Антониев монастырь. Антониев монастырь (Новгород)

Северным форпостом древнего Новгорода на Торговой стороне был Антониев монастырь. Фотографии – собственные 2008 г. и из книги В.Н.Лазарева "Древнерусские мозаики и фрески" (М.,1973).


Жёлтый "Икарус" 5-го маршрута привозит в конец Студенческой улицы (можно и пешком дойти с Большой Московской через обширный и местами запущенный парк 30-летия Октября). С этой остановки идут к знаниям студенты НовГУ им.Ярослава Мудрого. Идут они под аркой бывших монастырских ворот, мимо сохранившегося уголка Антониевого монастыря. Центр его – собор Рождества Богородицы.


Древняя история монастыря сравнительно чётко фиксируется в письменных источниках. Хотя купчая Антония на монастырскую землю большинством современных историков признаётся фальсификацией веков так XV-XVI, сомнений в аутентичности двух других источников – Новгородской Первой летописи и Жития Св.Антония – нет.
Монастырь был основан в 1107 году Св.Антонием Римлянином на том месте, где камень с Антонием прибило к берегу Волхова. Светские историки, разумеется в житийную историю о приплытии Св.Антония "от римской страны по тёплому морю" не верят. Ещё в конце XIX века было высказана ныне общепринятая теория о том, что Антоний был монахом Киево-Печорской лавры, возможно действительно византийцем из Калабрии, посланным в Новгород с миссионерской миссией.
Собор монастыря строился и расписывался под личным руководством самого Антония. Летопись говорит, что в 1117 году "заложи церковь камяну", в 1119 – "свершена бысть черкы Антонова", в 1125 – "испьсаша божницю Антонову".
Древний собор дошёл до нас полностью и представляет собой 6-столпный храм с 3-мя равновысокими апсидами, хорами и нартексами. Собор увенчан центральной главой и двумя главами меньшего размера. Этот архитектурный тип, вплоть до ассиметричного триглавия, повторяет княжеские соборы первой четверти XII века – Николо-Дворищенский и Георгиевский Юрьева монастыря. Из-за этого долгое время авторство собора приписывалось мастеру Петру, которого летопись называет зодчим Георгиевского собора.
Но архитектурно-реставрационные исследования Г.М.Штендера и А.М.Комеча в 80-х годах прошлого века поставили крест на этой версии – собор строился в два этапа, с изменениями проекта по ходу строительства, и содержит многие типично-новгородские черты, не характерные для княжеских соборов. В особенностях алтарной преграды видят прообраз высокого русского иконостаса, а башня собора – первый известный пример колокольни в русской архитектуре.
Собор на протяжении веков не раз горел, при опричном разгроме Новгорода в 1570 году вся братия монастыря во главе с игуменом Геласием была казнена. В ходе перестроек собора на протяжении XVII века были пробиты новые окна, а старые заложены, уничтожено посводное покрытие, на старые барабаны посажены луковичные главы, с трёх сторон пристроены низкие галереи-паперти, древние хоры внутри собора уничтожены.
Так что теперь собор выглядит снаружи довольно эклектично, даже нелепо. Внутри разнообразия не меньше. Низенькие приделы – и наос (главное пространство собора), просто потрясающий своей устремлённостью ввысь. Даже удивительно, что снаружи собор не производит впечатление настолько высокого. Бездушные росписи XIX в. (стиль – "вульгарный классицизм") и удивительные фрески XII в., своеобразие и уникальность которых среди всех сохранившихся восточно-христианских росписей вызывает массу споров искусствоведов. В.Н.Лазарев видел в них романские следы, находя аналогии в росписях Санта Кроче ин Джерузалиме в Риме (1144 год). Но современные учёные больше склоняются к местным корням, хотя не исключают, что роспись выполнялась киевскими мастерами.
Росписи собора в ходе его капитального ремонта 1837-1838 года постигла трагическая судьба – они были безжалостно сбиты со стен и заменены новой живописью, как писал епископ Дмитрий в 1898 году "весьма неподходящей для древнего храма". Имя этого новгородского Герострата, уничтожившего и фрески Николо-Дворищенского собора – Герасим Веригин.


