Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия. Нарушение сна у детей

Считается, что малыши всегда спят крепко и сладко. На самом деле нарушения сна у детей встречаются довольно часто: родители около 20% ребятишек жалуются на то, что их чада с плачем просыпаются по ночам или не могут вечером заснуть вовремя. Беспокойный кроха может серьезно повлиять на здоровье и трудоспособность всех членов семьи. Встречаются и более неприятные патологии, которые свидетельствует о наличии определенных проблем у самого ребенка.

Виды и симптомы нарушений сна у детей

Причины нарушений сна у детей связаны с заболеваниями внутренних органов или непосредственно сбоями в соотношении сна и бодрствования. Последнее нарушение специалисты называют неправильно сформированным паттерном сна. Дело в том, что способность засыпать в определенное время суток и непрерывно отдыхать в течение всей ночи не является врожденной. В период внутриутробного развития она малышу просто не нужна. Младенцы первого года жизни спят по 16-17 часов в сутки, распределяя это время поровну между ночью и днем. Для таких крошек естественно часто просыпаться для приема пищи. Постепенно промежутки между ночными кормлениями увеличиваются, и к полугодовалому возрасту ребенок может спокойно спать с вечера до утра.

Нередко уже после формирования правильного паттерна сна проявляются следующие отклонения:

  • Ночные страхи. Возникают у детей от 3 до 6 лет; мальчики страдают чаще, чем девочки. Ребенок внезапно садится в постели, начинает плакать и кричать. На то, чтобы его успокоить, уходит около получаса. Полного пробуждения при этом не происходит, малыш находится в состоянии полусна. Утром он не может вспомнить ни факт своего беспокойства, ни содержание сна;
  • Ночные кошмары. Могут проявляться у детей любого возраста, но чаще страдают подростки. Ребенок пробуждается полностью и хорошо помнит испугавший его сон;
  • Бруксизм. Малыш во сне крепко стискивает челюсти и скрипит зубами. В этом случае причина нарушения сна у детей точно неизвестна, но, вопреки распространенному мнению, она не имеет ничего общего с глистными инвазиями. Такое расстройство чаще всего проявляется у тинейджеров 12-13 лет;
  • Вздрагивания. Если кроха в возрасте до года часто вздрагивает во сне, родителям стоит насторожиться. Это явление может быть симптомом такой тяжелой болезни, как эпилепсия. В группе риска находятся детишки, родившиеся с гипоксией или имеющие пороки внутриутробного развития;
  • Снохождение (сомнамбулизм, лунатизм). Ребенок проявляет активность во время ночного сна. Иногда это просто беспокойство, но в некоторых случаях малыш встает с постели и ходит по дому. Пробуждения при этом не происходит. Глаза ребенка открыты, движения немного неуклюжи, но он не спотыкается и не натыкается на мебель. Расстройство чаще наблюдается у детишек школьного возраста (преимущественно у мальчиков);
  • Сноговорение. В некоторых случаях проявляется в сочетании с лунатизмом. Ребенок, не просыпаясь, произносит отдельные слова или целые фразы. Речь нечеткая, невнятная. Так же, как при сомнамбулизме, к утру не остается никаких воспоминаний;
  • Ночное недержание мочи (энурез). Иногда причиной этого расстройства являются чисто урологические проблемы, но чаще такое нарушение сна у детей вызывается незрелостью нервной системы. Нередко энурезом страдают ребятишки 6-12 лет с задержкой психического развития. Большую роль в возникновении заболевания имеет наследственный фактор;
  • Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Это расстройство наблюдается у 3% детей и может проявляться в любом возрасте. Симптомы недуга ярко выражены: ребенок во сне дышит ртом, храпит. У грудничков наблюдаются трудности с приемом пищи, у детишек постарше возникают проблемы с обучаемостью, связанные с дневной сонливостью. Причиной недуга часто является увеличение аденоидов и миндалин (аденотонзиллярная гипертрофия). Иногда СОАС провоцируется нервно-мышечными заболеваниями, ожирением или врожденными патологиями;
  • Нарушения инициации сна. Ребенок подолгу не может успокоиться вечером, пытается оттянуть момент засыпания, протестует, просит «еще одну сказку» и т. д. Расстройство обычно наблюдается у дошкольников. Причина – чрезмерная возбудимость малыша, проблемы с адаптацией в детском коллективе, психологический дискомфорт;
  • Ночные пробуждения. Обычно к ним склонны дети в возрасте 4-12 месяцев. Специалисты считают, что в этих случаях развитие расстройства провоцируется неправильным поведением родителей, слишком нервно реагирующих на ночное беспокойство и немедленно бросающихся «утешать» кроху. Для детишек старше 4 месяцев, которые постоянно пробуждаются по ночам, требуя внимания и еды, существует даже специальное определение – обученный ночной плакальщик;
  • Синдром задержанной фазы сна. Чаще наблюдается у подростков. Нарушение связано как с психологическими проблемами взросления, так и с увеличением нагрузок в школе. Расстройство выражается в переносе времени активного бодрствования на ночные часы, сонливости и вялости днем.

