Игорь черниговский. Святой благоверный князь игорь черниговский

Киевское княжение

Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича , и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года ; был привезён в Киев и посажен в «поруб» (холодный бревенчатый сруб , без окон и дверей). Его княжение продолжалось две недели. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.

Почитание в православии

Князь Игорь почитается православными в лике благоверного .

Дни памяти:

  • 19 сентября (2 октября) - день убиения;
  • 5 (18) июня - перенесение мощей.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, благоверный великий князь на сайте Русское Православие

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие в 1147 году
  • Умершие в Киеве
  • Князья черниговские
  • Великие князья киевские
  • Русские православные святые
  • Убитые монархи
  • Канонизированные князья
  • Насильно пострижённые в монахи
  • Святые Украины
  • Ольговичи
  • Похороненные в Чернигове

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Игорь Ольгович" в других словарях:

    - (в крещении Георгий) (ум. 19 сентября 1147), киевский великий князь (1146), сын черниговского князя Олега Святославича (см. ОЛЕГ Святославич). Тяжело заболев, постригся в монахи (1147), убит восставшими киевлянами, ненавидевшими Ольговичей.… … Энциклопедический словарь

    - (в крещении Георгий в иночестве Гавриил) (ум. 1147), великий князь Киевский (1146). Насильственно пострижен, а затем убит в междуусобной борьбе Мстиславичей и Ольговичей. Память в Православной церкви 5 (18) июня и 19 сентября (2 октября) … Большой Энциклопедический словарь

    Великий князь киевский, сын Олега Святославича, князя черниговского, убит 19 сентября 1147 г. До занятия великокняжеского стола провел время, как и другие князья его современники, в усобицах. В 1116 г. участвовал в походе Владимира Мономаха на… … Большая биографическая энциклопедия

    - (ум. 1147) князь новгородсеверский, с 1146 вел. князь киевский. Участник феод. войн 12 в. на стороне черниговских князей. Попытка И. О. в 1146 получить вел. княжение в Киеве в качестве наследства его брата Всеволода привела к восстанию гор. низов … Советская историческая энциклопедия

    - (Георгий) с. Олега Святославича, кн. новгород северский и вел. кн. киевский. После перехода старшего брата Всеволода Ольговича из Чернигова на киевский стол И. рассчитывал получить Чернигов, но Всеволод отдал его двоюродному брату Владимиру… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Игорь (Георгий) Ольгович сын Олега Святославича, князь новгород северский и великий князь киевский. После перехода старшего брата Всеволода Ольговича из Чернигова на киевский стол Игорь рассчитывал получить Чернигов, но Всеволод отдал его… … Биографический словарь

    Игорь II Ольгович Игорь Ольгович (в крещении Георгий; в иночестве Гавриил; ? 9 (по другим, 19) сентября 1147) сын Олега Святославича, князя Черниговского. Святой Русской Церкви; память: 5 июня (Перенесение мощей) и 19 сентября по Юлианскому… … Википедия

    ИГОРЬ - Игорь, сын Рюрика. 913. Лавр. 41. Игорь, сын великого князя Ярослава. 1054. Лавр. 158. Игорь Глебович. XII в. Лавр. 364. Игорь Ольгович. XII в. Лавр. 294. Игорь Святославич. XII в. Лавр. 376 … Биографический словарь

    ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ - Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60 е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С. Петербург) Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских … Православная энциклопедия

Книги

  • Блаженный Игорь Ольгович, князь Новгородсеверский и великий князь Киевский. , М.Н. Бережков , Исторический очерк М.Н. Бережкова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года (издательство`Чернигов, тип. Губернского… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Игорь Черниговский

Игорь II Ольгович

И́горь О́льгович (в крещении Георгий ; в иночестве Гавриил ; ? - 9 (по другим, 19) сентября ) - сын Олега Святославича , князя Черниговского . Святой Русской Церкви ; память: 5 июня (Перенесение мощей) и 19 сентября по Юлианскому календарю .

Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича , и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в «поруб». Его княжение продолжалось две недели.

В порубе (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.

В киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить бессмысленное кровопролитие.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери («Игоревский» образ; празднование - 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Брату Изяслава княжичу Владимиру удалось отбить Игоря у разъяренной толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а труп, привязав к ноге веревку, выволокли и бросили на торговой площади. Даже мертвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.

