Язык жестов и мимики или психология лжи. О чем говорят жесты, мимика и язык тела человека с точки зрения психологии

На что обращают внимание, когда составляют первое впечатление о человеке? В голову приходят разные варианты: одежда, телосложение, тембр голоса, поведение и… лицо. Да, на нем люди задерживают взгляд дольше всего. Черты лица являются своеобразной визитной карточкой и выдают полный набор характера человека. Некоторые в этом засомневаются, пока не вспомнят, что лицо состоит из мышц. А часто используемые мышцы оставляют на лице отпечаток прожитых эмоций и чувств.

Лицо расскажет не только о характере - оно откроет истину, если появился повод сомневаться в правдивости; передаст настоящие эмоции при лицемерии и, главное, лицо не обманет, в отличие от слов. В этом направлении психология шагнула далеко вперед. Теперь у каждого желающего, появилась возможность развить способность понимать невербальный язык человека.

Чтобы научиться читать сигналы лица и тела, для начала найдите ответ на вопросы - что такое мимика и как она связана с речью. В сети много информации на эту тему, но не вся она правдивая и исчерпывающая. В этом случае, лучше брать уроки у профессионалов в области психологии, чтобы не отложить в памяти бесполезный мусор.

Стоит обратить внимание на немецкого тренера по управлению - Веру Биркенбил. Она добилась успехов в области изучения работы мозга и разработала уроки на основе своих исследований.

Ее книга «Язык интонации, мимики и жестов» составлялась на протяжении нескольких лет, где Биркенбил озвучила результаты наблюдений и экспериментов с мимикой и жестами. Поэтому книга дает подробное описание процессов, происходящих с лицом и телом, когда человек испытывает эмоции.

Биркенбил относит к определению мимики изменения, которые происходят на лице, в том числе и психосоматику, движение головой, направление взгляда и позу.

В легкой и понятной форме, автор закладывает фундамент для понимания языка тела: книга построена в виде игры «вопросы и ответы». Дается определенная информация, а потом задания для закрепления. Вера Биркенбил описывает типы эмоций, а потом предлагает выбрать семейную фотографию и прочитать эмоции у всех членов семьи. Так что с помощью этой книги, новичкам станет гораздо проще шагать дальше и узнать, какие тайны скрывает психология.

Мимика и жесты в общении

Язык жестов и мимики сложен, поэтому одной книги недостаточно, чтобы верно его понимать. Часто выражение эмоций смешанное - в один момент появляется сигнал злости, тут же радости, а через секунду удивления. Так что, выделяя конкретную эмоцию, остается только угадывать, что же чувствовал человек на самом деле. Поэтому, после изучения основы, нужно научиться соединять все сигналы человека в одно целое.

Рассмотрим основные эмоции лица, часто присутствующие в разговоре:

  • Удивление. Является внезапной и короткой эмоцией. Мало кто знает, что удивление нейтрально, оно не относится к определению радости или печали. Дело в том, что на человека влияет следующая эмоция, которая заменяет удивление за доли секунд.

Признаки: Эмоция затрагивает три части лица и отличается внешними особенностями. Глаза широко распахиваются, при этом нижнее веко остается расслабленным. Слегка приоткрываются губы, и брови высоко поднимаются. Сдержанными людьми удивление выражается только бровями при нейтральном лице.

  • Страх. Ярко переживаемая негативная эмоция, которая вызывает изменения в организме человека. Кожа бледнеет и покрывается потом, резко увеличивается пульс, а руки вздрагивают. Эта эмоция сковывает человека и ему трудно двигаться. Страх истощает изнутри, поэтому он не может переживаться долгое время.

Признаки: Глаза открыты и напряжены. Нижнее веко немного подтянуто вверх. Брови приподняты, но не так сильно, как в случае с удивлением. Губы напряжены, и уголки губ опускаются вниз. Если о страхе говорят только глаза, значит страх слабый или контролируемый.

  • Отвращение. Люди по-разному переживают эту эмоцию. У одного она вызовет тошноту, а второй только слегка скривит лицо. Часто отвращение испытывается вместе с гневом. Гнев появляется на что-то или кого-то за вызванное отвращение.

Признаки: Главным образом отвращение передается носом и ртом - приподнимается верхняя губа, что приводит к сморщиванию носа. При сильном отвращении рот открывается, резко обозначая носогубные складки и напряженные щеки.

  • Гнев. Относится к опасным эмоциям, потому что провоцирует на причинение вреда. Во время вспышек гнева, эта эмоция перекрывает разум, и человек совершает поступки, о которых потом жалеет. Также, гнев влияет на соматические процессы организма - кожа краснеет, выделяются вены на лице и шее, а тело наклоняется в сторону обидчика. Продолжительность гнева зависит от самообладания. Чем сильнее внутренний контроль, тем меньше времени уйдет на то, чтобы прийти в себя.

Признаки: Обычно участвуют все части лица. Брови сдвигаются и образуют складки на лбу. Глаза могут быть прищурены или широко открыты. Рот либо плотно сжат, либо напряжен, словно человек хочет закричать.

  • Радость. Позитивная эмоция, от которой люди испытывают удовольствие. Значение радости у всех разное и вызывается в четырех случаях: Приятные ощущения; облегчение; улучшение; возбуждение.

Признаки: Губы растянуты, и уголки приподняты вверх. Щеки напряжены, носогубные складки явно обозначены, а на висках образованы морщинки.

  • Огорчение. Вызывается тремя причинами - разочарованием, утратой и ощущением безнадежности. Протекает пассивно. Лицо бледнеет, плечи опускаются, голова свешивается на грудь, а губы и щеки отвисают под действием собственной тяжести. Действие огорчения или печали может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет.

Признаки: Внутренние уголки бровей приподняты, веки расслаблены, уголки рта опущены вниз или дрожат.

Некоторые эмоции человека могут переплетаться друг с другом и образовывать смешанные. Например, злость может одновременно появиться вместе с печалью и отвращением. Тогда следует обратить внимание на мимику и жесты, которые появились в последнюю очередь.

В зависимости от искренности этих эмоций, различают виды мимики:

  • непроизвольная (вызванная рефлекторно);
  • произвольная (сознательная или как элемент искусства).

Жесты и мимика влюбленного мужчины

У человека, проявляющего симпатию, меняются мимика, жесты, интонации, поза и движение. Мужчина сам не понимает свои невербальные сигналы симпатии, но женская натура к ним очень восприимчива, поэтому женщина первая разгадывает, что означают эти сигналы.

