Церковный Православный праздник августа.

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

С Ильиным днём, праздником, отмечаемым православными каждый год 2 августа в народе связано много примет, поверий и обычаев. Он вмещает в себя одновременно церковные и языческие верования.

В народе Илью пророка почитают так же, как Николая Чудотворца. Обряды, проводимые в день памяти Ильи, называемого повелителем молний, дошли до нынешних времён из глубин старины. До того, как на Руси было введено христианство, прототипом образа Святого был бог-громовержец Перун.

Основная примета на Ильин День связана с запретом на купание, так как он связан с возвращением в водоёмы всякой нечисти.

В народе подметили, что вода в этот день холодная и объясняли это тем, что Илья в воду помочился.

Если 2 августа слышен гром, говорят, что это грохочет колесница, на которой Святой едет по небу. А гром во время дождя сулит головные боли. Если же гремит долго, то тяжесть в груди будет.

Если попасть в День Ильи под дождь, то весь год болеть не будет.

Ильин день стоит на границе между сезонами. В этот день осень впервые заявляет о себе и птицы, звери и насекомые начинают вести себя по-другому. Это время начала жатвы, когда запускается отсчёт завершения летней поры.

До наступления Ильина дня тучи идут по ветру, а со 2 августа их направление движения меняется против ветра.

Ночи с этого времени удлиняются и становятся очень тёмными.

Во время тушения пожара в этот день воду смешивают с молоком, иначе огонь дальше разойдётся.

Поверья, которые ходят в народе на Ильин День

Если скотина попадёт в воду, то может умереть до конца года, а у хозяина не будет урожая и он станет голодать.

В Ильин день все работы на земле запрещены иначе небесный огонь сожжет.

Если помолиться Илье, то он может послать дождь или наоборот прекратить его. Он может защитить от колдовских действий, нечистой силы, бандитов, отводит болезни от людей и скота и лечит лихорадку.

По легендам Илья пророк исполняет Божию кару, наказывая нечистую силу. Люди верят, что зло, спасаясь от его стрел, вселяется в животных. Из-за этого хозяева в Ильин день не выпускают домашних питомцев на улицу. Иначе существует опасность, что тёмные духи вселятся в них и проберутся в жильё, а карающие молнии Ильи попадут в дом. В этот день оружие было наготове, для обороны от нечисти, вселившейся в диких животных.

Что по обычаю делают 2 августа

В храмах проводят службы и проводят торжественное шествие с крестом. Люди несут в церкви на освящение семена, чтоб благословить будущий урожай. Для этого же семена принято заговаривать самостоятельно.

В домах устраивают пышные трапезы, на которые приглашают соседей, друзей и родных. Раньше таким образом собирались на одном большом застолье целые сёла. В это день нужно напечь хлеба и круглых лепёшек. На стол подаётся тушеная баранина и свинина.

Обязательно в этот день заботятся о нищих и бездомных, их угощают, дают деньги и подарки.

Нельзя в грозу стоять под деревьями, особенно это касается сосны, у которой две макушки. Двери должны быть плотно закрыты, а окна занавешены. Перед иконой нужно зажечь свечу или лампадку, перекреститься, осеняя крестом дом и обитателей с просьбой о защите от молнии. Голову во время этого действия покрывали платком.

Вечером накануне праздника люди обходили своё жилище и хозяйство, окуривая всё ладаном.

При отсутствии осадков в Ильин день можно заниматься заготовкой некоторых лечебных трав.

Если у пойманной в этот день рыбы красные глаза, то рыбаки выбрасывают её обратно в море. Говорят, что в этой рыбе поселились демоны.

2 августа (20 июля по ст. ст.) - день святого пророка Илии - с незапамятных времен справлялся на Руси с особыми, веками установившимися обрядностями, непосредственно связанными с бытом народа-пахаря, все благосостояние которого зависело от земли-кормилицы. Этот день отмечен в народной памяти целым рядом разнообразных примет, пословиц, поговорок, заклятий и сказаний, отразившихся, как в зеркале, в народных обычаях, свято соблюдаемых по завету предков.

