Памятки по истории (сборник). Памятки учащимся для работы на уроках истории


ПАМЯТКИ

УЧАЩИМСЯ ДЛЯ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ( памятки на уроках истории)
1. Характеристика и оценка исторического деятеля (5 – 6 класс)
2. Характеристика и оценка исторического деятеля (7 – 8 класс).
3. Характеристика и оценка исторического деятеля (9 – 11 классы)
4. Характеристика исторической личности.
5. Памятка для характеристики двух исторических деятелей.
6. Сравнение двух исторических фактов.
7. Как дать оценку историческому событию
8. Как дать оценку историческому явлению.
9. Характеристика исторических явлений.
10. Характеристика исторического события
11. Характеристика общественного строя
12. Характеристика государственного строя
13. Характеристика крестьянских восстаний.
14. Памятка к изучению войн.
15. Характеристика войн
16. Характеристика сражений
17. Характеристика общественных выступлений
18. Изучение предпосылок революции.
19. Характеристика революции.
20. Изучение отношений между классами.
21. Характеристика революционных выступлений.
22. Характеристика политического строя государства.
23. Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных исторических явлений.
24. Как работать с книгой.
25. Как читать газету
26. Анализ газетных статей.
27. Как работать с параграфом учебника
28. Памятка для описания экскурсии
29. Памятка как составлять план
30. Памятка для анализа составленного плана
31. Отзыв на ответ ученика
32. Памятка как писать реферат
33. Как писать отзыв на историко - художественную книгу
34. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи І уровня
35. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи II уровня
36. Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи III и IV уровня
37. Как «читать» картину
38. Анализ портрета исторического деятеля
39. Анализ памятника историческому деятелю
40. Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
41. Анализ письменного источника
42. Правила конспектирования
43. Как дать рецензию на ответ товарища
44. Как составить синхронную таблицу
45. Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений.
46. Памятка для написания летописи края
47. Памятка для работы с историческим источником
48. Памятка для описания исторического романа

ВВЕДЕНИЕ (памятки на уроках истории) Работа с памяткой на уроках истории -это использование приема, который позволяет развивать историческое мышление учащихся. Применение памяток представляет собой этап(начальный или промежуточный) в формировании метода рассмотрения того или иного явления, особую форму сообщения теоретических знаний учащихся:

а) ориентация на возможности учащихся;

б) рассчитано на осложнение работы в дальнейшем;

в) дается как инструкция к действию, к применению знаний.

Без теоретических знаний, без памятки учащиеся ищут ответ стихийно, их широкие фактические знания будто блокируются в их памяти или же остаются неиспользованными, а самостоятельный, экономный во времени и успешный анализ оказывается невозможным. Из большого количества материала памятка определяет те области знаний (совсем не подсказывая конкретного содержания ответа), в которых должно пройти припоминание нужного материала. Механизм этого процесса таков, что через короткие указания, высказанные в абстрактной форме (например: „Когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какой социальной группе принадлежал?”), она актуализирует широкие и конкретные знания учащихся.
Памятка помогает обобщать, систематизировать, абстрагировать знания,

во-первых , по линии выделения совокупности признаков, которые и позволяют характеризовать историческое явление, историческую личность, характеризовать событие, понять ее структуру, во-вторых , по линии совмещения сторон, черт общественной жизни. Изучение однородных явлений целенаправленно подводит учеников к некоторым обобщениям о способах их рассмотрения. При использовании памяток, предупреждая схематизм, обязательно нужно требовать от учащихся достаточно конкретных ответов. Какой должна быть памятка? Когда ее вводить? Здесь нет и не может быть однозначного ответа. Опыт показывает: пятиклассники и шестиклассники слабо используют памятку. Ученики 7 класса с ней справляются уже до конца учебного года.

