В чем заключается назначение человека. Предназначение человека на земле: смысл, сущность, природа

Каково предназначение человека в жизни? Мы часто задаемся этим вопросом. Очень не хочется верить, что человек рожден лишь для того, чтобы питаться, размножаться и затем умереть.

Уникальное творение природы, наделенное интеллектом, самосознанием и духовным началом не может существовать без какой-то сакральной миссии - иначе зачем мы столь сложны и умеем так много?
Это сложная тема, которой было посвящено немало философских трудов и литературных произведений, поэтому не обещаю вам в сей краткой статье открыть глаза на истину. Но думаю, что к финальной точке мы с вами станем немного ближе к пониманию предназначения.
Но чтобы это сделать, мне придется начать свое повествование издалека. Очень издалека.

Немного об узкой специализации

Раньше, во времена натурального хозяйства все необходимые в быту предметы и продукты питания люди производили сами. Сами сеяли, сами собирали урожай, ткали, шили, делали лапти и лепили горшки. Но был в селе человек, который умел что-то особенное. Например, кузнец. Он был сильным, молотил кувалдой по наковальне, делал вещи нехитрые, но крайне нужные - косы, топоры, подковы. Но это было единственное, что он делал - так зарождалась узкая специализация. Кузнецу платили за работу, поэтому пищу, одежду, лапти и горшки он мог купить.
И еще был дьячок, который один-единственный на все село (ну не считая разве что попа) умел читать. Ему не надо было вставать ни свет ни заря, чтобы гнуть спину в поле - он зарабатывал себе на жизнь, так сказать, интеллектуальным трудом.
И что получается? У кузнеца свое предназначение - он живет за счет огромной физической силы и не намерен осваивать другие сферы. Представьте себе кузнеца, учащего грамоте крестьянских детишек… А у дьячка - свое предназначение, он читает письма неграмотным землякам, получает за свою услугу шмат сала и даже не пытается махать кувалдой. Все равно надорвется.

А теперь представьте себе, что у родителей, которые всегда зарабатывали себе на жизнь тяжелым трудом, появился ребенок, склонный к наукам. Он хочет изучать письмо, математику и астрономию. Но ведь их семья так жила целыми поколениями - отец лошадей подковывал, мать в поле вкалывала. Вот и сын будет коней подковывать да косы клепать. А книжки все эти - сплошная ерунда. А ежели будет упрямиться их жадный до наук отпрыск - то еще и ремня получит.
А теперь зайдем с другой стороны.

Немного о супергероях

Вспомните старые фильмы о супергероях - Тарзане или Супермене. Помните, какие они были сильные, благородные, непоколебимые и со всех сторон положительные? Современные фильмы показывают немного другого героя, и мне кажется, что этот новый образ куда ближе к правде.
Осознавая свою особенность, свою силу и свое предназначение, избранный сталкивается с целой кучей проблем - нежеланием отличаться от других, осознанием своей ответственности, неприятием общества, необходимостью скрывать свое настоящее «Я». Он становится изгоем, страдает психика, появляется масса сомнений. Уныние, разочарование, неверие. Герой в растерянности - зачем ему это все, зачем спасать мир, если ты остаешься одинок, тебя не понимают, тебе недоступно обычное человеческое счастье?
Росомаха, Человек-паук, Бэтмен - посмотрите, сколько мучений приносит им их дар. Но они особенные не только в своих сверхспособностях - у этих героев есть могучая сила духа, помогающая победить и выполнить свое предназначение, даже когда весь мир восстает против них.

А теперь подумайте о людях с суперспособностями, о которых не сняли фильма, потому что у них не хватило душевных сил победить себя и обстоятельства. С детства они считали себя изгоями, хотели быть как все, подстраивались под всех. Они отказались от своего предназначения, чтобы слиться с людьми. Но обычными так и не стали. И силы свои не смогли научиться использовать. Они не стали никем - общество поломало их, искалечило психику, лишило предназначения. И они остались лишь странными людьми, отверженными, которых никто не понимает.
Помните Роуг из «Людей-Икс»? Она отдала свои способности за возможность прикасаться к любимому человеку. Но о ней нет продолжения, ничего не говорится в последующих сериях о том, что стало с ней дальше. Если это был бы фильм, то Роуг вышла бы замуж и была счастлива. Но в реальной жизни она бы оказалась выброшенной на обочину жизни. Девушка, привыкшая общаться с такими же чудаками, как она сама; человек, не сумевший принять свою непохожесть на других; личность, долгое время противопоставлявшая себя обществу. Вы думаете, это проходит бесследно?
Сообществу мутантов она больше не нужна - и вовсе не потому что они бессердечные. Просто без своих суперспособностей она становится беззащитной рядом с теми, кто ежедневно сталкивается нос к носу со смертью. Для нее самой будет лучше покинуть их. А обычные люди, как собаки, будут всю жизнь чуять в ней запах волка, запах чужого и неведомого. И как бы она не старалась, Роуг уже не станет Мари. Она останется внутренне одинока, не заживет обычной жизнью и не совершит подвиги, которые могла бы совершить.

Где-то прибыло, где-то убыло

Вернемся к нашим дьячкам, кузнецам, подковам и лаптям. По принципу «Где-то прибыло, где-то убыло» кузнец не умеет читать, а дьячок обладает довольно хилой мускулатурой. Так же и наши супергерои - может они и умеют летать, но обязательно им не достает чего-то другого. Чаще всего страдает социализация.
И теперь пора наконец вернуться в реальную жизнь и поговорить о людях, которых мы каждый день видим вокруг себя. Как относится к ним все сказанное выше? Кто такие наши мятущиеся супергерои?
Сегодня любой, рожденный с неимоверной физической силой или небывалым интеллектуальным превосходством скорее всего будет востребован, поощрен, поддержан и реализован. Значит - это не они. А кто?
Из чего состоит человек? Тело, интеллект, душа. А значит, наши реальные супергерои - это люди, рожденные с определенными моральными, духовными, душевными качествами. У них свое предназначение - они должны изменить сущность этого мира.
И я не знаю, было ли так всегда, но мне кажется, что сейчас особенное время, и таких людей появляется все больше. Людей с особенными душами.
И представьте себе - рождается человек с особенной душой: может, он очень добрый, искренний, влюбленный в этот мир, доверяет всем и источает свет. Но по принципу «где-то убыло» у него обязательно будут проблемы в нашем прагматичном обществе. С самого детства он будет чудаком, его будут бояться и ненавидеть за то, что он не такой как все.
И многие попытаются стать как все, потеряв свое предназначение. Но не смогут. И так они из особенных превратятся в отверженных. Быть может, их поломают в детстве, и они не смогут даже вспомнить о том, кем были. Они будут моральными калеками до конца жизни, но так и не поймут, за что им это.
И лишь те, у кого хватит сил остаться самими собой, вынесут эту непосильную ношу и сделают наш мир немного лучше.

