Обобщающие слова при однородных членах. Кровавое Эхо (136 стр.) Повсюду виднелись следы человеческого труда вспаханные

Прямоугольная рама на гвоздях, слегка покосившаяся влево. На поперечной доске написано имя. Впрочем, солнце успело сделать надпись совершенно нечитаемой. Далее шло несколько акров обработанной земли. Вдоль темных полос пашни была проложена самодельная система орошения. Кое-где высились груды камней и лежали аккуратные деревянные рамы, на которых крепилась проволока для укрепления кустов, которые уже перестали расти. Все стало сухим и ломким. Повсюду виднелись следы изнурительного труда, отчаянной борьбы за выживание, в которой обитатели фермы потерпели поражение.

В сотне ярдов от последней полосы обработанной земли стоял дом. Он выглядел совсем неплохо. Маленький и низкий, выкрашенный в белый цвет. Дерево успело потрескаться под палящими лучами солнца. За домом виднелась ветряная мельница. Еще дальше - сарай, где находился насос, качающий воду, и небольшой поврежденный грузовик. Входная дверь была закрыта. Элис поставила «фольксваген» рядом с домом.

Их зовут Гарсия. Уверена, что они дома, - сказала она.

Двадцать тысяч долларов в коричневом пакете произвели потрясающий эффект. Это был дар, возвращающий людей к жизни. Пять Гарсия, два поколения, двое старших и трое молодых. Все они были невысокими людьми, не умеющими связно излагать собственные мысли. Родителям было под пятьдесят, старшей дочери Ричер дал бы двадцать четыре года. Младшим братьям на вид было двадцать и двадцать два года. Они все молча столпились рядом с входной дверью. Элис весело поздоровалась с ними, подошла к кухонному столу и высыпала на него деньги.

Он передумал, - сказала она по-испански. - И решил заплатить.

Гарсия собрались вокруг стола и молча смотрели на деньги, словно такой поворот в их судьбе был настолько неожиданным, что у них даже не осталось сил, чтобы радоваться. Они не задавали никаких вопросов. Просто приняли это как данность, а потом начали строить планы. Прежде всего они подключат телефон, чтобы не нужно было ходить за восемь миль к соседям. Потом электричество. Выплатят долги друзьям. Купят дизельное топливо, чтобы насос снова заработал. Потом починят грузовик и съездят в город за зерном и удобрениями. Они замолчали, когда до них дошло, что они еще успеют вырастить урожай и продать его до наступления зимы.

Ричер остался у входа, и у него появилась возможность осмотреться. Он сразу понял, что в кухне ели и одновременно жили. Дверь из кухни вела в маленькую гостиную. Там было жарко и душно, на полке стояли тома энциклопедии в ярд длиной и несколько религиозных статуэток. На стене висела фотография в черной рамке. Портрет был сделан в студии. Мальчику едва исполнилось четырнадцать, над верхней губой виделись первые усы. Он был в белом одеянии для конфирмации и смущенно улыбался, глядя в камеру.

Ричер обернулся и увидел, что у него за спиной стоит мать мальчика.

Его убили, когда мы добирались сюда, - сказала она.

Ричер кивнул.

Я знаю. Мне рассказали. Пограничный патруль. Приношу свои соболезнования.

Это произошло двенадцать лет назад. Его звали Рауль Гарсия.

Она произнесла имя своего старшего сына с особенным выражением, словно отдавала должное его памяти.

Как это случилось? - спросил Ричер.

Женщина немного помолчала.

Это было ужасно. Они охотилась за нами ночью в течение трех часов. Мы шли, мы бежали, а у них был грузовик с мощными фарами. В темноте мы разделились. Рауль остался с сестрой. Он ее защищал. Ей было тогда двенадцать лет. Он послал ее в одну сторону, а сам пошел на свет фар. Он знал, что девочкам приходилось хуже всех, если их ловили. Он пожертвовал собой, чтобы спасти сестру. А они даже не попытались его арестовать.


V . Тренировочные упражнения.

1. Упр. 422 выполняют устно, учитель обращает внимание на то, как читают ученики, ребята оценивают чтение одноклассников.

2. Выборочный диктант по упр. 423. Учащиеся выписывают предложения с цитатами.