Но наибольшее применение она находит в 8-9 классе.
Перед тем, как подать памятку, учитель должен в доступной форме ученикам объяснить, что памятка не шаблон, ею нужно пользоваться гибко: „После того, как со всех сторон рассмотрите деятельность и личность выдающегося человека, составьте о нем свое мнение. Нужно, опираясь на исторические достоверные факты из учебника и дополнительной литературы, оценить его дела: насколько они были полезны для народа, страны (а, возможно, и для всего человечества), в чьих интересах он вел войны, проводил реформы, улучшал хозяйство страны, способствовал развитию науки и искусства; условия жизни каких слоев населения становилась лучше, а каких – ухудшалось”.
В среднем и слабом (по уровню знаний) классе в процессе характеристики исторического деятеля учитель дает образец такой оценки, а в сильном – дает ученикам возможность высказать свое мнение и обобщить (насколько они сами смогут) свою оценку, направляя работу в правильное русло.
Учащиеся постепенно подводятся к самостоятельной оценке различных сторон исторических явлений. Например, в 8 классе под руководством учителя учащиеся оценивают значение Великих географических открытий как явления прогрессивного, которое открыло новую эру в мировой торговле, ускорило развитие капитализма, и их последствия: положительные – для самих европейцев и негативные – для колониальных народов.
В 7 классе учащиеся оценивают значение и последствия феодальной раздробленности, а затем образование централизованных государств в истории нашей страны и западноевропейских государств. Для формирования таких исторического мышления в целом большое значение имеет систематическая постановка вопросов, которые требуют рассмотреть и оценить культурный вклад отдельных народов и определенных эпох (Возрождение, Просвещение и тому подобное).
Памятка – это прием умственной деятельности, то есть средство достижения цели. И когда сформулированы теоретические знания и выработано умение их применять, необходимость в памятке отпадает.


(5 – 6 класс)
1. Как ты представляешь себе внешний вид героя? 2. Что он сделал? 3. Во имя чего, в интересах какого класса он действовал? 4. Какие внутренние, наиболее важные черты этого человека? 5. Дайте оценку деятельности деятеля. Какой вклад он внес в историю? Почему мы его помним?

Характеристика и оценка исторического деятеля
(7 – 8 класс)
1. Вспомните: а) когда и в какой стране жил; б) к какому классу принадлежал, в каких условиях формировались его взгляды; в) историческую обстановку, в которой протекала его активная деятельность; г) его общественно-политические взгляды. 2. Кратко укажите: а) какие цели и почему он выдвигал, с целями и задачами какого класса они совпадали; б) какие средства он использовал для достижения своих задач; оцените и вы эти средства. 3. Опишите его внешность и характер. Какие из черт характера помогали или мешали ему в достижении поставленных задач? 4. Как вы оцениваете его деятельность в целом? Какова его роль в истории? Выразите свое отношение к нему.

Характеристика и оценка исторического деятеля
(9 – 11 классы)
1. Определить исторические условия и общественную среду, в которых формировались взгляды, жизненные цели человека, показать, как на них влияли эти условия. 2. Раскрывать черты характера человека, их зависимость от воспитания, влияния общественной среды, его идеалов и задач. 3. Определить, какие качества личности этого выдающегося человека помогали в достижении поставленных им целей в решении исторических задач, объективно поставленных перед страной и народом. 4. Вскрыть связи и противоречия: - между целями деятеля и интересами народных масс;
-
между целями и мотивами деятельности выдающегося человека;
-
между целями и способами их достижения. 6. Оценить его значение и роль в истории:
-
по результатам его деятельности;
-
по его влиянию на положение народных масс, на дальнейший ход событий;
-
по воздействию его примера на других людей, на новые поколения. 5. Оценить личность исторического деятеля и выразить свое отношение к нему.

Характеристика исторической личности 1. Жизнь. а) Когда, в какой стране жил и действовал? б) Какое получил воспитание? в) Цели и планы. г) Какими способами достигал цели? 2. Внешность и характер. 3. Основные результаты деятельности. а) Что ему удалось, что нет? б) Какие последствия его деятельности: - Для родной страны? - Для других стран? - Для человечества? 4. В интересах каких слоев действовал? Какие слои были недовольны? а) соратники и друзья? б) враги? 5. Дайте оценку его деятельности. 6. Собственное отношение. а) Что вызывает: - Восхищение? -Осуждение? б) Каким его чертам характера вы бы хотели бы подражать?

Памятка для характеристики двух исторических деятелей 1. В какой исторический период жили эти два исторических деятеля, которых характеризуешь, в какой стране или странах? 2. Чьи интересы они выражали (какого класса или состояния)? Против каких порядков выступали? 3. Какие цели преследовали? 4. Как относились к народу? 5. Какие пути использовали для достижения поставленных целей? 6. Какие положительные и отрицательные черты характера проявили? 7. Оцени деятельность каждого из них (революционная, прогрессивная, реакционная). 8. Твое отношение к каждому из этих исторических деятелей.

Сравнение двух исторических фактов

1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве или различие данных явлений (событий). 2. В каком порядке лучше разместить эти признаки? Почему? 3. Перечисли сходства и различия. 4. Сделай выводы.

