Мини сообщение на тему наша речь. Сочинение на тему Культура речи (рассуждение)

Какую роль в жизни человека играет речь? Для чего она нужна, какие функции выполняет?

Возможность говорить, владеть таким даром, как речь, дана человеку природой, Богом. Не зря в Библии написано, что «вначале было Слово…». В слове берет свое начало все, берет начало сама жизнь. В слове вся история мира и человечества.

Самое большое и важное богатство любого из народов это его родной язык. Это язык, на котором человек пишет, читает и говорит, язык на котором он думает, мыслит и мечтает. Прислушайтесь, как и что говорит человек, и вы узнаете его, узнаете его характер, моральный облик и умственные способности.

Всю сознательную жизнь человек проживает в очень тесном контакте с родной речью. Речь выполняет разные функции, это, несомненно, бесценный дар. С помощью речи можно писать, читать, говорить, мыслить, думать, размышлять, мечтать… Еще важное предназначение речи, это возможность с ее пользой доносить другому человеку свои чувства и эмоции. Каждое слово, которое вы говорите человеку с целью что-то до него донести, надо хорошо продумывать. Ведь с помощью слова можно ранить и обидеть человека, а так же осчастливить и одухотворить. Подбирайте правильные точные слова, что бы выразить свои мысли и чувства.

В наше время ценность слова низка, правильности и чистоте речи не придается должного значения. В древние времена правильная и красивая речь очень ценилась.

Сейчас современный человек не задумывается о том, что и как он говорит. Основная функция речи в наше время это передача нужной информации и в больших количествах.

При этом речь стала однообразной, жесткой и неэмоциональной. Она перенасыщена непечатными и нелитературными выражениями, вульгарными словами. Очень популярный язык молодежи, так называемый сленг или жаргон. Набор слов в этом молодежном языке небольшой и очень скудный. Это своеобразный протест против стандартного литературного языка, против словесной красоты и пышности. Ученые-филологи пришли к утверждению, что если постоянно пользоваться сленгом и жаргоном, человек не будет развиваться, а станет глупеть. Даже его голос утратит свой окрас, многообразие звуков, станет монотонным.

Человеку природой дан уникальный речевой аппарат. Это наши губы, голосовые связки и язык. У каждого есть возможность красиво, понятно и разборчиво говорить. Но почему-то люди недостаточно качественно используют свои возможности. Большинство говорит невнятно, некрасиво, непонятно, а еще и с дефектами. Некоторые говорят слишком громко, резко и возбужденно, другие очень тихо, вяло, монотонно и непонятно. Таких людей просто неприятно и непонятно слушать. Надо говорить, так что бы вас было приятно и интересно слушать. Речь должна быть четкой, разборчивой, многогранной и красивой.

Работайте над собой, улучшайте качество вашей речи, увеличивайте свой словарный запас. Прекрасные, мудрые, добрые и красивые слова наполняют нас положительными эмоциями и высокими чувствами. Умение красиво, многогранно и богато говорить незаменимое умение, это ваш бесценный дар.

При помощи речи человек может высказывать свои мысли, доносить до собеседника то, что он чувствует в данный момент, то, чем заняты его мысли, в чем состоят его переживания. Манера речи человека может показать, каков он на самом деле, чем занят его разум, чем он живет, что влияет на его жизнь, каков круг его интересов и каков уровень образования. Высказывания человека достаточно просто можно проанализировать, отвечая на вопрос, кто же человек на самом деле, чего он хочет и чем живет.

Не зря язык каждого нового поколения меняется. Если сравнить речь представителя 19 века с человеком из века 20, можно увидеть существенную разницу не только в суждениях, но и в словах, выражениях, составе предложений. То, что ранее было важно для людей, постепенно уходило из их жизней и, соответственно, речи. Такие слова, как «сударь», «возничий», «ямщик», так часто встречавшиеся в речи представителей 19 столетия, вышли из употребления. На смену им пришли новые слова, потому что возникли новые предметы и явления, которые они обозначали. Слова «товарищ» «водитель», «таксист» были заимствованы из других языков или преобразованы из более старых слов в новые формы. А в 21 веке им на смену снова пришли новые выражения, наполняя привычный смысл новыми словоформами. Таким образом, речь человека постоянно изменяется, наполняется новыми словами и избавляется от уже устаревших.

