Народная вышивка. Старинная русская вышивка

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсюду. Не нужно было искать особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры , передники, головные уборы, платки, юбки, платья. Вышитые изделия в повседневной жизни быстро старели, изнашивались и исчезали. Изучением вышивки, как отдельным видом искусства, стали лишь в середине XIXв., поэтому в музеях наиболее ранние образцы относятся только к XVIIIв..

Материал и цвет

Климатические особенности нашей страны не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани были лен и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбеленное полотно служило основой, а нитки из льна и шерсти применяли для вышивки узоров. В XIX в. шерстяными нитками вышивали рубахи, головные полотенца. В ряде мест вышивка шерстью предшествовала вышивке другими материалами.

Основной цвет русской вышивки - это красный цвет со множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависит от материала ниток и ткани (лен, хлопок, шерсть и т.п.), от использованных для них красок (минеральных, растительных, животных). Наряду с красным предпочтение отдают тонам синего, зеленого и желтого. Черный не характерен для русской вышивки. Только в тамбовском и воронежском регионе этот цвет традиционно используют в шитье.

Предпочтение к красному не ограничивает ни выбор других цветов, ни градаций их оттенков. Часто применяли белый цвет или составляли двухцветные сочетания. Общий тон вышивки при этом обязательно оставался радостным и оптимистичным.

Сюжеты и мотивы орнамента.

Разнообразие мотивов русской вышивки велико. Однако чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян, которые гласят о небесном дереве и сидящей на нем птице-солнце. Конь же символизировал видимое движение солнца.

Образ птицы чаще других используется в русской вышивке. Птицы встречаются как часть сложных сюжетов или же из птиц составляют отдельные узоры: виде ряда, где они следуют одна за другой, часто составляют композиции с деревом(кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же наоборот хвостами.




Конь не такой популярный мотив как птица, но тоже довольно распространен. Образ коня с высокой, гордо изогнутой шеей похож на изображения народной глиняной скульптуры. Один из распространенных мотивов - кони по сторонам деревца или растения.



Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX вв. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Иногда дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Вышивка растений, деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, нередко корнями на треугольном основании, которые можно рассматривать как корни, изображенные обобщенно.

Среди цветов особенно часты розы в корзинке, реалистические, натуральной алой расцветки. Розы заметно вытесняют из растительной орнаментики русской вышивки другие растительные мотивы, в частности тюльпан. Это, по-видимому, связано с развитием общеевропейского орнамента, в котором мотив розы распространяется в XVIIIв.





Итак, я рассказала вам совсем немного об отличительных чертах русской вышивки. Эта информация очень поверхностна и не включает всего многобразия орнаментов, узоров и видов вышивки, которые наблюдались в XVIII-начале XIXв. На этом пока все, надеюсь, вам было интересно. Следующая часть посвящена появлению вышивки крестом на Руси.

Список литературы, который использовала привожу ниже. Конечно, сейчас есть и более современные источники информации, но эти книги мне понравились большой детальностью и тщательностью изложения:

  1. Маслова Г. С. "Орнамент русской народной вышивки". М., 1972
  2. Дурасов Г.П. "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке". М., 1990
  3. Богуславская И. Я. "Русская народная вышивка." М., 1972

С давних времен женщины украшали свои наряды различной вышивкой, а для обработки края изделия использовали московский шов. Изначально только обеспеченные люди могли себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками. И только с 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения и так началась . В разных странах имеются свои особенности вышивания. Очень интересна русская народная вышивка , ее принято разделять на два вида.


  1. Городская вышивка;
  2. Крестьянская вышивка.

Владимирская вышивка

Девочки из бедных деревенских семей вышивкой украшали свое приданное (скатерти, полотенца, ). Таким же образом изготавливались и подарки для будущей родни. А вот городские рукодельницы вышивали по своему усмотрению, старались следовать европейской моде, стараясь выглядеть как французская дама..
Россия огромная страна, поэтому русская народная вышивка имела свои особенности в каждой области и даже районе. Принято деление территории России на 2 большие группы в зависимости от способа вышивания:

  1. Северная полоса;
  2. Среднерусская полоса.