В представлении народной Руси с Ильей-пророком слились многие черты древнеязыческого Перуна - повелителя громов, утолявшего летнюю жажду земли живительными дождями, таившими в себе зачатки ее плодородия. Это в старину, несомненно, являлось одной из главных побудительных причин почитания посвященного празднованию его памяти дня среди народа, только-только начинавшего расставаться с обожествлением стихий природы. Впоследствии, когда утратилась в народе сама память о былом язычестве, ветхозаветное сказание о земной жизни святого пророка только укрепило вековые связи между ним и его почитателями на Руси. Сказочные же черты, приуроченные к его грозному облику, уцелели во всей своей суровой красоте.


Свя той пророк Илия остался в народе хозяином громов, могучим седым старцем с грозными очами, разъезжающим из конца в конец по тверди небесной, по беспредельным небесным полям, на своей запряженной крылатыми конями колеснице . Карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы-молнии, поражая испуганные сонмы бесов, злых демонов, прочей нечисти и преступивших закон Божий сынов человеческих. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да по ветру развевается белая, серебристая борода. Как и в былые времена, льет он на землю дождевые потоки. Под его покровительство отданы Богом земные нивы, орошаемые потом трудового люда. В гулких раскатах грома слышался русскому крестьянину то грохот колес огненной колесницы пророка, то стук копыт его четырех коней, по быстроте могущих сравниться разве с одним ветром. «Быстрее коней Ильи - только ветер!» - говорит старинная пословица.

Русские народные сказки, поселяющие святого Илью на «острове Буяне», отводят ему важное место среди стихийных существ, влияющих на жизнь трудовую и человеческую. На этом острове, лежащем в неизведанных пределах «моря-окияна», как известно из дошедших до нас заговоров, сосредоточены все громы-молнии небесные, вся сила бурь и ветров. Но здесь же восседают «и дева Зоря, и пророк Илия». Последний привлекал к себе взоры всех, трудящихся на земле. Его молили не только о ниспослании дождей («Илья сухой»), но и о прекращении ливней («Илья сухой»). К нему обращались с мольбами об охране от ружейных ран, об удаче на охоте, об излечении от сибирской язвы и даже, как ни мало вяжется это с представлением о его грозном величии, о счастье в любви. Множество всевозможных заговоров и заклятий связано с его грозным и, по мнению народа, всемогущим именем.
«Встану я, раб Божий, - говорится, например, в одном из этих заговоров, - пойду под восточную сторону, к морю-окияну. На том окияне-море лежит бел-горюч камень алатырь, а на камне святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луками и стрелами, да отбивают и отстреливают от раба Божьего уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, ветроносные язвы…»


Могущество Ильи-пророка, имеющего, по народному верованию, власть даже над ангелами, грозой гремит над всеми темными силами. Своими стрелами поражает он духов тьмы; во время грозы превращаются они в змей и прочих гадов, заползают в укрытия, но и там небесные стрелы находят их и убивают на радость добрым людям, чествующим пророка Божьего. Но горе тем от его грозного гнева, кто не чтит его, кто, внимая злобе своей, плодит только злую гордыню на ниве жизни. В одной из старинных сказок «громовник Илья» говорит «огненной Марии» (Пресвятой Деве), плачущей над грехами человечества: «Станем молить истинного Бога - пусть даст нам ключи от неба, и затворим семь небес, наложим печать на облака, да не падет из них ни шумящий дождь, ни тихая роса три года, и да не родится ни вино, ни пшеница…» И «ключи» эти, по словам других памятников народного творчества, «дались ему в руки от истинного Бога», волен он и в дожде, и в засухе. По своему желанию может он побивать градом поля грешников, поражать насмерть злых людей. Но в то же время заботится он о нивах добрых пахарей, побивает стрелами всякую «гнусь» земную, поедающую посевы. «Если бы не побивал их Илья-пророк, то земля не родила бы хлеба», - говорили в народе.

Таков, по представлениям народа, Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси именовался он «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Каждый год в Ильин день ждали на Руси дождя и грома. Вёдро в этот день предвещало пожары. Ильинским дождем умывались для предохранения от всяких вражьих чар, соединенных с болезнями. Во многих местах крестьяне даже постились всю Ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои села и скотину. Сам день святого пророка называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, никто не должен был работать в поле - ни жать, ни косить, ни убирать сено, даже самая пустая работа считалась великим грехом и могла навлечь гнев Ильи. Вся деревенская Русь твердо верила, что упорных ослушников, никогда не почитающих праздника Ильи-пророка, он убивает громом. Если в этот день на небе появлялись тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если доходило дело до грозы, эта боязнь переходила в панический страх: все население забивалось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и молили пророка сменить гнев на милость.