Большое значение для изменения речи имеют исторические, политические события, происходящие в стране. На речь отдельно взятого человека влияют уже не только глобальные процессы, но и его уровень образования и любознательности. Речь ребенка и взрослого разительно отличается между собой. Детский лексикон пополняется из окружения ребенка - родителей, воспитателей или учителей, друзей. Речь взрослого основывается уже не только на его окружении, но и на образовании и огромном опыте общения. Взрослый человек может варьировать языковые формы, изменять их в зависимости от ситуации. Так, он ласков и нежен в семейной обстановке и серьезен в деловой сфере. Поэтому его речь меняется вместе с его настроением и обстоятельствами, является выражением его истинного «я», его позиции по отношению к окружающим людям.

Человек может не выражать всех своих мыслей словами, но ведь речь - это не только набор слов и выражений. Речь - это еще и интонация, обозначающая не только то, что сказал человек, но и то, как он это сказал. И это тоже является отражением отношения человека к другим людям, предметам или событиям. Поэтому в каждый момент речевого высказывания человек показывает себя, рассказывает о себе и своем отношении к происходящему, ведь речь - это и есть он сам.

Е. Прокушкина (11 класс)

Эссе на тему «Тип моей речевой культуры»

специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать» и многое другое - у меня отсутствуют. Значит, протестировав себя, как носителя литературного типа, я могу сказать, что и сюда не отнесу себя.

Рассмотрев все тесты, могу сказать, что, скорее всего, мне подходит средне-литературный тип. Здесь я набираю больше высоких баллов. Но это не значит, что меня удовлетворяет этот тип речевого общения. Прочитав работы О. Б. Сиротининой « Основные критерии хорошей речи» и И.А. Стернина «Типы речевых культур», я для себя решила, что нужно стремиться к элитарному типу речевой культуры.

Речь - это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения - как говорить, потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение - это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи - это доступно каждому. И я считаю, что для этого не обязательно иметь высшее образование. Мы, русские люди, должны стремиться к образцовой речи.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.

В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою ду­шу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о но­вогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельст­вуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «...пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цвето­чек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное от­ношение девушки к родным. Она очень чуткая и вниматель­ная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «ба­бушка болеет, а ей... хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.

Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».

Вариант 2

По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь - важ­нейшая часть не только нашего поведения, но и нашей лич­ности, нашей души, ума».

В самом деле, одной из главнейших характеристик чело­века является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.

В рассказе Б. Екимова речь девушки - яркое тому под­тверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» - говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» - счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», - радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высве­тили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.

Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.

Вариант 3

В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не слу­чайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.

Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта - заботли­вая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).

Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее от­ношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выра­жает значение последовательности событий («Он любит чи­тать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все ду­шевные качества и чувства девушки - это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.

Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.

В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утвер­ждавший, что «наша речь - это важная часть нашего пове­дения, личности, души и ума».

Текст для работы

(1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Вол­гограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся - за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, люд­ские селенья - все в снегу. (З)Живи и радуйся.

(4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом - сля­котный перрон, под ногами - жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...

(Ю)Потом - больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... (11)К вечеру наглядишься, наслушаешь­ся, устанешь, еле бредешь.

(12)Снова - метро, его подземелья. (13)Выберешься от­туда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.

(14)Так и текла моя московская жизнь: за днем - день, за неделей - другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограби­ли...

(20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.

(22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты - словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.

(25)- Подарки пора покупать... - сказала одна из них. (26)- А чего дарить? (27)И все дорого.

(28)- Ты еще подарки не приготовила?! - ужаснулась другая девчушка. (29)- Когда же ты успеешь?!

(30) - А ты?..