Как дать оценку историческому событию В результате анализа фактов установите: Причины происшествия: 1. Заинтересованность в нем определенных классов и общественных групп; 2. Характер события (антифеодальный, освободительный и др.); 3. Связи (в том числе следственные) с другими событиями того же порядка; 4. Значение для участников события и для последующего исторического развития.

Как дать оценку историческому явлению
На основе анализа фактов установите: 1. Причины явления. 2. Заинтересованность в нем определенных классов, слоев общества, социальную направленность. 3. Характер. 4. Связи с другими явлениями того же порядка; 5. Противоречия развития; 6. Значение этого исторического явления:
-
для разных классов и слоев общества;
-
для последующего исторического развития.


Характеристика исторических явлений

1. Причины возникновения:
а) противоречия, что вызвали данное явление, необходимость их преодоления;
б) потребности, интересы сторон, сил, групп.

а) факты, касающиеся явления; б) социальная направленность действий различных сил. 3. Причины успеха (или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия и значение явления, его влияние на общий процесс исторического развития.

Характеристика исторического события
1. Причины. 2. Определение заинтересованности в событиях разных социальных групп. 3. Характер события (антифеодальный, реакционный и т. п.). 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: а) для участников событий; б) для исторического развития.

Характеристика общественного строя
1. Уровень развития производственных сил. 2. Производственные отношения в обществе. 3. Тип и форма государства. 4. Уровень развития науки, культуры, распространение образования. 5. Взаимоотношения личности и общества.

Характеристика государственного строя
1. Интересы какого класса защищала государство? Какие были его задачи? 2. Какой была форма правления? 3. Каким был государственный строй? Назовите государственные органы в центре и на местах. 4. Какие изменения в сравнении с более ранним периодом развития произошли в государстве? Чем они были вызваны?

Характеристика крестьянских восстаний
1. Причины восстания. 2. Движущие силы восставших. 3. Цели, требования восставших. 4. Районы, которые охватывали восстания. 5. Ход восстания, его основные силы. 6. Итоги восстания и его значение.

Памятка к изучению войн

1. Причины и характер войны:
-
основные противоречия, приведшие к войне;
-
значение решения этих противоречий для обеих сторон;
-
подготовка к войне, соотношение сил и планы воюющих сторон. 2. Ход войны:
-
повод к войне;
-
основные этапы и крупнейшие сражения;
-
конец войны и условия мира. 3. Причины победы или поражения в войне:
-
что влияло на боеспособность армии и на ход войны;
-
влияние характера войны и отношения армии и народа;
-
итог войны. 4. Историческое значение войн.

Характеристика войн
1. Причина войн, хронологические рамки. 2. Воюющие страны или группировки стран. 3. Цели сторон. 4. Соотношение сил воюющих стран. 5. Повод для войны. 6. Ход военных действий (по этапам):
-
планы сторон в начале каждого этапа
-
военные и политические итоги каждого этапа. 7. Характер войны. 8. Условия мирного договора. 9. Военные и политические итоги войны.

Характеристика сражений
1. Описание места битвы. Почему именно это место выбрано. 2. Соотношение сил, их размещение. 3. Развитие битвы и ее последствия. 4. Историческое значение битвы.

Характеристика общественных выступлений
1. Место и время выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы.
7. Масштабы борьбы.
8. Уровень организованности.
9. Имена руководителей.
10. Основные этапы развития событий.
11. Результаты и значение.

Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производственных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производственными силами.
4. Тормозит ли старый строй развитие производства и все общество в целом.
5. Назови классы, которые ведут борьбу против изжитого общественного строя.
6. Определи, какие задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

Характеристика революции

1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции.
3. Ход революции, ее этапы.
4. Характер революции.
5. Итоги революции, историческое значение революции.

Изучение отношений между классами

1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? Чем они занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
3. Какие средства эксплуатации были главными?

Характеристика революционных выступлений

1. Время и место выступления. Связь с другими событиями.
2. Причины революционного выступления.
3. Социальный состав участников.
4. Требования восставших, лозунги, цели.
5. Методы борьбы (митинг, демонстрация, акция протеста, забастовка, восстание, акция гражданского неповиновения, вооруженное выступление, война).
6. Масштабы выступления (территория, количество участников).
7. Уровень организованности.
8. Имена участников, руководителей.
9. Развитие событий, основные этапы.
10. Историческое значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления (монархия или республика).
2. Какой класс (часть класса, социальная группа, сословие) находятся у власти.
3. Политический строй государства:
-
Глава государства, его полномочия;
- Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчинения);
-
Законодательные органы (структура, способ формирования, их функции и полномочия);
-
Судебные органы, их подчинения;
-
Соответствие прав законодательной и судебной власти.
4. Права граждан (подданных):
- Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.д.);
-
Политические права и свободы;
-Личные права и свободы;
5. Возможность использования провозглашенных законом прав и свобод.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.