Лечение нарушений сна у детей

Если ребенок страдает расстройством сна, родители обязаны срочно обратиться к педиатру, который назначит консультацию специалиста (невролога, сомнолога, отоларинголога) и определит тактику лечения. До визита к врачу необходимо:

  • Начать вести дневник сна. На протяжении недели следует записывать время засыпаний и пробуждений малыша, длительность периодов ночного бодрствования, особенности поведения и т. д.;
  • Оптимизировать режим дня. Необходимо организовывать прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день), осуществлять прием пищи и в одно и то же время;
  • Создать комфортные условия в спальне ребенка. Нужно регулярно проветривать комнату, поддерживать правильную температуру и влажность;
  • Проверить постельное белье и ночную одежду малыша. Они должны быть чистыми, удобными и сшитыми из гипоаллергенных материалов;
  • Уменьшить активность чада в вечернее время, ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры;
  • Проследить за тем, чтобы обстановка в семье была спокойной, дружелюбной и комфортной. Поговорить с ребенком и выяснить, нет ли у него проблем в общении со сверстниками, учителями и т. п.

Лечение нарушений сна у детей в большинстве случаев обходится без лекарств. Иногда расстройство проходит по мере взросления малыша. При ночных страхах, пробуждениях, сноговорении и лунатизме хорошо помогает простой прием – пробуждение по расписанию. Суть его в том, что ребенка будят за 10-15 минут до предполагаемого времени наступления симптома. При лечении энуреза положительные результаты дает использование так называемых сигналов влажности. Детишкам, страдающим расстройствами инициации сна, помогает организация предсказуемой процедуры, именуемой ритуалом засыпания. Синдром задержанной фазы сна можно скорректировать, постепенно сдвигая время начала ночного отдыха.

Нарушение сна у ребенка встречается достаточно часто, с данной проблемой знакомы практически все родители. Причины этому бывают самые разные. Они могут быть вызваны не только возрастными особенностями детей, но и неправильно организованным режимом дня и ночи. Ниже вы узнаете, ребенок плохо спит, часто просыпается, плачет, и как справиться с этой проблемой.

Почему грудной ребенок плохо спит ночью?

К данным нарушениям относятся затрудненное засыпание, прерывистый фрагментарный сон (с пробуждениями), раннее просыпание, ужасные и кошмарные сновидения. В большинстве случаев они свидетельствуют о наличии у дитя невроза и необходимости улучшить психологический климат в семье.

Вопрос, почему ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, волнует родителей вне зависимости от детского возраста, ведь крепкий полноценный сон одинаково важен как для младшего школьника, так и для грудничка. Стоит взять на заметку тот факт, что если дитя плохо высыпается чаще, чем 3 раза в неделю, необходимо посещение детского доктора.

Нарушение сна у грудных детей возникает в случае, если болят живот, голова, или имеются проблемы со здоровьем внутренних органов, нервной системы. Дети плохо спят, когда испытывают физический дискомфорт. Иногда мешают заснуть насморк, боль в горле, кашель.

К причинам нарушения сна у детей относится тревога. Детские переживания часто связаны с психологической обстановкой в семье. Когда родители ссорятся, дитя чувствует их эмоции и само при этом беспокоится, испытывает эмоциональный дискомфорт. Эти переживания сохраняются и во время засыпания. Испытываемое напряжение не проходит, малыш не в состоянии расслабиться и уснуть.

Иногда ребенок плохо спит в периоды, связанные со значимыми для него переменами. Сюда можно отнести отрыв малыша от груди, начало посещения детсада, школы, появление братика или сестрички, домашнего животного, неправильный распорядок дня.

В эти периоды особую важность приобретают контакт матери с дитём, ее внимание к нему. В эти моменты проблемы со сном обычно кратковременные, они бесследно пропадают по мере адаптации малыша к другим обстоятельствам и при достаточной родительской поддержке. Он вновь становится спокойным, сонный режим восстанавливается.

Иногда нарушение ночного сна у ребенка происходит из-за боязни темноты, кошмарных сновидений, а также повышенной детской возбудимости. В этом случае оставляйте на ночь включенным ночник, находитесь рядом с малышом, пока он полностью уснет. Ему нужна уверенность в безопасности, в близости мамы и папы.

Бывает, что ребенок плохо спит ночью, если в продолжение дневного времени суток он подвергался перегрузкам, или для него характерны повышенная эмоциональность, неустойчивость настроения.

Если нарушения сохраняются длительное время, наступает истощение детского организма, как нервное, так и физическое. Малыш выглядит уставшим, вялым, изможденным, ночной сон не приносит полноценного отдыха. Развивается переутомление, которое, в свою очередь, часто является причиной многих заболеваний.

Если малыш не может долго уснуть, часто просыпается и плачет во сне, ходит по ночам, а в течение дня испытывает повышенную сонливость, выясните, что его беспокоит. Если выявлена причина, почему ребенок плохо спит, легче восстановить сон.

Почему месячный ребенок плохо спит, часто просыпается и плачет?

Что нужно знать родителям, если ребенку месяц и он плохо спит? В этот возрастной период сложно переоценить значение здорового и качественного сна, потому что он играет важную роль для развития и роста малыша. Иногда в этом возрасте только начинают возникать проблемы.

В месячном возрасте малыш должен спать 15,5-18 часов (из них 8-10 приходятся на ночное время и 6-8 – на дневное). Нежелательно, чтобы перерывы между снами превышали 1,5 часа. За это время ребенок кушает, его подготавливают ко сну и он засыпает.

