войны работал на чугунолитейном заводе.

Так потеряв родного сына, старый донской казак Гаврила привязывается сердцем к чужому человеку, заменившему родного сына: «Белокурый, веселый, работящий, заслонил собой образ покойного Петра» . Пригласили тогда старики остаться его с ними навсегда, чтобы не бросил их. Ничего не стал обещать им Николай-Петро, но Гаврила с женой надеялись на чудо, даже невесту стали присматривать.

Однако чуда не случилось: с почти принесли конверт, «ревниво хранивший чужую тайну» , отчего старый казак «невольно чувствовал нарастающую злобу к этому письму, изломавшему привычный покой» . Даже изорвать хотел, но не смог – отдал нареченному сыну. Предчувствия не обманули: понял старик, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную чернозёмь» . Тянет его на завод, который удерживали от Колчака, а теперь рабочие голодают, но снова поднимают его на ноги.

И вновь с поразительной силой передает Шолохов трагедию расставания - старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» крикнул:

- Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…

Название рассказа очень точно передает отношение автора к описываемым событиям. Когда Гаврила предлагал Николаю стать новым сыном, сказал: «Хучь и чужая в тебе кровь…, сколько горя натерпелись, от этого и полюбился ты нам» . Так на первый план выступает не кровная, родственная связь, а те человеческие отношения. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась в душе старого казака Гаврилы любовью, и он смог изменить свое отношение к врагам.

Рассказ «Чужая кровь» помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни, «прахом дымящееся хозяйство» - всё, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Рассказ «Чужая кровь», как драматический луч надежды.
«Донские рассказы» Михаила Шолохова являют собой апофеоз трагизма братоубийственной вражды. Повествования поочередно свидетельствуют о противоестественности Гражданской войны. Но окончательный приговор ей выносит рассказ «Чужая кровь». Пронзительная новелла о несчастном старике, дважды потерявшем надежду, требует от пристрастного читателя определить свое отношение к Гражданской войне, где не найти ни правых, ни виноватых. Проникновение вглубь эпопеи, поможет достигнуть эту цель.
Закат жизни человека заставляет его осмысливать прошедшие годы и думать о будущем через детей, как оправдании своего существования. Дети рождают смутные надежды на будущее и уверенность что жизнь прожита не напрасно. Лихие годы Гражданской войны ломают жизнь любого, кто вольно или невольно попадет под ее молох. Наверное, не одной казачьей семье на Дону пришлось пережить в ту пору страшные утраты. Но автор остановил внимание на одиноких стариках, Гавриле и его жены, потерявших единственного сына, но не утративших надежды на благополучный исход.
С приходом зимы все больше дум одолевают деда Гаврила. Воспоминания роем лезут в седую голову. Не дает покоя дума о судьбе сына Петра, сгинувшего без вести в бездне войны. Единственный сын – «солнце в окошке», все труды ради него. Даже когда пришлось снаряжать его на войну против большевиков, старик не пожалел четверых быков дабы справить лихого коня и добротную амуницию, что и офицеру не зазорно поиметь. Наставил сына на службу как водится, чтоб не позорил отца и тихий Дон.
Месяц спустя заявились в станицу «красные». Как мог Гаврила демонстрировал новой власти свое презрение. Назло всем носил шаровары с красными лампасами, украшал грудь крестами и медалями за службу царскую жалованными. Пропал Петро, ради чего жить, десятилетия изматывающих трудов пошли прахом, так пропади пропадом и новая власть!
Протест протестом, а пришла весна, айда пахать. Тут уж как веками повелось, землю надобно обиходить. Да и не умерла у них со старухой еще надежда на возвращение сынка. Правда, замечает он странности стали появляться в поведении бабки. Вот и глаз начал дергаться, и рот скривило. Гаврилу и самому невыносимо было тащить «тяжкий крест», но он как мог, крепился, да еще и на старуху покрикивал. Скорее для своей блажи справили сыну полушубок и папаху, приготовили на всякий случай одежду и обувки.
Забрезжил было лучик надежды с возвращением из Турции сослуживца Петра, казака Прохора Лиховидова. Зазвали его в гости и долго обихаживали, стараясь оттянуть время трагической вести. В конце концов, сказал гость страшную правду старикам, отчего дед пришел в неописуемую ярость, а старуха с горя чуть умом не тронулась.
Шло время, как-то на баз деда Гаврилы заявился председатель сельсовета с незнакомыми людьми. Так, к старому казаку подкатила продразверстка в лице незваных гостей. Старик начал было скандалить, но его твердо одернул белобрысый начальник с пистолетом. На том бы и покончили, но вихрем налетели кубанцы, разгромили продотряд, постреляв и порубив красноармейцев. Столь же быстро как появилась, так и исчезла в степи банда казаков, а дед остался среди мертвых тел.
Улеглась злоба глядючи на погибших. Жалко ему стало повисшего на плетне председателя, порубленных бойцов и самого продкомиссара который показался совсем юнцом. Случайно прикоснувшись к нему, старик почувствовал тепло. Не оставил он парнишку помирать на холоде. Затащил в хату и четверо суток обихаживал, лечил и кормил раненого, пока не ослабла цепкая хватка смерти.
Всю зиму старики выхаживали чужака и не заметили, как прикипели душой к мальчишке. Любовь матери к собственному сыну неожиданно ожила и перешла на свалившегося к ним на голову беспомощного врага. Сам Гаврила в разговоре вызнал имя парня – Николай. Упрямый дед предупредил, что они с бабкой будут звать его Петром. Как сына.
С каждым днем все сильнее привязывался к вновь обретенному сыну Гаврила. Постепенно полюбил он парня так, что, к вящему ужасу самого старика тускнел образ родного сынка. Даже старуху, неотрывно находящуюся у кровати больного, дед немного ревновал. С интересом слушал он историю жизни юноши, бывшего рабочего уральского завода. Стали уже старички уговаривать подопечного остаться с ними, даже невесту стали искать, надеясь на чудо.
Не случилось чуда. Пришло письмо, снова изломалось вновь обретенное счастье стариков. Позвали их нового сына заводчане восстанавливать свое предприятие. Не смог Николай-Петр обнадежить Гаврила и его бабку, потянуло его на свой завод. Вновь ярко блеснувшее солнышко, затянулось для стариков пеленой. Дед, поняв, что новый сын не вернется, тихонько попросил обещать матери вернуться. В глубине души он тешил себя надеждой, что может, хоть этот сынок вернется.
В рассказе автор намеренно смешал все чувства, возникающие в котле Гражданской войны. Показал, как в безысходности может появиться прощение и любовь, рождающая надежду на светлое будущее.

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.