Северная полоса включает в себя Владимирскую, Архангельскую, Новгородскую, Вологодскую, Ивановскую и прилегающие к ним области. Отдельно принято выделять владимирскую вышивку.

Центром среднерусской полосы является Москва. Есть даже московский шов, который используется для обработки изделий из деликатных тканей.

Удивительно, но славянская вышивка, которая выполнялась, в основном, крестом, использовалась в качестве оберега. Это очень старинная вышивка. Каждая ее деталь была наполнена особенным смыслом. Орнамент очень разнообразен. Часто вышивали женщину, которую окружали олени. Это была мать Рода. Очень часто она вышивалась на свадебной одежде или на одежде младенцев, чтобы оберегала их от всяких напастей. А вот орнамент русской народной вышивки лельник означал защиту от всех напастей.

Интересно, что когда вышивали крестом красной нитью на белой ткани, то это было символом земли, которая вобрала в себя живительную энергетику солнца.

Особенности вышивки в разных уголках России

Чувашия

Очень трепетно относились к вышивке в Чувашии, это было их отличительной национальной чертой. Для вышивки в таком стилеи

Чувашская вышивка

спользовались нити трех основных цветов: черного, красного и белого. Каждый из них имел свое значение. Красный обозначал стремление к новому, хорошему, белый символизировал чистоту, наивность, а черный служил чем-то вроде рамки.

При этом чувашская вышивка выполнялась без специальных приспособлений, которые могли бы облегчить работу. Девушка просто брала в руки ткань и на ней вышивала. В процессе работы использовалось большое количество швов, в сочетании которые давали интересный орнамент. Интересно, что нитки приходилось окрашивать самим, поэтому сам процесс получения готового изделия довольно трудоемкий, а чувашская вышивка не такая уж и простая. В ее основе лежат самые разные геометрические фигуры, имеющие свое значение. Чаще всего вышивали простым швом, крестом, двусторонним швом.

Карелия

Карельская вышивка

Отдельно стоит сказать о рукодельницах из Карелии. Они тоже довольно много времени проводили за вышивкой. Орнамент, вышитый ими изначально имел религиозное назначение, и только намного проще карельская вышивка стала своего рода искусством. Чаще всего при вышивании здесь используют красный цвет, который эффектно смотрится на белой одежде. Очень часто вышиваются животные и растения, они являются центром композиции.

Карельская вышивка используется для украшений белья, столовых принадлежностей, скатертей. Изделия карельских вышивальщиц имеют большую популярность не только в России, но и в странах Европы. Не раз они удостаивались там самых высших похвал. Эта старинная вышивка претерпела различные изменения, но не утратила своей популярности до сих пор.

Марий-Эль

Если чувашская вышивка изобилует красным, белым и черным цветами, то здесь за основу

Марийская вышивка

берется красная нить. При этом вышивают в основном на домотканой одежде. Это искусство девочка осваивали довольно рано. Узоры были достаточно разнообразны, это и геометрические фигуры, и растения, и животные. Они воплощали надежды человека, его мечты. Особый смысл был у вышитых деревьев, они являлись определенной защитой для семьи. Поэтому марийская вышивка и содержит их так много.

И в настоящее время марийские женщины не забыли все тонкости вышивки, они украшают узорами подушки, накидки, полотенца. Очень часто марийская вышивка используется при украшении одежды звезд эстрады. Основным считался красный цвет, это сохранилось и до настоящего времени.

Калуга

Удивительно, но жители этого небольшого городка вышивали особым образом, что позволило выделить их вышивание в отдельный вид, который получил название тарусская вышивка. Есть у нее и второе название «вырезы». Была создана целая артель, которая вышивала таким способом дорожки, скатерти, полотенца. Позже она переросла в фабрику.

Тарусская вышивка

При вышивке использовались исключительно льняные нити. Была здесь и своя техника, цветная перевить и белая строчка. Тарусская вышивка была основной в Калуге и на прилегающей к ней территории. На изделии вышивались деревья, растения, целые картины. Отличительной чертой было то, что у такой вышивке нет изнаночной стороны. Очень интересны блузы с расшитыми на них птицами, деревьями, цветами. Настоящие умелицы вышивали белыми нитками на белой матери, и те, кто не был знаком с азами вышивки, долго не могли понять, как такое возможно.