Если месячный ребенок плохо спит, возможно, нарушен данный режим и младенец страдает от недостатка сна. В таком случае, первое, что придется сделать, отрегулировать «сонный» режим.

К концу первого месяца жизни у новорожденного происходит скачок в развитии, который в большинстве случаев влечет за собой проблемы с засыпанием и качеством сна. В этот момент организм находится в фазе быстрого созревания, которое затрагивает не только развитие физического тела и органов, но и эмоциональную сферу.

Малыша пугают новые ощущения, поэтому он хочет все время находиться возле мамы, может долго «висеть на груди», больше обычного плакать. Поэтому не удивительно, что в этот период родители чаще всего задаются вопросом, почему ребенок в месяц плохо спит.

Ближе к 1,5 месяцам у грудничка происходит еще один виток в развитии: он начинает лучше видеть, может начать улыбаться, проявляя, таким образом, свою радость. Родители отмечают, что в шесть недель дети могут начать больше плакать и чаще всего приступы плача происходят во второй половине дня вплоть до полуночи.

Поэтому если ребенку месяц и он плохо спит ночью, не спешите бежать к педиатру за волшебными пилюлями, нужно провести наблюдение за малышом, откорректировать время бодрствования и время сна.

В дневное время месячный малыш спит от 4 до 5 раз, длительность сна составляет 40 мин. – 2 часа. Если ребенку месяц, а он плохо спит днем, возможно родителями неправильно составлен распорядок дня, малыш мало бывает на свежем воздухе, время бодрствования больше допустимого.

Чтобы найти причину, можно завести дневник сна. Он поможет определить интервалы сна и бодрствования, количество дневных снов, их регулярность.

Немаловажным является вопрос, почему месячный ребенок плохо спит ночью. Причина может быть в родительских ошибках, которые совершаются по неопытности. В ночное время не стоит будить малыша, чтобы дать ему покушать.

Нет необходимости в это время включать свет или вести себя слишком шумно, когда малыш просыпается. У него должно формироваться понимание того, что ночь – это время для сна и отдыха, а не развлечений. Отличный показатель, если имеется один ночной сон продолжительностью от 3 до 5 часов.

В редких случаях вопрос, почему месячный ребенок плохо спит, требует похода к врачу за ответом, ведь действительно трудности со сном иногда провоцируются различными заболеваниями, нарушениями, отклонениями в развитии.

Поэтому если распорядок сна и бодрствования налажен, малыш получает нормальное количество еды, ему достаточно продолжительности прогулок на улице, но он все равно плохо спит, подолгу не может уснуть, и ситуация не улучшается за пару недель, лучше обратиться к педиатру за советом и исключением развития болезни.

Почему плохо спит ночью и днем ребенок 2-11 месяцев?

Почему ребенок ночью плохо спит и плачет в 2-3 месяца? Для этого возраста характерно увеличение времени бодрствования, дети становятся более активными, начинают с большим любопытством изучать окружающий мир. Количество «сонных» часов сокращаются примерно до 15 (из них 10-11 «ночных» и 5-6 «дневных»).

В этот период происходит резкий скачок в умственном развитии, дети начинают требовать к себе повышенного внимания, больше капризничают и хуже спят.

Если ребенок плохо спит и часто просыпается в 4-5 месяцев, это может быть связанно с новым витком развития. У грудничков в это время происходит открытие мира событий, это значит, что они уже могут строить связь между отдельными событиями, следующими одно за другим. Ручки малыша способны брать игрушки, трясти их, извлекая звуки.

Почему ребенок плохо спит и плачет в 6-7 месяцев? Причин может быть несколько, начиная от прорезывания зубов до новых навыков в физическом развитии. Именно сейчас большинство детей осваивают ползание и сидение. Проснувшись ночью, малыш начинает ползать по кроватке и пытается сидеть, он насколько вовлекается в процесс, что начинает протестовать против укладывания, капризничает и отказывается засыпать.

Ребенок плохо спит просыпается и плачет в 8-9 месяцев? В этом возрасте ребенок по прежнему спит 13-15 часов, но на дневной сон уже остается меньше времени (около 2-3 часов).

Основаниями некачественного ночного отдыха может стать повышенная эмоциональная активность в продолжение дня, которая способствует возникновению перевозбуждения к вечеру. Ночью случаются частые пробуждения, малыш спит поверхностно, может проснуться с плачем и потом долго не засыпать.

Почему еще ребенок плохо спит ночью в данный возрастной период? У малыша происходят резкие изменения в сознании, касающиеся открытия мира категорий и его взаимосвязей. Данные перемены провоцируют появление страха и тревоги, которые могут продовжаться в течение 3-6 недель.

В этот же период дети бояться ухода матери, им кажется, что она может оставить их и не вернуться. Физическое развитие в 8 месяцев позволяет некоторым карапузам вставать, что они с успехом делают ночью, иногда даже не открывая глаз, а лечь обратно спать получается не всегда.

Ребенок плохо спит ночью и плачет в 10-11 месяцев? В этот период некоторые дети осуществляют переход к одному дневному сну, длительность которого около 2-2,5 часов, ночная норма равна 11-12 часам. Возникает страх отделение от матери, дети боятся засыпать, а ночью, просыпаясь, проверяют, рядом ли мама.