3. Речевая разминка по упр. 428. Учащиеся анализируют отрывки из ученических сочинений, вносят необходимые исправления, учатся включать цитаты в текст.

4. Самостоятельная работа по упр. 425. Проверяется умение учащихся вводить цитаты в текст.

5. Диктант «Проверь себя».
Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость -- сестра таланта», что «язык должен быть прост и изящен».

«Нет сомнений - говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, - что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». «Начиная с Пушкина, наши классики создали тот,великий, прекрасный язык”, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого» - так оценивал А. М. Горький значение литературы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».
Тестовые задания

1. Какое предложение с цитатой оформлено верно?

а) Лев Толстой писал, что «музыка высшее в мире искусство».

б) «Музыка - высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.

в) Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство».

г) Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство».

Ответ: а.
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».

б) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.

в) М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».

г) Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Ответ: б.
3. Найдите неправильный способ цитирования.

а) А. Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства».

б) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости...»

в) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного - есть еще смех радости».

г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим, «есть еще смех... озорства».

Ответ: г.
V I. Домашнее задание: учить правила на с. 203, 205; сделать упр. 424 (устно), 427 (письменно).

Урок 94. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Повторение материала по теме «Чужая речь»

Цели урока: познакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью, на учить производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью, по вторить материал по теме «Чужая речь».
I . Проверка домашнего задания (упр. 424, 427).

Фронтальный опрос по § 72.

Что такое цитата? Как она оформляется?

Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?

В какой речи научной или художественной чаще употребляются цитаты, а в какой - диалог?
II. Повторение.

Творческая работа.

Составьте предложения, включив в них в виде прямой речи следующие цитаты полностью или частично. Цитаты проецируются на доску.
1) Кто не спрятался в окопчик,

Поминая всех родных,

Кто он - свой среди своих -

Не зенитчик и не летчик,

А герой - не хуже их?
2) В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

(А. Твардовский)
III. Объяснение нового материала.

Восьмиклассники знакомятся с образцами синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью на с. 208-209.
I V . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 431 разбирают устно и письменно по два предложения.

2. Устная работа по упр. 432.

3. Самостоятельная работа по упр. 429.

4. Объяснительный диктант.
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Антон Павлович Чехов был человек большой совести, любящего сердца, великий художник.

Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень теплые воспоминания. Называя Чехова «несравненным художником», Толстой любил в писателе «прелестного, искреннего и честного человека». «Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный, милый».

«Красиво-простой, он любил все простое, настоящее, искреннее», - писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, «всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее...».
З а д а н и я к тексту:

1. Назовите способы передачи чужой речи.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).
Тестовые задания

1. Укажите неверное утверждение.

а) Прямая речь точная передача чужих слов.

б) Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.

в) При цитировании всегда используются кавычки.

г) Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

Ответ: в.
2. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

б) Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

в) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

г) Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.

Ответ: а, в.
3. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи.

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

а) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

б) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

в) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

г) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Ответ: а.
V . Домашнее задание: повторить материал § 65-72; ответить на контрольные вопросы на с. 209-210, сделать упр. 433.

Урок 95. Контрольный диктант по теме «Чужая речь»
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! - чуть не плача от обиды закричал Петя. - Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)

(В. Катаев)
Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2. Начертить схемы предложений с прямой речью.

Повторение и систематизация изученного в V III классе
Урок 96. Синтаксис и морфология (§ 73)

Цели урока: повторить материал о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии, совершенствовать умения производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения.
I . Анализ диктанта. Работа над ошибками.
II. Фронтальный опрос.

Назовите разделы науки о языке.

Что изучает синтаксис?

Что изучает морфология?

Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики грамматике?

1. В упр. 435 графически указывают члены предложения, над ними надписывают способ морфологического выражения.

2. Творческая работа по упр. 437. Учащиеся составляют предложения с данными словосочетаниями, делают синтаксический разбор одного из словосочетаний.
Тестовые задания

1. Укажите ответы, в которых верно определены грамматические признаки выделенных слов.

а) крича друг другу - наречие

б) идти впереди колонны - предлог

в) сделать побольше наречие в сравнительной степени

г) летучий газ - причастие

д) в продолжение лета имя существительное

Ответ: б, в.
2. Найдите неверные утверждения.

а) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

б) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

в) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

г) деепричастия имеют признаки глагола и наречия.

д) Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

Ответ: а, д.
3. Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным.

а) Берег быстро темнел, становился голубым, лиловым

б) Как своей тревогой милому помочь?

в) Сколько прелести есть в человеческих лицах!

г) Смелый к победе стремится.

Ответ: в.
4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а) Отъезжающие вошли в вагон.

б) Бывалые и старые поучали молодых.

в) Несколько провожающих стояли у вагона.

г) Встречающие, пройдите на второй путь.

Ответ: а.
5. Найдите предложение, в котором выделенное слово может играть роль двух разных членов.

а) Всех взволновала мысль о поездке.

б) Завтра будет не похоже на сегодня.

в) Ветер был встречный.

г) Утро вечера мудренее.

Ответ: а.
I V . Домашнее задание: составить предложения со следующими словами (три, тройка, трое, тройной, втроем, утроить, трижды ); сделать синтаксический разбор одного предложения.

Урок 97. Синтаксис и пунктуация (§ 74)

Цели урока: повторить материал по теме «Синтаксис и пунктуация», знать о значении пунктуации для оформления письменной речи, о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации, научить алгоритму рассуждения при постановке знаков препинания, разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение).
I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают составленные предложения, один ученик делает синтаксический разбор предложения.

II. Фронтальный опрос.

Что изучает синтаксис, пунктуация?

Какова роль словосочетаний и предложений в языке? Что общего и чем различаются простые и сложные предложения?

С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного? Как они отделяются друг от друга?
III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 438 учащиеся выполняют устно, делают вывод, какую роль в речи играет пунктуация, от какого умения зависит успешность овладения ею.

2. В упр. 439 учащиеся читают инструкцию, озаглавливают ее, отвечают на вопрос.

3. Работа с таблицей «Типы знаков препинания»

Примечание. Сетка таблицы проецируется на доску. Таблица заполняется в совместной работе, где выбираются лучшие примеры учащихся.

Рекомендации учителю: напомните учащимся синтаксические условия употребления знаков выделения (две запятые): придаточное предложение, причастный оборот, деепричастный оборот, обращение.
4. Самостоятельная работа по упр. 441.
5. Диктант «Проверь себя».
МОРЕ

Море гудело под ногами грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.

Чувствовалось, что в этой безлюдном месте властно царила теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, и забитый на зиму дом, и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью.

(И. Бунин)
Тестовые задания

1. Укажите, в каком примере нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Этот доктор был замечательным человеком.

б) Стремиться вперед вот цель жизни.

в) Бедность не порок.

г) Капли дождя словно алмазы.

Ответ: б.
2. В каком примере запятая перед союзом как не нужна (знаки препинания не расставлены)?

а) Ночь идет на мягких лапах дышит как медведь.

б) Полученный ответ рассматривается как согласие.

в) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

г) Черты лица ее были такие же как и у сестры.

Ответ: б.
3. Укажите предложение с верно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающими словами.

а) Ему пришлось испытать в детстве: радость и горе, бедность и непосильный труд.

б) От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени.

в) Повсюду виднелись: вспаханные поля, ухоженные сады.

г) Ни в воздухе, ни на земле, ни под водой - никогда не должно быть ядерных взрывов.

Ответ: б.
4. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

а) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

б) В поэзии Некрасова есть и злоба и сарказм и нежность и надежда.

в) Снег лежал и на крыше, и на балконе, и на деревьях.

г) На севере туча росла и захватывала запад, и восток.

Ответ: в.
5. Найдите необособленное определение (знаки препинания не расставлены).

а) Обрадованный этим известием он поспешил домой.

б) Ошеломленный этим ударом казак зашатался.

в) Книга написанная известным писателем вышла из печати.

г) Уже покрывшаяся первыми весенними цветами равнина была прекрасна.

Ответ: г.
6. Найдите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

а) Впрочем, он, может быть, пристрастно судил о вещах, мало знакомых ему, и, встретив недоумевающий взгляд, замолчал.

б) Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами.

в) Мы, туристы, очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся только через час.

