Пантеон вход. В настоящее время

Пантеон, с итальянского Pantheon, является одной из самых древних и посещаемых достопримечательностей Рима. Это также исторический и архитектурный памятник Древнего Рима, наследие эпохи Возрождения.

Дословно Пантеон переводится как Хам всех Богов. Римскому Пантеону уже более двух тысяч лет, он был воздвигнут на месте предыдущего Пантеона, выстроенного Марком Випсанием Агриппой между 27 и 25 годами до нашей эры, как храм, посвященный двенадцати богам и Монарху. Считается, что нынешнее здание, которое мы можем видеть сегодня, является результатом радикальной реконструкции строения, выполненной по заказу императора Адриане между 118 и 125 годами нашей эры.

На фронтоне Пантиона видна латинская надпись: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, воздвиг это».

Первоначально Пантеон был древним языческим храмом. Позже, 13 мая 609 года, когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV, Пантеон был освящен как христианская католическая церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Именно с этих пор, день 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых у католиков. Правда, позже, где-то в середине восемнадцатого века папа Григорий III 1 ноября освятил одну из капелл Собора Святого Петра, что в , в честь всех Святых. И с этого момента, дата празднования Дня всех Святых у католиков и протестантов приходится на 1 ноября.

Пантеон является поистине грандиозным строение, здесь как нигде можно прикоснуться к истории веков, хотя именно в Риме таких мест множество, взять хотя бы наиболее известные , и другие величественные сооружения Рима. К тому же в те времена здание Пантеона представляло собой большое инженерное достижение античности.

В настоящее время помимо исторического и архитектурного наследия Пантеон привлекает к себе множество туристов своей интересной и необычной архитектурой. Дело в том, что в Пантеоне вообще нет окон, и единственным источником света является большое круглое отверстие, диаметров в 9 метров, находящееся в куполе Пантеона. Именно через это отверстие проникает солнечный свет внутрь Пантеон, освещая внутреннее убранство.

В ясную солнечную погоду, луч света, проникающий в это отверстие на потолке, не рассеивается, а исходит прямым потоком от купола к полу, что привлекает внимание. В случае дождя вода, падающая вниз, стекает в 22, почти невидимых отверстия в полу. А когда идет снег, снежинки, попадающие в отверстие купола, благодаря ветру и внутренней атмосфере в Пантеоне, образуют сказочные завихрения, похожие на танцы.

В Пантеоне всего одно отверстие, не потому что римлянам было лень прорубать стены, вовсе нет, сделано это специально, поскольку в Древнем Риме одно отверстие означало единство всех божеств.

Вид Пантеона с тыла здания, с улицы Via della Palombella

В Пантеоне погребены короли Италии: Виктор Эммануил II и Умберто I, королева Маргарита Савойская и великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль.

Вход в Пантеон совершенно бесплатный. Храм открыт для посещения с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт для посещения в некоторые праздники. Расположен в самом центре исторической части Рима, по адресу: Piazza della Rotonda, 00186 Roma, Италия. Добраться можно пешком или на метро, ближайшая станция - Barberini.

Площадь Ротонды в Риме

Пантеон находится на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda) или просто, как её называют в народе Пьяцца дель Пантеон и площадь Ротонды.

Эта небольшая, но вполне уютная площадь располагается у главного входа в Пантеон. И названа она в честь основного своего строения Пантеона.

Вокруг площади можно видеть здания, построенные в нескольких архитектурных стилях. По периметру площади размещены гостиницы и кафешки с открытыми террасами, а в центре её украшает одноименный фонтан - Fontana del Pantheon .

Этот фонтан эпохи Ренессанса, был построен приблизительно в 1575 году по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально фонтан состоял из прямоугольного резервуара серого африканского мрамора, а в бассейне фонтана располагалась порфира и два каменных льва. В 1711 году по воле Папы Клемента XI Альбани Фонтан дел Пантеон был реконструирован, и увенчан высоким Обелиском.

Позже, в 1974 и в 1991-1992 годах фонтан также подвергался реконструкциям.