В князь Черниговский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Ссылки

  • Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, благоверный великий князь на сайте Русское Православие
  • Игорь Ольгович (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игорь Черевченко
  • Игорь Четвертков

Смотреть что такое "Игорь Черниговский" в других словарях:

    Игорь Ольгович Киевский - Игорь II Ольгович Игорь Ольгович (в крещении Георгий; в иночестве Гавриил; ? 9 (по другим, 19) сентября 1147) сын Олега Святославича, князя Черниговского. Святой Русской Церкви; память: 5 июня (Перенесение мощей) и 19 сентября по Юлианскому… … Википедия

    Игорь - я, муж.Отч.: Игоревич, Игоревна; разг. Игорич.Производные: Игорька (Игорка); Игорёк; Игоряша (Игораша); Игорюха; Игорюша; Горя (Гора); Игоша; Гоша; Гога; Готя; Игуля; Гуля; Игуся; Гуся; Ира.Происхождение: (Раннее заимствование из сканд. яз. Ср.… … Словарь личных имен

    Игорь Ольгович - Игорь Ольгович … Википедия

    ИГОРЬ - (? 945), великий князь киевский с 912. В 941 совершил морской поход на Византию, окончившийся неудачей. Поход Игоря в 944 приостановлен греками предложением мира. Заключил договор с Византией, содержавший ряд ограничений для русских купцов. Убит… … Русская история

Икона Игорь Черниговский

Игорь Черниговский. Молитва.

Игорь Черниговский, в крещении Георгий стал князем Киевским после своего старшего брата Всеволода. В двенадцатом веке в Руси было довольно сложное время, постоянно происходили непрерывные междоусобные брани за княжество Киевское между Ольговичами и Мстиславовичами.

Первого августа 1146 года умер старший брат Игоря князь Всеволод, которого киевляне не любили, и эта нелюбовь, даже ненависть передалась на князя Игоря, а так же и против всего рода Ольговичей. Князь Игорь тем самым стал невинной жертвой ненависти люда киевского. Хоть киевляне целовали крест Игорю – новому князю Киевскому, а так же и Игорь целовал крест, в знак того, что будет справедливо править и защищать Киев, но бояре тайно призвали Мстиславовичей с войском, чтоб свергнуть нового киевского князя.

Между войсками Игоря и Изяслава Мстиславича под Киевом произошла битва. В самый разгар сражения киевские войска нарушив крестное целование перешли на сторону Мсиславовича. Князь Игорь Ольгович четыре дня под Киевом прятался в болотах, но его поймали, доставили в Киев и посадили в «поруб» — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей. Чтоб достать оттуда человека нужно в порубе прорубить дырку и достать заключенного. Таким образом, все правление князя Игоря Ольговича продолжалось две недели с 1 по 13 августа.

В порубе князь Игорь тяжело заболел и думали, что он отдаст богу душу. Его противники все же решили вырубить из поруба князя и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. С божией помощью князь выздоровел и остался в монастыре иноком, продолжая усердно молиться.

Киевское вече через год в 1147 году решило отомстить Ольговичам убив князя-инока. Князь Изяслав Мстиславович, который в то время правил Киевом, митрополит, духовенство, а так же брат князь Владимир пытались образумить люд киевский, предотвратить кровопролитие и спасти мученика.

Однако восставшие не послушались, во время литургии они ворвались в храм и схватили святого Игоря, молившегося переел иконой Божией матери, потянули его на расправу. Толпа очень сильно ожесточилась, что даже уже мертвое тело мученика продолжали избивать. Вечером же тело святого Игоря перенесли в церковь святого Михаила и в этот момент зажглись в церкви все свечи. Так над ним Бог явил знамение. На утро святого страдальца похоронили на окраине Киева в монастыре святого Симеона.

Святослав Ольгович князь Черниговский в 1150 году перенес мощи своего брата в Спасский собор Чернигова. Чудотворную икону Божией Матери, перед которой в последний раз молился блаженный Игорь, стали называть Игоревской и празднование ее осуществляется 5 июня по старому стилю 18 июня по новому.