  • Когда мужчина находится рядом с привлекательной ему женщиной, его тело неосознанно разворачивается в ее сторону. Он хочет казаться лучше, поэтому приглаживает волосы, поправляет часы, галстук или смахивает несуществующие пылинки с одежды.
  • Один из самых ярких жестов симпатии, это закладывание большого пальца за ремень брюк, чтобы придать значение своей половой принадлежности. Также он подчеркивает физическую силу перед женщиной, за счет занимаемого пространства - держит руки на бедрах или вытягивает вперед ноги.
  • В разговоре его интонации станут более низкими и грудными, а контакт глазами увеличится. Симпатия повлияет и на мимику. Мужчина станет чаще улыбаться, порой даже напряженно, глаза распахнуться шире и приоткроются губы.

Женская психология намного сложнее, поэтому она использует больше завлекающих приемов, начиная от поправления прически до покачивания бедрами и интимных взглядов.

Сериал «Обмани меня»

Для таких любителей снят научный сериал «Обмани меня», основанный на исследовании профессора Пола Экмана. Этот сериал является сложной работой, где ключевая нить психология людей и раскрытие преступлений, с помощью чтения мимики и жестов. Если прочитать книгу Пола Экмана по Теории Лжи, то можно лучше понять, что означают те или иные моменты, характеризующие сериал.

Главный герой уверен, что определение лжи видно в каждом человеке. На основании едва заметных признаков - мимики лица, интонации и жестов, доктор и помощники помогают в расследованиях полиции. Они анализируют, о чем говорят поза, учащенное дыхание и сердцебиение. Сериал наглядно показывает, что скрывает психология человека и как вычислить ложь, с помощью внимательного наблюдения.

Умение разбираться в мимике и жестах позволит изменить и вашу жизнь. Вы улучшите отношения с коллегами, станете ближе к родственникам. Научитесь отличать правду ото лжи и добьетесь успехов по карьерной лестнице. Удивительно, что каждый третий человек не придает значения этим навыкам.

Тем более что способов для получения информации достаточно много – книги, журналы, интернет, фильмы, документальные программы и даже сериалы. Не нужно идти на жертвы, чтобы сделать жизнь лучше - откройте новую страницу книги, и жизнь откроет новую страницу для вас!

Профессор Балязин Виктор Александрович , Заслуженный врач Российской Федерации, Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Мартиросян Вазген Вартанович

Профессор, Доктор медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней РостГМУ с 1958 года, Врач невролог высшей квалификационной категории

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Фомина-Чертоусова Неонила Анатольевна, Кандидат медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, Врач невролог, эпилептолог высшей квалификационной категории

Эмоции - это форма реакций отражающих состояния нервной системы и настроение человека, возникающих в ответ на различные влияния внутренней и внешней среды организма. Эмоциональные реакции следует рассматривать как одну из форм приспособления организма к условиям существования на основе эволюционного подхода. Дарвин разработал теорию о происхождении эмоций, изучил анатомо-физиологические основы и выражения эмоций, установив при этом, какие мышцы лица и туловища принимают участие в осуществлении эмоциональных реакций. Дарвин выделил 3 основных принципа эмоциональных выражений: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитеза, 3) принцип непосредственного влияния общего возбуждения нервной системы. Дарвин показал генез различных эмоций животных и человека с позиций теории эволюции. Нервный субстрат эмоций связан с корой головного мозга и подкорковыми образованиями (таламусом, гипоталамусом, стриопаллидарной системой), действующими в тесной взаимосвязи между собой. Отдельные подкорковые системы имеют свою специфику. Зрительный бугор дает эмоциональную окраску различного тона и степени, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталамус регулирует вегетативные, сосудистые, нейро-эндокринные функции и метаболизм при эмоциональных состояниях. Болевая эмоция вызывает приспособительные движения, предохраняющие от боли,- напряжение мышц, позу или положение туловища, плач, стон, крик и вазомоторные расстройства.

В. И. Ленин говорил, что диалектический путь познания истины, познания объективной реальности осуществляется переходом созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Такова закономерность и эмоциональных реакций при влиянии внешней среды.

Умственная деятельность поддерживается эмоциональным тонусом, что соответствует высказыванию И. П. Павлова о том, что подкорка заряжает кору. Эмоции играют большую роль в жизни человека. Эмоциональные реакции связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями, т. е. с познавательным процессом. Вот один из примеров влияния эмоций на умственную деятельность. Майер, открывший закон превращения энергии, поехал в Индонезию в качестве пароходного врача. Он писал, что с такой любовью взялся за работу по исследованию закона превращения энергии, что мало интересовался частью света, которую проезжал, и, оставаясь на борту, беспрепятственно отдавался работе, причем чувствовал такое вдохновение, какого ни раньше, ни позже этого времени не ощущал. При поведенческих реакциях эмоции проявляются двояко: 1) как формирование потребности, выражающееся в ожидании, беспокойстве, и 2) как осуществление потребности, связанное с чувством приятного, удовольствия, наслаждения. Эмоции разделяли на отрицательные и положительные. Среди эмоций выделяют печаль, испуг, тревогу, страх, страдание, смущение, гнев, разочарование, горе, радость, любовь, волнение и др. Во время эмоций изменяется тонус поперечнополосатых мышц, происходит спазм или расслабление гладких мышц, колебания артериального давления, изменения позы туловища и координации движений, расстройства обмена веществ. Эмоциональные выражения человека проявляются на ранней стадии развития организма. Так, первичные эмоции (плач, улыбка) обнаруживаются у новорожденного ребенка. У плода, преждевременно изъятого по медицинским показаниям и помещенного в благоприятные условия циркуляции и питания, наблюдаются мимические проявления. На прикосновение щетинкой к верхней губе появляется гримаса, сходная с мимическими реакциями взрослого человека, выражающая отвращение, брезгливость, чувство неприятного. У плода можно наблюдать выражение «скорби», всхлипывания. Маленький ребенок выражает свое недовольство плачем и громким криком. Постепенно ребенок начинает сдерживать свои чувства. Взрослый человек при болях стонет, плачет. Мимика с момента рождения развивается и совершенствуется. У взрослого человека плач бывает не только от боли, но и от радости. Моторика человека изменяется с возрастом. Гипоталамус, четверохолмие, ядра лицевого нерва составляют анатомический субстрат, который участвует в осуществлении мимических реакций, проявляющихся взаимосвязанно с деятельностью коры головного мозга. Экстрапи- рамидная система влияет на тонус мимических мышц, темп их деятельности, интенсивность их иннервации, а также автоматические и выразительные движения. Непосредственным выразителем мимики является мускулатура лица. Мимические мышцы, иннервируемые лицевым нервом, выполняют различные функции, что обусловливает все многообразие мимики. В мимических выражениях принимают участие также глазодвигательные нервы. В мимической деятельности важна соразмерность движений, которая обусловлена комплексными сочетаниями мозжечковой системы с вестибулярными и сенсорными механизмами.

