Боги которым поклонялись древние египтяне. Г

«Боги в Древней Греции» - Тициан «Венера». Афина. Гермес – Меркурий – бог торговли, дорог и воров. Статуя Зевса в Олимпии. Солнце – Гелиос. Деметра. Расскажите миф о Нарциссе. Генеалогическое древо древнегреческих богов. Арес – по-римски Марс – бог несправедливой, кровожадной войны. Посейдон - Нептун – бог морей. Музы – богини искусства.

«Религия древних египтян» - Боги древних египтян. Храмы – жилища богов жрецы – служители богов. Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? Нут. Апоп. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Какая связь существовала между религией и государственной властью? Апис. Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

«Древние боги» - Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Даждьбог. Крышень. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Сварог. У Перуна мысли быстры, Что захочет - так сейчас. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

«Боги Египта» - Анюбис. Древний Египет: БОГИ. Орюс. Пта. Сет. Туэрис. Ре, бог солнца. Апи. Изис. Озирис. Бастет, кошка, превращающаяся в львицу. Селкис. Изображение бога Солнца Ре в лодке. Бог солнца Ре каждый день пересекает небо в своей лодке. Собек. Бес. Атор. Тот. Кнум.

«Боги славян» - Даждьбог. Отсюда Перун производитель, творец. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка (2 августа). Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Связь богов со сменой времён года. ЛАДА – жена Ярило.

«Боги Греции» - Деметра – богиня земледелия. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Сатиры – демоны плодородия. Посейдон – бог моря. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Гера – верховнаябогиня, жена бога неба Зевса. Аид – Бог в царстве мёртвых. Зевс – бог неба. Аполлон - бог солнца. Гермес – вестник богов. Арес – бог войны.

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и помогающие разобраться в устройстве мироздания.

Пантеон древнеегипетских богов

Верования в богов и были заложены в древнеегипетской цивилизации с момента ее зарождения, а права фараонов основывались на их божественном происхождении. Египетский пантеон населяли божества, обладающие сверхъестественными способностями, с помощью которых они помогали верующим и защищали их. Однако боги не всегда были доброжелательны, поэтому, чтобы заслужить их благосклонность, требовалась не только молитва, но и различные подношения.

Историкам известно более двух тысяч божеств древнеегипетского пантеона. Основные боги и богини Древнего Египта, которым поклонялись по всей территории царства, насчитывают менее ста имен. Множеству остальных поклонялись лишь в отдельных племенах и регионах. С развитием древнеегипетской цивилизации и культуры была создана национальная религия, которая стала предметом многих изменений. Боги и богини Египта зачастую меняли свой статус и место в иерархической лестнице в зависимости от доминирующей политической силы.

Загробные верования

Египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей. В дополнение к сах (тело) человек имел сущность шу (тень, или темная сторона души), ба (душа), ка (жизненная сила). После смерти духовная часть освобождалась от тела и продолжала существовать, но для этого ей были необходимы физические останки или заменитель (например, статуя) - как постоянный дом.

Конечной целью умершего было объединить свои ка и ба, чтобы стать одним из «блаженных мертвых», живущих в качестве ах (духовная форма). Для того чтобы это произошло, покойного должны были признать достойным в суде, на котором его сердце взвешивали против «пера истины». Если боги считали умершего достойным, он мог продолжить свое существование на земле в духовной форме. Причем изначально считалось, что сущностью ба обладали только боги, а также богини Египта. Например, верховный Ра имел аж семь ба, но позже жрецы определили, что каждый человек обладает этой сущностью, доказывая тем самым свою близость к богам.

Не менее интересно, что сердце, а не мозг, считалось вместилищем мыслей и эмоций, поэтому на суде оно могло свидетельствовать за или против умершего.

Процесс поклонения

Богам поклонялись в храмах, находящихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма располагалась статуя того бога или богини Египта, которым был посвящен культ. Храмы не являлись местами общественных богослужений или собраний. Обычно доступ к олицетворению божества и ритуалу поклонения был изолирован от внешнего мира и являлся доступным только для служителей культа. Лишь во время некоторых праздников и торжеств статую Бога выносили для всеобщего поклонения.

Простые граждане могли поклоняться божествам, имея собственные статуи и амулеты дома, они предоставляли защиту от сил хаоса. Поскольку после Нового царства роль фараона как главного духовного посредника была упразднена, религиозные обычаи переориентировали на прямое В результате жрецы разработали систему оракулов, чтобы сообщать волю богов непосредственно верующим.