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ

СТРАСТОТЕРПЦА ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группи-ровок — Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все — правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца — святого Мстислава Великого (+ 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи на-зывались по имени Олега Святославича (+ 1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был сын киевского князя Святослава (+ 1076 г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательней-ших богословских сборников того времени — «Изборника Святослава 1073 года» и «Изборника 1076 года».

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угод-ником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1142 г.) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, святой князь-мученик Игорь Ольгович (+ 1147 г.).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Пре-подобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти 40 лет в мона-стыре. Святой Игорь, волей Божией всту-пивший в борьбу за киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследствен-ный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем киевским стал старший брат Игоря — Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату мо-ему Игорю». Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, пре-ступив крестное целование, киевские бояре сра-зу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла бит-ва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, князя переяславского. Еще раз нарушив крестное целование, киевские вой-ска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, при-везли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение про-должалось две недели.

В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его отту-да) многостра-дальный князь тяжко заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях против-ники князя решили «вырубить» его из заточе-ния. Тогда же его заставили при-нять монашество в монастыре святого Иоанна, что, впрочем, было вполне созвучно его собственным желани-ям, так как он с юности проявлял особое бла-гочестие — «был читатель книг и в пении церковном учен». Теперь, под тя-жестью бед и скорбей, в душе его совершилась решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых, скорби души кающейся в соединении с скор-бями за-ключения темничного истощили силы его, и он поспешил просить се-бе милости — отречения от мира. Его вынесли из темницы до того больного, что восемь дней не мог ни пить, ни есть. И 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с име-нем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с име-нем Игнатий и всецело предался иноческим подвигам, проводя время в слезах и молитве.

Но дух братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава киевского в совместный поход с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимни-ка.

Напрасно удерживал их митрополит Климент. «Не творите греха, де-ти, по-слу-шайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а враж-да между князь-ями не утолится», — говорил он им. Они не хотели слушать ни его, ни ты-сяц-кого, пошли к монастырю. Правивший в Ки-еве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесто-ченной толпы. Стоявший во время св. литургии и молившийся пред иконой Божией Матери услыхал, чего хочет мятежная толпа. Он го-товил себя ко всему мыслями о подвигах мучеников; потом пал в слезах и молился: «Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я перенесть все; благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удо-стой взять меня из этого мятежного и мрачного мира в Твой свет». Свирепые мятежники, не уважая святости хра-ма Божия, ворвались в храм, схватили Игоря, сорвали с него мантию и по-влек-ли из храма. Игорь говорил им: «За что хотите вы убить меня, как разбойника? Пусть вы нарушили клятву предо мною — Бог вам простит; меня Он сподобил монашеского чина, и для меня довольно того». Мятежная толпа кричала: «Убейте, убейте». С Игоря сорвали и подрясник, оста-вив в одной рубашке, и повлекли к воротам. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, ку-да ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и го-ворил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Иго-ря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвез-ли и «повергли на торгу».

Так святой мученик предал Господу дух свой «и совлекся ризы тленного человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда ве-че-ром того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико — зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро митрополит послал Феодоровского игумена Ананию отпеть погребальное пение над князем в монастыре святого Симеона, построенном набожностью деда Игорева на окраине Киева. Игумен облек тело кня-зя-инока в иноческие одежды и совершил погребальное пение. Благо-чес-ти-вый игумен горько плакал и сказал вслух всем: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?» В то самое время загре-мел гром и затряслась земля и над церковью явился столп светлый. Народ в ужасе воскликнул: «Господи, помилуй!»

5 июня 1150 г., когда киевский престол был занят князем Юрием Долгоруким, его союзник, князь черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установ-лено празднование памяти святого.

Житие и страдания святого князя Игоря помещены в Степенной кни-ге. Икона Богородицы, перед которой он молился в последние минуты своей жизни, находилась в Великой церкви Киево-Печерской лавры с именем «Игоревская». В «Иконописном подлиннике» говорится, что святой князь Игорь «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».

«Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бо-га, а существующие власти от Бога учреждены. Посему противя-щийся власти про-тивится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» (Рим. 13, 1—2). Таково заключение жития свя-того князя Игоря!