Памятка о правилах усвоения целостных картин типичных

исторических явлений

1. Внимательно рассмотри наглядное пособие и мысленно представь себе или воспроизведи словами общую картину предмета или явления, которое изучаешь.
2. Обрати внимание на окружающую природу и материальные предметы орудия труда, сырье, из которого изготавливают изделия, помещения мастерской, лес, разоренное поле, одежда и обувь людей. Запомни увиденные образцы, попробуй воспроизвести их словам.
3. Внимательно всмотрись в образы людей, которые принимают участие в изготовлении изделий: Что делает каждый из них? Чем занят? Какие действия осуществляют работающие люди? В какой последовательности они эти изделия изготавливают? Запомни и словесно воспроизведи усвоенные образы.
4. Уясни и скажи , в каких условиях трудятся люди. Как они относятся к труду? Почему?
5. Подумай и скажи , кто эти люди: рабы, свободные мастера - ремесленники, крепостные крестьяне, рабочие, рабовладельцы, феодалы (помещики) или представители буржуазии?
6. Скажи: кому принадлежат орудия труда, земля, другие материальные предметы, которые ты видишь на картине?
7. Скажи: что заставляет людей, изображенных на картине, трудиться? Почему?
8. Определи : какие взаимоотношения между людьми, увиденными на картине? Почему?

Как работать с книгой

1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
2. Старайся читать бегло, но внимательно. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
3. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных преимуществах или недостатках.

Как читать газету

1. Старайся читать газету каждый день.
2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет выбрать наиболее важный для тебя материал.
3. Обрати внимание на незнакомые тебе слова. Их значение ты найдешь в словаре.
4. Можно вырезать те статьи, которые тебе наиболее понравились. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.

Анализ газетных статей
1. Какое событие побудило автора написать эту статью? Например: военные действия, политические и экономические споры, издания новых законов, митинги, демонстрации, морские, воздушные или природные катастрофы, другие важные события.
2. Определите главную идею статьи. Кратко запишите ее своими словами.
3. Подберите основные аргументы, которые поддерживают эту идею, и кратко запишите их.
4. Приводит ли автор достаточно фактов для поддержания своей идеи (цитирует очевидцев, приводит статистические данные, указывает источники информации)? 5. Был ли автор свидетелем происшествия, или получил информацию через информационную службу?
5. Репортаж об этом событии, по Вашему мнению, истинный, сбалансированный, или предвзятый?
6. Приведены ли в статье различные взгляды на освещение этого вопроса? Или эта статья является выражением собственных мыслей (редакционная), она информативна, убедительна, или сбалансированная?
7. Что Вы думаете про эту статью и освещенные в ней события?

Как работать с параграфом учебника

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музее, в кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые размещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

Памятка для описания экскурсии

1. Ознакомившись с темой экскурсии и получив задание, внимательно изучи рекомендованную литературу.
2. Знакомство с историческим памятником начните с осмотра его в целом.
3. Осматривая монументальное сооружение, постарайтесь мысленно сначала восстановить первоначальный вид окружающей местности, затем внешних очертаний памятника, а если это возможно, и его внутренний вид. Мысленно воспроизведите образы и изобразите в виде одного или нескольких эскизных рисунков. Выполняйте эту работу по частям, не спеша. Используйте в ходе работы знания, почерпнутые из литературы.
4. Внимательно изучите внешние детали памятника, для чего подойдите к нему как можно ближе; если необходимо, обойдите памятник по внешнему периметру, сделайте замеры внешних деталей и памятника в целом. Результаты внешнего детального осмотра выразите в виде чертежа или схемы, эскизного рисунка, которые воспроизводят детали памятника в реконструированном или первоначальном) виде.
5. Внимательно рассмотрите памятник изнутри, если это возможно. Результаты выразите тем же способом (см. пункт 4).
6. Осмотрите памятник в целом еще раз и внесите в первичные рисунки необходимые уточнения для отчёта.
7. Продумайте словесное описание памятника, его важнейшие детали, поясните назначение, особенности возведения памятника и его деталей.
8. Сравните результаты проделанной работы с научными реконструкциями, описаниями и объяснениям

.