г) Девочка-босоножка, лет девяти, трясла на камнях грудного ребенка, прижав его к себе, и стараясь за ткнуть ему рот хлебной жевкой в тряпице.

Вариант I .

1. Найдите вид связи в словосочетаниях – примыкание:

А. думал уйти; Б. участвовать в поиске; В. поиск неизведанного;

Г. доблестный труд; Д. стоял молча; Е. из трёх книг.

2. Укажите побудительное предложение.

А. Я не помню утра более глубокого и свежего. Б. Соловья баснями не кормят.

В. Готовь сани летом, а телегу зимой. Г. Чужим умом не проживёшь.

3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна. Б. Несколько казаков обступили Савельича.

В. Подойти к зверю было страшно. Г. Отец с родными братьями шёл по полю.

4. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. Б. Парус белый из тумана начинает выплывать. В. Мы будем говорить с тобою до рассвета. Г.

5.

А. Над ручьём пушистые подвески осыпает старая ольха. Б. Вальсы играет гармонь вдалеке. В. Невысокие берёзки безымянные скрыли холмы. Г. Мята луговая уронила цвет.

6. Укажите предложение с несогласованным определением.

А. Второе зренье нам даёт разлука. Б. Он с детства жил мечтой совершить подвиг.

В. Летом день длиннее ночи. Г. Над утомлённым городом луна стоит в зените.

7. Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным .

А. Берег быстро темнел, становился голубым, лиловым. Б. Как своей тревогой милому помочь? В. Сколько прелести есть в человеческих лицах! Г. Смелый к победе стремится.

8.

А. Я выучил наизусть отрывок из поэмы «Полтава» .

Б. Коня взял к себе мельник Степан .

В. Торопится речушка-ворчушка погостить у реки.

Г. Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания.

9.

А. Покос самая трудная и весёлая пора летом.

Б. Следовать за мыслями великого человека есть наука занимательная.

В. Ты как на жниве сизый дым.

Г. Ты жертва жизненных тревог.

10. Найдите, в каких предложениях обстоятельство выражено неопределённой формой глагола.

А. Сегодня иду с утра лечиться утренним морозом.

Б. Елена ещё с прошлого года мечтает написать мой портрет.

В. Слушать эту историю нам никогда не надоедало.

Г. Сила Виктора заключалась в умении обращаться с людьми.

11. Укажите, в каких предложениях сравнительный оборот является частью сказуемого (знаки препинания не расставлены).

А. Газет широкие листы шуршат как двинувшийся лёд.

Б. Каждый вздох как радости глоток.

В. Вот капля как шляпка гвоздя упала.

Г. Ты для меня как жизнь как песня как вдаль зовущий огонёк.

12. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как ?

А. Почему ты ходишь как в воду опущенный? Б. Брат похож на отца как две капли воды.

В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.

Г. Куда ты бежишь как на пожар?

13.

А. В наступленье, боевые рати, сыновей державы собирайте.

Б. С боем входим в город Брянск.

В. Помнят всегда и везде победный год наш сорок пятый.

Г. Героя в бой водила песня.

14. Найдите безличные предложения.

А. Ночной грозы угомонился гром.

Б. Липким запахом веет полынь.

В. Идти было весело и интересно.

Г. От засыхающих листьев пахло осенью.

15. Укажите предложения, в которых нет однородных членов (знаки препинания не расставлены).

А. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.

Б. Петя был красивый румяный пятнадцатилетний мальчик.

В. Голубые красные жёлтые шары поднялись в воздух.

Г. Непрерывно бормочет многоликий птичий двор.

16.

А. Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

Б. В поэзии Некрасова есть и злоба и сарказм, и нежность и надежда.

В. Снег лежал и на крыше, и на балконе, и на деревьях.

Г. На севере туча росла и захватывала запад, и восток.

17.

А. В мешке дорожном простые вещи две майки мыло порошок.

Б. Подушка эта была тёплая мягкая битком набитая снами.

В. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Г. Ни справа ни слева никого не было видно.

18.

А. Давно не бывавший у нас гость порадовал визитом.

Б. Цветы похожие на колокольчики стояли на столе.

В. Они придумали план обещавший им победу.

19.

А. Я слушал, раскрыв рот, и отказался всему верить.

Б. Скрепя сердце, Андрей перебирал кандидатуры.