(31) - Ой, у меня почти все готово... - восхищенно за­стрекотала девчушка. (32)- Маме я еще осенью купила до­машние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины... (34)А там - войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубень­кой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось - картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! - голос ее прозве­нел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая де­вушка. (39)Лицо живое, милое.

(40)- А дедушке я прямо в этой электричке подарок ку­пила, - продолжался рассказ. (41)- Он любит читать де­тективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет та­кой довольный! - прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)- А бабушке... (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!

(49)И снова - счастливый смех. (50)Лицо девушки све­тилось радостью, глаза сияли.

(51)- А папочке... (52)У нас такой папа хороший, рабо­тящий. (53)И я ему подарю...

(54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...

(57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угады­вая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела на­против, на прощанье сказала:

(61) - Спасибо тебе, милая.

(62) Девушка не поняла, о чем речь, улыбнулась недо­уменно: за что, мол...

;(63)И в самом деле - за что?

(64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая по­дарила надежду и заставила задуматься о добром.

(По Б. Екимову)

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.

Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.

Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) - все это оставляет не очень хорошие впечатления.

Вариант 2

Под словом культура в общем смысле понимается сочетание всего человеческого опыта: знания, мысли, предметы искусства и быта. Как говорится, культура является второй природой, то есть именно благодаря культуре люди и отличаются от животных.

Помимо этого есть и второе понимание термина, когда под культурой понимается освоение всего человеческого опыта конкретной личностью. Проще говоря, культурный человек владеет культурой, то есть разбирается и в искусстве и в повседневных делах, умеет пользоваться текущим опытом человечества. Конечно, сюда относится и язык, культура речи.

Именно речь представляет собой один из наиболее существенных признаков человечества от других живых существ в этом мире. При этом люди обладают образной речью, могут не просто передавать какие-то элементарные сигналы (как, например, пчела, которая в своем танце рассказывает, где растут лучшие цветы, остальным обитателям улья) но и фантазировать, использовать логическое мышление и многое другое. По сути, обладание умением пользоваться речью и делает человека более человеком, а отсутствие такого умения приближает ближе к животным.

Мы можем видеть много красивых и интересных людей с приятным обликом, но зачастую, стоит только немного пообщаться, наблюдаем полное отсутствие культуры речи. Такие люди умеют выражать только простейшие эмоции и мысли, не умеют пользоваться богатством языка и выражать собственное мнение, а зачастую вообще такового не имеют, так как не могут нормально пользоваться словами.

Внешне перед нами люди. Однако, когда мы приглядываемся, по сути, перед нами оказываются существа ближе к животным, просто в человеческом обличье. Ведь, как выяснили ранее, именно культура, в том числе и культура речи, представляет собой типично человеческий признак.

Он дается не сразу. Ребенок не обладает культурой речи, только школьник начинает в этом осваиваться и учится верно пользоваться языком. Поэтому культуру речи нужно постепенно и стабильно развивать.

В этом не просто возможность лучшей коммуникации с людьми и другие полезные умения, но и более глобальная цель. В этом заключается движение каждой личности от своего сугубо примитивного животного опыта к опыту подлинно человеческому и возвышенному.

Сочинение рассуждение Культура речи

Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.

В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.

Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    П.И. Бобчинский - второстепенный герой комедии. Он довольно зажиточный помещик и благодаря своему стремлению к сбору всевозможных сплетен, один из первых узнает новость о приезде ревизора

  • Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

    В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности

  • Образ и характеристика Дефоржа в романе Дубровский Пушкина

    Главным и одновременно второстепенным героем произведения «Дубровский» является преподаватель – француз Дефорж, который выполняют ключевую роль в романе. Впервые учитель появился на станции в доме у смотрителя

  • Осень всем известна как очень дождливая пора. Не всем приятно после не длительной прогулки приходить домой в промокшей насквозь одежде

  • Сочинение Дядя Хвост в рассказе Муму Тургенева (характеристика, описание, образ)

    Дядя Хвост относится к числу второстепенных героев произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Хвост – это один из крестьян, принадлежащих пожилой барыне. Служит этот человек буфетчиком.