Вольтер в стихотворении «Неудавшийся портрет (маркизе де Б.)» так выразил сочетание различных эмоциональных нюансов: «Легко ль писать с тебя портрет: строга и весела, капризна и сурова, шалуньей кажешься, но нет, себе наперекор ты благонравна снова». И. М. Сеченов в «Физиологии нервной системы» описал мимические акты, отметив роль врожденных сочетанных движений, показал, что они имеют рефлекторный характер. Всякое мимическое движение лица И. М. Сеченов рассматривает как конец рефлекса, осложненного психическими элементами.

Изучая эмоции, П. Ф. Лесгафт показал значение развития и воспитания, т. е. роль факторов внешней среды, в выражении эмоций. М. И. Аствацатуров разделил эмоции на корковые и подкорковые. Е. К. Сепп высказал положение, что сокращения мимических мышц во время эмоций имеют биологическое значение и создают благоприятные условия для мозгового кровообращения.

Кеннон считал, что физиологической основой эмоций являются нервные процессы, происходящие в зрительном бугре. По И. П. Павлову, физиологической основой эмоций служит не только подкорка, но и кора головного мозга. Во время эмоций происходят изменения дыхания, кровообращения, гормональных функций, состава крови, содержания сахара в крови, симпато-адреналовых веществ. Воздействуя на эмоциональную сферу, можно вызвать изменение физиологических функций, связанных с нашими ощущениями. Путем воображения удается реализовать внушение. Например, представьте себе, что я держу в руке лимон, у которого отрезана одна долька. Я продолжаю резать ножом, с которого капает капля лимонного сока, следующую дольку, причем кожа лимона разрезается с трудом, выжимается косточка, которая падает на блюдце с несколькими каплями сока, затем я отрезаю дольку лимона и продолжаю дальше резать лимон, а у самого при виде этого появляется ощущение кислого во рту и выделяется слюна. Разве вы не ощутили кислоты во рту, если детально воображали себе эту картину?

Многие из вас, вероятно, могли пережить эмоцию страха высоты, когда появляется боязнь, неуверенность, головокружение, иногда чувство тошноты, т. е. эмоция страха с вегетативно-висцеральными проявлениями.

Подкорковые узлы являются центрами важнейших безусловных рефлексов. Благодаря тесному взаимодействию коры головного мозга и подкорки происходит возбуждающее влияние из подкорковых узлов на клетки коры головного мозга и динамика их при ослаблении корковых функций. И. П. Павлов приводил наблюдение военного невроза, при котором бывший командир, засыпая, начинал кричать, махать руками или ногами, отдавал приказы, командовал- словом, переживал сцены войны. Нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессом в коре головного мозга приводит к возникновению отрицательно окрашенных эмоций. Необходимо подчеркнуть ошибочность взглядов Фрейда, который считал либидо основой эмоций. И. П. Павлов писал, что поведение животного складывается из балансирования раздражительного и тормозного процессов, приуроченных к различным агентам. Если вызвать раздражительный процесс и затем ограничивать его тормозным процессом, то животное, испытывая трудность, начинает визжать, лаять, рваться из станка. Наши чувства приятного, неприятного, ощущение легкости и трудности, радости и горя, торжества и отчаяния связаны с изменением нервной динамики в коре головного мозга и подкорке. Чувство всегда сильнее рассуждений (Моруа). Возникновение сильных контрастных переживаний, эмоциональные переживания, которые проявляются у человека при выполнении сложных задач, И. П. Павлов объяснял явлениями взаимной индукции. Эмоции оказывают влияние на способ заучивания путем использования зрительных, слуховых, кинестетических стимулов. У одних запоминается задание при включении зрительных образов, у других - при выключении. Образования и изменения динамических стереотипов, ломка их и сопровождаются эмоциональными проявлениями. При возобновлении временной связи, т. е. при воспоминании о пережитой эмоциональной реакции (обида и др.), могут вновь возникнуть волнения, измениться выражение лица и обычно появляются соответствующие вегетативные проявления на лице и во внутренних органах (сердце). П. К. Анохин создал теорию эмоций, положив в основу ее представление о целостности физиологических образований, осуществляющих эмоциональные реакции. С биологической точки зрения считается, что положительные эмоциональные ощущения закрепляются как механизм, поддерживающий организм на оптимальном уровне.

Значение второй сигнальной системы для возникновения и изменения эмоционального состояния человека, роль слова как раздражителя выявляется в экспериментальных и клинических наблюдениях. Слова - не только возбудитель эмоциональных переживаний, но и раздражитель, вызывающий вазомоторные и другие вегетативные реакции. При внушении можно выявить сосудистые реакции на лице, изменения сердечной деятельности,.. дыхания, пульса, газообмена, функций желудочно-кишечного тракта, мимики и другие проявления, наблюдающиеся при эмоциях. Процессы, происходящие в коре и подкорке, являются физиологической основой эмоций. Эмоциональные реакции осуществляются при участии ретикулярной формации мозгового ствола. Кора головного мозга получает информацию о происшедших в организме реакциях, связанных с эмоциями, в результате чего возникают ощущения приятного удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Разрушение подкорковых образований приводит к нарушению внешнего выражения эмоций. Гесс и сотрудники, раздражая гипоталамус, влияли на поведение животного. При удалении коры головного мозга у «таламических» и «гипоталамических» животных Бард установил, что болевое раздражение дает более отчетливое внешнее выражение ярости и гнева. Новейшими данными установлено участие в процессе эмоций амигдалярного комплекса (рис. 47, А), гиппокампа, коры поясной извилины, орбитальной коры и других областей головного мозга, в частности активирующего влияния ретикулярной формации мозгового ствола (рис. 47, Б). Эти образования являются посредниками между гипоталамусом и корой головного мозга в формировании эмоций. Импульсы к лимбической системе идут от ретикулярной формации; другой путь более сложный: от таламуса в гиппокамп, отсюда по волокнам свода в мамиллярные тела гипоталамуса и далее по мамил- ло-таламическому тракту в переднее ядро таламуса и затем в лимбическую извилину.