Пантеон – Храм всех Богов находится в Риме. Это уникальное здание имеет огромное историческое значение не только для Италии, но и для всего мира. История, описание, архитектура, адрес с отображением объекта на карте и время его работы, интересные факты, стоимость билета — вся эта информация в нашей статье. Мы расскажем: как добраться самостоятельно, какие правила необходимо соблюдать при посещении и где можно остановиться недалеко от храма.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб
  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000Paphos - промокод на 2 000 руб. для туров на Кипр (Пафос) от 90 000 руб. от TUI, отели 4 и 5* (HV1 и HV2). Даты туров с 25.05- 26.10.2019. Промокод действует до 15 апреля

Из языческого храма в христианский

Является исключением среди традиционных греко-римских храмов, возведенных в форме четкого прямоугольника. Его центрическая форма напоминает итальянские жилища и места святилищ характерных для языческих храмов. Действительно, до начала VII в. Пантеон слыл языческим храмом, в котором римляне просили милости у Юпитера и Марса, покровительства у Венеры и Плутона, защиты у Нептуна, Сатурна и Меркурия. Все жертвоприношения многочисленным богам совершались на алтаре, установленном напротив отверстия в куполе. Чтобы задобрить богов животных предавали огню на алтаре. В 608 году после освящения папой Бонифацием IV языческий храм стал христианским.

Архитектура Пантеона

Конструкция состоит из гармоничного сочетания четких геометрических фигур: портика в форме параллелепипеда, купола в форме полусферы и цилиндра ротонды. Портик, украшенный двумя рядами высоких колонн, полностью занимает площадь перед Пантеоном, от чего создается иллюзия его массивности.

Великолепные колонны в то же время придают портику легкости и изящества, маскируя тяжеловесный и громоздкий цилиндр храма. Стены ротонды толщиной более 6 м прочно установлены на массивном фундаменте, глубина которого составляет 4,5 м, а толщина – 7,3 м.

Цилиндрическую стену поддерживают восемь опор, соединенных арками. Не случайно размеры диаметра и высоты ротонды совпадают. Древние зодчие, умышленно использовали такие расчёты, позволяющие мысленно вписать в пространство ротонды шар, половину которого займет купол. Мастера строительства тех времен стремились таким образом показать гармоничное сочетание круга и шара, символизирующие покой и вечность. Массивное здание, созданное из кольца глухих стен, венчает купол, который кажется вдавленным в эти стены.

Пантеон снаружи и внутри

Изначально храм возводился с такой целью, чтобы произвести впечатление именно при посещении внутренней его части. Поэтому внутреннее убранство отличается от наружного большим величием. Портик, ведущий в здание, украшен скульптурами, а высоко под куполом сохранились расположенные в пять рядов 140 кессонов. Также хорошо сохранилась внутри мраморная облицовка кирпичных стен ротонды и порфировый пол. Стены разделены на два яруса. В нижнем ярусе расположены 7 симметричных ниш.

Глубокие полукруглые и прямоугольные ниши в стенах позволяют облегчить конструкции и разнообразить геометрически замкнутое пространство. Колонны, пилястры и филенки привлекают взгляд к огромному куполу, который венчает стены ротонды и создает завершенный гармоничный образ храма. Однако нельзя сказать, что внешнему оформлению здания храма не было уделено должного внимания. Для изготовления 16 колонн исполинских размеров при входе использовали греческий мрамор и египетский гранит. Снаружи огромный купол покрывают позолоченные пластины, а двойные врата из бронзы, сохранившиеся с античной эпохи, и ведущие к вестибюлю прямоугольной формы, поражают своей высотой, достигающей 7 метров.

Купол Пантеона

Храм богов отличается массивностью и круглой формой здания, именуемого ротондой и увенчанного сверху куполом. Если смотреть на купол снаружи, он покажется почти плоским, но внутри его огромные размеры впечатляют. Диаметр купола составляет 43,5 м, что соответствует ширине ротонды и чуть меньше высоты самого здания. Со времён строительства и вплоть до XIX в. он был самым огромным в Европе и занимал половину объёма всего здания. В зависимости от высоты купола использовали различный состав бетона. Нижние ярусы возводились с использованием твердой травертиновой крошки, а для возведения верхних ярусов купола использовали раствор из более легких материалов – измельченных пемзы и туфа.

Купол здания создан в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие, окаймленное бордюром выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие диаметром 9 м в здание храма проникает самое большое количество солнечных лучей, образующих своеобразный световой столб. Купол, представляющий собой полусферу, сочетает в себе новаторство инженерной мысли древних мастеров и классическую архитектуру культовых сооружений. Резные углубления внутри бетонной поверхности купола играют роль декоративного украшения в виде 140 кессонов и одновременно значительно облегчают массу свода, вес которого достигает 5 тысяч тонн.

Для чего отверстие в куполе

Отверстие в центре купола, называемое оком, символизирует Солнце. Поскольку в стенах ротонды отсутствуют оконные проёмы, только благодаря этому огромному отверстию в здание проникает солнечный свет. Согласно распространенному преданию отверстие образовалось тогда, когда зазвучала церковная месса. Злые силы, проникшие в здание Пантеона, не выдержав звуков божественной литургии, разрушили верхнюю часть купола, чтобы навсегда покинуть священное место. При сжигании животных во время жертвоприношения через отверстие в куполе выходило большое количество едкого дыма. В это время римляне молились, взывая к божествам и надеясь, что божества смогут скорее их услышать и принять жертву.