Переход к одному дневному сну сказывается на ночном, потому что дети больше устают в течение дня. Чтобы этого избежать, выдерживайте в этот период гибкий режим дня, ориентируясь на состояние дитя. Т.е. в один день может понадобиться два сна, а следующий – один, и так до тех пор, пока не наладится более-менее постоянный график.

Почему плохо спит ночью ребенок после года?

Почему ребенок в год плохо спит ночью, интересуются многие мамы и папы. Годовалые карапузы обычно высыпают в сутки 13-14 часов. Для этого возраста характерными являются проблемы с плохим ночным сном, которые чаще всего связаны с потребностью в повышенной физической деятельности, которую не всегда так просто удовлетворить.

Если ребенок плачет и плохо спит в 1,5-2 года, это может быть связано с тем, что в этот период у него начинает «проявляться» характер, капризы, он может отказываться засыпать не потому что не хочется спать, а для того, чтобы доказать свою самостоятельность и право самому «принимать решения».

Также важно в этот период не поддерживать «ложный» отказ от дневного сна, который вызван сопротивлением любому действию родителей.

В 2-3 года бывает, что ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, даже если до этого хорошо спал. Первая причина – возрастной кризис, для которого характерными являются выраженная самостоятельность, негативизм, отрицание.

Также дети начинают посещать детский сад, адаптация к которому не всегда проходит гладко. От родителей требуется понимание, терпение и демонстрация любви в этот непростой для малыша период жизни.

Почему ребенок плохо спит ночью в 3-6 лет? Оснований может быть несколько. Обычно этот возраст характеризуется «затишьем», но проблемы со сном все же могут возникать. Чаще всего они связаны с тем, что детей «переселяют» в отдельную комнату или большую кровать. Если приходится будить малыша по утрам, чтобы собрать в садик, необходимо перенести время укладывания в ночь на более раннее.

Как видно, существует много причин, почему ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, в каждом возрасте они могут быть разные. Родителям важно следить за признаками усталости, чтобы организовать правильный график отхода ко сну, а также следить за тем, чтобы малыш достаточно высыпался.

Показателем достаточного количества сна является хорошее настроение в течение дня, нормальная активность, любознательность. Хорошо отдохнувший малыш стремится познавать мир, учится чему-то новому, его развитие протекает благополучно, он легче переносит возрастные кризисные периоды.

У такого ребенка крепче иммунитет, хороший аппетит, крепче здоровье, он эмоционально стабильный. По данным медицинских исследований, у детей, которые регулярно недосыпают, часто возникает девиантное поведение.

В любом возрасте не стоит забывать о важности дневного сна. Он обязательно должен быть у детей до 3-летнего возраста, и желательно сохранить его к 7 годам.

Во время дневного сна малыш отдыхает как физически, так и эмоционально, интеллектуально. Если дитя отказывается спать, разрешите ему просто лежать в постели. Такой «тихий час» тоже полезен детскому организму для общего отдыха.

Как сделать так, чтобы ребенок лучше спал ночью?

Как улучшить сон ребенка до года и после? Существует несколько общих рекомендаций для любого возраста, следуя которым, можно качественно повлиять на высыпание малыша. Режим налажен, время бодрствования соблюдается в соответствии с возрастом, что же можно сделать еще?

Запасшись терпением и следуя нескольким правилам, можно научиться тому, как сделать, чтобы ребенок лучше спал:

  1. Учить засыпать самому. При появлении первых признаков усталости необходимо начинать приготовление ко сну и укладывание. Не нужно, чтобы малыш засыпал на руках или с грудью во рту.
  2. Еще одна рекомендация относительно того, как улучшить сон ребенка, касается регуляции активности. В период бодрствования, сразу после того, как наступило пробуждение, необходимо обеспечить веселое и активное времяпрепровождение, чтобы малыш имел возможность потратить достаточное количество энергии. Но не стоит слишком увлекаться: активная фаза должна смениться спокойным бодрствованием, которое предшествует засыпанию. В старшем возрасте в это время можно порисовать или почитать книги.
  3. Как сделать, чтобы ребенок лучше спал ночью – ввести ежедневный ритуал, который будет свидетельствовать о приближении сна. Что именно это будет, решается индивидуально в каждой семье в зависимости от детского возраста (положить игрушки «спать», сказка на ночь, для младенцев – последовательные действия, например, покупали, покормили, спели колыбельную и уложили спать).
  4. Еще один совет, как улучшить ночной сон ребенка, касается дневных прогулок. В любом возрасте малыш должен проводить достаточное количество на свежем воздухе в течение всего года (за исключением неблагоприятных погодных условий).

Как ещё можно улучшить сон ребенка до года и старше?

Как улучшить сон грудного ребенка, если вышеперечисленные советы оказались малоэффективны? В этом случае необходимо обратить внимание на состояние малыша, может его что-то беспокоит или он начинает заболевать.

Если ребенок слишком перевозбужден, не может долго успокоится, можно попробовать давать перед сном успокоительные чаи, которые продаются в магазинах и аптеках. Их может пить и мама, так как ее эмоциональное состояние оказывает прямое влияние на состояние грудничка.

Лечение нарушения сна у детей необходимо проводить с самого раннего возраста, так как установлено, что они закономерно приводят и к нарушениям сна у взрослых.