Амигдалярное тело связано с подкорковыми узлами и корой головного мозга и может играть роль облегчающего или

Рис. 47. Взаимосвязи коры и подкорки.

А - некоторые связи амигдалярного тела с подкоркой и корой: 1 - лобно*

теменная доля; 2 -■ височная доля; 3 - островок; 4 - амигдалярное тело;

б - хвостатое тело; 6 - гипоталамус; 7 - ретикулярная формация;

Б - влияние ретикулярной формации мозгового ствола: влияние на кору го-
ловного мозга (а), на тонус мышц (б), на сердечно-сосудистую систему (в),
на симпатико-адреналовые функции (г); В - нейро-эндокринные взаимосвязи
и их роль при эмоциях.

тормозя щего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния. Лимбическая система, имеющая отношение к эмоциям и внутренним органам, получает сигналы, идущие через ретикулярную формацию и гипоталамус, и это влияет на проявление эмоционального состояния. Экспериментально при электрических воздействиях на глубинные структуры мозга можно вызвать различные эмоциональные проявления в зависимости от локализации раздражения, силы, частоты и продолжительности действия тока. При электрических раздражениях глубинных структур мозга выявляется усиление эмоционального фона или развитие патологического эмоционального состояния, не связанного с предшествующим настроением. Установлена корреляция между изменением эмоционального состояния и характером электросубкортико- граммы гиппокампа, перегородки и других структур головного мозга. К эмоциям относятся переживания сладострастных ощущений, приятные ощущения, при которых возникает влечение к их повторению. Иногда эмоции проявляются в виде «беспричинной радости», «безотчетного страха» «беспредметной тоски». Для понимания физиологических основ эмоций имеет значение учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, различных в зависимости от силы раздражительного и тормозного процессов. Лица сильного неуравновешенного типа с сильным раздражительным процессом и слабым тормозным процессом (безудержный тип) при неблагоприятной ситуации реагируют бурно, проявляют аффективные реакции с гневом и яростью. При эмоциональных перенапряжениях у них легко возникают растерянность, неуверенность в себе, отчаяние. Лица сильного уравновешенного типа с выраженным раздражительным и тормозным процессами сдержанно реагируют на случившееся и быстро находят выход из затруднительного положения. Сильный уравновешенный спокойный тип высшей нервной деятельности характеризуется достаточно хорошо выраженными раздражительным и тормозным процессами, причем тормозной процесс преобладает над раздражительным. Лица уравновешенные обдумывают каждый шаг и в результате принимают правильное, твердое и обдуманное решение. Таким образом, от типа высшей нервной деятельности зависит эмоциональная реактивность. Индивидуальные различия характера и силы переживаний связаны с особенностями взаимодействия сигнальных систем. И. П. Павлов выделил художественный, мыслительный и промежуточный типы. Одним из важных выражений эмоциональных состояний являются изменения сердечно-сосудистой деятельности. При положительных эмоциях артериальное давление вследствие увеличения работы сердца и сосудов повышается, не оставляя значительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) происходит возбуждение деятельности сердца и сосудов и остается большой след после эмоциональной реакции. Такое отличие связано с особенностями отрицательных эмоций: с генерализованным распространением возбуждения и последующей задержкой выравнивания метаболических сдвигов. При отрицательных эмоциях особенно выявляются функции гипоталамуса и

неспецифических ядер таламуса, ретикулярной формации (рис. 47, В), т. е. систем, которые участвуют в осуществлении реакции «напряжения». Адреналовая система вовлекается не только гуморальным путем, но и через ретикулярную формацию, симпатическую систему и через связи гипоталамуса с гипофизом (адренокортикотропный гормон стимулирует симпатико-адреналовую систему на периферии). Эмоциональные напряжения, волнения, «эмоциональный стресс» играют большую роль в патогенезе гипертонической болезни, висцероспазмов и дискинезий, нейродерматозов, коллагенозов, вегетативных дисфункций, неврозов. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона при отрицательных эмоциях вызывает артериальную гипертензию и может вызывать гипертонические пароксизмы и кризы. Фагоцитарная активность лейкоцитов изменяется при неврозах, болевых раздражениях и волнениях (например, у студентов во время экзаменов).

Кеннон считал, что вегетативные реакции, возникающие при эмоциональных напряжениях, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. В выражении эмоции участвуют респираторные функции (учащение и углубление дыхания), секреторные функции («губы пересохли» и др.), деятельность сфинктеров желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей и кишечника). Эмоциональные потрясения могут вызвать повышение температуры тела (нарушение терморегуляции, осуществляемой гипоталамусом). Иногда во время эмоциональной реакции человек дрожит, иногда ощущает, что «в жар бросило». Нам нередко удается задержать внешнее выражение эмоций (мимика, речь п др.), но на вегетативные, висцеральные и гормональные (адренергические и др.) проявления трудно повлиять. Эмоции можно рассматривать в эволюционном плане как полезные приспособительные реакции.

Внешним выражением эмоций являются мимика, жесты, поза туловища, моторика. И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Мимические выражения очень вариабельны и по малейшим изменениям мимики можно выявить изменение настроения и эмоционального состояния человека. Первичная интеграция эмоций связана с подкорковыми образованиями и особенно с ядром лицевого нерва, при участии которого реализуются мимические выражения. Па основе связей коры и подкорки с лицевым нервом формируются различные нюансы мимики, при посредстве которой человек проявляет многообразие эмоциональных выражений. Мимика верхней части лица в основном проявляется в наморщивании лба, подъеме бровей кверху, нахмуривании. Дарвин придавал лобной мышце

характер настороженности при явлениях опасности. При напряжении внимания появляются вертикальные складки посередине лба. Нередко при аффекте у человека появляются вертикальные складки лба над переносицей. В покое эти складки разглаживаются. Изменение горизонтального или вертикального расположения бровей наблюдается при эмоциональных выражениях горя, заботы, страдания. Художник имеет также свой стиль, «почерк». Прекрасное выражение мимики страдания представлено в картине Делакруа «Резня в Хиосе», в скульптурной группе «Лаокоон», где изображается страдание в результате борьбы со змеями.