В некоторых местах соблюдался старинный обычай собираться в этот день всем приходом к церкви и сгонять туда рогатый скот . Священника просили окропить «животину» святой водой. После обедни выбирали и покупали всем миром одно животное, за которое уплачивали хозяину собранные деньги. Это животное потом закалывали, мясо его варили в общем котле и разделяли присутствующим на торжестве за деньги, которые после обращали в пользу церкви. Также в этот праздник пели молебны над чашками с зерном - для плодородия.


Предупредительные меры принимались даже накануне Ильина дня . Крестьяне еще с вечера окуривали свои дома ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркала и т. п., закрывали полотном или вовсе выносили из избы на том основании, будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту.

«Святой Илья зажинает!» - говорили в народе и перед началом жатвы связывали снопом на корню колосья, посвящая их покровителю урожаев со словами: «Илье-пророку - на бородку!» В некоторых губерниях это делалось перед окончанием жатвы. К оставленному в поле «кусту хлеба» все относились с благоговением, похожим на страх. «Кто дотронется до закрута - того скорчит!» - говорили старики и приводили для убеждения легкомысленной сельской молодежи бесчисленные примеры в подтверждение своих слов.
С Ильиным днем кончались, по народным приметам, летние красные дни. «Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп - первый осенний праздник!» - говорили крестьяне. Народная мудрость гласит: «На Илью до обеда - лето, после обеда - осень!», «До Ильина дня сено сметать - пуд меду в него накласть, после Ильина - пуд навозу!», «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи - баба фартуком нагонит; до Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусту не сохнет!» А между тем как раз в это время народ и ждет вёдра для уборки хлебов, потому что, по его словам: «До Ильи дождь - в закром, после Ильи - из закрома!»

На Ильин день не работали в поле, но готовились к этому празднику именно работами. «К Ильину дню заборанивай пар!», «До Ильи хоть зубом подери!», «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони!», «До Ильи - хоть хлыстом за-хлыщи!» - в этих поговорках слышится голос деревенского опыта, веками выработанного земледельческого труда. Единственная работа, допускавшаяся в праздник святого Ильи-пророка, это первое подрезывание сотов на пчельнике. В этот же день пчеловоды перегоняли последние рои пчел и подчищали ульи. Считалось, что «пчелка - Божья работница», что ее работа «Богу на свечку» охраняет ее от гнева разящего громами пророка. По верованию пчеловодов, Илья-громовник не ударит громом в улей, хоть бы укрылся за ним нечистый дух.

На Ильин день не выгоняли и скот на пастбище. Народ убежден непоколебимо, что в этот праздник открываются волчьи норы и «весь зверь бродит на свободе». Кроме того, существовало опасение, что разгневанный пророк может поразить и выгнанную в поле скотину, и пастуха.


К этому времени вода в реках становилась все холоднее.

Это также связывалось в представлении народа с чествуемым праздником «дождящего и гремящего» пророка. «До Ильи народ купается, а с Ильи - с рекой прощается!», «С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна!» Дни становятся все короче («Петр и Павел к ночи час прибавил, Илья-пророк - два приволок!»), а работы в полях прибывает и прибывает. «Илья-пророк копны считает», а кое-где уже есть за солом и «новая новина на Ильин день». По словам деревни: «Ильинская соломка - деревенская перинка!», «Знать осень на Ильин день по снопам!», «То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб!», «У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт!», «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом!» Жатва яровых, сеновоз, сев озимых, молотьба - на все надо немало времени. И беда, если этому помешают дожди, - если не умолит народ грозного Илью, беспощадного в своем праведном гневе.

Последние летние, переходящие на осень грозы гремят все грознее. От удара огненных стрел Ильи-пророка из каменных гор выбегают, по народному верованию, родники и быстрые речки, не замерзающие даже в студеную зимнюю пору. Им приписывалась чудодейственная сила. Нередко над ними ставили кресты и часовни с иконами святого пророка Илии и Божьей Матери, к которым впоследствии совершались торжественные крестные ходы каждый Ильин день, а в другое время - при молебствиях в дни засухи.