Какое предназначение человека на земле?

Прочитав предыдущую главу, вы можете сказать: «Это не про меня, листаем дальше». Но штука в том, что у каждого человека есть предназначение и все мы немного супергерои, постоянно страдающие от сомнений и давления мира. Предназначение может быть не таким, как вы думаете, оно может быть совсем небольшим - но, несомненно, вы сыграете роль в жизни других людей.
Как его разгадать - свое предназначение? Вы увидите его лишь тогда, когда исполните. Оглядываясь на прожитую жизнь, поймете, что она была не зря, что вы успели сделать многое, что вырастили достойных детей, сделали кого-то счастливым, спасли чью-то жизнь… Иногда бывает, что человек исполняет свою миссию через много лет после своей смерти, так и не узнав, что смог принести пользу человечеству. Это изобретатели, ученые, люди искусства. Но так ведь не интересно - нам хочется знать все о своем предназначении здесь и сейчас!
К сожалению, это невозможно. Вы не узнаете своего предназначения даже в момент его исполнения - а этот момент может быть растянут на годы и десятилетия. Но я расскажу вам по секрету, как почувствовать его.
В жизни каждого из нас бывают испытания, когда хочется все бросить и опустить руки. И так сойдет, и так проживу… Наваливается много проблем, жизнь заставляет принимать тяжелые решения, барахтаться изо всех сил, чтобы не утонуть. Это те минуты, дни или годы, когда вы держите на плечах всю планету - и если вы бросите, то судьба мира станет совсем другой, ведь она зависит от каждого человека. И уж точно - ваша судьба изменится не в лучшую сторону.
В такие моменты вас удержит только собственное решение. Если вы решите цепляться зубами и когтями, чтобы не вылететь из седла - то продержитесь до того момента, когда скорость наконец снизится, перестанет трясти на ухабах, и жизнь снова вернется в привычную колею. Знайте, что тот момент, когда невыносимо тяжело, когда вы находитесь на грани неверия в то, что это кому-то вообще нужно - это и есть время вашего исполнения предназначения. Это тот момент, когда вы должны решить, будете ли вы бороться дальше.
Можно махнуть рукой и пустить все на самотек, а можно сцепить зубы и поступить так, как подсказывает совесть.
Возьмем к примеру девушку, не ко времени узнавшую, что она станет матерью. Отец ребенка не желает ничего слышать, родители грозятся выгнать из дома. Проще, конечно, избавиться от «проблемы». Вот он трудный моральный выбор - сделать как проще и пойти в абортарий или сделать так, как просит ее сердце и оставить ребенка. И она, понимая, сколько проблем ждет ее впереди, оставляет.
Это шаг первый в ее предназначении. За ним последует еще сотня таких шагов, каждый из которых определит ее судьбу и судьбу ее ребенка. Будет шаг, когда ей предложат поехать на заработки за границу и оставить на несколько лет малыша на бабушку с дедушкой. Так будет проще, ребенок будет обеспечен… Но ее сердце будет чувствовать, что крошке важнее мама рядом, а не дорогие игрушки. И она останется с ним, в пусть не слишком обеспеченной семье, но вместе. Это будет шагом вторым.

Смысл жизни и предназначение человека

Будут моменты, когда ей будет хотеться крикнуть ему: «Я сама тебя ращу, тяну изо всех сил, а ты, такой то,такой то неблагодарный!» А он, пораженный в самое сердце этими словами, ответит: «А кто просил меня рожать?» Но она, понимая, что сама принимала когда-то решение бороться с трудностями в одиночку - смолчит, не скажет сыну никогда обидного слова, и он будет расти, уважая ее и гордясь своей доброй матерью. Это будет еще один шаг.
Все эти трудные шаги приведут к тому, что седая женщина с внуком на руках вспомнит свою жизнь и поймет - она все сделала правильно. Ведь сын ее - талантливый хирург, спасший сотни жизней, а внуки у нее - самые красивые дети на свете.
А ведь она могла отступить и утратить самое главное, что у нее было - свое предназначение.

18.02.2015

5209

  • Немного о супергероях
  • Где-то прибыло, где-то убыло

Каково предназначение человека в жизни? Мы часто задаемся этим вопросом. Очень не хочется верить, что человек рожден лишь для того, чтобы питаться, размножаться и затем умереть. Уникальное творение природы, наделенное интеллектом, самосознанием и духовным началом не может существовать без какой-то сакральной миссии - иначе зачем мы столь сложны и умеем так много?

Это сложная тема, которой было посвящено немало философских трудов и литературных произведений, поэтому не обещаю вам в сей краткой статье открыть глаза на истину. Но думаю, что к финальной точке мы с вами станем немного ближе к пониманию предназначения.

Но чтобы это сделать, мне придется начать свое повествование издалека. Очень издалека.

Немного об узкой специализации

Раньше, во времена натурального хозяйства все необходимые в быту предметы и продукты питания люди производили сами. Сами сеяли, сами собирали урожай, ткали, шили, делали лапти и лепили горшки. Но был в селе человек, который умел что-то особенное. Например, кузнец. Он был сильным, молотил кувалдой по наковальне, делал вещи нехитрые, но крайне нужные - косы, топоры, подковы. Но это было единственное, что он делал - так зарождалась узкая специализация. Кузнецу платили за работу, поэтому пищу, одежду, лапти и горшки он мог купить.

И еще был дьячок, который один-единственный на все село (ну не считая разве что попа) умел читать. Ему не надо было вставать ни свет ни заря, чтобы гнуть спину в поле - он зарабатывал себе на жизнь, так сказать, интеллектуальным трудом.

И что получается? У кузнеца свое предназначение - он живет за счет огромной физической силы и не намерен осваивать другие сферы. Представьте себе кузнеца, учащего грамоте крестьянских детишек… А у дьячка - свое предназначение, он читает письма неграмотным землякам, получает за свою услугу шмат сала и даже не пытается махать кувалдой. Все равно надорвется.