Эмоциональные выражения проявляются не только мимикой, но и состоянием глаз. В картине Веласкеса «Иннокентий X» (1650) художником отражен зловещий взгляд, выражающий хитрость, властность, проницательность, скрытность. Характер взгляда, положение бровей, величина и равномерность глазных щелей, направление взгляда (в сторону, вверх, прямо), блеск или тусклость глаз изменяются при внешних выражениях эмоций. Взгляд может быть зорким, сосредоточенным, холодным, тоскливым, печальным, задумчивым, умоляющим, радостным, лукавым, завистливым, заискивающим, укоряющим, суровым, нежным, гордым, ласковым и т. п. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстым дано большое количество оттенков выражения глаз, отчетливо передающих различное эмоциональное отношение человека. Выражение лица слепого человека застывшее, неподвижное, взгляд устремлен вдаль. Зрачки могут отражать различные нюансы эмоциональных переживаний. В глазах можно увидеть выражение испуга, печали, радости, горя, безучастия («глаза спят»). Во многих художественных произведениях можно найти яркие выражения: «по глазам прочел», «негодующий, суровый взгляд и губы плотно сомкнуты», «выражение глаз говорило». М. Горький описывал глаза: обиженные, грустные, злые, утомленные, влажные. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В ней всегда поражало выражение глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир». Шопен в дневнике писал, что «в моих глазах отражались ее глаза, теплые, страстные…». «Ее ласкающие взоры отуманили меня» (Ж. Санд).

В нижней половине лица наиболее активно мимика осуществляется в движениях рта. Плотно закрытый рот, стиснутые зубы, крепко сжатые губы выражают определенность и решимость, целеустремленность. Расслабление рта в результате снижения тонуса соответствующих мышц вызывает мимику, указывающую на снижение активности человека. Л. Н. Толстой так описал мимику при волнении: «Щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались» («Война и мир»), Бальзак описал мимическое выражение при тревоге: «Незаметная морщинка, прорезавшая белое лицо, еле уловимое подергивание лица, слегка нахмуренные брови, почти неприметно вздрагивающие губы».

В мимических реакциях иногда угол рта принимает большое участие. Опущение угла рта Дарвин оценивал как рудимент плача. В. М. Бехтерев придавал значение для оценки тонуса состоянию углов рта: при подавленности, тоскливом настроении, депрессивном состоянии и при плаче от боли, горя, радости углы рта опущены. Обратите внимание на известную картину А. Г. Венецианова «Гадание на картах» (1842). Гадающая сосредоточенно смотрит на карты, думает, ищет разгадку, а другая с любопытством и нетерпением ждет ответа (рис. 48).

При состоянии радости, бодрости отмечается определенная собранность, хороший тонус мимических мышц и выравнивание углов рта. При смехе углы рта оттягиваются назад и кверху. Иронический смех сопровождается «искривлением» одного угла рта (функция треугольной мышцы нижней губы). Изменение положения рта может указывать на внешнее выражение эмоций, сопровождающихся насмешкой, сарказмом. Круговая мышца рта вызывает проявление мимики, сопровождающейся смехом. Смех, переживаемый внутри, проявляется закрытым ртом, радостным выражением глаз, иногда в сочетании с мелким дрожанием нижней части лица. Мимическое выражение смеха многообразно. Различают характерный, выраженный, полноценный смех (смех «от души») и абортивный, подавленный, когда человек не хочет смеяться, но из вежливости поддерживает радостное настроение, которое имеется у собеседника. Улыбка, как и смех, может быть различной. При улыбке углы рта растягиваются в сторону. Улыбка может быть торжествующая, когда человек одержал какую-то победу, нежная, добрая при виде ребенка, злобная при виде врага и т. д. Изучение эмоциональных проявлений, отмеченных у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир», позволило выделить около 100 оттенков улыбки человека.

Прекрасное изображение эмоции радости и счастья представлено во всемирно известной картине Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Рисуя, Леонардо заставлял развлекать Монну Лизу пением и шутками, чтобы на лице ее не было отпечатка грусти, и ему удалось запечатлеть нежную улыбку (рис. 49). И. Е. Репин дал прекрасное изображение различных эмоций в своих картинах (рис. 50, А). К таким шедеврам можно отнести его знаменитую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В картине обращает на себя внимание эмоция смеха на лицах всех изображенных запорожцев. Смех II. Е. Репин выразил различно: то в виде лукавой усмешки, то в виде громового хохота. Смех показывает уверенность запорожцев в своей мощи, и этим выражаются патриотические чувства (рис. 50, Б).

В портретной живописи знаменитых художников имеется много ярких образов, в которых отражены переживания и эмоциональные выражения. Так, на портрете старика Рембрандт изобразил лоб с глубокими морщинами как результат глубоких раздумий и забот, шдумчиво устремленный вперед взор, отражающий сосредоточенность и усталость, и характерные, натруженные руки. В общем облике показана мудрость и внутренняя сила. В. И. Суриков написал прекрасный портрет «человека с больной рукой, который замкнут.

углублен в свои переживания» («он смотрит на зрителя, но не общается с ним»). Под глазами лежит тень, выступают скулы, щеки запавшие. В. И. Суриков страдал болезнью сердца и умер через 3 года после того, как написал эту картину, в которую вложены его мысли о болезни. В портрете Ф. М. Достоевского, написанным В. Г. Перовым, раскрываются эмоциональные переживания великого русского писателя - певца униженных и оскорбленных, обладавшего огромной силой ума и чувств. Выражение лица характерное: нахмуренные брови, устремленный вперед, сосредоточенный взгляд, сжатые губы, впалые щеки, согнутая поза туловища и выразительный жест рук (пальцы охватывают колени). В этом портрете показаны страдания, мучительные переживания и напряженная работа мысли. При эмоциях имеет выражение пантомимика, т. е. сочетание движения туловища и лица. Так, при большом горе страдание выражается пантомимикой: голова и плечи опущены, спина сгорблена, руки безвольно висят вдоль туловища. Напротив, у человека в радостном состоянии повышена двигательная активность, он возбужден; больной много говорит, усиленно жестикулирует, вскакивает с места и опять садится, ходит по комнате и т. п.

В процессе жизненного опыта вырабатывается способность управлять своими чувствами, сдерживать эмоциональные реакции, человек научается владеть собой. Так, удается подавлять чувство приятного при беседе и поддерживать разговор, не выявляя своего’ отношения. Для того чтобы не расстроить близкого человека, иногда пытаются скрывать свои чувства, и лишь по выражению глаз можно заметить волнение, недовольство или раздражение. Мать В. И. Ленина М. А. Ульянова, приходя на свидание к детям, находящимся в тюрьме, держалась ровно, не выдавая волнения, глядела на детей решительно и спокойно. На свидании с Анной Ильиничной Ульяновой она не выдала горя матери и не рассказала о казни Александра.