Внешний вид

Большинство в физической форме, как правило, представляли собой сочетание человека и животного, многие из них были связаны с одним или более видов животных.

Считалось, что настроение, в котором пребывали боги или богини Египта, непосредственно зависело от образа животного, сопровождающего их появление. Разгневанное божество изображалось как свирепая львица, в хорошем расположении духа небожитель мог выглядеть как ласковая кошка.

Чтобы подчеркнуть характер и силу богов, их также было принято изображать с телом человека и головой животного, или наоборот. Иногда таким подходом пользовались, чтобы наглядно показать могущество фараона, он мог быть изображен с человеческой головой и телом льва, как в случае Сфинкса.

Многие божества были представлены только в форме человека. Среди них были такие фигуры, как очень древние космогонические боги, а также богини Египта: воздуха — Шу, земли — Геб, неба — Нут, плодородия — Мин, и ремесленник Птах.

Существует целый ряд второстепенных богов, которые принимали гротескные формы, в том числе богиня Амат, пожирающая мертвых. Ее образ состоит из части крокодила, львицы и бегемота.

Боги Эннеады

В древнеегипетской мифологии есть девять главных солнечных богов, которые известны под общим названием Эннеада. Родиной великой божественной девятки являлся город солнца Гелиополис, где находился центр поклонения верховному богу Атуму (Амун, Амон, Ра, Пта) и другим основным божествам, связанным с ним. Итак, имели главные боги и богини Египта имена: Амун, Геб, Нут, Изида, Осирис, Шу, Тефнут, Нефтида, Сетх.

Верховный бог Древнего Египта

Атум - бог первотворения, создавший себя из первичного хаоса Нун так или иначе имеет родственные связи со всеми главными богами Древнего Египта. В Фивах богом-создателем считался Амун, или Амон-Ра, который, как Зевс в греческой мифологии, являлся верховным богом, царем всех богов и богинь. Он также считался отцом фараонов.

Женской формой Амона является Амаунет. «Фиванской Триаде» - Амону и Мут вместе с их отпрыском Хонсу (Лунный бог) - поклонялись в Древнем Египте и за его пределами. Амон был главным божеством Фив, чья власть росла, как город Фивы вырос из незначительного поселка в Старом царстве в мощный мегаполис Среднего и Нового царств. Он восстал, чтобы стать покровителем фиванских фараонов, и в конечном счете стал выступать в ипостаси Ра, доминирующего божества древнего царства.

Амон означает «скрытый, таинственной формы». Он чаще всего представал как человек в одежде и короне с двойными перьями, но иногда верховный бог изображался в виде барана или гуся. Подразумевалось, что истинная сущность этого бога не может быть раскрыта. Культ Амона распространился далеко за пределами Египта, ему поклонялись в Эфиопии, Нубии, Ливии и некоторых районах Палестины. Греки считали, что египетский Амон является проявлением бога Зевса. Даже Александр Македонский счел целесообразным обратиться к оракулу Амона.

Функции и имена главных богов Древнего Египта

  • Шу - муж Тефнут, отец Нут и Геба. Он и его жена были первыми богами, созданными Атумом. Шу являлся богом воздуха и солнечного света. Обычно изображался как человек, носящий головной убор в виде шлейфа. Функцией Шу было держать тело богини Нут и отделять небо от земли. Шу не был солнечным божеством, но роль в обеспечении солнечного света связывала его с богом Ра.
  • Геб - отец Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды. Находился в вечном соединении с богиней Нут до тех пор, пока Шу их не разделил. Как бог земли, он был связан с плодородием, считалось, что землетрясения — это смех Геба.
  • Осирис - сын Геба и Нут. Почитался как бог загробного мира. Имея зеленую кожу — символ обновления и роста - Осирис также являлся богом растительности и покровителем плодородных берегов Нила. Несмотря на то что Осирис был убит собственным братом Сетом, к жизни (для зачатия сына Гора) его вернула жена Изида.
  • Сет - бог пустыни и грозы, позже стал ассоциироваться с хаосом и тьмой. Он изображался в виде человека, имеющего голову собаки с длинной мордой, но иногда встречаются его изображения в виде свиньи, крокодила, скорпиона или бегемота. Сет является одним из ведущих персонажей легенды об Изиде и Осирисе. В результате растущей популярности культа Осириса Сет стал демонизироваться, и его изображения были удалены из храмов. Несмотря на это, в некоторых частях Древнего Египта ему по-прежнему поклонялись как одному из главных божеств.