И нечего было бы изучать современным учёным, если бы не немцы. Собор Рождества Богородицы – единственный новгородских памятник, не только не пострадавший в ходе оккупации в годы Великой Отечественной войны, но кое-что приобрётший. Дело в том, что немцы то ли пустили на дрова, то ли увезли в Германию громадный иконостас собора. А под ним обнаружились оригинальные фрески XII века, ни разу не поновлявшиеся за всю историю собора и не тронутые вандалами века XIX. В 80-90-е годах XX века под руководством Л.Е.Красноречьева, а затем Г.М.Штендера была проведена комплексная реставрация собора, к тому времени находившегося в аварийном состоянии.
Монастырь был упразднён в 1918 году и ныне собор является одним из филиалов Новгородского музея-заповедника. Открыт с 10:00 до 17:00, выходные – понедельник и первая среда месяца. Входная плата – 35 рублей + 50 рублей за фотографирование.
Тяжёлая дверь ведёт в западный придел, построенный в конце XVI века, где среди нескольких камней можно отыскать тот самый камень Антония (под фреской Св.Никиты). Стоит приглядеться и к полу – выложен он могильными плитами.


В южном приделе 1671 года постройки находится музейная экспозиция по истории монастыря, а также фрески XVIII века, иллюстрирующие историю Антония.


Из обоих приделов широкие проходные арки ведут в наос, производящий и сейчас потрясающее впечатление. Особо стоит приглядеться к фрескам на западных гранях северо-восточного и юго-восточного столбов у алтаря (хотя это и трудно из-за высоты, на которой они находятся, и скудного освещения). Соответственно сверху – архангел Гавриил и Богоматерь на Благовещении, снизу – святые целители Иоанн, Кир, Флор и Лавр. Суровость и аскетизм в страстных взорах святых, простота в сочетание с экспрессией – думаю, на новгородцев XII в., когда эти фрески заливал яркий солнечный свет из позднее закрытых многочисленных окон, производили просто потрясающее впечатление.


Помимо собора, кое-что есть и за его стенами.


Обойдя собор, можно попасть на сохранившийся уголок бывшего монастырского кладбища. Из травы стоят и лежат могильные плиты XVIII-XIX вв. Просто походить среди них, пытаясь прочесть уже трудно различимые буквы длинных эпитафий. Например, статского советника, скончавшегося в 1893 г.


А напротив собора имеется Сретенская церковь с монастырской трапезной, построенная в 1533-1536 гг. и перестроенная в XIX веке. У её входа тусуется новгородское студенчество – там вроде какая-та точка общепита или вроде того.

Антониев монастырь — одно из самых живописных мест Новгорода.

По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат.


Фреска Рождественского собора Антониева монастыря.

В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли.


Действительно, летопись под 1117 годом сообщает о закладке каменного собора Рождества Богородицы (это первая твердая дата в истории монастыря).


По плану и общему решению он типичен для своего времени: четырехстолпный, с нартексом (Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. — внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.), лестничной башней, трехглавым завершением. Но вместо тяжелых крестчатых столбов использованы Т-образные и восьмигранные, что для интерьера небольшого храма весьма существенно.

Лестничная башня — круглая, а не прямоугольная, хоры — деревянные, а не каменные. Все вместе придает храму своеобразие.

Собор Рождества Богородицы - основное сооружение Антониева монастыря.



Антониев монастырь. Репродукция с гравюры 18 века.

До наших дней собор дошел с переделками и перестройками (авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти. окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры.


В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на "полати" - современные хоры собора.
В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М.Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы - это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись "Петр". Предполагается, что это портрет мастера Петра - строителя собора.

Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона - трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.

Монументальные росписи, появившиеся в 1125 году, через три года после завершения строительства, представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века.

Сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.





Реальная история монастыря типична для средневековья: он горел и отстраивался заново, в 1570 году под мечом опричнины пали настоятель Геласий и все монахи, в 1611 г. его разорили шведы.

Сейчас монастырский комплекс включает, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII - XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.).


Церковь Сретения.