Жесты наряду с мимикой, изменением позы туловища применяют актеры для создания у зрителей правдоподобных выражений переживаний человека. Жесты, темп, приемы разговора, манера интонации играли большую роль в истории французского театра. Шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, соразмеряй жесты со словами, слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы». К. С. Станиславский создал систему, в которую включается внутренняя и внешняя работа актера над собой и над ролью, выработка техники выражения эмоциональных состояний, позволяющие вызвать творческое самочувствие и сделать установку моторики, соответствующей передаче внутренних переживаний. Станиславский так охарактеризовал портрет дирижера А. Г. Рубинштейна, созданный Репиным: «Огонь взгляда, движения мышц лица, рук, туловища, вызывавшие бурные порывы и страстную игру оркестра».

Жесты иногда красноречивее слов. Людям, и не только музыкантам, свойственно дирижировать. «Возьмите пианиста, говорит И П. Павлов, вся его механическая выучка, все его движения осно паны на бесконечном числе временных условных рефлексов, происходящих от двигательного аппарата рук и пальцев».

Для выражения эмоций большое значение имеют голос, тон. На это обращал внимание еще В. М. Бехтерев. Эмоциональные выражения варьируют в зависимости от тембра, интонации, силы, выразительности речи. Голос может быть ласковым и, наоборот, суровым, неприветливым. Одно и то же слово изменяет свое эмоциональное значение в зависимости от выразительности, с которой оно произнесено. При неуверенности голос человека звучит робко, нерешительно. Напротив, человек, убежденный в правоте, говорит громко, четко, мягко приводит необходимые доказательства. А. С. Макаренко не случайно писал, что он сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, выработал у себя нюансы в постановке лица, фигуры, голоса. Бернард Шоу считал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 оттенков слова «нет», а написать эти слова можно только одним способом.

Музыкальная речь и меняющийся тембр и ритм могут передать внутреннее переживание. Музыка играет большую роль в создании эмоциональных переживаний. Так, в опере сочетаются вокальные мелодии, инструментальная музыка, хореографическое искусство. Выразительность пения, художественность театральных образов, красота декораций создают определенные эмоции. Ритм, темп, гармония, интонация голоса, музыкальная выразительность и мелодия - все это имеет эмоционально-выразительный смысл. В операх Глинки, Чайковского, Верди и др. язык мелодий вызывает эмоциональные переживания. Впечатления от просмотра кинокартины, концерта, театрального представления зависят от воздействия на наши эмоции раздражений, влияющих на зрительный, слуховой анализаторы и специальные зоны в коре головного мозга, реализующие музыкальные эффекты при включении таламо-подкорковых центров, дающих своеобразную выразительность эмоциональным проявлениям. Художественные образы на сцене созданы Ф. И. Шаляпиным, который прекрасно владел голосом, ритмом, пластикой, дыханием, умением подать звук.

В искусстве можно найти прекрасные примеры, отражающие роль эмоций и их внешних проявлений. Выдающийся испанский живописец Гойя, основоположник реализма, открывший путь Домье, Курбе, Мане, выражал эмоции художественным приемом в «капри- чос» (рис. 51, А, Б). И. Крамской искал выразительности эмоций в картине «Неутешное горе». Многие картины художника волнуют и вызывают эмоциональные реакции. В литературе много ярких примеров описания эмоциональных состояний. Альфонс Доде (автор Тартарена из Тараскона», «Короли в изгнании»), страдавший резкими болями, так описал болевую эмоцию: «Боль вползает во все, что я вижу, в мое воображение и в мои рассуждения. Это полное насыщение человека болью». Студентам и врачам важно знать примеры преодоления отрицательных эмоций. Писатель Н. Островский, потеряв зрение и страдая резкими болями в конечностях, писал, что <41 постепенно стал так устанавливать свою психику, чтобы не заме-

Рис. 51. Картины

Гойи.

А - «Сон разума рожлает
чудовищ»;

Б яг «Сон о лжи и непо-
стоянстве»,

чать донимающих его болей, и добился того, что мог выключать боль на любом участке тела. Работая над собой, он научился переключать сознание, не обращать внимания на «крики тела».

В живописи Леонардо да Винчи выработал приемы, пользуясь которыми можно показать мимику и движения тела, характерные для различных эмоций. Большое значение имеет жест в рисунках Делакруа Соколова-Скаля, Брюлова (рис. 52, А, Б, В, Г) и др. Многие крупнейшие художники создавали образцы жеста, отражающего эмоции. Большое разнообразие жестов представлено в замечательных работах Родена, Боттичелли и др. (рис. 53). К. С. Станиславский придавал огромное значение жесту, и это запечатлено в его фотографиях в различных ролях (рис. 54).

При эмоциональных напряжениях нарушается нервная и эндокринная регуляция, изменяется состояние сердечно-сосудистой системы, дыхание, секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта, температура тела и др. Роль эмоциональных потрясений и нервно-психических перенапряжений обнаруживается в генезе нарушений мозгового и коронарного кровообращения. В развитии некоторых соматических заболеваний имеют значение длительно действующие эмоциональные перенапряжения, например при гипертонической болезни, стенокардии, язве желудка, сахарном диабете, нейродермите и др.

При многих заболеваниях мимика и глаза отражают эмоциональное состояние больного. Страдания и болезни ярко переданы в произведениях многих писателей. И. С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» талантливо описал выражение больной бронзовой болезнью: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая кожа - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не

Рис. 53. Выражение эмоций в скульптурах и картинах известных художников.

а -.«Мысль» Родена; б - «Мыслитель» Родена; в - «Ромео и Джульетта» Родена;

г - «Покинутая» Боттичелли.

Рис. 54. Жесты и поза, выражающие различные эмоции.

а - К. С. Станиславский в роли Гаева; б - доктора Штокмана; в - Фамусова;
г!- Аргона; д, е - позы рук К. С. Станиславского в связи с эмоциями.

только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится… силится и не может расплыться улыбка. Голос словно испарялся из едва шевелившихся губ. Темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами».

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» ярко описал болезнь князя Андрея: «Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом». Нарушение мозгового кровообращения так описано Л. Н. Толстым: «С графом Безуховым сделался шестой удар. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился, из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение… В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение». Реактивное состояние Наташи Ростовой описано так: «Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтоб^1 из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее». В романе «Анна Каренина» так описана болезнь Анны: «Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом… Весь день был жар, бред и беспамятство. К полночи больная лежала без чувств и почти без пульса… К утру опять началось волнение, живость, быстрота мысли и речи, и опять кончилось беспамятством». Образно дана в романе характеристика физических страданий Кити Щербацкой, Алексея Вронского и других персонажей: «Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда Кити стояла посреди комнаты… Она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами». Л. Н. Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этим он показал разнообразие отрицательных эмоций. Так, у больных инфарктом миокарда в глазах можно найти выражение страха, тревоги. У Поля Сезана, который страдал сахарным диабетом, были красные воспаленные глаза, одутловатое лицо, слегка сизый нос, особое выражение лица. Расстройства моторики

Рис. 55. Мимика больных с различными формами заболеваний.