А свое начало тарусская вышивка берет в небольшом городке близь Калуги Тарусе. Именно там зародилась такая техника вышивания, оттуда и пошло само название.

Видео: узоры в русской народной вышивке

Орнаменты славянских народов и их обозначение


Вышивка в разных уголках мира

Не только Россия славилась своими вышитыми изделиями, но и мастерицы из различных стран смогли добиться невероятных успехов в этом деле. Украинская и белорусская вышивки наиболее схожис российской.

Белоруссия

Самая близкая к русской белорусская вышивка. Здесь также используют для обработки изделия, выполненного из тонкой ткани,московский шов. Основной отличительной чертой является строгий орнамент. Украшались холщевые изделия: рубашки, скатерть и полотенца. Орнамент довольно строгий, преобладают геометрические фигуры. Для украшения полотенец очень хорошо подходит вышивка болгарским крестом.

Украина

Украинская вышивка

Не стоит забывать, что украинские мастерицы создают уникальные вышитые шедевры. Чаще вышивали на рукавах рубашек и блуз, воротничках, подолах. Любили украшать вышивкой полотенца и наволочки. Очень часто вышивали крестом. Красивый орнамент можно увидеть по вороту рубах.

Каждая украинская область, как и в России, имеет свои отличительные черты в вышивке. На Полтавщине отдают предпочтение белым ниткам. Очень редко используют красные и серые. Остальные цвета не используются совсем. В Харьковской и Донецкой областях вышивают преимущественно крестом. В полесье любят вышивать красными нитками на серо-белом фоне.

Украинская Киевщина известна растительными мотивами (виноградная лоза, хмель). Популярны здесь черный и красные нити. А вот в Подольске более сложная техника, цветовая гамма разнообразнее.

А вот украинская свадьба предполагает, что одежду необходимо расшить веточками калины, так как она символизирует продолжение рода. Или сделать . Каждое растение, вышитое на одежде несет свой смысл. Лилия значит невинность и чистота. Хмель – молодость. Павлин – жизненная энергия. Но самой любимой птицей считается ласточка. Очень красива вышивка болгарским крестом.

Вышивка в Европейских странах

Не стоит забывать, что и в Европе много сторонников вышивки. Более того, именно они были в свое время законодателями моды на расшитые одежды. При этом их вышивка значительно отличалась от русской и украинской.

Одной из самых красивых и интересных считается итальянская вышивка. Но имеет она и другое название, связанное с место ее наибольшей популярности флорентийская вышивка. Здесь используются нитки различных цветов, узоры формируются из зигзагов, которые напоминают языки пламени. Вышивка получается как бы нарисованной, так как берутся разные оттенки одного цвета, что придает композиции естественность. При этом вышивают одним видом стежков – прямым вертикальным. Вот только можно варьировать его длину.

В свое время в итальянском стиле были расшиты одежда придворных и находящихся у власти особ. Она очень пришлась по душе семейству Медичи. А вместе с этим флорентийская вышивка завоевала популярность и у простых граждан.

Характерная особенность такой вышивки полное покрытие изделия стежками. На нем не должно быть ни одного пустого места. Все заполняют цветные нити, для обработки изделия используется московский шов, так как он очень тонкий.

Некоторые считают, что правильней было бы говорить венгерская. Так как происхождение вышивки неизвестно, и ее родоначальницей может быть и Венгрия. Изначально для вышивки использовалась красивая ткань, которая приходила с востока. Нити тоже были высокого качества. Простым людям такое удовольствие было не по карману.

Французская вышивка

Еще одной страной, поклонницей вышивки, является Франция. Эта законодательница мод не могла остаться в стороне, и флорентийская вышивка прочно вошла в жизнь французов. Но вместе с тем, у них сформировалось и свое направление в вышивке.