Дети активно проводят свое время бодрствования, поэтому им крайне необходим полноценный ночной и дневной отдых, что набраться сил и восстановиться. Также во время сновидений мозг малыша занимается «переработкой» полученной информации. Поэтому нередко дети могут смеяться или кричать во сне.

Ближе к 2-летнему возрасту карапузы могут начать видеть кошмары и плохие сновидения. Когда это происходит, обычно малыш истерически кричит и плачет в кроватке, может не узнать родителя или вести себя агрессивно по отношению к нему. Нельзя включать яркий свет, кричать на дитя, дергать его, пытаясь разбудить. Нужно подождать пока он сам успокоится, главное быть рядом.

Первый совет относительно того, как улучшить сон ребенка, касается нормализации распорядка дня. Сюда можно включить правильное перераспределения времени, которое отводится для дневного и ночного сна, потому что «переспавший» днем малыш вряд ли захочет раньше ложиться наночь, или будет спать ночью меньше.

В зависимости от возраста, важно выдерживать правильные интервалы между снами, когда маленький человек бодрствует. Если время сократить, то малыш не успеет достаточно устать, чтобы уснуть нормально, а если «перегулять», это вызывает перевозбуждение и также влечет проблемы с засыпанием. И в первом и втором случае страдает качество сна.

Не менее важными остаются «организационные» моменты, касающиеся микроклимата в детской спальне. Лучше будет спаться в хорошо проветренной комнате с чистым прохладным воздухом, достаточной влажностью и на свежем постельном белье.

Старайтесь укладывать спать каждый день в одно и то же время. В вечерние часы создайте расслабляющую обстановку. Перед сном можно заняться спокойной деятельностью, которая поможет малышу расслабиться. Не позволяйте ему перед сном играть в активные шумные игры, смотреть телевизор или сидеть за компьютером.

Если малыш капризничает и отказывается идти спать, не настаивайте на немедленном засыпании, а просто договоритесь с ним, что он должен выполнить два правила: не вставать с постели и лежать тихо. Ребенок сам не заметит, как уснет. Младенцев рекомендуется перед сном покормить.

В настоящее время существует метод, позволяющий оценить и зарегистрировать составляющие сна человека. Называется он «полисомнография». Используют этот метод, если не удается выявить точную причину расстройств сна.

Из лекарственных средств назначают ноотропные (пирацетам, аминалон, пантогам), растительные успокаивающие (валериана, мята), гомеопатические препараты. Назначить то или иное средство может только врач, предварительно проведя необходимое обследование.

Статья прочитана 6 077 раз(a).

Чаще всего кошмарные сны (далее - КС) бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство. Выяснить общую распространенность нарушений сна у детей мы смогли посредством опроса 1466 родителей двух педиатрических участков поликлиники. Приводимые ниже цифры получены на основе мнения родителей, отмечающих видимые нарушения сна, в то время как фактически их гораздо больше.

Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы.
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием КС, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка (несколько чаще) или мальчик.

Отметим (по данным ЭВМ-анализа) достоверные взаимосвязи нарушенного сна с особенностями протекания беременности и родов, психологическим состоянием матери. По ним можно достоверно предсказать, какие нарушения сна ожидают детей.

Начнем с поверхностного сна, когда даже при малейшем шуме сон у ребенка сразу пропадает, и в лучшем случае он играет, в худшем - кричит, плачет. Оказалось, поверхностный сон связан с волнениями (эмоциональным стрессом) матери в период беременности. Сами же волнения проистекают, в данном случае, от отсутствия уверенности матери в прочности брака и наличия страха перед родами.
Держать себя в постоянном напряжении, страхе, как видим, даром не проходит. Плод напряжен, беспокоен и заснуть как следует не может еще в утробе матери. К тем же результатам приводит повышенная утомляемость матери при беременности, какими бы причинами она ни вызывалась.

Вспомним: при самом распространенном неврозе - неврастении - чаще всего нарушен именно сон. Нельзя выспаться, сон не приносит радости, переполнен всякими заботами и тревогами.
Усталость днем еще больше, сон становится все хуже - возникает замкнутый круг с неизбежной раздражительностью и расстройством настроения. Что уж говорить о перенапряжении нервно-психических сил при беременности, когда и так нагрузка сказывается, а выносливость и природно может быть не самой высокой. Соответственно расстраивается и биоритм сна у плода, и нередко надолго.

Любой педиатр подтвердит и другую установленную нами закономерность: беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся "раньше времени" ребенком, да и сама нервная не в меру.
Непреходящие мучения молодым родителям доставляет и беспокойный сон ребенка. Все не по нему, места себе найти не может, мечется во сне, одеяло скидывает, что-то лепечет, выпасть из кровати норовит. И... чем больше дитятя ведет себя подобным образом, тем больше беспокоятся и напрягаются родители, незримо передающие свое возбуждение и только усугубляющие у него проблемы сна.

Беспокоиться надо, но только не чрезмерно, не драматизировать ночные проблемы детей. От этого они лучше спать не будут. А вот погладить страдальца, пошептать приветливые слова, да и самим успокоиться - стоит. Обычно родители удивлялись, когда видели, как я, будучи врачом-педиатром, успокаивал самых безнадежно плачущих детей. Брал детишек на руки и ходил, слегка укачивая, разговаривая нежно и успокаивающе - за маму, естественно. А она училась, раз была молодая и запрограммированная на написанные в другой стране правила.