Во многих старинных песнях святой пророк Илия сливается с личностью былинного Ильи Муромца. Подвиги этого богатыря земли Русской приписываются Илье-пророку. Во многих местностях, где, по преданию, конь Ильи Муромца выбивал копытом родники, ставились часовни во имя святого Илии. В свою очередь, громовые раскаты грома объяснялись «поездкой богатыря Муромца на шести конях по небу».

Всюду, где встречается имя грозного пророка Ильи в дошедших до наших дней памятниках русского народного творчества, он является в венце своего праведного гнева на нечестивых грешников и с отеческими заботами о благочестивых и добрых. С каким обликом жил он в представлении отдаленных предков русского простолюдина, таким и остался в народе.


Илья-пророк воду остудил.

В народе считается, что 2 августа заканчивается лето. С этого дня люди начинали ждать осени и готовиться сбору урожая. Считали, что пророк Илья в свой праздник остужает воду. Говорили еще, будто Илья ездит по небу на конях, и одна из его лошадей из-за быстрого бега теряет подкову, которая падает в воду, и та остывает. Среди людей до сих пор ходит поговорка: «Илья-пророк в реках воду мутит».

Купаться вредно для здоровья.

С этого дня озера начинают цвести, а это может неблагоприятно сказаться на вашей коже, да и вам вряд ли будет приятно плавать в плохо пахнущей зеленой воде. Температура ночью все больше отличается от дневной. Такие скачки сказываются и на температуре водоемов, так что купание в августе может плачевно сказаться на вашем здоровье.


Дикие звери и злые силы.

Считается, что в ночь на 2 августа возле водоемов собирается вся нечесть. С этого дня в них хозяйничают русалки и черти. Искупавшись в таком источнике, можно получить заболевание кожи или накликать на себя несчастье. Также в народных поверьях говорится о риске утонуть: не успеете вы опомниться, а русалка уже тащит вас под воду.

Есть примета, что с этого дня у водоемов можно запросто встретить диких зверей. К рекам и озерам сходятся дикие животные, которым не стоит мешать. Иногда говорят: «В Ильин день — олень воду переплыл, купаться не стоит».

Будьте внимательны у водоемов после Ильина дня и помните о народных поверьях. Люди не зря собирали их веками, передавали из поколения в поколение пословицы и серьезно относились к их соблюдению.

Ильин день, отмечаемый совершенно всегда по новому стилю - 2 августа более чем богат на совершенно разносторонние приметы. Так как Илья Пророк является властелином грома, молний, ветром, тучами, именно поэтому огромное количество народных примет Ильина дня связано в первую очередь с погодой.

Именно с данного дня вода становится намного холоднее, чем в обыкновенный летний день. Вода покрывается ряской и всем деткам категорически запрещено купаться;

Начиная с Ильина дня, считается совершенно нежелательно купаться, иначе будет беда, можно утонуть либо заболеть;

Осадки в Ильин день предвещают достаточно богатый урожай, и наоборот, если в день памяти святого Ильи стоит засуха, то это к пожарам;

Дождевая вода, собранная в Ильин день обладает магическими свойствами.

Достаточно важно именно ко дню 2 августа закончить сенокос и после уже начать осеннюю жатву;

Так как Илья Пророк, как говорят, два дня уволок, то день становится уже короче;

Также существуют приметы о поведении грома в ильин день: тихий дождь обещает весьма глухой гром; к большому ливню - гулкий гром и необходимо ждать града, если гром совершенно беспрерывный;

Необходимо запомнить какая именно погода будет на Ильин день, ибо такую же необходимо ожидать и на Воздвижение - 27 сентября;

Весьма сухо 2 августа означает лишь то, что еще именно шесть недель будет серьезная засуха;

Существует примета на Ильин день, которая гласит: запрещено работать в данный день иначе пожжет небесным огнем;

В день Ильи идет дождь с громом, значит, голова будет болеть достаточно сильно; а если гром крайне долгий и весьма непрерывный, то это предвещает необыкновенную тяжесть в груди;

Есть крайне хорошая примета на Ильин день: кто в этот праздник попал под дождь, тот абсолютно точно будет здоров весь следующий год;

Неожиданно случившийся пожар на праздник необходимо изначально заливать молоком, а уже после водой. Это делают для того, чтобы огонь дальше не расходился;

Согласно примете свадьба в Ильин день не принесет счастливого семейного счастья, такую молодую супружескую пару будет ожидать лишь крайне неудачное супружество, могут возникнуть определенные сложности с рождением детей. Частыми разногласиями и ссорами будет наполнен день супружеской пары, если дата свадьбы выпадет на праздник Ильи пророка.

