Что люди называют шедевром. Шедевр - это произведение, выдержавшее проверку временем

Шедевр

[шэдэ́], -ы, м.

1) В средневековой Западной Европе: образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям многих городов должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство и способность стать самостоятельным мастером.

2) Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы; образцовое создание мастера.

Шедевры художников Ренессанса.

Реставрация шедевра после акта вандализма.

Шедевр архитектуры.

Поэтический шедевр.

Шедевр кулинарного искусства.

Там [в церквах и монастырях] гибли... шедевры, кое-что удалось спасти. Особенно горжусь богоматерью из Суздаля (Проскурин ) .

Синонимы:

чу́до

3) перен. Уникальное создание природы.

Разве не шедевр морозные узоры на стекле?

4) разг. , шутл. или ирон. Маловыразительное, заурядное произведение, вид, неприглядное явление жизни и т. п.

Пишете очередной шедевр? Шедевр бесхозяйственности.

И чем ему самому больше нравился дежурный шедевр [собственный стих в "Газете" ], тем полнее и слаще ему удавалось прочесть его за других (Набоков ) .

Этимология:

От французского chef-d"ûuvre ‘труд , достойный мастера’ , ‘шедевр’ ( chef ‘голова’, ‘глава’, ‘мастер’ и ûuvre ‘труд’, ‘работа’). В русском языке - с середины XIX в. Однако в форме ше-д"эвр - в словаре 1806 г.


Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. - М.: Русский язык-Медиа . А.П. Гуськова, Б.В.Сотин . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "шедевр" в других словарях:

    шедевр - а, м. chef d oeuvre. 1. Ше д эвр. Сие обозначает пробную какую работу ремесленного человека, опыт мастерства, искусства. Ян. 1806. 2. Образцовое произведение. БАС 1. Лучшее и к совершенству наиболее достигающее произведение. Оное употребляют..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    шедевр - См. лучший … Словарь синонимов

    ШЕДЕВР - лучшее в своем роде произведение искусства, вообще образцовое произведение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. шедевр (фр. chef doeuvre) 1) в средневековых цехах образцовое изделие, которое… … Словарь иностранных слов русского языка

    ШЕДЕВР - (франц. chef d oeuvre) ..1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах необходимо было изготовить ремесленнику, стремящемуся стать мастером, для доказательства его профессионального мастерства2)] Образцовое произведение высшее… … Большой Энциклопедический словарь

    ШЕДЕВР - [дэ ], а, муж. (книжн.). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. Литературный ш. Шедевры архитектуры. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Шедевр - (фр. chef d oeuvre) 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером для доказательства его профессионального мастерства; 2) образцовое произведение – высшее… … Энциклопедия культурологии

    шедевр - и устарелое шедёвр. Произносится [шедэвр]. Некоторые ученые русисты еще в середине ҫҫ века предпочитали произношение шедёвр, как более свойственное французскому языку, из которого это слово было заимствовано … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Шедевр - Шедевр или шедёвр (фр. chef d œuvre, буквально «высшая работа», «венец труда») уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства, или чего либо другого. Шедеврами чаще всего называют произведения… … Википедия

    шедевр - настоящий шедевр … Словарь русской идиоматики

    шедевр - в средневековой Франции, начиная с XIII века, это звукосочетание было не словом, а целым выражением, означавшим «изделие, сделанное учеником, и дающее ему право называться мастером». Вероятно, такие экзаменационные работы выполнялись в Средние… … Занимательный этимологический словарь

Книги

  • Шедевр Честера , Уатт М. , Шедевр Честера ISBN:978-5-905845-05-5… Категория: Для детей Издатель: Даймонд Медиа , Производитель: Даймонд Медиа , Купить за 157 грн (только Украина)
  • Шедевр , Миранда Гловер , Новый проект популярной художницы Эстер Гласе становится сенсацией в мире искусства. В качестве шедевра она представляет на аукцион "Сотбис" ... себя: в течение недели после продажи она… Категория:

Современное искусство не имеет строгих рамок и критериев. Оно наоборот нарушает все возможные условности. Но как же тогда не запутаться в столь сложной теме, как понять, кто из художников - гений, а кто просто мастер эпатажа? Попробуем разобраться вместе с изданием Forbs.