Как тут не вспомнить бабушку из деревни: без всяких книг и предписаний, одной рукой она люльку качала, другой кашу варила, да еще и песню напевала. И не видел я в подобных случаях (в 60-х годах) нервных нарушений сна у тех, кто уже не ползал, а ходил. В деревне новая жизнь - дело святое. Волноваться при новорожденном в семье не полагалось, да и приглашать праздношатающихся - тоже, чтобы "не сглазили".
Народная мудрость и инстинкты об этом говорили.
С физической стороны были, конечно, изъяны - и работали до последнего, и в поле рожали, но чтобы "травить" дитя, мешать ему появиться на свет или чужим отдавать - такое бывало крайне редко. Беременность как послание Бога воспринималась, как нечто естественное, природное, судьбой дарованное.

Сейчас же сплошные стрессы до рождения, среди которых на первом месте отсутствие уверенности в прочности брака, конфликты с мужем, другие волнения, плохое самочувствие и раздражительность, угроза выкидыша и эмоциональный шок при родах от болезненных схваток. Устранить все эти причины беспокойного сна у детей мы можем и сами, если будем более зрелыми к моменту материнства и более психически защищенными.

Плач во сне у детей первых лет жизни не дает спокойно спать и родителям, чувствующим себя явно "не в своей тарелке". Сказывается не только эмоциональный стресс при беременности (волнения, плохое самочувствие и повышенная утомляемость), но и различные отклонения в течении беременности и родов (токсикоз первой половины беременности, роды раньше времени, чрезмерно быстрые или затяжные, преждевременное отхождение вод, обвитие шеи новорожденного пуповиной).
Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден.

Дети с холерическим темпераментом труднее переносят любое стеснение, только и ждут, чтобы высвободиться; флегматики предпочитают быть завернутыми по всем правилам. А сангвиники, на то они и сангвиники, чтобы не предъявлять особых требований: не очень туго и не очень свободно - в самый раз и будет.
Но и вне темперамента иной раз видим, как ребенок засыпает только туго запеленатым. Такие пристрастия связаны с наличием при беременности угрозы выкидыша и крайне болезненных схваток при родах. Эти же факторы участвуют в происхождении беспокойного сна у детей, поскольку сон - в известном роде аналог внутриутробного существования, когда ребенок остается один, в темноте и замкнутом пространстве. К тому же отрицательные эмоциональные реакции зафиксированы у плода с девятой недели жизни - в стандартном возрасте искусственного прерывания беременности или аборта.

При угрозе выкидыша не исключено появление эмоционального шока, что и приводит вместе с аналогичным стрессом матери к выбросу в кровь большого количества гормонов беспокойства. Этой дозы в ряде случаев достаточно, чтобы расстроить сон в ближайшие месяцы и годы. Свершившийся выкидыш означает неминуемую смерть плода, но и угроза выкидыша приводит к нарушению плацентарного кровообращения и внутриугробной гипоксии (недостаточному питанию мозга плода кислородом).
То же относится к чрезмерно интенсивным, болезненным схваткам мышц матки в период раскрытия ее шейки. Угроза смерти, физического уничтожения рефлекторно включает у плода инстинкт самосохранения в виде оборонительной, защитной реакции двигательного беспокойства и страха.

После рождения чрезмерно открытое пространство, отсутствие люльки, кроватки, равно как и одежды, порождает безотчетное чувство беспокойства, обычно в виде плача, реже - крика и затруднений в засыпании. Теперь понятно, почему тугое пеленание успокаивает детей, перенесших угрозу выкидыша и болезненные схватки матери при родах. Они снова находятся как бы в утробе матери, но уже в безопасных условиях существования.
Главное - если имелась какая-либо угроза преждевременного появления на свет, необходимо пеленание, воспроизводящее условия безопасной внутриутробной жизни.

При органических повреждениях мозга от асфиксии, родовой травмы болезненно повышается чувствительность кожи, имеются дрожания отдельных частей лица или судороги, напряжения, гипертонус конечностей и туловища. Тогда тугое пеленание, наоборот, усилит беспокойство и крик ребенка; оптимальным вариантом будет нетугое пеленание или более частое положение ребенка полностью раскрытым.

В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам.
Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного страха, данные получаем при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь. Таким образом, родители констатируют лишь "надводную часть айсберга".

При нервных нарушениях, как показал дополнительный опрос детей в логопедической группе детского сада, КС еще больше.
Вне зависимости от состояния нервной системы количество КС в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни.
Неоднократно нам приходилось убеждаться в наличии взаимосвязи между страхом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобный страх безошибочно указывал на существование КС, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался. Как уже отмечалось, вопрос формулировался так: "Боишься ли ты страшных снов или нет?"

Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующего опыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов.
Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет. Данные опроса приведены в таблице.

Таблица. Возрастное распределение страхов кошмарных снов (КС)

Из таблицы видим, что максимальные значения страхов КС у мальчиков наблюдаются в 6 лет у девочек - в 5, 6 лет и у дошкольников - в 7 лет (опрос проводился в конце 70-х годов).
Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения.

Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников 7 лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов КС заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации.
Мы видим, что количество страхов КС достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи КС (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природно более выраженный инстинкт самосохранения.
Ранее было отмечено, что наиболее активным в отношении всех страхов является старший дошкольный возраст. Не составляет исключение и страх КС, который тесно связан (по данным ЭВМ-факторного анализа) со страхами нападения, заболевания (заражения), смерти (себя и родителей), животных (волка, медведя, собак, пауков, змей), стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения), а также страхами глубины, огня, пожара и войны. По всем этим страхам можно почти безошибочно предполагать наличие кошмарных снов и, соответственно, страха перед ними.

Интересно сравнить страх КС у детей из так называемой нормальной популяции и детей, страдающих невротическими расстройствами личности. Страхов КС при неврозах больше, чем у здоровых в своем большинстве сверстников. Это неудивительно, если учесть характерные для неврозов повышенное беспокойство, эмоциональную ранимость, неустойчивость настроения, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях. Обращает на себя внимание и беззащитность детей, неумение противостоять опасности, их может обидеть даже малолетний кроха, как сказала одна мать.

Больше всего боятся КС дети с неврозом страха, когда они настолько поражены самим страхом как таковым, что не могут дать отпор никаким опасностям, подстерегающим их днем и ночью.
У детей со всеми неврозами страхи КС наиболее часто представлены в 6-10-летнем возрасте, когда страхи появляются днем, как грибы после дождя, под влиянием переживаний, обусловленных страхом смерти, проблемами обучения и .
В норме страх КС, как правило, ограничивается старшим дошкольным возрастом. Другими словами, страх КС при неврозах имеет более пролонгированный, протянутый во времени характер и свидетельствует о более выраженной неспособности детей решать свои личные проблемы самостоятельно, без помощи взрослых.

Поскольку дети с неврозами гораздо чувствительнее к КС, то имеет смысл именно у них дальше рассматривать все связанные с КС проблемы.
"Кесарево - кесарю, цезарево - Цезарю". Так и в отношении девочек и мальчиков. У первых есть взаимосвязи с КС при беременности, у вторых нет, и ничего с этим не поделаешь. Если в чреве матери девочка, а у матери токсикоз первой половины беременности (неукротимая рвота), то после рождения девочки достоверно чаще будут видеть КС и бояться их. Да и токсикоз второй половины беременности (нефропатия), пусть и на уровне тенденции, будет сказываться аналогичным образом. У мальчиков подобные отношения "по нулям".

Таким образом, проблемы матери при беременности, ее плохое самочувствие оказывают более травмирующее эмоциональное воздействие на девочек, что и видно в их последующих снах. Поскольку плод "видит" сновидения в утробе матери, начиная с 8 недель жизни (по данным нейрофизиологов), то можно сопоставить этот срок беременности с максимальной выраженностью при ней токсикоза первой половины. Тогда наши, даже статистически обоснованные выводы, не будут казаться лишенными смысла.

На вопрос почему все это выражено только у девочек, укажем на их более выраженный инстинкт самосохранения по сравнению с мальчиками (вспомним, что девочки в 2 раза чаще испытывают страхи, чем мальчики). Поэтому токсикозы, создавая угрозу ослабления и прерывания беременности, вызывают, прежде всего, у девочек гормонально опосредованное беспокойство, как своего рода инстинктивно-защитную реакцию.

Отдельно рассматривалось соотношение между страхами непосредственно перед сном и страхами во сне, то есть КС. Подтвержден ранее сделанный вывод о воспроизведении в КС дневных переживаний детей. Более того, по беспокойству, испытываемому детьми перед сном, можно уверенно судить о появлении у них КС даже в том случае, когда они полностью амнезируются (забываются) утром.

Об особенностях сна и его проблемах у детей школьного возраста рассказал Алексей Сергеев, старший научный сотрудник, к.м.н. врач-невролог Научно-образовательного клинического центра неврологии I МГМУ им. И.М. Сеченова «Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова»

Какой сон можно считать беспокойным

Безусловно, точного определения, какой сон у ребенка называть беспокойным, нет. Существует несколько типов нарушений сна.
1. Трудности засыпания без родителей (как и длительность сна, «нормальное время засыпания» понятие индивидуальное, но обычно, под нарушением подразумевают, невозможность заснуть более 30 минут).

2. Нарушения поддержки сна (способность заснуть ребенка без вмешательства родителей после ночного пробуждения, как правило, время не должно превышать 20 минут, а ночных побуждений у ребенка школьного возраста не должно быть более 2 в течение ночи).

3. Ранее окончательное пробуждение.

4. Парасомнии – это то, что обычно и называют «беспокойным сном», связанные со сном и происходящие во сне различные двигательные и поведенческие изменения (например: ночные страхи, кошмары, снохождение, бруксизм (скрежет зубами), синдром беспокойных ног, некоторые виды храпа и другие нарушения дыхания во сне и т.д.). В данном случае, важно помнить, что при наличии подобных нарушений сна у ребенка необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

5. Избыточную сонливость (гиперсомния), конечно нельзя отнести к беспокойному сну, но она является важным признаком расстройств сна и симптомом который требует повышенного внимания, как со стороны родителей, так и врачей.

В любом случае необходимо понимать, что эпизодические трудности засыпания или редкие эпизоды ночных пробуждений не являются проблемой и могут отмечаться у детей под воздействием различных стрессовых факторов и причин. При правильных подходах к гигиене сна эпизодические расстройства не становятся хроническими и самостоятельно разрешаются.