Огромный совет всем влюбленным парам, все-таки соблюдать приметы свадьбы в Ильин день, так как данные поверья идут к нам из поколения в поколения, и имеют достаточно древнюю историю. И только тогда никакие проблемы, и жизненные неурядицы не посетят ваше семейное гнездо.


Магия дождевой воды в Ильин день.

Магия дождевой воды в Ильин день весьма особенная, ведь она может не только привлечь удачу в делах, но также избавить от головных болей и всяческих тревог. С дождевой водой 2 августа связывают разнообразные приметы:

Весьма обильный урожай обещает прошедший дождь на Ильин день;

Раньше других заговорит маленький ребенок, если его, в свою очередь, искупать под дождем;

Целый год будете абсолютно точно оставаться здоровым в том случае, если на Ильин день умыться дождевой водой именно в грозу;

Также существует и такая примета о дождевой воде на Ильин день, а заключается она в следующем: вам стоит обратить особое внимание на своих близких родных, они требуют от вас определенной поддержки, данный факт прослеживается в том случае, если вы попали под дождь на Ильин день.

А для того, чтобы дождевая вода принесла вам определенно только положительный результат необходимо придерживаться следующих условий: дождевую воду в Ильин день надо собирать именно ладонями. В том случае, если дождя не будет 2 августа, хотя это весьма большая редкость, можно использовать - родниковую. Главное условие: ни в коем случае не использовать чашки или же какие-либо бутылки, надо сходить на родник и умыться водой собранной своими руками.

Следующая таблица, приведенная в статье, поможет вам ознакомиться, в чем именно помогает дождевая вода в Ильин день в зависимости от времени дня.

Заговоры в Ильин день.

Достаточно известный и, причем всеми почитаемый праздник памяти святого пророка Илии, совершенно всегда выпадает на 2 августа по новому стилю. В старом же стиле данный день праздновался - 20 июля.

Разнообразными обрядами, приметами и магическими заговорами достаточно богат день памяти ветхозаветного святого. Самым распространенным заговором является заговор на деньги, но не менее популярными есть заговоры в Ильин день для семейного благополучия, для снятия припадков у тяжелобольного человека и для защиты от порчи и всяческого недоброго колдовства.

Заговор в Ильин день от порчи.

Для того чтобы оградить и защитить себя от порчи и любого весьма недоброго колдовства, необходимо именно 2 августа, то есть в Ильин день, умыться дождевой водой, сказав при этом три раза такой заговор:

Заговор в Ильин день для семейного благополучия.

Семейное благополучие никогда не покинет ваш дом, если в Ильин день совершить следующий обряд. Обойти свой двор и дом, приговаривая:

Заговор в Ильин день для тяжелобольного.

Для того чтобы вылечить весьма тяжелобольного от припадков, необходимо ко дню - 2 августа взять именно переднюю часть мужской рубашки и соответственно заднюю часть женской рубашки, сшив их между собой, дать больному человеку надеть такую рубашку утром в Ильин день как только он проснется. После же подвести человека к зеркалу и на протяжении того времени как он будет смотреться в него говорить заговор в Ильин день для тяжелобольного:


Иногда бывает так, что человек совершенно не хочет сделать ничего плохого. Просто говорит, что младенец спокойный, хорошо кушает... Но в момент произнесения этих слов в голове есть какая-то дурная мысль, с ребенком не связанная. И тогда детская аура цепляет всю черноту, таким образом, и происходит сглаз. В последствии ребенок постоянно плачет и капризничает без видимых на то причин.

Существует обряд в Ильин день для сведения сглаза с ребенка. Необходимо именно 2 августа - в день памяти святого пророка Илии искупать ребенка перед сном. И в тот момент как будете купать его надо «отговаривать». Для этого нужно своей правой рукой поливать на все тело малыша - головку, ручки и ножки, при этом повторяя вслух или же про себя следующее:

«Злое-дурное, уйди с водою, чтобы раб Божий (имя) был здоров, светел и счастлив. Илия-Илия, вся надежда на тебя!»