В. Захлопав шумными крылами, петух проснувшийся орёт.

Г. Машинист глядел, не смыкая глаз, в тёмное окно.

20. В каком примере правильно обособлено обстоятельство?

А. Начиная с вечера, шёл сильный снег.

Б. Она, не спеша, пошла в город.

В. Перевозчик грёб, стоя.

Г. Несмотря на поздний час, было душно.

21.

А. На Спасской башне полночь бьют часы.

Б. В окруженье попал под Оршей наш потрёпанный батальон.

В. На исходе третьего часа впереди мелькнул просвет.

Г. Вернулся поздно он в двенадцатом часу.

22.

А. Мой друг гостей своих с любовью встречает.

Б. Поклон привет тебе он шлёт моя любимая.

В. Тебе Евгений я разумеется предоставлю мой кабинет.

Г. Ночью весь огромный мир кажется много проще.

23. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Он долго смотрел в окно и сказал первый снег очень к лицу земле.

Б. Гуси кричат надо мной пролетая что миновала пора золотая.

В. Говорят что Ока это чьё-то былинное имя.

Г. Он спросил меня я счастлива иль нет.

24.

А. Решив это, Маша, ожидающая его в переполненной комнате, не обращая ни на кого внимания, молча пошла по лестнице, ведущей наверх, и не спеша открыла дверь.

Б. Вечером в десятом часу, прихрамывая, он, побрёл по огибающей берёзовый лес дороге, медленно, неторопливо.

В. Он вспомнил, что уходя не запер дверь на террасу, и возвращаясь назад, на дачу в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.

Г. К. Паустовский считал, что «милый чудак и поэт», датский сказочник Андерсен, с произведениями которого он познакомился в семилетнем возрасте научил его вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом.

Вариант II .

1. Найдите вид связи в словосочетаниях – управление:

А. встретить вас; Б. поворот налево; В. учить уроки;

Г. вдохновенно трудиться; Д. в туристическом походе; Е. постоянные заботы.

2. Укажите повествовательное предложение.

А. Люблю тебя, Петра творенье! Б. А вы любили когда-нибудь?

В. Любите нас, хороших, добрых, милых. Г. Любовь моя, приди ко мне, приди!

3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

А. Отъезжающие вошли в вагон. Б. Бывалые и старые поучали молодых.

В. Несколько провожающих стояли у вагона. Г. Встречающие, пройдите на второй путь.

4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Он казался очень смелым. Б. Я буду решать задачи.

В. Жить – Родине служить. Г. При блеске солнца огонь был красив.

5. Найдите пример с выделенным словом – прямым дополнением.

А. Конёк режет лёд. Б. Встретить ночь готовится природа .

В. Осень сменяет лето. Г. Отпуск мы провели очень весело на Чёрном море.

6. Укажите предложения с несогласованным определением.

А. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Б. Новогодняя ёлка была украшена необыкновенно красиво. В. Ещё не ставший знойным воздух приятно освежает грудь. Г. Сбылась мечта увидеть Москву.

7. Найдите предложение, в котором определение выражено именем существительным.

А. Деревенские улицы просто тонули в густой зелени.

Б. На чернобровом парне была ярко-красная рубаха навыпуск.

В. Лестница на чердак была очень крутая.

Г. Книга оказалась в портфеле.

8. В каких предложениях выделенное слово – приложение?

А. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана . Б. Бабушки- старушки у окна сидят.

В. Кремль стоит на берегу Москвы-реки. Г. Отец очень любит читать журнал «Огонёк».

9. Укажите, в каком примере нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Этот доктор был замечательным человеком. Б. Стремиться вперёд вот цель жизни.

В. Бедность не порок. Г. Капли дождя словно алмазы.

10. Найдите, в каком предложении обстоятельство выражено неопределённой формой глагола.

А. Мы решили поговорить о деле.

Б. Все вышли на улицу посмотреть салют.

В. Мне предложили выучить один из монологов Хлестакова.

Г. Он принял решение молчать.

11. Укажите, в каком предложении сравнительный оборот является частью сказуемого (знаки препинания не расставлены).

А. Страна шумит как непогода.

Б. Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна.

В. Заря как пожар на снегу.

Г. Ночь как дыню катит луну.