и дрожательный паралич; б -опухоль лобной доли; в - судорога взора при пар-
кпнсонизме; г - атеросклеротический паркинсонизм; д - псевдобульбарный паралич;
«* атеросклеротический гиперкинез лица; ж - герпетический менингит; з-аневризма
правой внутренней сонной артерии; и - атеросклеротическая хорея.

бывают при поражениях лобных долей (изменение мимических движений, апраксия, психомоторные нарушения). На рис. 55, 56, 57, 58, 59 показаны изменения мимики у больных с различными заболеваниями нервной системы.

Мимика нарушается у больных в коматозном состоянии. Нами установлено, что, несмотря на утрату сознания, рефлекторно могут выявляться мимические автоматизмы. Так, при нанесении чрезмерно болезненных раздражений у больного в коме возникают эмоциональные реакции, которые обычно проявляются также при сохранности сознания: расширяется зрачок, появляется мимика страдания, иногда стон. При давлении в надглазничной точке или при вытягивании вперед нижней челюсти возникает мимическая реакция. При раздражении слизистой оболочки носа ваткой, слегка смоченной нашатырным спиртом, появляются чиханье и мимическая реакция, при перкуссии по скуловой дуге возникает движение лицевых мышц на стороне раздражения. При выраженной коме лицо больного ами- мнчпое, взгляд безучастный, веки полузакрыты, зрачки узкие, <: углублением комы черты лица заостряются, взгляд становится стеклянным», зрачки расширяются, появляются вегетативные реак-

Рис. 58. Лица больных миопатией.

а, б - Ландузи-Дежерина; в. г - Эрба.

ции на лице (лицо чаще бледное, цианотичное, нередко пепельно- серое). При травмах головного мозга выпадают мимические реакции, как и при других коматозных состояниях. Динамика мимических расстройств зависит от глубины комы, степени повреждения головного мозга и локализации поражения. При опухолях головного мозга отмечается заторможенность, оглушенность, при которой на лице появляется выражение сонливости, апатии, безразличия, но при опухолях лобной доли больные бывают расторможены, склонны к шуткам, эйфоричны, некритичны к своему состоянию.

Мимические расстройства особенно наблюдаются при поражении лицевого нерва. Лицо при мимических движениях перекашивается в здоровую сторону. Кожные складки, особенно лобные, сглаживаются или исчезают на пораженной половине, угол рта опуска-

Рис. 59. Различные фазы выражения лица у больной с боле-
вым тиком при невралгии тройничного нерва.

ется, щека при выдохе отдувается в результате атонии мышц и при дыхании парусит. Глазная щель на стороне поражения лицевого нерва бывает шире (парез круговой мышцы глаза), моргание становится резким. При зажмуривании глаз на пораженной стороне глазная щель не смыкается, вследствие поражения круговой мышцы глаза (заячий глаз) остается белая полоска склеры (симптом Белла). При взгляде вверх образуется более широкая полоска склеры между нижним веком и роговицей (симптом Негро). При попытке крепко зажмурить глаз из положения с опущенными веками (при парезе) здоровый глаз закрывается, а на больной стороне верхнее веко стремительно поднимается вверх (симптом Дюпюи-Дютана). Иногда возникает парадоксальное приподнимание века на пораженной стороне при взгляде вниз и при желании крепко закрыть глаз (симптом Дюпюи-Дютана-Сестана). Активные мимические движения на стороне поражения значительно ослабевают. Появляются маскообразность половины лица, и при улыбке и смехе еще резче выявляется асимметрия лица.

Своеобразно изменяется мимика больного при лицевом гемиспазме. Судороги появляются в группе мимических мышц и постепенно распространяются на всю половину лица. Чаще спазм начинается с круговых мышц глаза, затем распространяется на другие мимические мышцы: глаз при этом зажмуривается, носогубная складка углубляется, угол рта оттягивается, кончик носа искривляется в ту же сторону, сокращаются мышцы подбородка и шеи, иногда во время спазма подтягивается кверху ушная раковина. Бровь на соответствующей стороне под влиянием сокращения лобной мышцы поднимается кверху, что в сочетании с зажмуренным глазом производит впечатление гримасы.

При лицевом параспазме судорожно сокращаются круговая мышца рта, лобные мышцы, мышцы щек, подбородка и в связи с этим резко изменяется мимика больного. В некоторых случаях голова откидывается назад, напрягаются грудино-ключично-сосковые мышцы. Эмоциональные проявления (смех, плач, пение) могут прекратить, а иногда, наоборот, спровоцировать спазм мимических мышц. При поражении паллидо-нигральной системы наблюдается акинетико-ригидный синдром, при котором гипокинезия или акинезия сочетаются с амимией. При гиперкинетически-гипотоническом синдроме в результате поражения стриатума возникают различные гиперкинезы, захватывающие мышцы лица и резко изменяющие мимику больного. Могут быть паракинезии и дискинезии. В мышцах лица отмечаются гримасничанье, тики, подергивания. Во время ги- перкинезов искажаются комплексные выразительные движения, при которых в первую очередь страдают тонкие дифференцированные проявления мимики.

Внешние выражения эмоциональных реакций при паркинсонизме следующие: лицо амимичное, маскообразное, рот часто полуоткрыт, иногда изо рта вытекает слюна; речь мало модулированная, монотонная, замедленная, без эмоциональной окраски. Эмоциональные реакции становятся застывшими, например мимика плача принимает тонический характер, продолжается значительно дольше, чем обычно, временами наступают судорожные сведения кверху глазных яблок. Поза больных приобретает характерную форму: голова и туловище согнуты, руки приведены к туловищу. При болезни Паркинсона обращает на себя внимание маскообразность лица, отсутствие выражения радости, печали, изумления и других эмоциональных проявлений. Мимические движения, возникнув, имеют тенденцию к застыванию, отмечается редкое мигание (веки при этом полностью смыкаются). Отсутствует жестикуляция, речь невнятная, тихая, монотонная без модуляций. При хорее Гентингтона нарушается эмоциональная сфера, изменяется настроение, утрачивается эмоциональная подвижность, развивается эмоциональная тупость; на этом фоне возникают порывистость, непоседливость. Отмечаются повышенная возбудимость понижение тормозных процессов, склонность к аффективным вспышкам. Выражение лица отражает эмоциональное состояние больного. Мимика изменяется в связи с выраженными гиперкинезами лица, вызывающими гримасничанье, подергивание носом, сопение, всхлипывания, вытягивание губ трубочкой. Нарушается артикуляция, речь прерывистая, голос глухой.