Произнести эти слова нужно 7 раз.

Заговор в Ильин день на удачу в бизнесе и торговле.

Именно в Ильин день, то есть - 2 августа, проводят весьма особый ритуал, который, в свою очередь, способствует достаточно хорошей торговле. Здесь имеется в виду, товар будет уходить с прилавка весьма быстро и достаточно легко.

Для данного ритуала необходимо подготовить небольшую горсть песка, совершенно любую миску и дождевую воду, которую, собственно надо собрать ночью в Ильин день. Дождевая вода собранная именно в Ильин день, обладает особой магией, именно поэтому она крайне часто используется в разнообразных заговорах в Ильин день.

Далее в полночь присядьте за стол, поставив перед собой подготовленную миску. После же насыпьте в нее - песок и постарайтесь очень медленно лить дождевую воду в песок, чтобы успеть, три раза сказать следующий заговор:


Все христиане в этот день произносят молитву Илье Пророку, тем самым просят его о помощи в достаточно сложных ситуациях, о защите перед недоброжелателями и весьма благополучном разрешении любых начинаний.

Именно со дня Ильи начинается сезон дождей и заметно усиливается похолодание. Вода становится поистине холодной и летние купания завершаются. Необыкновенной магией обладает дождевая вода в Ильин день. Она может предотвратить разнообразные болезни, поможет в делах и защитит от порчи и недоброжелателя.

Пророк Илья считается одним из самых почитаемых святых Ветхого Завета, и совершенно всегда чтут его память - 2 августа. Молитву Илье Пророку произносят в помощь о даровании дождя во время засухи, о достаточно хорошем урожае и о весьма благополучном разрешении совершенно любых начинаний.

Величание Пророку Илие.

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое. Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1.

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!

Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.

Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.

Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.

Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.

Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва 2.

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков. Аминь.

Молитва 3.

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4.

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками. Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями. Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви. Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину по имени Евфимий пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он написал храмовый образ для строящейся церкви и обещал ему выздоровление. Икона была заказана, и Евфимий выздоровел. В 1783 г. Абалацкое село обращено в монастырь. Абалацкую икону особенно чтут в Сибири и в губерниях, соседних с Сибирью. Ежегодно в июне месяце на две недели приносят ее из Абалацка в Тобольск. Икона эта отличается от обыкновенной иконы Знамения (27 ноября) тем, что на ней изображены с правой стороны Богоматери - святитель Николай, а с левой - Мария Египетская.

Ильин день в 2018 году отмечается 2 августа. Это народно-христианский праздник. Он заменил языческое торжество, посвященное богу-громовержцу Перуну. Православная Церковь в этот день почитает память святого пророка Илии.

История жизни пророка Ильи

Илия – библейский пророк, который жил в IX веке до н.э. в Израильском царстве. С ранних лет он посвятил себя служению Единому Богу. Пророк Илия жил в пустыне, проводил время в молитве и посте. Он боролся против язычества и поклонения идолам. Пророк уличил царя Ахаву и его жену Иезавель в культе Ваалу и Астарте. Илия наслал на Израильское царство трехлетнюю засуху и голод, которые закончились лишь после того, когда жрецов языческих божеств казнили.

После смерти жрецов Иезавель решила отомстить Илии и подвергла его гонению. Пророк поселился на горе Хорив, где взял в ученики Елисея. Елисей стал свидетелем вознесения на небо живого Илии в огненной колеснице, запряженной лошадьми.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).


Традиции и обряды в Ильин день

Среди русского народа Илия пользуется особым уважением и почетом, в славянской культуре его считают повелителем грома, небесного огня, дождя, урожая и плодородия. Так для сохранения урожая и большей плодовитости скота в России устраивали совместную трапезу с жертвоприношением. В качестве жертвы выступал баран или бык. Крестьяне сгоняли свой скот к церкви, а священник проводил молебен и окроплял его священной водой. После этого приносили в жертву животное, купленное на общие деньги, и устраивали пир, который длился обычно до утра.

Также в некоторых местностях перед Ильиным днем пекли обрядовое печенье, тогда прекращали все полевые работы, а в Ильин день запрещалась вся работа Многие верили, что это чревато гневом Ильи, и привело бы к наказанию за непочтение к празднику. Исключением были пасечники. На Руси верили, что уход за ульями был безопасен, и, если даже среди пчел затаился злой дух, то Илья пророк ни за что не поразит их.