Богиня-мать

Возглавляет пантеон богиня-мать, покровительница влаги и жары Тефнут. Жена Шу и первая богиня, созданная Атумом, в мифах упоминается как дочь и око Ра. Позднее стала отождествляться с Мут, женой Амона и матерью Хонсу, являлась одной из главных Фиванских богинь. Почитается как великая Божественная мать. Мут обычно изображается как женщина в бело-красной короне. Иногда встречаются ее изображения с головой или телом грифа, а также в виде коровы, потому что в более поздний период она слилась с Хатхор, еще одной великой Божественной матерью, которая обычно изображалась как женщина с рогами коровы.

Функции и имена богинь Древнего Египта

А теперь представим перечень женских божественных ипостасей.

  • Нут - богиня неба, мать Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды, жена и сестра Геба. Обычно проявляется в человеческом образе, ее вытянутое тело символизирует небо. Являясь частью культа загробного мира и хранительницей душ, она часто изображалась на потолках храмов, гробниц и внутренней стороне крышки саркофагов. И по сей день на древних артефактах можно встретить изображение этой богини Египта. Фото старинных фресок Нут и Геба наглядно показывает представление об устройстве мироздания.

  • Изида - богиня материнства и плодородия, покровительница детей и угнетенных, мать бога Гора, жена и сестра Осириса. Когда ее любимый муж был убит своим братом Сетом, она собрала расчлененные части его тела и соединила их повязками, оживив Осириса и заложив тем самым фундамент древнеегипетской практики мумифицирования своих умерших. Вернув Осириса к жизни, Изида также ввела понятие о воскресении, что оказало глубокое влияние и на другие религии, включая христианство. Изида изображается как женщина, держащая в руке анх (ключ жизни), иногда и с женским телом и головой коровы или с короной в виде рогов коровы.

  • Нефтида, или Госпожа подземной обители, - вторая сестра Осириса, младший ребенок божественной семьи Геба и Нут, часто упоминается как богиня смерти или хранительница свитков. Позже отождествлялась с богиней Сешат, покровительницей фараонов, в функции которой входило защищать царские архивы и определять срок правления фараонов. Сумерки считались временем этой богини, египтяне верили, что Нефтида плавает по небу в ночной, а Изида - в дневной лодке. Обе богини почитались как защитницы умерших, поэтому часто изображались в виде соколих или крылатых женщин в храмах, гробницах и на крышках саркофагов. Нефтида завершает перечень «Главные богини Египта». Список могут продолжить не менее почитаемые.

Могущественные богини Египта

  • Сехмет - богиня войны и исцеления, покровительница фараонов и арбитр в зале суда Осириса. Изображалась в виде львицы.
  • Бастет - богиня, которой поклонялись египетские матери. Часто изображалась в виде кошки в окружении котят. За способность ожесточенно защищать своих детей она считалась одной из самых свирепых и смертоносных богинь.

  • Маат являлась олицетворением богини истины, нравственности, справедливости и порядка. Она символизировала гармонию мироздания и была противоположностью хаоса. Поэтому являлась главным участником в церемонии взвешивания сердца в зале загробного суда. Обычно изображается в виде женщины со страусовым пером на голове.
  • Уто, или Буто, - кормилица бога Гора. Воспринималась и почиталась как защитница живых и покровительница фараонов. Буто всегда была готова нанести удар по любому потенциальному противнику фараона, поэтому изображалась как кобра, обвивающая солнечный диск (урей), и часто входила в королевские регалии как символ суверенитета Египта.
  • Хатхор - богиня материнства и плодородия, покровительница изящных искусств, также известна как владычица неба, земли и преисподней. Высокопочитаемая богиня у древних египтян. Рассматривалась как мудрая, добрая и ласковая защитница живых и мертвых. Чаще всего Хатхор изображалась в виде женщины с рогами коровы и уреем на голове.

Эти древние божества женского пола высоко почитались людьми. Зная, как звали богинь в Египте, их жесткий нрав и быстроту расправы, египтяне с благоговением и ужасом произносили в молитвах их имена.