Это очень нежная вышивка, здесь не пользуются крестом, основной стежок узелок. Он еще очень похож на миниатюрную розочку. Он может быть вышит отдельно, например, небольшой бутон, а можно французским стежком вышить и весь узор. Чтобы французская вышивка поучилась аккуратной нужно знать одну особенность. Когда вышивается один стежок, его следует закрепить, а вот если несколько, то этого можно не делать, нить следует к следующему стежку с изнаночной стороны.

Индийская вышивка

Вышивка народов мира

Индия

Но не только в Европе и России вышивали, очень интересна вышивка народов мира. Например, одной из наиболее древних считается индийская вышивка. До сих пор там сохранилась традиция вышивать узоры на свадебных нарядах. А вот свадебную шаль начинают вышивать в очень раннем возрасте, потому что узоры украшают ее всю. И на это понадобится не один год. Как и для , необходимо мвстерство и терпение.

Китай

Как не красива венгерская или индийская вышивка, но самая старинная вышивка китайская. Мастера из Китая давно известны своим умением. Если они что-то начинают делать, то пытаются достичь идеала. Такая особенность их менталитета.

Раньше только обеспеченные люди могли приобрести работы китайских мастеров, так как стоили они довольно дорого. Китайская вышивка имеет отличительную черту – использование шелковой нити. В бразильской вышивке также используются нити из шелка. Они очень тонкие и сама ткань очень нежная, для ее обработки лучше всего использовать московский шов.

Сучжоуская вышивка

Каждая китайская провинция имеет свои особенности выполнения вышивки. Так, сучжоуская вышивка требует усидчивости. Она является настоящим произведением искусства. Для работы берутся тонкие иглы и шелковые нити. Тщательно выполняется каждая деталь. Шелковые нити переливаются, создавая красивый эффект. А при смене освещения меняется и оттенок. Это очень красиво.

Сучжоуская вышивка очень древняя, ей более 2000 лет. Вышивку выполняют гладью. Опытные мастерицы могли вышивать с двух сторон. Сучжоуская вышивка не просто двух сторонняя, так как при работе не было видно узелков. С разных сторон вышивались разные орнаменты. Но они имели одинаковую форму. Здесь надо быть художником, чтобы изменить сам рисунок, но сохранить его очертания.

Не только сучжоуская вышивка прославила Китая, здесь много провинций, которые имели уникальную технику вышивания. Китайская вышивка из провинции Хунань известна одухотворенностью работ.Все рисунки яркие, имеющие насыщенные цвета и приближенные к реальности. Если вышиты животные, то кажется, они сейчас побегут, а птицы полетят. Вышивать можно не только гладью, но и крестом. Тогда китайская вышивка будет смотреться немного подругому.

Бразилия

Бразильская вышивка

Удивительно, но и бразильянки не остались в стороне от этого рукоделия. Бразильская вышивка также использует шелковые нити. При работе используется несколько видов стежков:

  1. витой шов;
  2. наборной стежок;
  3. петличный.

Каждый из них используется для вышивки определенного узора. Элементы,которые содержит бразильская вышивка,очень похожи на настоящие, у них присутствует объем.

Как и многие, имеет бразильская вышивка и отличительные черты в основе вышивки лежат цветы, для вышивания которых использовались специальные длинные иглы и искусственный шелк. А вот китайская вышивка отдает предпочтение натуральному шелку.

Более доступная, но не менее красивая якобинская вышивка. Здесь также изображаются растения, животные, оригинальные узоры, но только используются более доступные шерстяные нити. Но больше всего якобинская вышивка содержит цветов.

Якобинская вышивка

Рисунок фактурный, это объясняется и разнообразием швов, вышивают и крестом, и гладью, и другим швами, а также особенностью шерстяных ниток. Свое распространение якобинская вышивка получила благодаря низкой стоимости шерстяных ниток, которые никак снижали качество работы.

Имеет якобинская вышивка и второе название «крюил». Оно произошло от названия пряжи, смотанной особым образом.

Можно бесконечно долго говорить о различных направлениях вышивки. Каждое из них имеет свои особенности. И для освоения новой техники придется подучиться. Современная вышивка крестом довольно проста, и подходит для начинающих мастериц. Научившись ей, можно будет осваивать и более сложные техники, например вышивку болгарским крестиком.Древнерусская вышивка очень красива, и ей тоже не сложно научиться, но тут стоит помнить, что каждый орнамент имеет свое значение.