Однако Илию Русский народ воспринимал не только как грозного пророка, но и как благодетеля. К примеру, у крестьян был обычай умываться праздничным дождем. Они верили, что это сохранит их здоровье и убережет от различных чар, сглазов и т.д. В этот день к Илье обращались в надежде, что он уничтожит всю нечисть в деревне. Также, чтобы избавиться от злых демонов, ведьм, бесов и прочей нечисти наши предки освящали дом святой водой. Этот обряд проводился во время грозы, так как люди верили, что Илья пророк поразит всех злых духов своими огненными стрелами.

В России очень популярен был обычай не пускать в этот день животных: кошек, собак. Крестьяне верили, что именно животные больше подвержены вселению злых духов, чем люди, и именно с ними демоны могут проникнуть в дом. Наши предки считали, что к этому празднику должны были закончить сенокос. Это отражается в таких пословицах как: «Илья Пророк – косьбе срок»; «Илья жниво зачинает, лето кончает». Во многих областях России этот праздник был, так сказать промежуточным днем между летом и осенью. Об этом свидетельствую такие пословицы как «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды – ночь длинна и вода холодна».

Приметы

С Ильина дня окунаться не следует – он в водичку написал.

С Ильина дня вся жидкость остужается.

До Ильи мужчина купается, а с Ильи – с речкой прощается.

Гром громыхает — в таком случае Илюша в собственной колеснице по небосводу двигается.

Илья жатву принимает, а сезон завершает.

Нельзя трудиться в Ильин период в земле, иначе лазурным пламенем пожжет.

До Ильи тучи идут согласно ветру, а с Ильи принимаются идти вопреки.

До Ильи священник ливня никак не умолит, а уже после Ильи женщина фартуком пригонит.

После Ильина дня в огороде сива лошади никак не найдешь — смотри вплоть до чего же непроницаемы ночи.

С Ильина дня ночка долга: рабочий высыпается, а жеребцы наедаются.

Кто угодил в Ильин период в дождь, тот постоянно в отличной форме будет.

Кто в Илью копны сочтет — этот все без исключения благо утратит.

Как праздновать?

В древние времена в этот день устраивались пышные застолья и шумные гулянья, а в современном мире люди накрывают богатый стол и созывают всю свою родню в гости. На столе должен был быть запеченный баран и свежее пиво, которое было основным напитком этого вечера. Женщины пекут печенье, которое считается обрядовым. Его нужно готовить из новой муки.

На Ильин день на столе должно быть много мясных блюд, свежеиспеченный хлеб, картофель в мундирах и разнообразные овощи.

В церкви 2 августа проводятся богослужения в память о святом пророке. Храмы, которые названы в честь Ильи, проводят торжественные шествия (крестные ходы) и литургии.


Денежный заговор на Ильин день

Можно улучшить финансовое благополучие напрямую - провести ритуал для привлечения денежных потоков. Чтобы провести данный обряд, вам потребуется горсть маковых зерен. Разбросайте мак по квартире и произнесите слова заговора:

«Пророк Илия, щедрость твоя велика. Прими этот мак - предлагаю его без задней мысли, от сердца. Каждый брошенный мачок порождает пятачок. Пятачки порождают десяточки да соточки. В доме моем прибыток, тебе, Илюша, благодарность».

Закончив, возьмите веник с совком, аккуратно соберите маковые зерна и поместите их в декоративный мешочек. Этот артефакт хранится в доме до 14 августа (день Святого Маковея). Затем зерна промываются, из них готовится выпечка. Получившееся блюдо нужно съесть без остатка - после этого в дом потекут деньги.

Заговоры и обряды на привлечение любви

Одинокие сердца можно соединить посредством любовного обряда, проведенного в Ильин день. Соберите дождевую воду, пролившуюся 2 августа, в заранее приготовленную миску. Если дождя не было, сгодится утренняя роса. Принесите сосуд, наполненный магической водой, в квартиру и спрячьте под кровать. Произнесите текст:

«Илюша сладкий дождик послал. С дождичком этим придет любимый человек, спасет меня от одиночества. Как летний дождь освежает, так мы будем друг дружку согревать. Аминь».