12. как не нужна?

А. Следы на снегу как красивое обещание.

Б. Берег проявлялся из мути как переводная картинка.

В. Летняя ночь была тёплая как зола.

Г. Воздух чист как родниковая вода.

13. Укажите односоставное предложение.

А. Многое ещё, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.

Б. Есть в мире, окружающем нас, сотни замечательных явлений.

В. Жить и верить – это замечательно.

Г. Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам.

14. Найдите назывное предложение.

А. Светает. Б. Чужим умом умён не будешь.

В. По радио передают концерт моего любимого композитора.

Г. Вечер.

15.

А. Светило яркое летнее солнце.

Б. Угрюмая сибирская река медленно несла свои воды.

В. На вечернем сеансе в небольшом городке пела песню актриса на чужом языке.

Г. То была первая не замутнённая никакими опасениями радость жизни.

16. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А. Поле, да лес – для меня ежедневная тема.

Б. В то утро простился с тобой твой муж, или брат, или сын.

В. Любовь и смерть, кровь, и пламя переплелись в цветке отцов.

Г. Оба мужчины были и интеллигентны, и приятны.

17. Укажите предложение, в котором при однородных членах имеется обобщающее слово (знаки препинания не расставлены).

А. С рассвета люди несли на базар овощи фрукты хлеб мёд.

Б. Кругом чисто и приятно особенно высокое чистое небо.

В. Нас было четверо студентов гимназист и художник.

Г. Везде на деревьях стогах домах лежал снег.

18. Найдите необособленное определение (знаки препинания не расставлены).

А. Обрадованный этим известием он поспешил домой.

Б. Ошеломлённый этим ударом казак зашатался.

В. Книга написанная известным писателем вышла из печати.

Г. Уже покрывшаяся первыми весенними цветами равнина была прекрасна.

19. Укажите пример с правильно расставленными знаками препинания.

А. Нельзя работать, спустя рукава.

Б. Ужинали, не спеша и почти молча.

В. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

Г. Стая, медленно летя, сделала два круга и повернула в сторону леса.

20.

А. Невзирая на непогоду, альпинисты продолжали восхождение.

Б. Поезда приходят, согласно расписанию, утром в полдень и вечером.

В. Давно уже блистая белизной своих крыльев, улетели лебеди.

Г. Где-то под землёй сочилась, пробираясь к озеру грунтовая вода.

21. В каком примере нужно обособить выделенное обстоятельство?

А. На исходе третьего часа впереди мелькнул просвет.

Б. На той стороне за рекой каждую ночь пел соловей.

В. Через час слева снова показались крутые берега.

Г. На закате ходит парень возле дома моего .

22. Найдите предложение, в котором есть и обращение, и вводное слово (знаки препинания не расставлены).

А. Право мне нечего рассказывать дорогой Максим Максимыч.

Б. Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.

В. Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный.

Г. Разговор опять принял как будто бы самый мирный оборот.

23. Укажите предложение с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Учитель спросил кто из ребят сегодня дежурит.

Б. Тренер посоветовал мне ты должен обязательно дышать глубже.

В. Отвори окно немножко месяц тихо говорил.

Г. Андрей выступил вперёд и все услышали короткую фразу я поеду.

24. Найдите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

А. Впрочем, он, может быть, пристрастно судил о вещах, мало знакомых ему, и, встретив недоумевающий взгляд, замолчал.

Б. Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами.

В. Мы, туристы, очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся только через час.

Г. Девочка-босоножка, лет девяти, трясла на коленях грудного ребёнка, прижав его к себе, и стараясь заткнуть ему рот хлебной жёвкой в тряпице.

Вариант Ш.

1. Найдите вид связи в словосочетании – согласование:

А. в новых условиях; Б. полный решимости; В. очень смешной;

Г. желание петь; Д. езда верхом; Е. кто-то из учеников.

2. Укажите риторический вопрос.

А. Да ведь фуражка на голове у вас? Б. Знаете ли вы украинскую ночь?

В. Отчего же ты у меня не спросишь? Г. К чему опять ты мрачна?

3. Найдите предложения, в которых верно выделено подлежащее.

А. Не то удивление, не то испуг притаились в его глазах. Б. Мне не спится.

В. Высшая форма законченности – круг.