Следующая запись Урок объёмной вышивки в технике бути

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:

К первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

Ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными , швы второй группы - свободными.

К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы - вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись


Пример

Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.


Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест , двусторонний иодносторонний , в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом , обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест .

Простой крест


Двойной крест

Двусторонний крест

Односторонний крест

Тамбовский крест

Крест является самым распространенным видом вышивки. Выполнять его можно как по канве, так и по рисунку, ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды или ее деталей, для украшения столового, постельного белья.

Набор

"козлик" "косичка"

Счетная гладь

Швы народов Поволжья - "косая стежка", звездочка, спираль

"косая стежка"

«Косая стежка» глухой односторонний счетный шов.
Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины

"спираль"

"звездочка"

Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой, которая накладывается на сетку, полученную путем продергивания нитей ткани в двух направлениях - по утку и по основе. Строчевые узоры не расположены на поверхности ткани, а как бы изменяют ее структуру.

Строчевые узоры

Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Они называются вышивкой. Кроме уже рассмотренных выше швов для вышики есть еще и вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счетные швы, например орловский спис, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному кругу, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

Владимирские швы

Для узоров, рисуемых свободным движением руки, используют мотивы растительного характера, животных и человека в весьма условной трактовке. Такие узоры выполняются контурными и гладьевыми швами.

К контурным швам относятся: тамбурный шов, стебельчатый шов, косичка, козлик, шнурок; к гладьевым - белая гладь, владимирские швы, александровская гладь, русская гладь и атласное шитье.

Тамбурный шов

Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо понимать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь - о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ- ГАРМОНИЯ»


Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»

Для кого : для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Значение : гармония.

Особенность этой вышивки : активность земной мужской силы.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо - призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину : лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»



Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого : для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки : преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины - суженного.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»



Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «полуромб»

Для кого : для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки : преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Схема народной вышивки «Лучшая доля»

Символы народной вышивки :

  • «Полрепья - Предок»
  • женский символ «Ромб»
  • женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
  • знак Богини - Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь

Для кого : для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров : просьба - уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки : в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь - всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину - просительницу.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.



Народная вышивка России «Благополучие»

Символы народной вышивки:

  • Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
  • Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
  • Знак Богини Мать - Сыра Земля, дарующей благополучие
  • Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение

Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать - Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Народная вышивка России «Доспехи предков»

Символы народной вышивки:

  • знак «Крючки - Кони»
  • знак «Орепий - Предок»
  • Бога Перуна «Перунов цвет»

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства - Орепий - Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА

Давно у нас просят схемы обережной народной вышивки показать. Мы их собрали по северным деревням и наконец-то с вами делимся этим знанием.

Все это - северный обережный крест, самый сильный защитный символ. Можно вышивать его привычным крестиком, а лучше - северным наборным (счётным) швом.

Помните главное правило обережной вышивки: всё должно быть натуральным, начиная от ткани и ниток, и заканчивая иглой. Лучше всего подойдут для этого иглы из кости или из латуни .


Обратимся теперь к ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Коль скоро не дождались мы смысла и интересной информации, так может быть какими-нибудь изображениями покормимся за наши кровные 760 рублей?
И здесь мы сталкиваемся с совершенно отсутствующей культурой подрисуночной подписи. Просто не подозревала, что она может вот так начисто отсутствовать. Даже и не припоминаю, чтобы мне встречались в столь объёмистых книгах такие случаи.
Это первая иллюстрация книги:

Подпись гласит: "Фрагмент рязанской вышивки".
Сначала я не поняла, а потом, разглядевши повнимательней, увидела, что это, вероятно, современная копия. Очень похоже, что копия сделана весьма тщательно и близко к оригиналу. Кстати, как интересно и поучительно было бы поместить для сравнения в том же масштабе скан с первоисточника! Спрашивается, а нельзя в подписи отразить статус предмета? То, что это СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ какого-то реально существующего предмета столетней, наверно, давности? Догадайся, мол, сама?
Вот и догадываемся:

Подпись: "фрагмент полотенца".
Сразу вопросы. А какого времени вышивка? Ну ясно- около 100 лет.
А какой регион?
А где находится предмет - в каком-то музее(каком?), в частном собрании?
А это вообще вышивка? Может быть, это браное ткачество, которое, как известно, топологически эквивалентно вышивке набором?
А если это вышивка(ведь книга посвящена вышивке), то почему это вышивка? Откуда следует, что это - не браное ткачество? По каким признакам это следует определить?
Ни на один из этих вопросов ответа мы не найдём.
Я считаю, что работа по доскональному разбору предмета и его реконструкции и есть самая настоящая научная работа в этой области, скромная, но НАСТОЯЩАЯ. Но это уже с нашей колокольни - колокольни тех, кто народное искусство действительно бескорыстно любит и ХОЧЕТ ЗНАТЬ.
В раздельчике про тамбовскую вышивку на одной странице помещены ещё вот такие три изображения:


Подписи
к верхнему: Полоса геометрического орнамента (ритм формы)
к среднему: Диагональное движение мотива в полосе
к нижнему: Орнамент со стилизованными женскими фигурами.
Ни слова о том, что два верхних изображения - это фотографии, а нижний - рисунок(кстати, очень хороший рисунок).
О двух верхних предметах опять не сказано, что это - современные копии (очень хорошие копии, кстати). А почему приведены изображения именно копий, а не подлинников? Что это за подлинники? Какое назначение было у предмета, часть головного убора, или что? Где находятся эти подлинники - в каких музеях-собраниях? Опять же интересно было сравнить копию и оригинал. И ещё у меня один вопрос - а внутри этих зигзагообразно расположенных фигур в чёрном контуре - точно ли там было только два цвета - коричневый и горчичный. Не было ли там серебряной нити, которую за неимением заменили горчичными нитками. Я почти уверена, что S-образный элемент там присутствует и должен хорошо читаться глазом. А на копии его можно прочесть только зная, что он там есть.
Действительно, сравнивая этот фрагмент с фотографиями моей драгоценной тамбовской полосочки легко можно видеть, что орнамент этого фрагмента - половина орнамента моей полосочки(если этот орнамент разрезать пополам по горизонтали).
Ещё вопрос - а коричневый монолит половинки восьмирожковой фигуры ничем не разбит? На подлиннике не было никаких вкраплений?
Ответов нет, потому что нет изображений очень интересных предметов, которые были доступны тем, кто выполнял копии. Но ведь это интересно только нам, кто бескорыстно любит народное искусство.
Ещё одна горестная история - орловский спис. В очень рыхлом по содержанию раздельчике, посвящённом орловской вышивке, приведено несколько изображений вышивок такого характера, по котором трудновато было бы выводить какую-нибудь определяющую эти вышивки совокупность признаков. Собственно они и не выводятся. Всё это находится в раздельчике 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани). Да вот незадача - и сетка там тоже есть. И ещё одна замечательная картина:

Действительно - картина, ведь это всего лишь зарисовка (фрагмент зарисовки или зарисовка фрагмента) загадочнейшего и таинственнейшего орловского списа.
Загадочно тут всё:
- загадочны сами мотивы орловского списа - одного из самых наиархаичнейших канонов русской народной вышивки
- неизвестно, что за предмет был зарисован. Надпись проста до неприличия: "Вышивка "орловский спис"". Это полотенце? Где этот предмет находится - в каком музее-собрании???
- неизвестно, почему нельзя было ради издания такой "солидной" книги перефотографировать его??? Ведь до сих пор нигде невозможно найти просто приличных изображений этого изумительного канона, который культурному человеку должен был бы быть доступен и знаком также как и стихотворения Пушкина?
- и почему после этого орловская вышивка(как-то так вся) значится в разделе 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани)??? Геометрический-то он геометрический(разделки), вот только внутри очерченных вольным контуром загадочных форм.
Горе-классификация.
Немного больше повезло любителям народного искусства с изображениями, относящемися к одному из каргопольских канонов.
Есть здесь и современные копии:

Подпись: "Единичный изобразительный мотив". Опять беда. Ничего не сказано про то, что копия. И ничего про то, что за предмет скопирован, где находится подлинник(как повсюду в книге). По смыслу того, что сказано - опять беда. Если книга об орнаменте, то недурно бы тут вспомнить, что такое орнамент. Залезем-ка хоть в БСЭ:
Орнамент-
(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов...
Если мотив единичный, как утверждает подрисуночная подпись, то о каком орнаменте вообще может идти речь? О каком ритме??? На самом деле орнамент здесь есть и далеко не один -он разный в разных элементах этого потрясающего сюжета, столь изощрённо разработанного. В каком смысле понимать "единичный"??? Здесь куча разных мотивов. Но только в орнамент они не складываются, как ни крути. Беда.
Ещё одна картинка каргопрольского канона для истинных любителей народной вышивки - подлинник подзора:


Продолжение вправо на другой странице разворота книги:

Стр.89. Иллюстрация к вологодской строчке по письму(в книге:"вологодское шитье по письму"):

Примеры белых вышивок этого канона экспонируются в музеях и есть в приличных книгах. А вот изображение вышивки с применением красных нитей найти намного труднее. Поэтому я обрадовалась даже этим жалким изображениям. Они мелкие и к тому же одно из них - плохая фотография:

А другое изображение - рисунок, что, конечно, подрисуночной подписи не отражено. Как нет там ничего о том, ЧТО это за предметы и где они находятся ныне(я больше не буду упоминать об этой милой черте стиля автора):

Плохонько? Да уж, неважненько. Да и на том спасибо. Хлебушка нету - лебеду едят, так-то.

Стр.94. Раздельчик "Владимирская гладь(владимирский верхошов)".
Рис.141. Подпись "Динамичный орнамент во владимирской глади" . Соображаю - наверное, плохо продуман был орнамент, потому как если бы был хорошо продуман, то был бы статичным(исходя из предыдущих объяснений автора):

Есть ещё два изображения на эту же тему.
Рис.142. "Симметричное построение ранних владимирских вышивок":

И рис. 143. "Изобразительные мотивы в ранних владимирских вышивках.":

И конечно, нет ни слова о том, что ранними владимирсками вышивками мы любуемся в современных "улучшающих" копиях!
Есть ценная информация:
"Основой для развития этой вышивки послужили немногие дошедшие до нас старинные образцы." Вот оно, наконец! Во множестве книг по рукоделию эта владимирская вышивка упоминается и технически объясняется владимирская гладь-верхошов, но я НИ РАЗУ не видела ей исторических прообразов в этих книгах! Подозревала, что должен был бы быть, но не встречала никаких упоминаний. Однажды, помню, на выставке(кажется, это была "Ладья" 2-3 года назад) я увидела людей, представлявших эту вышивку. Люди были не московские. Я спросила о том, а где бы посмотреть на первоисточники - есть ли они вообще, а если есть, то где? Дама мне ответила, что "есть, в музеях." А когда я попыталась было выведать у неё, в каких же музеях всё-таки есть, она буркнула мне уже что-то почти неприязненно и стала смотреть в какую-то далеко распорложенную точку, давая мне ясно понять, что аудиенция закончена.
А вот теперь ценные сведения: да,во-первых, у так называемой в книгах по рукоделию владимирской глади-верхошва действительно имеется в русской народной вышивке первообраз. Второе, такие образцы действительно где-то имеются. Третье, по-видимому мы созерцаем КОПИИ с 4-х таких образцов. Третье - догадка, поскольку автор нам об этом ничего не говорит. Но и этого уже много.
Помечтаем же о том светлом времени, когда все известные образцы этого, по-видимому, канона русской народной вышивки будут достойно изданы отдельно. Эх, увидеть бы!
Ползём дальше по изображениям.
Любительницы вышивки вообще буду, конечно, очарованы этой замечательной вышивкой на камзоле:

Камзолы эти хорошо известны и часто выставляются. Они великолепны. Но есть вопрос: а причём тут РУССКИЙ ОРНАМЕНТ?
И эта вышивка выше всяческих похвал:

Ладно, не будем определять, что тут русское и насколько оно русское. Вопрос ещё проще: а ОРНАМЕНТ тут причём?
Замечательные свадебные ширинки 17 века. Они известны и по книгам, и по экспозициям.