Памятка как составлять план

1. Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и выбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
2. Начинай составлять план только тогда, когда понял содержание материала в целом.
3. Определи характер изложения материала (сюжетное построение, объяснение, конспективное изложение), покажи цели изучения материала. Составляя план, учитывай это.
4. В зависимости от вида плана выбери один из двух предложенных путей:
- если план короткий, раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли, четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши.
- если план развернутый, соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши в виде основных пунктов; найди положения, которые объясняют, раскрывают главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
5. Составь план, проверь раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины исторических явлений, сделать выводы.

Памятка для анализа составленного плана

1. Учитывается или не учитывается характер изложения и задачи изучения материала.
2. Содержание плана соответствует (не соответствует) теме, не отражает ее.
3. Понимание (непонимание) основного смысла текста, смысловое (механическое) разделение его на части.
4. Умение (неумение) делить текст на законченные по смыслу части.
5. Умение (неумение) определить логическое подчинение пунктов и подпунктов, определение их как равнозначных, равноценных.
6. Пропуск в плане важных идей.
7. Недостаточная конкретизация материала.
8. Неудачные формулировки пунктов плана.

Отзыв на ответ ученика

1. Выскажи свое мнение об ответе товарища по пунктам:

Памятка как писать реферат

1. Определить адресата и цель общения.
2. Подобрать соответствующую литературу.
3. Обработать выбранные источники с рабочими краткими пометками, закладками в книге.
4. Составить план согласно объема реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).
5. Оформить яркое, привлекательное вступление.
6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.
7. Оптимальный объем реферата – 1 - 12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10 -15 минут.
8. Во время устного выступления лучше рассказывать, а не читать реферат. Для этого составить развернутый план – конспект на 2-4 страницы.
Во время отбора языковых средств для написания реферата необходимо учитывать особенности научного стиля речи.

Как писать отзыв на историко - художественную книгу

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха и события описываются в книге. Правильно ли с исторической точки зрения, отображаются события и исторические деятели?
2. Постарайся самостоятельно ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу.
3. Если не можешь это сделать, внимательно прочитай предпосылку к книге или рецензию к ней, найди ответ.
4. Подумай, как автор относится к описанным событиям и героям, на стороне каких классов его симпатии.
5. Отзыв не должен быть похожим на пересказ содержания книги. В нем нужно изложить свое мнение о книге и объяснить, нравится она или нет.

Памятка для учащихся, І уровня



3. Подумайте, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи.
5. Обязательно четко и убедительно докажите свое решение.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Полным ли является ваш ответ?

Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи II уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение с помощью фактов. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Достаточно ли полный ваш ответ? Нет ли чего лишнего, что не предусмотрено условиями задачи?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Всю представленную в условии задачи информацию вы учли?

Памятка для учащихся, что решают познавательные задачи

III и IV уровня

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к нему.
2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, какие из этих знаний могут помочь решению.
5. Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Достаточно ли полный ваш ответ? Нет ли чего лишнего, что не предусмотрено заданием?
7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Всю ли представленную в условии задачи информацию вы учли?
8. Проверьте, все ли возможные выводы вы сделали и доказали.

Как «читать» картину

1. Внимательно рассмотри репродукцию (картину). Определи её жанр, автора. Знаешь ли ты, где хранится оригинал (страна, картинная галерея, частная коллекция)?
2. Установи, какой период истории изображен на полотне. На основе чего ты сделал этот вывод? Что ты знаешь об этой эпохе, событии, личности?
3. Попробуй определить авторский замысел.
4. Вспомни, что ты знаешь о героях картины.
5. Определи, что ты знаешь об истории создания полотна.
6. Поясни, как знакомство с картиной расширило твои знания об эпохе.

Анализ портрета исторического деятеля
1. Внимательно рассмотри портрет, установи личность изображенного, характер произведения по технике (портрет, гравюра, рисунок, фото, миниатюра, фреска, икона и т. п) и автора.
2. Вспомни, какие стили, направления господствовали в это время в искусстве и в какой манере работал мастер.
3. Определи, почему художник изобразил это лицо именно так. Можешь ли ты по портрету установить отношение художника к своему герою?
4. Вспомни, что ты знаешь об изображенном (изображенной) и его (ее) эпоху.