Г. Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

4. Укажите предложение, в котором верно выделено сказуемое.

А. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Б. Все просили её спеть.

В. Абстрактная живопись была притчей во языцех.

Г. Мы не сможем выступить с концертом на этой неделе.

5. Найдите пример с выделенным словом – прямым дополнением.

А. Он готов был сделаться превосходным драматургом.

Б. Мы предложили помощь нуждающимся.

В. Она читает несколько книг одновременно.

Г. Удар молнии поверг всех в ужас.

6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

А. Последние два слова были написаны карандашом. Б. Провожающие вышли из вагона. В. На первое подали борщ по-флотски. Г. С любимыми не расставайтесь!.

7. Найдите предложение, в котором выделенное слово может быть двумя разными членами предложения.

А. Всех взволновала мысль о поездке. Б. Завтра будет не похоже на сегодня.

В. Ветер был встречный. Г. Утро вечера мудренее.

8. В каком предложении ошибочно выделено приложение?

А. Чижа захлопнула злодейка-западня . Б. Неторопливо шёл, добродушно улыбаясь, сторож-старик . В. Замечательную сказочную трилогию, «Властелин Колец» , написал Джон Толкиен. Г. Тамбов – город , основанный в 1636 году.

9. Укажите, в каком примере нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне. Б. А твоя комната такая хорошая для ребёнка. В. Жизнь как легенда. Г. В этом городе знать три языка ненужная роскошь.

10. Укажите, в каком предложении сравнительный оборот является частью сказуемого.

А. Сегодня месяц как светлый серп.

Б. И уж смешались облака и дымы как рядовые одного полка.

В. Илюше как резвому мальчику хотелось всё переделать самому.

Г. Как метель черёмуха машет рукавом.

11. В каком примере запятая перед союзом как не нужна?

А. Ночь идёт на мягких лапах, дышит как медведь.

Б. Полученный ответ рассматривается как согласие.

В. В её глазах как и во всём лице было что-то необычное.

Г. Черты лица её были такие же как и у сестры.

12. Укажите двусоставное предложение.

А. Ребята, давайте жить дружно!

Б. Погода чудесная!

В. Наше завтра будет прекрасно.

Г. Подойти к зверю было страшно.

13. Найдите обобщённо-личное предложение.

А. Напиши мне письмо. Б. Завтра выезжаем.

В. Из песни слова не выкинешь. Г. Ведут ко мне.

14. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены).

А. Был хороший августовский день.

Б. Есть только две формы жизни гниение и горение.

В. Он шёл быстрым хорошо отработанным шагом.

Г. Мать гордилась дочерью, а отец – сыном.

15. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А. У него отличные оценки, как по русскому языку , так и по алгебре.

Б. Он стоял ни жив, ни мёртв. В. Солнце взошло, и всё окрасило вокруг.

Г. Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.

16. Укажите предложение с верно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающими словами.

А. Ему пришлось испытать в детстве: радость и горе, бедность и непосильный труд.

Б. От дома, от деревьев, от голубятни – от всего побежали длинные тени.

В. Повсюду виднелись: вспаханные поля, ухоженные сады.

Г. Ни в воздухе, ни на земле, ни под водой – никогда не должно быть ядерных взрывов.

17. Укажите верно обособленное определение.

А. Павел пошёл домой, грустный, усталый. Б. Тёмное, могуче распахнувшееся, море светлеет. В. Связанный узами брака с Элен, Пьер избегал встреч с Наташей.

Г. Лицо его, пылающее темнотой и яркостью глаз было весело.

18. Укажите пример с неверно расставленными знаками препинания.

А. Мы слушали, затаив дыхание, рассказ о путешествии.

В. Опустив голову и закрыв лицо, она вышла на крыльцо.

Г. Ребята, расставаясь, обменялись адресами.

19. В каком примере правильно обособлены обстоятельства?

А. Она рассказывала волнуясь.

Б. Он отвечал, нехотя.

В. Учил его, всему шутя.

Г. Он вышел к столу, умывшись.

20. В каком примере нужно обособить выделенное обстоятельство?

А. Два года назад мы расстались.

Б. В начале лета или в перволетье начинается цветение шиповника.

В. Через час слева показались полузатопленные водой кусты.