Первоначально Сет как и Гор был покровителем царской власти и не имел тех негативных качеств, которыми его наделили после объединения страны. Фараоны Верхнего и Нижнего Египта считались воплощением бога на земле, сочетая в себе функции военного вождя и верховного жреца. Соответственно они носили и имена «своих» богов, так, среди царей Верхнего Египта были Гор Скорпион, Гор Двойник, а все фараоны Нижнего Египта носили имена Сет. Последний фараон II династии единого Египта объединил в своем титуле имена Гор и Сет, после чего иероглиф Гор-Сет стал читаться как «царь». В последующий времена встречались фараоны, именовавшие себя Сетом (Сети), однако с распространением культа Осириса этот бог стал рассматриваться как воплощение злого начала.

В период Древнего царства с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, местный бог Ра стал общегосударственным и был отождествлен с Гором. Однако, Гор и Сет сохраняли свое ведущее положение еще в течении довольно долгого времени.

Бога Ра считались воплощением солнца, создателем земли, людей и других богов, которые возникли из его слез. Согласно мифам, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет и освежает землю. Вечером он пересаживается в барку Месектет и и подземному Нилу спускается в преисподнюю, где каждую ночь сражается со змеем Апопом и побеждает его. Хтоническое чудовище Апоп выпивает все воды Нила и карается за это солнечным богом.


Постепенно в Древнем Египте появились центры систематизации мифов, которыми стали наиболее крупные города страны: Гелиополь, Гермополь, Мемфис и Абидос. В этих городах сформировались мифологические школы, основные различия между которыми заключались в космогонии, т.е творении земли и человека. В Гелиополе считали, что первоначально существовал только океан, из которого поднялся первый остров. На этом острове вырос лотос, из цветка которого появился молодой бог Солнца Ра. Немного позднее здесь разработали более сложную схему происхождения мира и богов, в которой принимала участие так называемая гелиопольская «девятка». Согласно этой схеме, древнейший земляной холм Атум породил первое мужское божество Шу – воздух, и женское божеством Тефнут -- влага. Шу и Тефнут родили мужского бога земли Геба и женскую богиню неба Нут. Брак неба и земли дал жизнь четырем богам: Осирису, Исиде, Сету и Нефтис. Осирис и Исида породили Гора.


В Мемфисе, культовом центре бога мудрости Птаха, считали, что это божество задумало творение в своем сердце и назвало задуманное языком. Так возник Атум, восемь богов-двойников Птаха, земля, люди и животные. Многие ученые справедливо считают, что более поздняя гелиопольская «девятка» восходит к учению мемфиских жрецов. В Гермополе почитали бога Тота, который считался языком Птаха. Тот почитался как создатель времени, языков, письменности и счета. Это божество отождествлялось с Луной и часто изображалось позади Ра-Солнца. Кроме того, Тоту принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале.


Мужского бога как создателя мира почитали также в Элефантине. Здешние жрецы считали, что после сотворения земли бог Хнум вылепил человека на гончарном круге.

В эпоху Среднего царства во времена правления фиванских династий начинается возвышение Амона, солнечный бог города Фив. В самом начале Нового царства Амон был отождествлен с Ра и стал главным общегосударственным богом. Теперь его поставили во главе гелиопольской «девятки». С Амоном связано дальнейшее обожествление фараонов. Официально считалось, что фараон рождается от соединения Амона и царицы-матери, которой бог является в образе ее мужа.


В конце Нового царства верховным богом Египта стал Осирис. Вначале он почитался в восточной части дельты Нила как божество плодородия и производительных сил природы. Затем центр его культа переместился в Абидос, место погребения царей, где стал олицетворением умершего фараона, который воскресал подобно богу. В конце III тыс. до н.э. влияние Осириса возросло настолько, что он вытеснил бога мертвых и преисподней Анубуса и сам занял его место. Осирис стал основой мира, который он держал на своих плечах, а из его пота вытекал Нил.