Церковь Сретения фрагмент стены



Закладные кресты в стене церкви Сретения Господня в Антониевом монастыре



Сретенская трапезная церковь в Антониевом монастыре



Здание семинарской библиотеки

После ее закрытия в 1918 г. здесь размещается Новгородский практический институт народного образования. Позже - Новгородский государственный педагогический институт. С 1993 г. - Гуманитарный институт Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Сколько раз студенты НовГУ, опаздывая на лекции в Гуманитарный институт, задаются единственным вопросом: почему он расположен так далеко от остановки?! Глядя только на часы, они пробегают день за днем мимо белоснежного величественного собора и не замечают его. После занятий опять куда-то спешат и не успевают удивляться ни красоте и таинственности места, где стоят здания Университета, ни скоротечности времени, которое все терпит и почти не стареет. И им почти не интересно, почему этот район города называется Антоново и какие истории слышали уши этих древних стен…

Более подробное изложение истории создания монастыря.

Основание Антониева монастыря (сегодня считающимся одним их ценнейших памятников древнерусской архитектуры) относится к XII веку и связано оно с именем преподобного Антония Римлянина, который «промыслом Божьим» за три дня доплыл на камне от «Римских стран» до Новгорода: «...шествие его бысть по теплому морю, из него же в реку Неву, а из Невы реки в Новое озеро, нз Нова ж озера вверх по реке Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова города». Произошло это в 1106г. Вскоре на месте, где камень пристал к берегу, преподобный основал монастырь, посвятив его Пресвятой Богородице, которая сопровождала его на протяжении всего плавания.
Житие преподобного Антония Римлянина говорит о том, что на путь подвижничества св. Антоний встал в восемнадцать лет. После смерти родителей он большую часть наследства раздал бедным, а оставшиеся золото, серебро и драгоценные сосуды засмолил в бочку и пустил ее по морским волнам.
Сначала он поселился в горах у православных монахов, скрывавшихся от папских гонений. Затем Антоний перешел жить на скалу, стоявшую у моря, чтобы «пребысть на том камени... годищное время и месяца два» (один из видов молитвенного подвига, называемого столпничеством).
Однажды подул такой сильный ветер, что морские волны вздыбились, оторвали камень, на котором стоял Антоний (по преданию, св. Антоний в испуге хватался за траву, поэтому его часто изображают с пучком травы), и погнали его морем до Невы, а по Неве через Ладожское озеро до Волхова. Через три дня Антоний оказался в неведомой ему, далекой новгородской земле. Камень вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1106г. остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.


Камень Антония Римлянина, Антониев монастырь, Рождественский собор

Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах.
Антоний открыл тайну своего чудесного появления архиепископу Новгородскому Никите. Святитель посоветовал устроить обитель на том месте, где волнами прибило камень. Сначала была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, рядом скит. Так, по легенде, возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, который существует уже девять столетий. Но это еще не вся легенда.
Через год после вышеописанных событий св. Антоний встретил рыбаков, опечаленных плохим уловом. Преподобный подошел и попросил еще раз закинуть сети, пообещав дать им слиток серебра, с условием: «Все, что вы поймаете, я отдам Пресвятой Богородице». Рыбаки закинули сети и когда вытащили их, среди рыбы в сетях оказалась бочка, брошенная в море святым Антонием в Италии. Рыбаки не захотели отдавать бочку. Спорщики попросили посадника рассудить их. Св. Антоний перечислил все находившиеся в ней предметы и получил бочку. На эти деньги и был построен большой каменный храм и монастырь.
Св. Антоний преставился 3 августа 1147г. и был погребен в монастыре. Камень, на котором приплыл святой, лежит в притворе под фреской, изображающей св. Никиту. Удается рассмотреть на камне отпечаток правой босой ступни Антония. Говорят, что камень обладает целебными свойствами, особенно при зубной боли.
Сохранившийся храм Рождества Богородицы был заложен в 1117 г., через два года закончен, а в 1125 г. расписан. Собор относится к типу княжеских сооружений. Несмотря на более поздние пристройки, окружающие с трех сторон собор и ряд переделок, он в основном сохраняет свои первоначальные формы. План собора несколько вытянут с запада на восток. В северо-западном углу находится круглая башня. Здание завершается тремя куполами. Существующая четырехскатная крыша более позднего происхождения. Первоначальное покрытие было посводное. Фасады здания не имеют никаких украшений. Только верхняя часть барабана декорирована простым арочным орнаментом.
По своим архитектурным формам собор близок к Николо-Дворищенскому и Георгиевскому соборам. Многие исследователи предполагают, что все эти три памятника были построены одним мастером, Петром, талант которого с особенной силой выразился в последнем его сооружении - Георгиевском соборе.
Своды храма поддерживают шесть столпов, в восточной стороне находится алтарная часть - святая святых каждой церкви, отгороженная от внутреннего пространства храма высоким иконостасом. Для улучшения акустических возможностей, внутри храма, под сводами, устраивали голосники. Обычно это глиняные кувшины, вмурованные в стену так, что наружу выступает только горловая часть.
Собор был усыпальницей новгородских бояр, архиепископов, воевод и других. В нем похоронены крупнейшие новгородские бояре братья Алфановы, растерзанный народом во время волнений 1609 г. Михаил Татищев, князь Василий Иванович Одоевский, умерший в 1612 г., стольник Салтыков, погибший в бою под городом Ругодивым в 1700 г., стольник Стрешнев, Чоглоковы, Олсуфьевы, Княжнины и др.