У настоящего произведения искусства есть ряд критериев, которые несложно распознать.

Новаторство. Как известно, гении - это нарушители устоявшихся законов. Именно новаторские идеи, оригинальность, свежий взгляд даже на банальные вещи отличают искусство от ремесла. Традиционные натюрморты и пейзажи, каноны которых не менялись веками - безусловно, красиво, но все же этого недостаточно. Современный художник всегда пытается выйти за рамки принятых стандартов, найти новые средства выражения.

Ярким примером новаторства служит творчество Георга Базелица. В его экспрессионистических работах все наоборот. Он делает главных героев своих полотен фоном, переворачивает изображения верх ногами. Именно постоянные смелые эксперименты, на которые мог решиться только сумасшедший или гений, принесли художнику мировую славу.

Георг Базелиц «Прощание»

Мастерство - второй очень важный признак. Искусство должно восхищать. Чем качественнее и сложнее работа, тем больше ее ценность. Сейчас людей поражает не просто идея, но вещь, которую сложно повторить, на которую потрачено много времени, труда, материала и денег.

Например, гениальные произведения Александра Калдера. Его мобили - кинетические творения, приводящиеся в движение от ветра или электричества - выглядят сказочными и невесомыми. Мобили - это не только новаторство Калдера, но и сочетание труда, инженерной и художественной мысли, высокого мастерства.

На выставке работ Александра Калдера

«Пространственная концепция» Лучио Фонтана

Смысл. Просто красивая необычная сложная вещь - это объект дизайна. Произведение искусства относится к категории духовной, поэтому оно должно нести некое послание, обладать глубоким смыслом.

Лучио Фонтана. Казалось, какой может быть смысл в разрезанных холстах? Но стоит копнуть глубже, и перед нами разворачивается целая драма. Разрезанный холст - это об отчаянии художника, это о кризисе в жизни каждого из нас, о попытке разрушить полотно реальности. Фонтана писал: «Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...»

Интерактивность. С помощью этого приема зритель становится соавтором, принимает активное участие в процессе творения. Современное произведение искусства - это всегда некая загадка, двусмысленность, открытый вопрос, на который каждый должен ответить себе сам. Другой пример интерактивности - создание атмосферы, когда произведение искусства буквально поглощает зрителя в свой мир.

Трейси Эмин показала всему миру очень личное и сокровенное. Известная инсталляция Трейси «Моя кровать» рассказывает о периоде депрессии в жизни художницы. Так, разглядывая эту работу, зритель попадает в атмосферу комнаты Трейси, становится свидетелем чужой тайны.

Трэйси Эмин «Моя кровать»

Социальная актуальность. Современное искусство поднимает острые социальные вопросы, бунтует, спорит, протестует. Это способ рефлексии для общества, зеркало, в которое смотрит наша цивилизация.

Эдвард Буртинский показывает, как человечество создает новый узор планеты. На его фото промышленные здания, вредные отходы, индустриальные конструкции превращаются в тонкое кружево, совершенные и сложные геометрические комбинации. Художник показывает динамическую картину взаимодействия природы и промышленности. Его работы обладают планетарным значением. По творчеству Буртинского снят потрясающий документальный фильм «Manufactured Landscapes».

Эдвард Бертински, фото из цикла «Вода». Река Тьйорса, Исландия.

Бэнкси. Этот художник разрисовывает стены улиц злободневными картинами, которые остро критикуют социально-политические события в мире. Но не только благодаря актуальности и мастерству Бэнкси стал популярным. Его настенные росписи узнаваемы с первого взгляда. Фирменным стилем Бэнкси считается использование трафаретов. Именно благодаря этой особенности работы всемирно известного художника отличают от художеств местных хулиганов. К слову, картины Бэнкси, классифицируемые как «вандализм», существенно увеличивают стоимость недвижимости, на которой они размещены. Многие из работ Бэнкси незаконны, поэтому художник вынужден скрывать свою личность.