А теперь представьте себе, что у родителей, которые всегда зарабатывали себе на жизнь тяжелым трудом, появился ребенок, склонный к наукам. Он хочет изучать письмо, математику и астрономию. Но ведь их семья так жила целыми поколениями - отец лошадей подковывал, мать в поле вкалывала. Вот и сын будет коней подковывать да косы клепать. А книжки все эти - сплошная ерунда. А ежели будет упрямиться их жадный до наук отпрыск - то еще и ремня получит.

А теперь зайдем с другой стороны.

Немного о супергероях

Вспомните старые фильмы о супергероях - Тарзане или Супермене. Помните, какие они были сильные, благородные, непоколебимые и со всех сторон положительные? Современные фильмы показывают немного другого героя, и мне кажется, что этот новый образ куда ближе к правде.

Осознавая свою особенность, свою силу и свое предназначение, избранный сталкивается с целой кучей проблем - нежеланием отличаться от других, осознанием своей ответственности, неприятием общества, необходимостью скрывать свое настоящее «Я». Он становится изгоем, страдает психика, появляется масса сомнений. Уныние, разочарование, неверие. Герой в растерянности - зачем ему это все, зачем спасать мир, если ты остаешься одинок, тебя не понимают, тебе недоступно обычное человеческое счастье?

Росомаха, Человек-паук, Бэтмен - посмотрите, сколько мучений приносит им их дар. Но они особенные не только в своих сверхспособностях - у этих героев есть могучая сила духа, помогающая победить и выполнить свое предназначение, даже когда весь мир восстает против них.

А теперь подумайте о людях с суперспособностями, о которых не сняли фильма, потому что у них не хватило душевных сил победить себя и обстоятельства. С детства они считали себя изгоями, хотели быть как все, подстраивались под всех . Они отказались от своего предназначения, чтобы слиться с людьми. Но обычными так и не стали. И силы свои не смогли научиться использовать. Они не стали никем - общество поломало их, искалечило психику, лишило предназначения. И они остались лишь странными людьми, отверженными, которых никто не понимает.

Помните Роуг из «Людей-Икс»? Она отдала свои способности за возможность прикасаться к любимому человеку. Но о ней нет продолжения, ничего не говорится в последующих сериях о том, что стало с ней дальше. Если это был бы фильм, то Роуг вышла бы замуж и была счастлива. Но в реальной жизни она бы оказалась выброшенной на обочину жизни. Девушка, привыкшая общаться с такими же чудаками, как она сама; человек, не сумевший принять свою непохожесть на других; личность, долгое время противопоставлявшая себя обществу. Вы думаете, это проходит бесследно?

Сообществу мутантов она больше не нужна - и вовсе не потому что они бессердечные. Просто без своих суперспособностей она становится беззащитной рядом с теми, кто ежедневно сталкивается нос к носу со смертью. Для нее самой будет лучше покинуть их. А обычные люди, как собаки, будут всю жизнь чуять в ней запах волка, запах чужого и неведомого. И как бы она не старалась, Роуг уже не станет Мари. Она останется внутренне одинока, не заживет обычной жизнью и не совершит подвиги, которые могла бы совершить.

Где-то прибыло, где-то убыло

Вернемся к нашим дьячкам, кузнецам, подковам и лаптям. По принципу «Где-то прибыло, где-то убыло» кузнец не умеет читать, а дьячок обладает довольно хилой мускулатурой. Так же и наши супергерои - может они и умеют летать, но обязательно им не достает чего-то другого. Чаще всего страдает социализация.

И теперь пора наконец вернуться в реальную жизнь и поговорить о людях, которых мы каждый день видим вокруг себя. Как относится к ним все сказанное выше? Кто такие наши мятущиеся супергерои?

Сегодня любой, рожденный с неимоверной физической силой или небывалым интеллектуальным превосходством скорее всего будет востребован, поощрен, поддержан и реализован. Значит - это не они. А кто?

Из чего состоит человек? Тело, интеллект, душа.

А значит, наши реальные супергерои - это люди, рожденные с определенными моральными, духовными, душевными качествами. У них свое предназначение - они должны изменить сущность этого мира.

И я не знаю, было ли так всегда, но мне кажется, что сейчас особенное время, и таких людей появляется все больше. Людей с особенными душами.

И представьте себе - рождается человек с особенной душой: может, он очень добрый, искренний, влюбленный в этот мир, доверяет всем и источает свет. Но по принципу «где-то убыло» у него обязательно будут проблемы в нашем прагматичном обществе. С самого детства он будет чудаком, его будут бояться и ненавидеть за то, что он не такой как все.

И многие попытаются стать как все, потеряв свое предназначение. Но не смогут. И так они из особенных превратятся в отверженных. Быть может, их поломают в детстве, и они не смогут даже вспомнить о том, кем были. Они будут моральными калеками до конца жизни, но так и не поймут, за что им это.

И лишь те, у кого хватит сил остаться самими собой, вынесут эту непосильную ношу и сделают наш мир немного лучше.

Какое предназначение человека на земле?

Прочитав предыдущую главу, вы можете сказать: «Это не про меня, листаем дальше». Но штука в том, что у каждого человека есть предназначение и все мы немного супергерои, постоянно страдающие от сомнений и давления мира. Предназначение может быть не таким, как вы думаете, оно может быть совсем небольшим - но, несомненно, вы сыграете роль в жизни других людей.

Как его разгадать - свое предназначение? Вы увидите его лишь тогда, когда исполните. Оглядываясь на прожитую жизнь, поймете, что она была не зря, что вы успели сделать многое, что вырастили достойных детей, сделали кого-то счастливым, спасли чью-то жизнь… Иногда бывает, что человек исполняет свою миссию через много лет после своей смерти, так и не узнав, что смог принести пользу человечеству. Это изобретатели, ученые, люди искусства. Но так ведь не интересно - нам хочется знать все о своем предназначении здесь и сейчас!

К сожалению, это невозможно. Вы не узнаете своего предназначения даже в момент его исполнения - а этот момент может быть растянут на годы и десятилетия. Но я расскажу вам по секрету, как почувствовать его.

В жизни каждого из нас бывают испытания, когда хочется все бросить и опустить руки. И так сойдет, и так проживу… Наваливается много проблем, жизнь заставляет принимать тяжелые решения, барахтаться изо всех сил, чтобы не утонуть. Это те минуты, дни или годы, когда вы держите на плечах всю планету - и если вы бросите, то судьба мира станет совсем другой, ведь она зависит от каждого человека. И уж точно - ваша судьба изменится не в лучшую сторону.