Вскоре Осирис был отождествлен с Амоном-Ра и стал последним верховным божеством фараоновского Египта. Царствуя в Египте, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства. С его помощью люди стали сеять злаки, сажать виноградники, изготовлять пиво и вино, выпекать хлеб. Именно Осирис научил египтян добывать и обрабатывать медную и золотую руду, строить города, врачевать. Но злой бог Сет завидовал брату и сам хотел править Египтом. Поэтому он убил Осириса. Исида нашла труп мужа, оплакала его вместе со своей сестрой Нефтидой и затем похоронила. Спасаясь от преследований Сета, Исида с новорожденным сыном Гором скрывались в болотах дельты Нила. Возмужав, Гор вызвал Сета на поединок и, победив его, потребовал перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса себе, как единственному сыну умершего царя. Гор получил царство и затем воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, которое Сет вырвал у Гора во время поединка. Однако Осирис не возвратился на землю и остался царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

В этом мифе об Осирисе отразились представления древних египтян о смене времен года. Они считали, что летом дух растительности умирает, а с разливом Нила воскресает вновь. В египетских текстах Осирис упоминается как «владыка виноградной лозы», «ячмень и хлеб», «свежая вода Нила». Цвет кожи Осириса на египетских росписях -- зеленый, его корона сделана из стеблей папируса, он всегда изображался с каким-нибудь растением: лотосом, виноградной лозой, деревом.


С конца Среднего царства не только фараоны, но и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом. Имелось в виду, что все праведники воскреснут после смерти. Бог Осирис считался также судьей над душами умерших. После смерти египтянин представал перед Осирисом, в присутствии которого на одну чашу весов клали заключенную в сердце душу покойного, а на другую – изображение богини Маат, повелительницы справедливости и порядка. Праведник попадал в рай, а грешника пожирало чудовище Амт – существо с телом льва и головой крокодила.


По представлениям древних египтян, загробная жизнь была прямым продолжением земного существования, поэтому необходимо было сохранить тело усопшего, для чего и применяли бальзамирование. Египтяне верили, что у человека есть две души: ба и ка. Ба – это жизненная сила личности в образе птицы с человеческим лицом, которая днем выходит из могилы на поверхность, поднимается на небо к богам, а ночью странствует по подземному царству. Ка рассматривали как персональную судьбу, сопровождающую человека при жизни и после смерти. Первоначально ба и ка обладали только боги и фараоны, но начиная с эпохи Среднего царства стали считать, что они есть у всех людей независимо от их социального происхождения.

Сегодня мы продолжаем историческую рубрику и снова поговорим о египетском фараоне-солнцепоклоннике Эхнатоне. Эхнатон вошел в историю как фараон-реформатор, который полностью изменил религиозные взгляды в Египте. Эхнатон и его жена Нефертити ввели в Египте культ поклонения единому Богу Атону - животворящему солнечному диску .

Свержению подверглась вся религиозная иерархия Египта, возглавляемая жречеством. На протяжении пятнадцати веков древние египтяне поклонялись семьям богов и богинь, каждая из которых имела свою сложную систему жрецов, храмов, святынь и обрядов. Главной особенностью этих культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в затеннёных помещениях храмов.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180221_sop.mp3

Но для Эхнатона Бог был нематериальным вездесущим и вечным Отцом человечества, проявлявшим себя через солнечный свет. Подобная концепция не имела аналогов во всей предшествующей истории человеческой мысли. Фараон заявил, что Бог – это бесформенная субстанция, сила любви, наполняющая время и пространство.
Бог был той силой, которая порождала само Солнце, энергией, проникавшей на землю в виде света и солнечного тепла, пробуждая к жизни все живое.

Эхнатон старался разрушить устоявшиеся традиции и неустанно побуждал свой народ поклоняться «праведно», не придавая особого значения религиозной обрядности. Эхнатон не позволял, чтобы Атона изображали в каком-либо конкретном образе, считая, что истинный Бог не имеет осязаемой формы. Символом его культа стал солнечный диск, из которого исходили многочисленные лучи, заканчивавшиеся изображением руки, но этому символу не поклонялись.
Атона стали называть «Тепло, которое есть Атон» и фараон выдвигал на первый план именно этот аспект, он обратил взоры своих последователей к силе гораздо менее вещественной и конкретной, чем солнечный диск.

Амон-Ра и все старые боги Египта являлись ни кем иным, как обожествленными смертными, наделенными необычайной, хотя и ограниченной властью, и сохраняли во многом человеческие привычки и черты характера. Другие боги были олицетворением природных объектов и явлений: ветер, Нил, звездное небо и тому подобное. Все эти божества были ужасны и мстительны; их поступки диктовались вполне человеческими чувствами.
Атон был сострадательным, милосердным, благородным нежным богом, он не ведал злобы и гнева. Любовь, переполнявшая его, изливалась на всех, начиная с людей и кончая скромным полевым цветком.
Для поклонения Атону строились многочисленные храмы, представлявшие собой большие дворы - отныне молитвы человека возносились к самому богу, между ними не существовало ни «посредников», ни преград. Молились Атону не в темных храмах, а на открытых пространствах. Атон был представлен как универсальный дух, присутствующий повсюду, а не физическое существо или предмет.