Анализ памятника историческому деятелю
1. Определи, кому посвящен, где установлен этот памятник и кто его автор.
2. Выясни, к какому периоду истории относится его создание.
3. Укажи стиль и опиши архитектурные детали памятника.
4. Выскажи свое впечатление о нем.
5. Вспомни, что ты знаешь о человеке, памятник которому исследуешь.

Постарайся узнать об этой личности из справочной, исторической, художественной литературы.

Анализ визуального источника (картины, карикатуры, плаката)
1. Что изображено?
2. Когда происходит событие? Из чего это следует?
3. Когда создано и с какой целью?
4. Где происходит событие? Характерные признаки места? Какое это имеет значение?
5. Характеристика изображенных лиц.
а) К каким социальным группам и типам относятся?
б) Почему такой состав участников?
6. Какова позиция автора?
7. Насколько полно отражает тенденцию, явление и тому подобное?
8. Собственное отношение.


Анализ письменного источника

1. Кто автор документа? Что можно сказать о его социальном статусе, позиции? Является ли он участником событий, которые описывает? Чьи интересы защищает?
2. Когда написано создан данный источник? Как это видно из его содержания?
3. Где происходят события, о которых идет речь в источнике? Как это следует из его содержания?
4. Какие факты изображены в документе? Какую информацию он нам дает? Какие можно сделать выводы?
5. Для кого и с какой целью создан этот документ?
6. О чем в нем не сказано? Как он соотносится с другими источниками?
7. Мера нашего доверия к нему.
8. Значение источника.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, явлениях, событиях, упоминаемых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь очень кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из повторного чтения ранее отмеченных мест и их короткой последовательной записи.
5. При конспектировании нужно стремиться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Придерживался ли он намеченного плана, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к данным историческим событиям и их участникам.
4. Использовал ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронную таблицу

1. Р а зграф и ть страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблицы расположите перечень подобных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:
-
противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
3. важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
4. социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
5. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
6. Последствия развития и значение явления:
7. Разрешение с помощью данного явления назревших противоречий,
8. Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Памятка для написания летописи края

1. Что означает и откуда пошло название вашего села (улицы села) или города (микрорайона города)?
2. Когда и кем было основано ваше село или город?
3. Какую площадь занимает село (город)?
4. В каком административном районе Брянской области находится ваше село (город)?
5. Определить географическое положение вашего села (города) в отношении:
-
границ района;
-
районного центра;
-
областного центра;
- р.
Десны (левобережье или правобережье);
-
других рек и водоемов.
6. Когда и какие важные исторические события происходили в вашем селе (городе) или рядом?
7. По воспоминаниям родственников и старожилов запишите о прошлом вашего села (города) и изменениях, которые произошли в хозяйстве и природе вашей местности.
8. Найдите художественную литературу (поэзия, роман, рассказ, повесть и т. п.), в которой говорится о вашем селе или городе. По возможности выпишите строки относительно родного края, отметив снизу данные о книге, из которой они выписаны (как в предыдущем задании).
9. Какие выходят местные газеты и журналы?
10. Какие у вас есть библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, другие информационные учреждения?
11. Каким вы хотите видеть свое село (город) в будущем?


Памятка для работы с историческим источником

1. Внимательно прочитать содержание исторического источника.
2. Выделить в тексте главное и второстепенное.
3. Обратить внимание на время написания источника.
4. Сравнить свои знания об историческом событии с информацией, которую содержит источник.
5. Высказать собственное мнение относительно данного исторического источника.


Памятка для описания исторического романа

1. Выберите исторический роман о жизни выдающейся личности или важного события той или иной исторической эпохи.
2. Укажите название книги, автора, где книга опубликована, когда, количество страниц.
3. Кратко опишите автора (кто он, где живет или жил, какие другие его труды Вы знаете).
4. Определите, к какому историческому периоду относится описанное событие, основной сюжет книги, назовите главные действующие лица романа.
5. Описание сосредотачивается вокруг трех выбранных аспектов жизни (политическое, экономическое, религиозное, военная жизнь или быт). Как эти аспекты изображены в историческом романе? Что Вы узнали, например, о религии той эпохи?
6. Используйте конкретные примеры для того, чтобы объяснить свои замечания. Приведите минимум три примера на каждый аспект жизни.
7. Охарактеризуйте стиль и содержание – понятно ли написана книга, логично ли изложены исторические события, трудно ли ее читать? Почему? Убедительно ли автор описал жизнь в романе?
8. Обоснуйте свои взгляды на изложенные факты, использованные исторические карты, картины, действующих известных исторических лиц?
9. Ваше общее впечатление от книги, замечания. Посоветовали бы Вы эту книгу прочитать своему товарищу, знакомому? Почему?