В такие моменты вас удержит только собственное решение. Если вы решите цепляться зубами и когтями, чтобы не вылететь из седла - то продержитесь до того момента, когда скорость наконец снизится, перестанет трясти на ухабах, и жизнь снова вернется в привычную колею. Знайте, что тот момент, когда невыносимо тяжело, когда вы находитесь на грани неверия в то, что это кому-то вообще нужно - это и есть время вашего исполнения предназначения. Это тот момент, когда вы должны решить, будете ли вы бороться дальше.

Можно махнуть рукой и пустить все на самотек, а можно сцепить зубы и поступить так, как подсказывает совесть.

Возьмем к примеру девушку, не ко времени узнавшую, что она станет матерью. Отец ребенка не желает ничего слышать, родители грозятся выгнать из дома. Проще, конечно, избавиться от «проблемы». Вот он трудный моральный выбор - сделать как проще и пойти в абортарий или сделать так, как просит ее сердце и оставить ребенка. И она, понимая, сколько проблем ждет ее впереди, оставляет.

Это шаг первый в ее предназначении. За ним последует еще сотня таких шагов, каждый из которых определит ее судьбу и судьбу ее ребенка. Будет шаг, когда ей предложат поехать на заработки за границу и оставить на несколько лет малыша на бабушку с дедушкой. Так будет проще, ребенок будет обеспечен… Но ее сердце будет чувствовать, что крошке важнее мама рядом, а не дорогие игрушки. И она останется с ним, в пусть не слишком обеспеченной семье, но вместе. Это будет шагом вторым.

Будут моменты, когда ей будет хотеться крикнуть ему: «Я сама тебя ращу, тяну изо всех сил, а ты, тварь неблагодарная!» А он, пораженный в самое сердце этими словами, ответит: «А кто просил меня рожать?» Но она, понимая, что сама принимала когда-то решение бороться с трудностями в одиночку - смолчит, не скажет сыну никогда обидного слова, и он будет расти, уважая ее и гордясь своей доброй матерью. Это будет еще один шаг.

Все эти трудные шаги приведут к тому, что седая женщина с внуком на руках вспомнит свою жизнь и поймет - она все сделала правильно. Ведь сын ее - талантливый хирург, спасший сотни жизней, а внуки у нее - самые красивые дети на свете.

А ведь она могла отступить и утратить самое главное, что у нее было - свое предназначение.

Каковы они, потерявшие предназначение люди?

Смысл жизни и предназначение человека - это по сути одно и то же. Смысл жизни заключается в том, чтобы исполнить предназначение.

Отец-кузнец не разрешил своему сыну, склонному к наукам, идти учиться. Потому что нужно на кого-то оставить кузню. Нужно, чтобы сын имел полезную профессию, а не ветер и буквы в голове. И он учит сына кузнечному делу.

У сына душа не лежит, желания никакого нет… Предназначение-то у него совсем другое! И что в итоге? Кузнец из него получается так себе - ничего хорошего через «не хочу» еще никогда не делалось. А пойди он в ученые - вышел бы из простого сельского парубка университетский профессор. А что? Такое в истории случалось не раз. Но он не стал им. Он не стал никем, поэтому начал пить и помер в нестаром возрасте, оставив наследникам полуразвалившуюся кузню.

Те, кто потерял предназначение - люди отчаявшиеся, они не верят в свое будущее, они перестали бороться. Они смирились, они устали, они сдались.

Нужно помнить, что нельзя заменить одно предназначение другим. Нельзя научиться не быть собой - можно лишь задушить свою настоящую сущность и перестать быть кем либо вообще. Это очень важное напутствие родителям - если давить на ребенка и заставлять его формироваться в соответствии с вашими взглядами, вы можете получить в итоге кузнеца-неудачника. Тем же, кто сам интересуется своей миссией на земле, хочется сказать: просто идите за своими мечтами, поступайте по совести и согласно внутренним принципам. Даже когда это трудно.

Потеряв свое предназначение, мы становимся духовными бомжами, людьми без паспорта, без жилья, без прописки. Мы не живем, а доживаем, не движемся вперед, а гнием в темном углу своей жизни.

Мои метафоры могли вас запутать, поэтому для более четкого понимания вышесказанного я еще раз тезисно изложу главные свойства предназначения человека:


Как видите, предназначение - неимоверно сложная и противоречивая штука. Но оно подобно наполнению для сосуда: обычная бутылка из-под вина не имеет никакой ценности, ее призвание - хранить в себе произведение винодела. Каждый из нас наполнен смыслом до тех пор, пока сам не откажется от него.

Если вы узнали в себе человека, потерявшего предназначение, то не спешите опускать руки. Его можно обрести заново в любом возрасте, но это будет нелегко. Мне знакома одна пара, организовавшая детский дом семейного типа - у них на воспитании больше десяти детей. В разговоре отец семейства по секрету признался, что раньше он очень сильно пил, но потом завязал и решил посвятить жизнь детям. Сначала своим троим, а когда они выросли - то чужим, которым не повезло расти в родной семье.

Думаю, этому мужчине пришлось приложить немало усилий, чтобы из спивающегося безвольного человека превратиться в отца дюжины чужих детей, у которого абсолютно нет времени на себя. Но самое главное - он счастлив, в его глазах читается гордость за себя, самоуважение и самодостаточность .

Если вы хотите узнать о своей миссии, то эта статья для вас! Вы узнаете, в чем именно заключается жизненное предназначение человека, и что вам это даст!

В природе у всего есть свое место. Возьмем к примеру дерево. У дерева есть клетки ствола, клетки веточки, клетки листика. Какое предназначение у этих клеток? У каждой — свое. А все вместе они работают, чтобы дерево могло расти, давать кислород, украшать собой парк или аллею.

Что следует из этого примера?

У каждого свое жизненное предназначение¹, существует иерархия этих предназначений, чтобы все работало как единое целое и приносило пользу. Какое предназначение у человека?

В первую очередь, предназначение любого — быть счастливым. Чтобы ощутить себя счастливым необходимо раскрыть в себе любовь. Любовь к тому, кто нас создал, любовь к другим людям, которые также для чего-то пришли на эту землю, любовь ко всему миру, в котором мы живем.