Причины беспокойного сна и возраст ребенка

Действительно, причины нарушений сна у детей младшего школьного возраста и у подростков могут отличаться. Так, для детей 6-8 лет одной из важных причин является несформированный ранее стереотип самостоятельного засыпания, сна в отдельной кровати и т.д. В возрасте до 12 лет чаще отмечается энурез, снохождения, ночные кошмары. С ростом постепенно на первое место выходят психоэмоциональные (тревога, депрессия, фобии) и поведенческие причины расстройств сна. Одной из важных причин расстройств сна у подростков является синдром задержки фазы сна. В тоже время, схожие факторы, в особенности психоэмоциональное напряжения и нарушение режима сон-бодрствование, встречаются в любом школьном возрасте. В общем, около 20-25% детей в течение школы сталкиваются с различными нарушениями сна.

Основные причины беспокойного сна у школьников

Причины расстройств сна у детей могут быть крайне разнообразны. С одной стороны, в большинстве случаев, они не являются проявлением серьезных заболеваний. Ребенок в школе и на дополнительных занятиях (художественная или музыкальная школа, спортивные секции) сталкивается с дополнительным психоэмоциональным напряжением, с необходимостью принимать решения которые он раньше не принимал. В подростковом возрасте это происходит на фоне изменением биологических часов ребенка, эмоциональной сферы. При этом подростку требуется достаточное время сна на восстановление. В результате нарушений режима сна-бодрствования (поздние засыпания, ранние пробуждения в школу) и постоянной нехватки сна происходит нарастание эмоциональных проблем, которые в свою очередь усиливают нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушения сна – психоэмоциональные расстройства – нарушения сна.

С другой стороны есть специфические причины нарушений сна: ночные кошмары и страхи, снохождение, синдром беспокойных ног, бруксизм, синдром апноэ во сне и многие другие, которые нельзя объяснить только повышенными нагрузками и эмоциональным напряжением. Подобные нарушения, а также любые изменения засыпания и поддержания сна, продолжающиеся более 2-3х недель, являются показанием для врачебной консультации.

Как бороться с беспокойным сном

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Важно понять, что происходит вокруг ребенка, какие факторы и причины нарушений сна отмечались. Если, например, у ребенка трудности засыпания во время периода экзаменов, которые самостоятельно регрессировали после стрессового фактора, конечно в данной ситуации не требуется никаких специфических обследований.

Как нормализовать сон ребенка школьного возраста

Во-первых, родители должны осознать необходимость полноценного сна у ребенка. Это крайне важно, т.к. в большинстве случаев только от родителей зависит какой паттерн сна сформировался у ребенка и насколько соблюдаются правила гигиены сна, режима сон-бодрствование. Зачастую на приеме сталкиваешься с тяжелыми ситуациями, когда у ребенка частые головные боли, тревожно-депрессивные расстройства, выраженные нарушения сна, при этом родители уделяют внимание только повышению образовательной и эмоциональной нагрузки, усилению требований к подростку, не обращая должного внимания на сон и время отдыха.

Сон это сложный и крайне необходимый для правильной работы мозга процесс и это особенно важно для детского и подросткового возраста.

В большинстве случаев качество сна значительно улучшается при соблюдении простых правил:

1. Спокойная атмосфера перед сном. (рекомендуется исключить выраженные когнитивные и физические нагрузки и создать спокойный стереотип засыпания в тихой, темной, хорошо проветренной комнате).

2. Необходимо исключить просмотр телевизора, компьютерные игры, напряженное чтение перед сном.

4. Режим сна (время засыпания – пробуждения).

5. Важно помнить, что спальня должна быть только для сна, следует избегать длительного чтения или компьютерных игр в кровати перед сном.

6. Исключить употребление любых кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая, шоколад, газированные напитки).

7. Регулярная аэробная физическая нагрузка и здоровое питание способствует хорошему сну.

8. Если ребенок хочет поспать днем, желательно, чтобы дневной сон не превышал 1 часа.

9.

10. Не прибегать к использованию лекарственных препаратов без назначения врача.

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Дело в том, что у подростков меняется циркадный ритм, и в возрасте около 9-11 лет идет смещение засыпания на 1-2 часа на время около 22-23 часов. Однако, абсолютно неверно считать, что очень позднее засыпание и пробуждение норма для школьника. В большинстве случаев, таким образом может проявляется синдром задержки наступления фаз сна. При этом хроническое недосыпание может приводить к расстройствам настроения, эмоций, трудностям с вниманием и памятью и соответственно проблемам с обучением.

Отсыпаться на выходных

Порой работающие люди поздно ложатся и рано встают. Они привыкают «досыпать» в выходные – по пол дня. Такая практика возможна у школьников, хотя она порочна как для детей, так и для взрослых.

1. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

2. Хроническая нехватка сна приводят к необратимым изменениям работы мозга, что не компенсируются периодами длительного сна в выходные.

Бесспорно, что продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка и зависит от многих параметров. Но для правильной организации гигиены сна важно помнить нормативные показатели длительности сна: возраст 6-9 лет – 10-12 часов, 10-13 лет – 8-10 часов, 14-16 лет – 8-9 часов.

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?