Кое-что в технике можно понять и по изображениям, но кое-что хотелось бы узнать определённо и окончательно-однозначно. Кто как не люди, выполнившие столь тщательно эти копии (опять примеры приводятся в КОПИЯХ без упоминания об этом), могли бы досконально рассказать нам об этом. Какой интересный и поучительный мог бы быть рассказ! Но увы, его нет. Не будем толковать о том, чего нет. Продолжим обзор того, что есть.
В раздельчике "Композиция изделий квадратной формы" читаем:
"... активная орнаментальная разработка каймы чаще всего присуща квадратной форме изделия, хотя встречается иногда и в прямоугольных скатертях и салфетках(илл.187)..."
А вот и "илл.187":

Иллюстрированное руководство по тому, как убивать народное искусство. Вспоминается несчастный пушкинский (поговаривают, что реального немножко оклеветали) Сальери. Что-то он там, помнится, "разъял" как что-то. Что-то поверял алгеброй. Ну да здесь-то нам до алгебры не дойти, потому как мы уже выяснили - с математикой книжка эта тоже воюет не на шутку.
А теперь - не для слабонервных:
Рис.204. "Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ЖИВОТНЫХ в технике владимирского верхошва". Так уже и вижу я здания боен и цеха по разделке туш. Но рисуночек по детски мил. В самом деле, мы читаем раздельчик "Детские панно":

Уф-ф-ф. Ладно. Переработку животных пережили как-то. Но автор не унимается:
Рис.205. Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ПТИЦ в технике владимирского верхошва". И опять всё так мило! Не пугайтесь, мы просто в галантерейном магазине, в отделе "Всё для рукоделия", рядом мулине и дамские наборчики для вышивки кошечек, собачек и птичек. Отгоните от себя страшные образы мясников, лучше съешьте вкусненькую котлетку:

А что, неплохая участь для народной вышивки - дамские наборы для вышивания. А чтобы дамы вдруг не стали бы о чём-то не том задумываться, например, "откуда есть пошла..." и тому подобное, им обязательно надо предложить ПЕРЕРАБОТАННУЮ ПТИЦУ И ЖИВОТНЫХ, чтобы они сами не трудились, её ощипывая. Пусть кушают на здоровье и ни о чём не задумываются. Главное, не увидели б чего, а то ведь задумаются, почему из сказочно прекрасных вещей понаделали стерильных трупиков.
А вещи действительно были когда-то сказочно прекрасные:

Или вот это:

Что вы там бормочете? Чем вы недовольны? Что-что?
А то, что картинки эти мы уже видели в книге, изданной 24 года назад.Ну да, правильно, то был немножко другой кадр - здесь перчатки-варежки разложили в другом порядке, одну пару убрали и две прибавили. Та картинка была длиной 10см, а эта уже -13см! Прогресс налицо! Не пройдёт и сотни лет, фотография выйдет из разряда "живописная пестрота" и уже можно будет даже и рассмотреть как-нибудь все 10 пар варежек.
Что,пять недовольны? Оказывается фотография с полотенцами в этой книжке на 7 мм меньше по длине, чем та, 24-х летней давности. Беда. Нет, товарищи, теория прогресса отменяется. Тут, похоже, регресс налицо.
Непонятно моей бедной голове, зачем перепечатывать уже известные старые фотографии без улучшения качества, тем более, что никакие специфические свойства-качества предметов, на них изображённых, НИКАК не используются в тексте, а на их месте с таким же успехом могли быть совершенно другие фотографии других вышитых платков(головных полотенец)-варежек. И, конечно, всё это никак не отражено в подрисуночных подписях.
___________________________
Зачем я написала этот обзор об этой тяжёлой книге? Не лучше было бы просто положить её в шкаф? Беда в том, что вот такие книжки, наполненные кучей картинок, которые мы всё равно станем смотреть с голодухи, красиво изданные с "лучшими намерениямии", которые опять привели в ад, продолжают всё то же нехорошее дело. А русское народное искусство продолжает оставаться неизвестным.
Долго ещё мы будем питаться суррогатами.