Только тогда, понимая, что все мы созданы одним Источником, что в каждом из нас присутствует его энергия, получится ощутить истинное счастье. Если клетка работает только на себя, она становится раковой, и организм ее истребляет.

В чем проявляется предназначение человека?

Главное жизненное предназначение человека - это реализовать себя, развить в себе любовь к другим и приносить другим пользу.

Человеку нужно заботиться о своей душе: наблюдать за своими чувствами и контролировать свои инстинкты, воспитывать в себе нравственность, любовь, женственность и мужественность.

Речь идет, прежде всего, о воспитании чувств. Именно так мы выполняем второе главное предназначение.

Духовное развитие — это еще одна грань предназначения. Если мы стремимся созидать, а не разрушать, то все наши желания начинают сбываться. Нам начинает во всем сопутствовать успех.

И наконец — предназначение в окружающем нас мире. Помните — у каждого есть свои способности.

Это важно понять и принять!

Кто-то отлично работает руками, а кто-то головой. Если этих людей поменять местами — ничего хорошего не произойдет. Это все равно, что клетка толстой кишки нашего организма сказала бы: «Не хочу быть клеткой толстой кишки! Хочу быть клеткой мозга!»

Но если будет так, то организм просто не сможет существовать. Не может человек состоять только из одних мозгов! Люди — те же клетки. У каждого свое жизненное предназначение. Для одного предназначено рыть траншеи и убирать улицы, и человек будет от этого счастлив, другому необходимо быть руководителем, и лишь в этом его талант.

У каждого свое предназначение, главное, прислушаться к себе, а не следовать мнению общества. Важно спросить себя: «А чего хочу именно я? Где я буду счастлив?», — и отдавать энергию этой мечте.

Поверьте, вас ждет успех и вы будете счастливы только тогда, когда ваша душа будет радоваться любимому делу. Будьте счастливы!

Маргарита Осадчая

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Предопределение - религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни (

Бог не нуждается в мире как некоем объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь. До творения мира не страдал от недостатка взаимообщения. Он всегда был Троицей, в Которой Три Ипостаси пребывают в непрерывном общении, любви и созерцании Друг Друга. Мира могло бы и не быть, но Божественная жизнь не стала бы от этого беднее. По-настоящему мы не можем указать истинной причины сотворения мира. Ничто не предшествовало Богу, и ничто не понуждало Его сотворить мир. Однако, наблюдая всюду в творении следы Божественной Благости: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (), – мы говорим, что Его Благость, или любовь, явилась причиной сотворения мира.

Итак, святые отцы говорят, что Божественная Благость, или, точнее, избыток Благости, причина создания мира.

О цели сотворения мира Св.Писание и Св.Предание говорят более конкретно. В качестве цели творения указывается слава Божия и блаженство твари.

Нельзя считать, что цель сотворения мира состояла в том, чтобы был прославляем Своими творениями. Бог имел славу «прежде бытия мира» (). Эта слава – Его вечные природные энергии, благодать, или свет. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пишет: «Бог имел высочайшую славу – от века... (Он) сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть «Отец славы» (); Сын Божий есть «сияние славы» () и Сам имеет у Отца Своего славу прежде бытия мира; равным образом Дух Божий есть "Дух славы" (). В сей собственной внутренней славе живет Божественный превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей... Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божьей состоит блаженная жизнь и благобытие твари» .

Таким образом, цель, поставленная перед тварью, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества . А путь или средство к обожению – в прославлении Бога благочестивой жизнью. К этому призывает Апостол: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах... и в душах ваших, которые суть Божии» (). «Итак, едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божью» ().

Первозданное состояние человека

Это совещание Божественных Лиц имеет глубокий смысл. Если все чувственные твари – это отдельные части нашего видимого мира, то человек не является простой частью мира. Он – личность и в силу этого соединяет в себе все: мир видимый и невидимый.

Человек представляет собой малый мир. В нем соединяются все сферы тварной Вселенной. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин , «человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским). С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий. С растениями – в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать, а с неразумными вдобавок в том, что имеет влечение, то есть доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума. Рассуждая, составляя понятия о каждой вещи, стремясь к добродетели и любя то, что составляет вершину всех добродетелей, – благочестие. Потому человек и есть малый мир». Тело человека роднит его со всем видимым миром, и в особенности – с животным царством. По определению святителя , «человек – это животное, получившее повеление стать богом».

Святые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни из них учили о двухчастности человеческого естества, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия. История святоотеческой мысли не знает никакого спора между диохотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной. Далее будет рассматриваться взгляд трихотомистов на природу человека.

Трехсоставная природа человека

Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества – материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа . Ап. Павел говорит: «Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа , составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (). В другом месте святой апостол Павел пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ().

1. ТЕЛО. Тело человека создано Богом «из праха земного» (), и потому оно принадлежит земле: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (), сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных, и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны. Во-первых: питание, движение, управление. В систему питания человека входят: желудок с легкими, сердце, кровеносная и лимфатическая системы и др. В систему движения входят: мускулы, жилы и кости. В систему управления входят: нервная система, спинной и головной мозг. Кроме этого действуют два основных инстинкта: 1) инстинкт самосохранения и 2) инстинкт продолжения рода.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.

2. ДУША. Душа дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют – виталистическая (жизненная) сила.

Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода... душу живую... рыб,... пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так» ().

И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного, Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух , которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Поэтому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Все действия, или, вернее, движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания . Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».

1 . Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу , является мозг .

2 . Центральным органом чувства принято считать сердце . Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу извне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне.

3 . Желаниями человека руководит воля , которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов.

Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная». Однако все же необходимо различать: жизнь телесную как удовлетворение потребностей тела и жизнь душевную как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувств и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.

Тело и душа – это еще не весь человек, вернее сказать, – не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух, – говорит Еп. Феофан, – как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин : «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1 . "Страх Божий « – это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития ни находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон за две тысячи лет до нашего времени сказал: «Нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа». «С тех пор, – говорит ученый Геттингер, – открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще более прежнего сделались несомненными и вполне очевидными». Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины.

2 . Второе, чем проявляет себя дух в человеке – совесть . Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3 . Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал «жаждою Бога» . И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами ни обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т. е. жить в общении с Богом, жить по воле Божьей и пребывать в любви Божьей, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

Об образе и подобии Божьем в человеке

Назначение человека по отношению к Богу

О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел: «Бог, сотворивший мир и все что в нем... от одной крови,... произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли,... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас». Свт. Иоанн Златоуст следующим образом комментирует этот стих: «Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, через что мы можем найти и достигнуть Его» ().