Многие из работ Бэнкси незаконны, поэтому художник вынужден скрывать свою личность

Из серии работ Райнера «Маски смерти».

Психологизм - признак близкий к смыслу. Но он затрагивает не только информационную, но и эмоциональную сферу. Такие произведения пробуждают глубокие эмоции, апеллируют к чувственности, к подсознанию зрителя. Например, Арнульф Райнер показывает всю многогранность и сложность человеческой натуры. Его картины привлекают и пугают, задевают глубинные пласты нашего подсознания. Райнер касается табуированных тем - смерть, религия - и резко уничтожает все запреты. Это творчество всегда на грани безумия, на грани того, что может выдержать психика.

Композиционная гармония . Целостность и завершенность работы - один из важнейших критериев. Современный художник избавляет свое творение от всего лишнего, стремясь сделать его максимально точным и лаконичным. Например, минималистские лампы Дэна Флавина - это всегда гармоничные волшебные произведения.

Одна из фантастических свето-инсталляций Дэна Флавина

Цель урока: научить учащихся речеведческому анализу текста, умению определять тему текста, его главную мысль, находить микротемы в тексте, средства связи между частями текста, определять тип и стиль текста, находить изобразительно-выразительные средства в тексте. Оборудование: тексты для анализа, раздаточный материал, иллюстрации с осенними пейзажами.

Ход урока:

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит многоаспектная

работа с текстом. Мы с вами проведём смысловой анализ текста, определим стиль и тип речи, укажем, какие средства связи между предложениями, какие средства выразительности используются в нем, и попытаемся высказаться по проблеме, затронутой автором текста.

замечательный писатель. Первое, что мы вами сделаем – это прочитаем текст. (Текст выразительно читает учитель).

Скажите, какие слова вам в этом тексте показались непонятными? (пажити, мга).

Эти слова являются уже устаревшими для нашего языка, поэтому не совсем понятны. Я попросила … поработать со словарём и объяснить нам значения этих слов.

Ученица по словарю прочитывает словарные статьи.

- А чтобы вы знали, о каком литературном шедевре Лермонтова идёт речь, стихотворение для нас прочитает ….

Ученица читает стихотворение Лермонтова «Завещание».

Слово учителя: Это стихотворение о грустном, но посмотрите, Лермонтов даже после смерти хочет полезным, пусть даже для одиноких путников, и желает быть похороненным среди дикой природы.

Начинаем теперь работу по анализу текста. Вам необходимо будет

выполнить самостоятельно задания к тексту по части А. Ответы записываем в тетрадь.

Учащиеся работают с тестом по части1 (4-5 минут).

Проверка заданий

- Закончили работу. Теперь вспомните, что мы называем темой?

(Это то, о чём идёт речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения).

- Определите тему текста Паустовского. (Паустовский делится своими размышлениями с читателем, наблюдая за прощальным полётом журавлей.)

С главной мыслью этого текста вы должны были определиться, выполнив задание № 1:

В каком предложении содержится основная мысль текста?

((18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией^с её болотами и чащами. (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы , обрызганным киноварью и чернью. Ответ: 18)

Прочитайте его. Давайте теперь озаглавим текст. Как лучше озаглавить: по теме или по главной мысли? (Шедевры природы)

Вспомним, что мы называем микротемой. (Часть общей темы). В каком порядке расположили микротемы?

Задание 2

Журавли в небе. (3)

Необыкновенные звуки. (2)

Шедевры существуют и в природе. (5)

Осенние видения. (1)

Литературный шедевр. (4)

Каждый осенний лист – шедевр. (6)

Определившись с микротемами, мы составили с вами план текста. Умение делить текст на микротемы поможет вам при работе над сочинением-рассуждением. По микротемам можно проследить за движением авторской мысли.

Во второй части этого задания по микротемам вы уже можете определить, какое из двух вступительных частей сочинения вам подходит по теме и основной мысли.

Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое вам подходит для написания сочинения? Объясните, почему?

2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют...ив природе» - утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

(Ответ: 2).

Обратимся к 3 заданию, оно проверяет ваше умение определять средства связи предложений в тексте.