Кладбище на территории Антониева монастыря.

Также на территории монастыря сохранилась церковь Сретения XVI в. с трапезной, казначейские кельи XVII в. и здание библиотеки XVIII в.

Сегодня Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря открыт для посещений с 10.00 до 17.00, выходной - понедельник.

История монастыря

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин . Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остается неясным, о нём и его монастыре сохранилось довольно много документальных сведений. Летописи с необыкновенным для частного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком. Тем не менее епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём в частности упоминается в сохранившейся в списке XVI века Духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100-1130 гг.). Однако после смерти епископа Никиты преподобный Антоний на долгие годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Только в 1131 году взошедшый на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая в частности причины жесткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Характерно, что владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и вероятно даже претендовал на автокефалию своей кафедры от киевского митрополита. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который все более показывал стремление к независимости.

Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему несомненно требовалась сильная поддержка со стороны Киева. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 строится трапезная церковь.

Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония .

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный устав. Вскоре начались новые строительные работы. При архимандрите Геронтии в 1533-1536 гг. были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. В середине XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в наружную стену собора. Сейчас камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты . В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально включен в список общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был только в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий .

Храмы монастыря

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы. 1117-1125 гг.

Интерьер Рождественского собора. Роспись XIX века.

Фрески XII века на восточных столпах собора. Вид с хор.

Древнейшим и главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы . Он был построен вскоре после основания монастыря и был одним из немногих каменных храмов Новгорода начала XII века. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет редчайшим явлением. Другие каменные соборы Новгорода строились исключительно по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.

Строительство храма происходило в два этапа. В 1117-1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда .

Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119-1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчена куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он так же служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря , так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр.

В таком виде храм сохранился до наших дней. Его первоначальный вид так же искажен расширенными окнами и кровлей с прямым карнизом. Изначально он имел позакомарное покрытие .

Роспись храма

Введение Богородицы во храм. Фрески 1125 года.

Фрески диаконника. Фрески 1125 года.

Волхвы из Рождества Христова. Фрески 1125 года.

Набольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен - Рождества Христова на южной и Успения Богоматери на северной стенах. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери.

Благовещение. Архангел Гавриил. Фрески 1125 года.

Благовещение. Богоматерь. Фрески 1125 года.

Целители Флор и Лавр.

Лучше всего сохранилась роспись восточных столбов на обращенных к молящимся западных гранях. Сверху здесь изображено Благовещение . Фигуры Архангела Гавриила и Богоматери по сложившейся традиции изображены по отдельности так, что сцена происходит как бы в пространстве самого храма. Под Благовещением расположены четыре фигуры святых целителей - Кира и Иоанна, Флора и Лавра. Если двое из них держат в руках сосуды с лекарствами, очень напоминающие дароносицы , то другие двое (по одному в каждой паре) имеют в руках свитки. Здесь очевидно вместе с исцелением тела подчеркивается исцеление души христианским учением. Причем изображения целителей фланкируют алтарь храма, показывая, что именно здесь человеку подается исцеление.