Таким образом, назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. В искреннем, теснейшем общении и единении с живым и личным Богом.

Назначение человека по отношению к самому себе

Назначение по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, причастия Божественного естества, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Практически назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. Разница в акцентах.

Когда мы говорим о назначении человека по отношению к Богу, то имеем в виду прежде всего цель человеческой жизни – познание Бога и соединение с Ним. А когда говорим о назначении человека по отношению к самому себе, то имеем в виду тот подвиг веры, к которому призван человек для того, чтобы этой цели достичь. Свщ. Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении Его. Например, в сказано: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . В : «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» .

В других местах Свщ. Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Например, в : «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» , в : «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» .

Назначение человека по отношению к безличному творению

Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Апостол Павел говорит, что в конце времен «будет Бог все во всем» (). Весь тварный космос приобщится Божеству, а не только человек. Поскольку Бог есть полнота жизни, Он желает, чтобы все творение приобщилось этой полноте и стало выражением Божественной жизни, единением в любви, которая составляет образ бытия Бога. Приобщение тварной природы жизни Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личностной свободы. Единственной нетварной сущностью, которая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. По этой причине Свщ. Писание и святоотеческое Предание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.

X. Яннарас отмечает, что «между тем, чем мир является актуально, и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования» . О том, что образ бытия мира, его состояние зависят от духовно-нравственного состояния человека, нам говорит Свщ. Писание: «... тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ().

Если античные авторы называли человека «микрокосмос», малым миром, то у отцов Церкви, например, у свт. Григория Нисского, мы встречаем наименование «микрофеос» – малый бог, т.е. существо, способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости. Тот же св. отец называет человека проводником Божественных действий на всякую тварь. Человек, по учению свв. отцов, занимает такое место во Вселенной, что только через него весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. У свт. Григория Нисского читаем: «Чтобы земное сопревознеслось с Божественным и единая некая благодать равночестно проходила по всей твари при растворении дольнего естества с естеством премирным». В. Н. Лосский так говорит о замысле Божьем о человеке в его отношении к тварному миру: «По учению святого Максима Исповедника , первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари. Ему нужно было прежде всего в своей собственной природе преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни по Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей , то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединив землю и небо , то есть весь чувственный мир. Перейдя границы чувственного, он должен был затем путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный и чувственный . Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную , соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам , со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом свершилось бы обожение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать ее в деле Христа – Нового Адама» .

Прокомментируем высказывание Лосского более подробно. Вначале человек должен был преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни – через совершенно чистое отношение, раскрывая в себе образ Божий, который не связан с полом. Ведь пол – это не только особенность , но и определенное ограничение . В состоянии человека по грехопадении это выражено особенно явно и проявляется на всех уровнях человеческого бытия – от физиологических особенностей до социальных норм и культурных запретов. Но и в райском состоянии можно говорить об определенной ограниченности: женщина названа в Священном Писании помощницей (), тем самым обнаруживается определенная неполнота и взаимозависимость мужчины и женщины друг от друга. Согласно Божественному замыслу, человек должен был превзойти эти ограничения. Средством для этого человеку была дана любовь . Если, с определенной натяжкой, у свв. отцов и можно найти нечто «уничижительное» в вопросе о браке, – это никогда не относится к основе брака – любви . По определению св. Дионисия Ареопагита : «Любовь – это соединяющая и скрепляющая сила, подвигающая высших существ к промышлению о низших, равных же, напротив, к общению между собою, и наконец, обращающая младших к старшим и вышестоящим» . Мир построен иерархически. Это означает не только признание иерархии живых существ (ангелы – люди – животные), но и некоторое отличие в достоинстве, существующее внутри разных видов творения (ангельская иерархия, у людей – родители и дети, правители и народ и т.д.). Кроме того, на одном уровне может находиться множество существ. Таким образом, для существования мира как единого целого нужны вертикальные и горизонтальные связи, соединяющие иерархию творения. Связующей силой такой иерархии и является любовь. Конечно, любовь проявляется по-разному у разных существ. Св. Дионисий выделяет, в частности, духовную, душевную и природную любовь . Духовная – это любовь к единству, присущая прежде всего христианам (в силу любви и существует Единая ) и вообще людям, связанным отношениями дружбы. Под душевной любовью понимается любовь бессловесных (т.е. лишенных ума или духа), но одушевленных существ. Имея в себе родство со всеми перечисленными видами творений, человек призван проявлять свою любовь на всех уровнях, соблюдая их иерархию. Нежное прикосновение – пример проявления любви на природном уровне у человека – некоторым образом приоткрывает тайну природной любви, присущей даже неодушевленным существам, однако по грехопадении проявления природной любви «зашумлены» совершенно чуждыми первозданному человеку сексуальными импульсами.

Далее, согласно прп. Максиму, человек должен был соединить рай и прочую землю святостью жизни. Необходимым условием для этого было отсутствие у него «пристрастия к какой-либо из частей земли». Действительно, с самолюбивым пристрастием относясь к своему блаженнейшему жилищу – раю, человек никогда не вышел бы за его пределы, и земля лишилась бы его попечения. Попечение неразрывно с деятельностью – созданный Богом человек должен был трудиться: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (). Этот райский труд был легкий и естественный – в противоположность тому, каким он стал по грехопадении и о котором сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (). В деятельности человек познавал мир, деятельность поддерживала и мобилизовывала внутренние силы человека, но главное – деятельность первозданного человека, как посредника между Творцом и земной тварью, рассматривалась как особого рода служение . Это служение было тройственным: пророческое, священническое и царское. Как пророк человек был призван возвещать волю Божью земной твари словом и делом. В свою очередь, тварный мир тоже общался с человеком. Как священник человек должен был возносить от лица всей земли жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословение. Этот род служения наиболее отчетливо демонстрирует синергию – совместное действие Бога и человека. На хвалу и благодарение, возносимое человеком от лица всей твари, – благословение и освящение всей твари Богом. Наконец, как царь человек был поставлен владыкой всего видимого мира. Ему было подвластно все, что находится на земле и в водах. Это позволяло ему – при послушании со стороны твари – не только возвещать волю Божью, но и претворять ее в подвластном ему видимом мире.