Напомню, чтобы правильно выполнить это задание, вам следовал сопоставить указанное предложение с предыдущим.

Задание 3

(Ответ: Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?)

-Каким у вас получился ответ в задании №4?

Задание 4

1 .художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2.публицистический стиль; описание

3.публицистический стиль; повествование и рассуждение

4.художественный стиль; повествование

(Ответ 1 – художественный стиль; описание, повествование и рассуждение)

Докажите правильность своего ответа.

(Образность, наглядность, эмоционально-эстетическое воздействие на читателя; описание осени; рассказ о том, как плыл в лодке и услышал журавлей; рассуждение о шедеврах.)

Итак, мы с вами уже разобрались с тем, что хотел сказать автор текста, осталось выяснить, какими средствами он этого добился?

Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот ------- отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира. К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),(предложения 7, 8, 9, 23), («как через матовое стекло»).

(Ответ:9 (вопрос-утверждение), 8 (эпитеты), 3 (развёрнутые метафоры), 1 (сравнения)).

Список терминов:

1)сравнение

2) фразеологизм

3) развёрнутые метафоры

5) 5)градация

6) ряды однородных членов

7) лексический повтор

8) эпитеты

9) вопрос-утверждение

10) антитеза

Выполнив это задание, мы увидели, что, используя развёрнутые метафоры, сравнения, эпитеты и другие изобразительно-выразительные средства, создал яркие и неповторимые образы окружающего нас природного мира. В самом деле, стоит только вслушаться в то, как автор описывает крик журавлей: «...В небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала». Посмотрите, как ассонанс и аллитерация в последнем предложении помогают «озвучить» «крик журавлей», и здесь градация «булькала, позванивала, журчала», слышите, как нарастают звуки. Всё это вместе передаёт радость, восхищение писателя от услышанного.

Часть 2

А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Обратите внимание на картины и фотографии, на которых изображена природа осенью. Возможно, они вам помогут, создадут определённое настроение, навеют какие-то воспоминания.

Вы также можете воспользоваться началом сочинения, которое было дано в предыдущем задании.

(В природе всё совершенно, неповторимо, мир нечто живое, удивительное.) Пишем, затем зачитываем сочинения.

А сейчас мы ещё поработаем по данному тексту. Займёмся повторением. Задание 1 ученик выполняет возле доски, остальные в тетради задания 2,3,4. Затем проверка.

Часть 3 Задание 1

Задание 2

уверенно (предложение 13).

Задание 3 . Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задание А

Выводы по уроку: что повторили? Чему научились?

Домашнее задание: упр. 231, написать по тексту сочинение –рассуждение

Приложение

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Березовые рощи долго не желтели. (З)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга»У затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (б)Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида. (14)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15)3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (17)Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетии воздушным дорогам? (20)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К. Паустовский)

Задания к тексту.

Часть 1

Задание 1

В каком предложении содержится основная мысль текста?

Задание 2

а) Расположите микротемы текста в нужном порядке.

1 .Журавли в небе.

2.Необыкновенные звуки.

3.Шедевры существуют и в природе.

4.Осенние видения.

5.Литературный шедевр.

6.Каждый осенний лист – шедевр.

б) Представьте, что вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Перед вами две вступительных части к этому сочинению. Какое из них вам подходит для написания сочинения по этому тексту?

1. Константин Паустовский - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: это замечательный художник русской природы. Картины мира, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны. Они заставляют нас задуматься о том, что отношение человека к природе должно быть бережным. К этой теме писатель обращается и в тексте, в котором описывает осень с её яркими и свежими красками, с завораживающим курлыканьем пролетающих журавлей.

2. Что люди называют шедевром? Нечто «совершенное и безукоризненное». Это «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Давид» Микеланджело, симфония № 5 Моцарта и стихи А. Пушкина...Эти произведения искусства великолепны. Но «шедевры существуют...и в природе» – утверждает К. Паустовский в своей статье. Лермонтовское «Завещание» и журавлиное курлыканье для него одинаково «совершенны и безукоризненны».

Задание 3

1. Какое из предложений 18-23 связано с предыдущим при помощи частицы и лексического повтора? Напишите его

Задание 4

Определите стиль и тип речи данного текста.