При миопатиях нарушение мимики проявляется в виде характерного признака (лицо миопата): отсутствие морщин, плохое смыкание век, слабость круговой мышцы рта, выпячивание губ. Из-за слабости мышц невозможны свист, надувание щек, смыкание губ. Речь становится нечеткой, смазанной, больные плохо произносят губные звуки. На лице сглаживаются складки кожи, и больные выглядят моложе своих лет. При хронической прогрессирующей офтальмоплегии лицо приобретает особый вид из-за птоза обоих век. Обычно верхние веки опущены, иногда до уровня зрачков, брови подняты кверху, на лбу из-за сокращения мышц выступают поперечные складки. Выражение лица изменяется и напоминает лицо засыпающего человека. При выраженной офтальмоплегии движения глазных яблок отсутствуют, веки опущены и больной может следить за движением предметов, поворачивая голову в сторону и вверх. Выражение лица изменяется, лицо бывает нахмуренным, иногда пробегает

улыбка при которой, как и при плаче, рот широко растягивается и у глаз образуются мелкие морщинки. Наблюдается недостаточна сосредоточенность внимания и безразличие из-за снижения

‘ аЛЭмоции влияют на течение заболеваний. Продолжительность жизни больных раком больше у тех, кто не знает о своей болезни и спокойнее относится к своему заболеванию, и короче у больных, ко торые знают о болезни и волнуются, тяжело переживая свои страда ния. Эти данные позволили Клоперу определять прогноз продолжительности жизни у больных раком.

С эмоциональной сферой связаны так называемые иатрогенные заболевания (от греческих слов «иатрос» - врач, «геннас» - произвожу). У больных могут возникнуть страх, боли в сердце после неудачно сказанного слова врача. Некоторые больные с неврогенными заболеваниями, ознакомившись случайно с медицинской Документацией начинают создавать у себя ложное впечатление болезн, эмоционально переживают и заболевают неврозом. Поэтому всегда надо предупреждать возможность иатрогении.

Большое значение имеют слова врача, и на этом построен большой раздел психотерапевтического воздействия Современные достижения науки позволяют вести решительную борьбу с «ирраци нальным» в патологии, раскрывать причинно-следственные связи в этиологии болезней и объяснять закономерности возникновения развития болезней с учетом расстройств эмоциональной сферы. l.to- ит задача о разработке нейрофизиологических и биохимического аспектов эмоций с целью тренировки нервных функции преодоления отрицательного действия на организм эмоциональных реакции и выработки путей профилактики нейрогенных заболевании.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Мимика (греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы.

Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995).
Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов.
Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь.
Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях.
Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого.
Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений.

Описание основных экспрессивных комплексов:

1. Внимание к собеседнику:
- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - «я весь внимание”;
- голова наклонена набок - »я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника.
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка;
- неотрывный взгляд на объект гнева;
- шумное дыхание;
- сжатые кулаки;
- обнажение клыков;
- гиперемия склер («глаза налиты кровью”);
- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.
3. Досада:
- злобное выражение лица;
- выражение напряжённой мысли;
- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией).
4. Жеманство:
- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения;
- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане.
5. Зависть (по описанию Овидия):
- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
- бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством);
- отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей.
6. Закрытость:
- скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (»я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”);
- сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
- скрещивание или поза нога на ногу («я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступить в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага.
7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):
- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты;
- поперечные складки на переносье.
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений);
- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют „весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру);
- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет).
9. Недоумение (растерянность):
- застывание на одном месте и в одной позе;
- признаки остановки мысли;
- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать).
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
- плотное сжатие губ;
- напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений.
11. Отвращение:
- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд;
- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости).
12. Открытость:
- развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
- частое поднятие плеч (означает: „всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”);
- расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
- наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения).
13. Печаль:
- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
- в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах);
- глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (»потухший взор”);
- уголки рта опущены («кислое выражение лица”);
- темп движений и речи замедлен.
14. Подобострастие:
- преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
- отсутствие признаков напряжения ума;
- отсутствие признаков напряжения воли.
15. Подозрительность:
- неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение);
- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать);
- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
- признаки злобы.
16. Радость:
- брови и лоб спокойны; - нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
- „гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
17. Раскаяние:
- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (означает просьбу о прощении, помиловании);
- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
- плач с закрытыми руками глазами;
- отдаление от других людей.
18. Расположение к кому-либо:
- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
- рука на груди или „на сердце” (мужской жест честности и открытости);
- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
- закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно.
19. Самоуверенность:
- отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
- гордая, прямая поза;
- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: „тут моя территория, здесь я хозяин”);
- взгляд, исходящий над очками.
20. Скука:
- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют „дневным сном” с пассивным течением впечатлений.
21. Смущение:
- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
- дотрагивание рукой до лица.
22. Сомнение:
- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
- опущенная голова;
- опущенный взор;
- руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
- приподнятые плечи (знак вопроса: „чему тут удивляться?”).
23. Страх:
- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
- рот открыт (»отпала челюсть”);
- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
- напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
- дрожь в руках, ногах, во всём теле.
24. Стыд:
- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
- взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей: ”не вижу, значит, этого нет”);
- умолкание речи (в Библии сказано: ”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано: ”Крадутся люди стыдящиеся”);
- тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаться незаметным, чтобы его не видели;
- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном);
- заикание, спотыкания в речи;
- краска стыда («покрыться стыдом, бесчестием”). „Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций.
25. Тревога:
- беспокойный, бегающий взгляд;
- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.);
- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья);
- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения);
- крики, плач;
- бледность кожи.
26. Удивление:
- высокое поднятие бровей;
- открытие рта;
- разведение рук в стороны;
- сильное напряжение внимания;
- сильное напряжение мысли.
27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали):
- признаки радости;
- признаки печали;
- слёзы.
28. Умственное напряжение:
- две вертикальные складки на переносице;
- нависание бровей над глазами;
- брови из дугообразных делаются горизонтальными.