Вместе с тем видимое небо и все, что находилось «не на земле», – было не вполне подвластно человеку. На следующем этапе он должен был преодолеть разделение на небо и землю – фактически преодолеть силу земного притяжения. Это может показаться невозможным, поскольку человеческое тело подчиняется законам гравитации. Но человек – не только тело, он еще и душа, не зависящая от условий пространства и гравитации. Наличие в человеке двух субстанций – тела (относящегося к материальному миру) и нематериальной души (которая по природе родственна ангелам), делает человека особым – третьим видом творения. Он, по выражению святых отцов, «мир второй», или «мир малый». Подобно тому, как мир во всей совокупности состоит из видимого и невидимого, человек состоит из невидимой, невещественной души и видимого, материального, вещественного тела. Таким образом, господство гравитации над человеческим естеством не безусловно. Вопрос в том, какое начало – «тяжелое» тело или нематериальная душа – будет преобладать в человеке. Последнее происходит, когда душа устремляется не к вещественному миру, а к Богу.

Ум принципиально отличает человека от животных и роднит его с ангелами. Его наличие приводит к тому, что человек имеет два способа восприятия . Известное из современной психологии восприятие, вызываемое ощущениями, называется у свв. отцов чувством телесным , поскольку осуществляется посредством тела. Вместе с тем, существует другой способ постижения – духовное чувство (или постижение с помощью ума), не нуждающееся в посредстве тела, чтобы воспринимать. Иногда под чувством понимается телесное чувство . Тогда воспринимаемое посредством телесного чувства называется чувственным , а воспринимаемое посредством духовного чувства – умопостигаемым , или «умным». Духовное чувство необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы постигать Бога и невидимый мир, который часто и именуется умопостигаемым. «Чувственный», т.е. материальный мир, можно постигать и посредством телесного чувства, но это – не единственный способ его познания. Ангелы воспринимают этот мир только посредством духовного чувства, поскольку тела у них нет. Может воспринимать видимый мир посредством духовного чувства и человек, однако по грехопадении духовное чувство оказалось притупленным. Таким образом, человеческое сознание имеет особый канал восприятия, не опосредуемый ощущениями, связанными с функционированием человеческого тела. При помощи ума человек выполняет синтез мира чувственного и умопостигаемого . Прп. Максим описывает это так: «Затем, достигая равенства с ангелами в познании, человек соединяет чувственное и умопостигаемое».

Прп. Максим не конкретизирует, в чем будет выражаться единение чувственного и умопостигаемого мира, но следует отметить, что для него познание является онтологическим принципом: познавая, человек изменяет себя и окружающий его мир: «И наконец – о удивительное человеколюбие Божье! – он (человек), сверх сказанного, любовью соединяет тварную природу с нетварной , являя их как единое и одно, благодаря усвоенному состоянию благодати, которого он достиг».

Происхождение и сущность зла

Бог, конечно, предвидел, что ангел и человек могут сделать неправильный выбор; более того, Он знал, что неправильный выбор совершится, и Он предвечно (говоря слишком по-человечески) «принял меры» к исправлению страшной ошибки человека. По безмерной любви Своей, на все ошибки человека, на все зло человеческое и на все страдания людей Бог отвечает Самопожертвованием. Он берет все ошибки, все зло и все страдания на Себя, как будто бы Он, неповинный ни в каком зле – есть виновник зла!

Человек уклоняется от любви, сходит с пути любви, но Бог всегда остается и только Любовью. Жертва Господня имеет для людей тот смысл, что она дает людям возможность опять свободно выбрать правильный путь.

Бог не хочет, да и «не может» спасти людей насильно. Он всегда только зовет и призывает, но во Христе Иисусе Бог призывает к Себе людей совершенно по-новому.

Теперь нам (христианам) открыта полнота божественной Любви, завеса спала и в жертвоприношении Господа божественная Любовь обнажилась до конца, а в Светлом Его Воскресении открылась и всепобеждающая сила этой Любви. Нам остается только вкусить эту божественную Любовь и Ей причаститься: «вкусите и видите, яко благ Господь» ().

Вот так учит Церковь о зле и спасении от зла, и вот как говорит об этом один из последних праведников русской земли, отец Иоанн Кронштадтский : «Винят Творца. Зачем Бог... не сотворил нас так, чтобы мы не могли падать и делать зло? Не тем ли больше Его надо признать благим, что Он дал нам этот дар (свободы), не поколебавшись неблагодарностью? И не доказал ли Он самым делом безмерной любви Своей в даровании нам свободы, когда по падении нашем... Он послал в мир Сына Своего Единородного и отдал Его на страдание и смерть за нас?»

Зло, разумеется, не имеет положительного основания и оправдания, и его могло бы не быть и не должно быть, но поскольку оно есть, Бог и его хочет всегда обратить на благо и с этой целью временно попускает его (с целью педагогической). Об этом у о. Иоанна мы находим также строки: «Не испытаешь на себе действий злых... духа... зла, ...и не узнаешь и не почтишь как должно благодеяний, даруемых тебе Духом благим, не узнаешь духа убивающего,– не узнаешь (иногда) и Духа животворящего...».

Физическое зло

Физическим злом называется все многоскорбное, вредное и ужасное в жизни человечества, претерпеваемое им и идущее со стороны внешнего, вещественного мира. Наводнения, пожары, землетрясения, засухи, болезни, нечаянные и негаданные насильственные смерти (гибель рабочих в шахте от взрыва подземных газов, рыбаков, врача при оказании помощи заразным больным) и прочее тому подобное – все это будет зло физическое.

Как смотрит на него мир? «Невинные» страдания – ибо гордые люди века сего не иначе смотрят на себя, как на страстотерпцев, которые терпят все подобное незаслуженно или бесцельно и бессмысленно.

Если и есть на свете зло, то это есть только , так называемое зло нравственное. Зло физическое, как увидим ниже, не есть в собственном смысле зло. Что же оно такое, откуда и зачем?

Правда, воля человека уклонилась во зло не сама по себе, но под действием враждебной силы: «Диавол прельстил Еву и и склонил их преступить заповедь Божью» .

Не следует думать, что вкушение плода "древа познания добра и зла» () было смертоносно для человека, потому что эти плоды заключали в себе особую магическую силу. «Пространный Катехизис» говорит, что вкушение было смертоносно потому, что «соединено было с ослушанием воле Божьей, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божьей… наименование древа познания добра и зла приличествует сему предмету… потому что человек чрез сие древо познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божьей, и какое зло в противлении оной».