В дождливую погоду, несмотря на огромные размеры «ока», в храм очень редко проникает вода. Однако, чтобы осадки не мешали прихожанам посещать храм и слушать мессу, в полу предусмотрительно оборудовали сливные отверстия для воды. Стоит отметить, что грамотные инженерные расчёты древних мастеров создали «око» таким образом, что капли дождя не пропускают постоянно движущиеся вверх потоки теплого воздуха.

С Пантеоном и его строительством связано много легенд и рассказов. С тех давних времен и поныне от римлян часто можно услышать о том, что купол храма сооружали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Чтобы быстрее избавиться от мусора после завершения строительства, по приказу императора в нём спрятали золото. Что касается «глаза Пантеона», учёные выдвинули предположение, что храм служил солнечными часами. Действительно, на протяжении года солнце по-разному освещает отдельные части храма, а в день основания Рима — 21 апреля небесное светило ярко освещает вход.

В те времена это явление было достаточно символичным, так как освещённый ослепительными солнечными лучами в храм первым входил император. Существует мнение, что идеальная форма купола натолкнула Николая Коперника на идею гелиоцентрического строения вселенной, благодаря чему учёному даже удалось точно просчитать и доказать, что центром вселенной является не Земля, а Солнце. Пантеон стал первым римским храмом, внутрь которого могли попасть не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Кто похоронен в храме

Пантеон вызывал восхищение многих великих людей. Микеланджело считал этот храм творением самих ангелов. Рафаэль называл Пантеон местом, объединяющим небо с землей и богов с людьми, и мечтал быть похороненным здесь.

Храм всех богов стал местом, где покоятся тела многих знаменитых людей, среди которых первым похоронили мастера живописи Рафаэля, а позже известных архитектора Бальдассаре Перуцци, музыканта Арканджело Корелли, скульптора Фламинио Вакку. Является усыпальницей и для коронованных особ: королевы Маргариты, а также королей Умберто I и Виктора Эммануила II.

Где находится и как до него добраться

Легко добраться на метро, направляясь до станции «Барберини», а также на трамвае №8 и на многих городских автобусах.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186

Храм, построенный в эпоху Римской империи, принимает посетителей ежедневно с 8.30 до 19.30. Только в воскресенье работает с 9.00. до 18.00. В праздничные дни принимает туристов с 9.00 до 13.00. и не работает в праздник Пасхи, а также 1 января, и 25 декабря. Посещение этой уникальной достопримечательности можно совместить с посещением других не менее значимых мест: Колизея, Собора Святого Петра, Римского Форума и музеев Ватикана. Невзирая на ежедневную работу, в храм попасть непросто из-за большого наплыва желающих посетить это легендарное место. Даже в зимнее время, когда спадает наплыв туристов, к храму выстраивается очередь. Поэтому лучше приходить к открытию с утра или поселиться в ближайшем к Пантеону отеле.

Правила посещения

Отправляясь осматривать достопримечательность, стоит соблюдать определённые правила:

  • Откажитесь от запасов еды и напитков
  • Даже в сильную жару не принято входить в здание храма с открытыми плечами и коленями
  • Запрещается пользоваться мобильными телефонами

Если соблюдать эти несложные правила, можно смело отправляться осматривать этот уникальный храм. Благо, никто не запрещает здесь фотографировать и делать видеосъемку. К тому же, за вход платить не надо.

Где остановиться – отель Pantheon

Мы рекомендуем рассмотреть именно этот отель, так как он расположен всего в 50м от храма всех богов. Кроме того, от него удобно добираться до других достопримечательностей, например, всего за пару минут можно дойти пешком до знаменитого фонтана Треви. Сам отель заслуживает отдельного внимания. Здание было построено в XVII веке. Его безупречный интерьер сразу погружает в приятную атмосферу. Здесь с элегантностью подобрана каждая деталь. В номерах есть всё необходимое для комфортного проживания.

Предусмотрено несколько категорий номеров:

  • трёхместный номер
  • бюджетный одноместный номер
  • двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями
  • четырехместный номер

Разрешено проживание с домашними животными, при этом дополнительная плата за это не взимается. Поблизости есть магазины известных брендов, кафе и рестораны.

Augusta Lucilla Palace

В 50 метрах от великолепного римского Пантеона

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.