Похоже, что ритуалы культа Атона не отличалась особой сложностью. Священнослужителей было немного, они приносили Атону дары, состоявшие в основном из плодов и цветов; на всех этих церемониях нередко присутствовал сам фараон со своей семьей. Они молились и пели гимны, отдавая дань великому отцу радости и любви.

Религиозная реформа фараона Эхнатона была удивительна тем, что он отменил религиозность, как сложную систему обрядов. Упразднил посредников между Богом и людьми - жрецов. И учил людей тому, что Солнце - это естественный природный Бог для всего живого на Земле. Это Бог, который дает свет, тепло, любовь, жизненные силы, а не карает и не наказывает. И, согласитесь, такое мировоззрение — очень просто и естественно для любого человека!

Каким богам поклонялись древние египтяне. Египтяне верили в то, что миром управляют боги. Они представляли их в виде людей с головами животных. Бога Солнца Ра считали отцом богов и людей, всего живого на Земле. Египтяне изображали Ра в виде человека с головой сокола, увенчанного солнечным диском.

Считалось, что каждое утро Ра на золотой лодке выплывает из-за восточных гор и плывёт по небу на запад. Солнечный диск на его голове дарует миру тепло и свет. С появлением Ра оживает природа, просыпаются люди и птицы. Но вот наступает вечер, и золотая ладья бога скрывается за горами на западе.

В этих горах есть пещера, по которой Ра спускается под землю и плывёт по текущей там реке обратно на восток. Но под землёй его подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея. Апоп не хочет пропустить Солнце на землю. Ра вступает с ним в борьбу и побеждает. Египтяне почитали Ра как покровителя фараонов и защитника всех простых людей.

Рис. Музыкант восхваляет бога Ра. Древнеегипетский рисунок

  • Как вы думаете, почему главным среди богов египтяне считали бога Солнца?

Одним из наиболее уважаемых был бог Тот. Его считали покровителем мудрости и знаний. Люди верили, что именно он изобрёл письменность и научил их различным наукам. Тота изображали в виде человека с головой длинноклювой птицы ибис.

Ещё одним почитаемым божеством был бог Нила Хапи. Так египтяне называли и Нил. Они верили, что Хапи живёт далеко на юге, в каменной пещере. Там из волшебного кувшина он день и ночь льёт на землю воду, питающую реку. От воли Хапи зависят разливы Нила, а значит, и жизнь Египта.

Богиню Бастет считали покровительницей женщин и женской красоты. Её представляли в виде грациозной кошки, которая была у египтян священным животным.

Жрецы - служители богов. Древние египтяне боялись гнева богов, которые, как они полагали, наблюдают за жизнью людей и подмечают все хорошие и плохие поступки. Они награждают добрых и наказывают дурных и невнимательных к ним людей. Если боги разгневаются, то могут наслать на человека или на всю страну беды, болезни, неурожай.

Чтобы избежать гнева высших сил, им приносили жертвы, строили храмы. В храме устанавливали статую того бога, которому он посвящался. Египтяне верили, что бог вселяется в это изображение. Но общаться с ним могли лишь специально подготовленные жрецы. Только они знали священные молитвы, с которыми надо обращаться к богам.

Рис. Фараон с жертвенным алтарём

Если человек хотел попросить бога о помощи, то вначале он должен был обратиться к его служителю и непременно с жертвоприношением, которым надо было умилостивить бога. Это могло быть животное, продукты, красивое украшение. Жрец клал жертву на специальный камень - алтарь, стоявший перед статуей бога. При этом он обращался к нему с молитвами. Жрец натирал статую ароматическими маслами, одевал её в дорогие одежды, окуривал благовониями. После окончания обряда он по особым приметам узнавал, принял ли бог жертвы, и сообщал об этом просителю. Простым египтянам не разрешалось входить в храмы. Делать это могли только жрецы. Простым людям позволяли лишь приближаться к вратам храма, чтобы передать служителям принесённые жертвы.