Сущность грехопадения

По факту грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (). При этом возникает вопрос о соответствии тяжести преступления и строгости последовавшего за ним наказания. Запрет вкушения от "древа познания добра и зла» () по сути является заповедью поста, воздержания. В христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. С этой же целью сознательного утверждения человека в добре Бог попускает диаволу искушать человека. Рано или поздно этот пост должен был окончиться и увенчаться причастием человека Богу, переходом человека на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно.

За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается эгоизм, самолюбие – извращенная любовь к самому себе, когда вместо любви к Богу и ближнему человек останавливается на самом себе. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд, труд физический («возделывать... и хранить» рай ()) и интеллектуальный (наречение имен животных ()), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – «вкусите... и вы будете, как боги» () – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного.

Таким образом, грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний. «Здесь были, – по словам Блаженного Августина, – и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божьей, и поругание святыни, потому что не поверил Богу, и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена обольщением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться» .

Центральное место среди них занимает гордость, то есть такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу.

Облечение в «кожаные ризы», т.е. в смертную, подверженную разложению природу, – закономерный результат грехопадения. Однако в книге Бытия говорится, что Сам Бог облекает человека в эти одежды. Из этого, конечно, не следует, что Бог создает смерть и тление. Бог не является Творцом зла. Напротив, Он единственный, Кто может обращать зло в добро. И Он всегда действует по любви. Как пишет преподобный Максим Исповедник : «Бог действует по любви даже по отношению к тем, кто стал злым, совершая дело нашего исправления». И Он использует сложившуюся ситуацию на пользу согрешившему человеку. Это как бы вторая сторона «кожаных риз». В ней прослеживается действие не только правосудия, но и любви, и попечения Божья о падших прародителях.

Позволяя существовать смерти, Бог обращает ее против тления, приводящего к смерти, и устанавливает предел как для тления, так и для греха. Так Бог ограничивает зло и делает падение небезнадежным. Его первоначальный план о вечной и блаженной жизни человека остается неизменным. Комментируя эту тайну беспредельного Божественного сострадания, святитель Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, «чтобы зло не стало бессмертным».

Облечение в грубую плоть лишило человека возможности общаться с духовным миром, сильно ослабило в нем способность к духовному ведению. Однако в этом была немалая польза, ибо, по причине греховного направления своей воли, человек мог общаться только с демонами, но никак не с Ангелами и тем более с Богом. Грубая плоть, как завеса, скрывает человека от непосредственного влияния духов злобы.

Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, появился лишь после грехопадения. Страстное рождение от семени по образу животных стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую был осужден человек. Сила этого осуждения была в особенности велика. Вместе с зачатием, соединенным с чувственным удовольствием, передавался и произволения, и немощь естества. Рождение стало каналом, который приобщал человека с самого начала его бытия к потоку греховной жизни. Поэтому оно является синонимом первородного греха.

Состояние падшего человека стало весьма печальным и совершенно безысходным. Жизнь человека начиналась неправедным удовольствием зачатия, этим зачатком развития страстей, и кончалась заслуженной . Однако и эту, казалось бы, безнадежную реальность, созданную грехом, Бог использовал в целях Своего Всеблагого Промысла. Благодаря браку, человек не только сохранил способность к биологическому выживанию, не только получил утешение иметь потомство, которое само по себе превозмогает болезни чадородия (), но, самое главное, падшему человеку сразу по грехопадении было обещано, что из его потомства произойдет Спаситель, Который разорвет этот порочный круг греховной жизни ().

Первородный грех

Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Сформулируйте причину и цель сотворения мира.

Составьте схему трехсоставной природы человека.

Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке.

Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе.

Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению.

Назовите главную причину появления зла.

Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире.

В чем сущность зла?

В чем сущность грехопадения?

Что означает понятие «духовная смерть»?

Что означает понятие «физическая смерть»?

Дайте определение первородного греха.

Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

а) Назначение человека по отношению к Богу

О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел (Деян. 17, 24-27): «Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас». Свт. Иоанн Златоуст следующим образом комментирует этот стих: «Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его».

Т.о., назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему.

б) Назначение человека по отношению к самому себе

Назначение по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т.е. теснейшего уединения с Богом и возможности участия в Божественном блаженстве. Практически, назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают.

Когда мы говорим о назначении человека по отношению к Богу, то имеем в виду, прежде всего, цель человеческой жизни, выражающуюся в познании Бога и соединении с Ним. А когда говорим о назначении человека по отношении к самому себе, то имеем в виду тот подвиг веры, к которому призван человек для того, чтобы этой цели достичь. Свщ. Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении Его. Например, в Мф. 5, 16 сказано: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». В Мф. 5, 48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

В других местах Свщ. Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Например, в 1 Ин. 4, 16: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» , в 1 Кор. 2, 9: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

в) Назначение человека по отношению к безличному творению

Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Апостол Павел говорит, что в конце времен «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 8). Поскольку Бог есть полнота жизни, Он желает, чтобы все творение приобщилось этой полноте и стало выражением Божественной жизни, единением в любви, которая составляет образ бытия Бога. Приобщение тварной природы жизни Божества совершается как дело личностной свободы. Единственной нетварной сущностью, которая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. По этой причине Свщ. Писание и святоотеческое Предание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.

X. Яннарас отмечает, что «между тем, чем мир является актуально, и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода , которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования». О том, что образ бытия мира, его состояние зависит от духовно-нравственного состояния человека , нам говорит Свщ. Писание: «... тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22).

Если античные авторы называли человека «mikrokosmos», малым миром, то у отцов Церкви, например, у свт. Григория Нисского , мы встречаем наименование «mikrotheos» – малый бог, т.е. существо, способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости. Тот же св. отец называет человека проводником Божественных действий на всякою тварь. Человек, по учению свв. отцов, занимает такое место во Вселенной, что только через него весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. У свт. Григория Нисского читаем: «Чтобы земное сопревознеслось с Божественным, и единая некая благодать равночестно проходила по всей твари при растворении дольнего естества с естеством премирным ». По словам прп. Максима Исповедника: «человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной. Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса, чувственного и сверхчувственного». В. Н. Лосский так говорит о замысле Божием о человеке в его отношении к тварному миру:

«Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т.е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом, совершилось бы обожение человека и всего тварного мира».