Как называется храм во имя всех богов. Пантеон как солнечные часы и символ апофеоза

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Одно из немногих строений, сохранившихся со времен Древнего Рима и до наших дней, ежедневно притягивает к себе тысячные толпы туристов. За свою многовековую историю Пантеон - храм всех богов в Древнем Риме — пережил множество преобразований, но при этом сохранил свою мощь и величие.

История достопримечательности

Своему появлению Пантеон в Риме обязан Агриппе (Марк Випсаний Агриппа), зятю императора Октавиана Августа. Изучавший в свое время искусство зодчества, Агриппа совершенствовал свои навыки, расширяя городские улицы, разбивая сады и парки, строя термы и городские здания.

В честь победы Рима на мысе Акций, окончательно утвердившей власть императора, Агриппа на народные деньги построил римский Пантеон – первый храм, посвященный главным богам: Юпитеру, Венере, Меркурию, Марсу и другим богам-олимпийцам.

Само название – Пантеон – имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «храм всех богов».

Это был новый шаг в жизни города. Ранее римляне не допускались в храмы, их могли посещать только жрецы, и то далеко не все. Сейчас любой горожанин мог посетить храм и поклониться своим богам.

После пожара в (80 год нашей эры) святилище имело вид крайне жалкий. Сносить его не стали, надеясь со временем отстроить. Но новый пожар завершил начатое, оставив после себя лишь руины бывшей храмовой постройки .

К счастью, император Адриан приказал отстроить на месте бывшего новый комплекс . К тому же, к удивлению современников, он не стал приписывать себя заслугу строительства нового римского Пантеона: на фронтоне здания автором постройки значится Агриппа («Марк Агриппа воздвиг это»).

Во времена гонения язычников строению грозила серьезная опасность быть разрушенным недовольными жителями-христианами – зачем посреди христианского города языческий храм? Благодаря своевременному вмешательству Папы Римского Бонифация IV, который освятил Храм и тем самым сделал его христианским, римский Пантеон богов удалось спасти. Туда же были перенесены мощи первых христианских святых .

В эпоху Возрождения Пантеон стал местом для захоронения особо почитаемых людей. Здесь, к примеру, похоронены знаменитые художники Аннибале Караччи и Рафаэль Санти, члены королевских семей – Маргарита Савойская, Виктор-Иммануил Второй и король Умберто II.

Что вы знаете о ? Выясните все о 7 известных возвышенностях, подпирающих великий город.

Фото, описание и много другой полезной информации о Колизее в Риме вы найдете в этой увлекательной .

Архитектура и фото

Округлая форма основной части Храма получилась из-за того, что во времена Древнего Рима на месте постройки будущего храмового комплекса располагался бассейн. Частично разрушенный, но с уцелевшим фундаментом, он стал основой для будущего святилища, строительством которого руководил Агриппа.

Вокруг Храма небольшая площадь была выложены плитами травертина, а фасад здания украшали статуи богов и кариатиды.

После пожара комплекс пришлось восстанавливать, и разрабатывал проект молодой архитектор Апполодор Дамасский . Он же пристроил к основному круглому сооружению портик, где находился вход в храм. Таким Пантеон остался и по сей день.

Ну, или почти таким же. Сегодня нет уже порога из зеленого африканского мрамора , а бронзовую дверь, ведущую в храм, установили только в эпоху Возрождения.

Вход украшает портик с колоннами в греческом стиле . Они являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.

Само здание сложено из травертина (известковые плиты), а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол (диаметр купола равен 43 метрам). Сама конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой, а олицетворял собой небесный свод.

Первоначально купол покрывало множество позолоченных и бронзовых пластин. Но когда при строительстве в Риме Собора Святого Петра не хватило материала для постройки алтаря, их пришлось позаимствовать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены .

В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни , которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали.

В центре огромного купола – «окулус» (небесное всевидящее око), округлое отверстие диаметром почти 9 метров. С этим отверстием связана своя легенда, согласно которой ее проделали злые духи, заметавшиеся по Пантеону в поисках выхода при первых звуках мессы.