Храмы Древнего Египта. Храмы строили в виде огромных прямоугольных зданий. Их возводили на каменных террасах и окружали стенами, в которых оставляли узкий проход. Пройдя через него, можно было попасть во внутренний двор, украшенный колоннами. Им придавали сходство со связками стеблей папируса или стволами пальм, увенчанных цветами. Проходя между колоннами, можно было подумать, что идёшь сквозь чащу каменных деревьев. Лишь миновав этот сказочный каменный лес, человек попадал в сам храм.

Рис. Древнеегипетский храм

После залитого яркими солнечными лучами двора огромное внутреннее помещение храма казалось тёмным, мрачным и таинственным. Здесь царил полумрак, свет шёл лишь сквозь небольшие отверстия, находившиеся под крышей. Торжественность обстановки подчёркивали ряды массивных колонн. Стены храма были украшены рельефами, прославлявшими богов и фараонов. Прошедший сквозь главный зал попадал в святилище. Здесь помещалась статуя бога. Но войти сюда могли лишь главные жрецы или фараон.

Царство Осириса. Египтяне верили, что у каждого человека есть бессмертная душа. После смерти она покидает тело и отправляется в подземное царство бога Осириса. Представ перед ним, душа должна держать ответ за те дела, которые человек совершил при жизни. Души тех, кто совершал добрые дела, ждала награда; тех же, кто творил зло, подвергали наказанию.

Египтяне считали, что душа человека может существовать вечно, но тело его - вместилище души - должно было оставаться на земле в полной сохранности. По поверьям египтян, душа время от времени возвращалась в тело. Чтобы сохранить тело умершего, его превращали в мумию - обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, после чего высушивали. Затем заворачивали в льняное полотно и клали в саркофаг, напоминавший по форме тело человека. Саркофаг помещали в гробницу, называвшуюся у египтян «домом вечности».

Рис. Захоронение фараона. Древнеегипетский рисунок

Вместе с мумией в гробницу помещали еду, одежду, оружие и другие вещи, которыми человек пользовался. В гробницу вельможи клали дорогую посуду, мебель, украшения. рядом с его саркофагом оставляли вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки людей. По представлениям древних египтян, они должны были ожить в загробном мире и превратиться в слуг. Гробницы для бедных людей рыли прямо в земле, а для более богатых и знатных вырубали в скалах. Самые великолепные «дома вечности» возводили для фараонов.

Рис. Саркофаг фараона

Величайшее из чудес света. Самое грандиозное и величественное из всего, созданного строителями Древнего Египта, - это пирамиды. Самая большая из них возведена около 2600 года до н. э. для фараона Хеопса. Её высота равна 150 метрам, а чтобы обойти вокруг неё, надо пройти около километра. Сложена пирамида из многотонных каменных плит, так хорошо обработанных и плотно пригнанных друг к другу, что в стыки между ними не вошло бы и лезвие ножа. Это сооружение - одно из чудес света. Так называют семь самых знаменитых сооружений древности. Пирамида Хеопса - единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней.

Рис. Золотая маска из гробницы фараона Тутанхамона

Фараоны возводили грандиозные сооружения для того, чтобы обессмертить своё имя и обеспечить себе роскошную жизнь в загробном царстве. В толще каждой пирамиды строители оставляли множество помещений. Их стены украшали рельефами и рисунками, прославлявшими подвиги фараона. Здесь же размещался саркофаг и предметы обстановки дворца. Пирамиды строились руками простых египтян и рабов. На возведение каждой из них требовались десятки лет. Поэтому фараоны приказывали начинать строить пирамиды ещё при своей жизни.

Подведём итоги

Египтяне верили в бессмертие души и сооружали для умерших гробницы, самыми грандиозными из которых были пирамиды.

Жрецы - служители богов.

Рельеф - выпуклое изображение, высеченное на камне.

Пирамиды - гробницы египетских фараонов.

2600 год до н. э. Возведение пирамиды Хеопса.

    «Египтяне сами воздвигли себе памятники, перед которыми время оказалось бессильным».

    Российский историк Е. С. Богословский

Вопросы и задания

  1. Каких богов более всего почитали древние египтяне и почему?
  2. Какую роль играли жрецы в жизни Египта?
  3. Что можно узнать о жизни и религии египтян из их погребений?
  4. Сравните религиозные верования первых людей и древних египтян. Как изменились со временем религиозные представления людей?
  5. Придумайте рассказ о прогулке по египетскому храму.