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.

Памятка для оценки исторического деятеля.

Памятка для оценки государственной деятеля.

Характеристика рабочего движения.

Изучение предпосылок революции.

Характеристика народных восстаний.

1. Причины и характер народных восстаний.

а) социально-экономические противоречия.

б) положение различных классов и классовых групп и их потребностей, историческая и моральная оправданность борьбы угнетенных против угнетателœей.

в) рост активности различных классов и классовых групп, их потребности и цели программы, их классовая направленность.

2. Движущие силы, направленность и ход восстаний (крестьянских войн)

а) важнейшие события в ходе восстания, роль в них различных классовых сил, руководители восстания, государство как выразитель интересов господствующего класса.

б) взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе восстания.

в) окончание восстания, жестокая расправа с восставшими.

3. Причины поражения восстания (крестьянской войны)

а) ограниченность целœей (программы), обусловленная социально-экономическим положением участников восстания.

б) неравенство в соотношении сил, материально-технической оснащенности и военной организации сторон.

4. Значение народного восстания.

а) воздействие войны на различные массы и классовые группы.

б) последствия войны для последующего социально-экономического развития страны.

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных классов и социальных групп, их роль в обществе их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

4. Выясните, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.

5. Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.

1. Страна, год выступления.

2. Причины выступления.

3. Размах движения.

4. Требования, цели рабочих.

5. Как действовали, боролись рабочие?

7. Результаты, значение выступления.

Памятка – алгоритм характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятель­ность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы, какого класса (классов) выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

1. Интересы, какого класса или социальной группы выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса или группы?

2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для достижения поставленных целœей?

3. Какие средства и способы действия использовал для достижения поставленных целœей? Оцените их.

4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцени их.

1. Определите, интересы и цели, какой общественной группы или класса он

выражал (в целом или на разных этапах своей деятельности).

3. Выразите свое личное отношение к нему.

4. Дайте общую оценку деятеля (прогрессивный, революционный, республиканец и т.д.).

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля." 2017, 2018.

Памятка - алгоритм к изучению материала о войнах

Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;
  • подготовка к войне, соотношение сил;
  • планы сторон.
  1. Ход войны (основные этапы):
  • Повод к войне и её начало;
  • Основные этапы и главные сражения;
  • Окончание войны, условия мира, итоги.
  1. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войн

Памятка - алгоритм для характеристики исторической личности


1.Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель личности, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель личности?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка - алгоритм к изучению материала по революции

  1. Причины революции.
  2. Задачи революции («зеркально» причинам)
  3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их.)
  4. Класс - гегемон (класс - руководитель данной революции.)
  5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а так же по составу движущих сил.)
  6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика.)
  7. Итоги революции.
  8. Значение:

а) международное, б) внутреннее.

Памятка - алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который вытекает из доказательства.
  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка - алгоритм на сравнение исторических событий и явлений


  1. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.
  2. Определи черты сходства и различия.
  3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
  4. Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.
  5. Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу

Памятка - алгоритм по требованиям к​ качеству речи


  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, её пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Рекомендации по составлению логических схем

  1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (параграфов), а так же заголовки подразделов.
  2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.
  3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, категории.
  4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие всё содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста.
  5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные вами понятия с учётом взаимосвязи между ними.
  • Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).
  • Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно - следственные связи или построить логические цепочки.
  • Если понятия, категории, факты связаны хронически, то можно построить хронологические таблицы.
  1. Прочитав текст ещё раз, сверьте полученную логическую структуру, при необходимости уточняя её.

При составлении логических структур руководствуйся следующими требованиями:

  • Простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов схемы и их связей;
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например основные, вспомогательные и т. п.)
  • Наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а так же табличный, диаграммный, иллюстрированный материал.

Критерии оценки сообщений учащихся


Внимательно слушай выступления товарища, комментарии, делай необходимые тебе пометки анализируй его выступление (руководствуясь приведенными памятками - алгоритмами) и оцени, руководствуясь следующими критериями:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

Общие правила составления плана при работе с текстом :

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:


1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

Противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

Потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

Важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

Социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

Разрешение данным явлением назревших противоречий,

Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого - либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

Глав государства, его полномочия,

Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

Судебные органы,

Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

Местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

Политические права и свободы,

Личные права и свободы,

Возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

Планы сторон в начале каждого этапа,

Военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

Для участников события,

Для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

критический обзор источников

собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

основные выводы,

результаты и личная значимость проделанной работы,

перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

название школы,

тема реферата,

Ф.И.О. учителя,

год написания реферата.