Через «окулус» в храм поступает воздух и свет, причем в полдень свет не рассеивается, а становится почти осязаемым, превращаясь в своеобразный «световой столб». В течение дня свет перемещается по нишам, где установлены статуи богов. Древние римляне считали, что таким образом древним богам воздается честь.

Толщина стен Пантеона – без малого 6 метров. А иначе как выдержать такую мощь купола? Материалом для купола послужили плиты из травертина и легкой пемзы.

Для облегчения конструкции вся ротонда разделена на 5 рядов (каждый ряд имеет по 28 кессонов – углублений), а ярусом ниже – на множество секций и ниш. В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения (например, автор сохранившейся фрески «Коронование Богоматери» так и остался неизвестным).

Апсиды и ниши алтарей были выполнены в середине XVIII века мастером Алессандро Спекки, а хоры выполнены веком позже Луиджи Полетти.

Лишь небольшой фрагмент ротонды сохранился практически в первозданном виде – с ренессансными рисунками и изящной отделкой стен . Это то, что уцелело после многочисленных реставраций.

Ниши и алтари украшены статуями богов . Ранее стены были покрыты позолотой, сегодня от позолоты мало что осталась, но посетители могут полюбоваться на разноцветную плитку на стенах и мозаичный пол.

Кстати, пол в ротонде не везде ровный : небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом (специально сконструированные для этой цели 22 отверстия) в храме нет сырости и влаги.

В центре храма находятся скамьи для молящихся.

Особенности посещения

Несмотря на то, что Пантеон – достопримечательность весьма популярная, нужно соблюдать установленные правила посещения.

  • Во-первых, дресс-код . Пантеон в первую очередь – храм, поэтому даже в жару не допускается одежда открытая (майки и шорты).

    У входа в святилище стоит корзина с большими платками, которые можно обернуть вокруг себя или набросить на голову. Конечно, за всеми туристами уследить невозможно, но лучше, если никто не сделает замечаний по поводу неподобающего внешнего вида.

  • Во-вторых, нельзя проносить в храм еду и напитки , этим можно вызвать огромное недовольство служителей Пантеона.
  • И обязательно отключить мобильные телефоны . Зато фото- и видеосъемка разрешена к радости многих посетителей.
  • Несмотря на то что дожди в Риме не такое уж частое явление, на случай дождя можно взять с собой зонтик – через «окулус» в храм попадает дождевая вода.
  • Храм этот действующий, и любой желающий может посетить католические мессы, которые проводят по субботам в 17.00, а в дни церковных праздников – в 10.30 . Расписание служб и торжеств можно найти на стене у входа.

— отличный национальный парк Италии, который стоит посетить любителям самобытной культуры и отсутствия автомобилей.

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Пантеон, с итальянского Pantheon, является одной из самых древних и посещаемых достопримечательностей Рима. Это также исторический и архитектурный памятник Древнего Рима, наследие эпохи Возрождения.

Дословно Пантеон переводится как Хам всех Богов. Римскому Пантеону уже более двух тысяч лет, он был воздвигнут на месте предыдущего Пантеона, выстроенного Марком Випсанием Агриппой между 27 и 25 годами до нашей эры, как храм, посвященный двенадцати богам и Монарху. Считается, что нынешнее здание, которое мы можем видеть сегодня, является результатом радикальной реконструкции строения, выполненной по заказу императора Адриане между 118 и 125 годами нашей эры.

На фронтоне Пантиона видна латинская надпись: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, воздвиг это».

Первоначально Пантеон был древним языческим храмом. Позже, 13 мая 609 года, когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV, Пантеон был освящен как христианская католическая церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Именно с этих пор, день 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых у католиков. Правда, позже, где-то в середине восемнадцатого века папа Григорий III 1 ноября освятил одну из капелл Собора Святого Петра, что в , в честь всех Святых. И с этого момента, дата празднования Дня всех Святых у католиков и протестантов приходится на 1 ноября.