Г. На закате ходит парень возле дома моего .

21. Укажите, в каком предложении неверно обособлено приложение.

А. Директор школы, Петров поздравил всех с началом учебного года.

Б. Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его семье.

В. Талантливый журналист, он написал много очерков.

Г. Дворецкий, толстый человек в чёрном фраке, немедленно явился.

22. Найдите предложение, в котором есть и обращение, и вводное слово (знаки препинания не расставлены).

А. Прощай немытая Россия страна рабов страна господ!

Б. пожалуйста не обижайся на меня за молчание.

В. Сейчас учитель может быть только на уроке.

Г. Вероятно это был человек воспитанный.

23. Укажите верное оформление предложения с прямой речью.

А. «Как тебя зовут?» – Вдруг громко на ухо спросил её лётчик.

Б. «Война отняла у меня всех,» – сказала она глухо.

В. «Зачем не поэт я»? – горюет художник.

Г. «Владеть бы мне кистью», – вздыхает поэт.

24. Найдите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

А. Я вспоминаю книги Островского и Толстого, Горького и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: «Спасибо вам, мои любимые писатели, первооткрыватели и учители, наставники и товарищи, за всё: за вдохновение, за школу, за уроки жизни!»

Б. Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, всё это крупинки золотой пыли.

В. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки роман, или повесть, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься.

Г. Учёные в строгой последовательности, в определённой системе излагают факты и рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений, а результаты своих исследований они выражают в цифрах, лекциях, выводах.

КЛЮЧ

Вариант I

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Вариант II

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Вариант Ш

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1. Расставьте знаки препинания в предложениях из текста (обращение) 1) На тебя моя душа Век глядел был не дыша… 2) Бабка Полно не греши, Убери свои гроши! 3) Ну-ка станьте предо мною Тит Кузьмич и Фрол Фомич!.. 2. Определите основы предложений и дополнения. 1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля. 3. На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное» (обстоятельство) 1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели). 4. Спишите, вставляя подходящее по смыслу подлежащее или сказуемое. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Наступил март. Природа весной… . На небе … яркое солнце. Радостно … ручей. На родину вернулись перелетные … . В лесу просыпаются … . Слова для справок: оживает, сверкает, журчат, птицы, звери. 5. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы и дополнения. 1) Каждой веточкой живой лес беседует со мной. 2) Яркий огонь костра осветил поляну. 3) От цветка исходил нежный аромат. 6. Спишите, расставьте знаки препинания при однородных членах предложения. Схемы обязательны. Летом свиристели питаются насекомыми (а) зимой кормятся ягодами. Свиристели гнездятся в хвойных и берёзовых лесах лесотундры. Они поедают в огромном количестве плоды рябины калины боярышника можжевельника. Во время кочёвок стайки надолго задерживаются в лесах с обилием ягод (но)быстро покидают скудные места. 7. Расставить знаки препинания, начертить схемы. 1) Нас поражала природа этого края море, горы, горные реки, леса. 2) Повсюду виднелись следы человеческого труда вспаханные поля, ухоженные сады, прекрасные дороги. 3) Марко Поло побывал во многих азиатских странах в Китае Индии Монголии. 4) По произведениям Пушкина создавали оперы многие композиторы Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Рахманинов. 5) Мы собирали опавшие листья разных деревьев клена дуба березы и осины. 6) В корзине была дичь два тетерева и утка. 7) На дворе послышались голоса, и через несколько минут в комнату вошли друзья Павла Сережа Валя и Климка.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказал берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему. Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его. — Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство... — упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор. — Что? Началось? Пора? — заговорил Пьер, проснувшись. — Изволите слышать пальбу, — сказал берейтор, отставной солдат, — уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали. Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком. — Пора, граф, пора! — прокричал адъютант. Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге. Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, — это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее. Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света — то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. Пуфф! — вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами дым, и бумм! — раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф-пуф» — поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум-бум» — подтверждали звуки то, что видел глаз. Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф... (с остановкой) пуф-пуф — зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум... бум-бум-бум, — отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах-та-та-тах — трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами. Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем. — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, — говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него. Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана. — К переправе! — холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», — подумал Пьер и пошел по направлению за генералом. Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.