Отзыв учителя:

содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

сопроводительные материалы к реферату.

Памятки по истории

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

Противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

Потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

Важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

Социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

Разрешение данным явлением назревших противоречий,

Влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

Глав государства, его полномочия,

Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

Судебные органы,

Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

Местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

Политические права и свободы,

Личные права и свободы,

Возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

Планы сторон в начале каждого этапа,

Военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

Для участников события,

Для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • 4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
  • 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

Алгоритм написания ЭССЕ

  • П очему
  • О боснование
  • П ример
  • С ледствие

ПАМЯТКА

Для работы с источниками и документами

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
  1. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  1. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.
  1. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

  1. Отвечайте точно на поставленные вопросы.
  1. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
  1. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  1. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  1. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  1. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

Читай внимательно, вдумчиво.

При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.

Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

(опорными сигналами)

  1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.
  2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.
  3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.
  4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.
  5. Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.
  6. При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ к успеху:

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Каковы причины события или явления?
  1. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
  1. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
  1. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
  1. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
  1. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
  1. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.
  1. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
  1. Дополнить высказывание, если это необходимо.
  1. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

Сделать вывод.

План описания жизни и деятельности

исторической личности (персоналии)

  1. Годы жизни или (и) правления.
  1. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
  1. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
  1. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
  1. Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

  1. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;
  • оценить их значение;
  • поставить вопросы;
  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;
  • подготовка к войне, соотношение сил;
  • планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;
  • основные этапы и главные сражения;
  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).
  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

  1. Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода .

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

3. Определи вывод, который будешь доказывать.

4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  1. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстову ю таблиц у:

Памятка: Как работать с книгой

  1. Понимать, как построена книга.
  2. Отобрать важное, основное .
  3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана : чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.


ПАМЯТКА: ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

    Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

    При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

    Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

    При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА

    Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

    Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

    Структура органов власти:

    Глав государства, его полномочия,

    Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

    Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

    Судебные органы,

    Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

    Местные органы власти.

    Прав граждан (подданных):

    Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.),

    Политические права и свободы,

    Личные права и свободы,

    Возможность использования провозглашенных законом прав.

    Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

ПАМЯТКА: КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

    Понимать, как построена книга.

    Отобрать важное, основное.

    Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

    План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

    Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

    Простой план – выделение и наименование главных частей.

    В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

    Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

    Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

    Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙН

    Причина и характер войны:

    основные противоречия, приведшие к войне;

    подготовка к войне, соотношение сил;

    планы сторон.

    Ход войны (основные этапы):

    повод к войне и ее начало;

    основные этапы и главные сражения;

    окончание войны, условия мира, итоги.

    Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НАРОДНЫХ МАСС

    Время и место выступления.

    Связь с другими событиями.

  1. Социальный состав участников.

    Требования, лозунги, цели.

    Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т. д.).

    Масштабы выступления.

    Уровень организованности.

    Имена участников, руководителей.

    Развитие событий, основные этапы.

    Значение выступления, его результаты.

ПАМЯТКА: СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

    Свои действия оформить в текстовую таблицу:

ПАМЯТКА: РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ И ДОКУМЕНТАМИ

    Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

    Дайте ответ на вопрос: "О чем данный текст?" – и определите его основную идею.

    Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

    Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленные вопросы. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

ПАМЯТКА: АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Каковы причины события или явления?

    Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

    Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

    Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

    Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии? Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

    Алгоритм комментирования политического высказывания

    Изложить высказывание своими словами.

    Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

    Дополнить высказывание, если это необходимо.

    Оценить высказывание с моральной точки зрения.

    Сделать вывод.

ПАМЯТКА: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

    Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

    Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

    Определи вывод, который будешь доказывать.

    Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

    Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

    Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

ПАМЯТКА: ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИЯМ

    Причины революции.

    Задачи революции («зеркально» причинам).

    Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

    Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

    Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

    Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

    Итоги революции.

    Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса выражает исторический деятель?

    Значение его личных качеств.

    Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

    Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

    Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

    Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

    Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

ПАМЯТКА: ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ПЕРСОНАЛИИ)

    Годы жизни или (и) правления.

    Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

    Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

    Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

    Историческое значение данной личности.

ПАМЯТКА: СОСТАВЛЕНИЕ СИНХРОНИСТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ

    Разделите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

    По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

    Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

    Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

    При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.