Пантеон является поистине грандиозным строение, здесь как нигде можно прикоснуться к истории веков, хотя именно в Риме таких мест множество, взять хотя бы наиболее известные , и другие величественные сооружения Рима. К тому же в те времена здание Пантеона представляло собой большое инженерное достижение античности.

В настоящее время помимо исторического и архитектурного наследия Пантеон привлекает к себе множество туристов своей интересной и необычной архитектурой. Дело в том, что в Пантеоне вообще нет окон, и единственным источником света является большое круглое отверстие, диаметров в 9 метров, находящееся в куполе Пантеона. Именно через это отверстие проникает солнечный свет внутрь Пантеон, освещая внутреннее убранство.

В ясную солнечную погоду, луч света, проникающий в это отверстие на потолке, не рассеивается, а исходит прямым потоком от купола к полу, что привлекает внимание. В случае дождя вода, падающая вниз, стекает в 22, почти невидимых отверстия в полу. А когда идет снег, снежинки, попадающие в отверстие купола, благодаря ветру и внутренней атмосфере в Пантеоне, образуют сказочные завихрения, похожие на танцы.

В Пантеоне всего одно отверстие, не потому что римлянам было лень прорубать стены, вовсе нет, сделано это специально, поскольку в Древнем Риме одно отверстие означало единство всех божеств.

Вид Пантеона с тыла здания, с улицы Via della Palombella

В Пантеоне погребены короли Италии: Виктор Эммануил II и Умберто I, королева Маргарита Савойская и великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль.

Вход в Пантеон совершенно бесплатный. Храм открыт для посещения с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт для посещения в некоторые праздники. Расположен в самом центре исторической части Рима, по адресу: Piazza della Rotonda, 00186 Roma, Италия. Добраться можно пешком или на метро, ближайшая станция - Barberini.

Площадь Ротонды в Риме

Пантеон находится на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda) или просто, как её называют в народе Пьяцца дель Пантеон и площадь Ротонды.

Эта небольшая, но вполне уютная площадь располагается у главного входа в Пантеон. И названа она в честь основного своего строения Пантеона.

Вокруг площади можно видеть здания, построенные в нескольких архитектурных стилях. По периметру площади размещены гостиницы и кафешки с открытыми террасами, а в центре её украшает одноименный фонтан - Fontana del Pantheon .

Этот фонтан эпохи Ренессанса, был построен приблизительно в 1575 году по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально фонтан состоял из прямоугольного резервуара серого африканского мрамора, а в бассейне фонтана располагалась порфира и два каменных льва. В 1711 году по воле Папы Клемента XI Альбани Фонтан дел Пантеон был реконструирован, и увенчан высоким Обелиском.

Позже, в 1974 и в 1991-1992 годах фонтан также подвергался реконструкциям.

Пантеон - одна из главных и значимых достопримечательностей Рима имеющая довольно солидный возраст более чем две тысячи лет и это единственное античное сооружение города не превратившееся в руины и сохранившееся в своем более-менее первозданном виде давних времён.

Первое здание Пантеона было построено еще в 27 году до н.э консулом Марком Агриппой, а название здания в переводе с древнегреческого языка означает "Храм Всех Богов". В те времена внутри здания были размещены статуи обожествленного Цезаря и наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна, которым поклонялись римляне. Во время пожара, произошедшего в 80 г. н. э,. храм был уничтожен огнём. Позже его восстановил император Домициан, но в 110 г. н.э. храм снова сгорел.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке - «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра - вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр - 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию - морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы: «Quod non Barbari Fecerunt Barberini" - "Что не сделали варвары, сделал Барберини". Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название "ослиные уши Бернини". В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.


Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой". Над гробницей установлена статуя "Мадонна на скале", заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто в 1524 году.

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

Внутреннее убранство претерпело более значительные изменения - верхняя часть стен была покрыта мраморной инкрустацией, а пол вымощен разноцветными плитами из мрамора, порфира и гранита. На протяжении XV-го - XVII-го веков были добавлены ложные ниши и алтари, украшенные различными реликвиями и произведениями искусства, самое значимое из которых картина Мелоццо да Форли "Благовещение"