Под этими фресками крепился темплон алтарной преграды, в котором первоначально вероятно не было других икон, кроме образов Спасителя и Богоматери . Алтарь закрывала крепившаяся к темплону завеса. На неё намекают изображенные в нижней части столбов полотенца .

Художественные особенности фресок долгое время оставались без надлежащей оценки исследователей. Неполное раскрытие древней живописи мешало ученым адекватно воспринять их стиль. В связи с этим высказывалось мнение о чужеродности этой живописи всему древнерусскому искусству и связь её с романским искусством . В настоящее время стало ясно, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских пямятников, хотя и имеет свои яркие отличия. Вероятно, что её исполнителями были все же художники из Киева. Во фресках сохраняются многие особенности росписей раннего XII века, таких как фрески Софии Новгородской и Николо-Дворищенского собора . Фигуры крупные и тяжеловесные, в них преобладает статика. Похожа и пластическая моделировка ликов, выделяющаяся по сравнению с практически плоскими одеждами. Однако в личном письме появляется более интенсивная графическая прорисовка черт, придающая образам гораздо большую активность. Для образов Антониевских фресок характерна большая эмоциональная открытость, граничащая с экзальтацией. Эти новые тенденции, распространявшиеся в разных частях византийского мира, найдут в Новгороде большой отклик. Контраст, столь резкий в соотношении статичности фигур с внутренней подвижностью образов, проявляется и в звучном колорите росписей: здесь темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а темные монашеские одежды с одеяниями розовых, голубых и салатовых тонов .

Лестничная башня собора

Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освещенный в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам . Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели - покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой - вероятно изображение Китовраса , персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне . Китоврас, напоминающий античного кентавра , был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе .

Колокольня

Над южным входом в монастырь возвышалась трёхярусная колокольня. В 1930-х годах два верхних яруса были снесены и разобраны на кирпич .

Сретенская трапезная церковь

Современное состояние

Антониев монастырь на серебряной монете достоинством 25 рублей из серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»

Сегодня монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника . На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (бывший Педагогический институт, вошедший в состав университета) .

Настоятели

  • Кирилл (Завидов) (1580-1594) игумен
  • Павел (август 1613-1623) архимандрит
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 - 11 января 1748) архим.
  • Иоасаф (Миткевич) (1750-1756) архим.
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 - 23 апреля 1758) архим.
  • Симон (Лагов) (январь 1759 - август 1761) архим.
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 - июль 1782) архим.
  • Амвросий (Серебренников) (1782 - 26 декабря 1783) архим.
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 - 17 сентября 1797) архим.
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798-1799) архим.
  • Игнатий (Семёнов) (1823-1827)
  • Илиодор (Чистяков) (1828-1832)
  • Евфимий (Беликов) (1852-1856)
  • Владимир (Богоявленский) (1886-1888)
  • Тихон (Никаноров) (21 января 1891-1892)
  • Аркадий (Карпинский) (1895-1896)
  • Димитрий (Сперовский) (1897-1903)
  • Алексий (Симанский) (1911-1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1913-1919)
  • Иоанникий (Сперанский) (1919-1923)

Примечания

Литература

  • Robert Michell and Neville Forbes, ed., The Chronicle of Novgorod, 1016-1471 - New York: American Medieval Society Press, 1970. - 9-10, 12.
  • В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. - М.: «Северный паломник», 2002.
  • Мария Орлова. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). - Проблеми на изкуството, 2010, № 1.
  • Сойкин П. П. // Православные русские обители = : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. - СПб. : Воскресение, 1994. - С. 114. - 712 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-88335-001-1
  • Э. А. Гордиенко, В. Д. Сарабьянов, Л. А. Секретарь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия . Том II. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 691-695. - 752 с. - 40000 экз. - ISBN 5-89572-007-2

См. также

  • Кирик Новгородец - диакон и доместик Антониева монастыря

Ссылки

Достопримечательности Великого Новгорода

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:



Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):



На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:



И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:



Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.




















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.


Часть третья см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827861.html

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:


Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):




На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:




И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:


Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.





















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.




Продолжение следует...
Сергей Воробьев.