1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2) публицистический стиль; описание

3) публицистический стиль; повествование и рассуждение

4) художественный стиль; повествование

5) Задание 5

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот-------отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира.

К. Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью------(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),(предложения 7, 8, 9, 23), («как через матовое стекло»).

Список терминов:

1) сравнение

2) фразеологизм

3) развёрнутые метафоры

4) синтаксический параллелизм

5) градация

6) ряды однородных членов

7) лексический повтор

8) эпитеты

9) вопрос-утверждение

10) антитеза

Часть 2 Задание 1

А умеете ли вы видеть красоту вокруг себя? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором попробуйте развить мысль о том, «что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

Часть 3 Задание 1

Найдите и выпишите из третьего и четвёртого абзацев слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с орфограммами в суффиксах прилагательных и наречий.

Задание 2

Назовите способ образования слова уверенно (предложение 13).

Задание 3

Какой тип связи используется в словосочетании крик журавлей (предложение 19)?

Задан ие.4

Среди предложений 11-17 найдите неполное предложение. Напишите его номер.

Или мастерства, которое со временем не теряет художественной ценности и значения. Шедевр является неповторимым и единственным в своем роде.

В средние века шедевром назывались изделия, выполненные подмастерьями, мечтавшими впредь называться мастерами.

По каким канонам определяются шедевры искусства?

При определении шедевра очень трудно уйти от субъективного отношения к предмету искусства.

Всем известное выражение «о вкусах не спорят» дает, таким образом, простор восприятию каждого человека. Но произнося слово «шедевр», мы ставим клеймо высшего качества, претендующее на однозначное восхищение. Значит ли это, что шедевр - это нечто стоящее вне обычных критериев художественной ценности произведения искусства?

Абсолютно точного и бесспорного определения шедевру нет ни у одного автора. Как же можно понять, что данное произведение относится именно к уникальным, вечным и непревзойденным?

Признаки шедевра

Очевидно, что шедевр - это произведение искусства, обладающее признаками свежести и новизны при простом (или достаточно простом) и понятном для большинства воплощении в сочетании с глубоким вкусом. Как правило, шедевр определятся большим количеством людей, которые так назовут данное произведение без специальных доказательств и обоснований.

Главное, шедевр всегда выдерживает проверку временем, производя на почитателей то же впечатление, что и много веков назад.

Существуют ли маленькие шедевры?

В любой стране есть талантливые авторы, которые как бы по умолчанию создают шедевры. К таким в России можно отнести, например, композитора Микаэла Таривердиева. Но его музыка, при этом, известна и достойно оценена только странах СНГ, а произведения, которые были исполнены за рубежом, там шедеврами не являются.

Значит ли это, что, признавая какое-либо произведение шедевром, необходима поправка на менталитет, культурные традиции и наследие страны, в которой оно было создано? Может ли существовать местечковый, маленький шедевр? Это очень спорный и пока неразрешимый вопрос. Ведь русские народные сказки - это тоже шедевр народного творчества, но, тем не менее, они именно для русскоговорящего населения Земли являются таковыми.

Шедевр - это продукт тонкого сочетания логики и эмоций

Произведение, претендующее на звание шедевра, как правило, являет собой гармоничное сочетание математической логики, не дающей нарушить «симметрию», и эмоций, которые вкладывает в него автор.

Не менее важен опыт и личные наработки творца. Знаменитый Веласкес, создававший говорил о своих произведениях: «Я писал картину два часа и …всю предшествующую жизнь». А Леонардо да Винчи, например, был весьма недоволен своей неповторимой «Моной Лизой», считая ее незавершенной.

В восприятии произведения, как правило, огромную роль играет эмоциональный фон. «Я плакал перед этими работами, не от грусти, а от переполняющего меня восторга», - так говорил ценитель о работах итальянских мастеров живописи, размещенных в Лувре. Очевидно, что шедевр - это работа мастера, способная вызвать подобные эмоции.

В 1993 году психолог Джеймс Каттинг отправился в музей Орсэ (Париж), чтобы посмотреть на картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», изображающую веселящихся парижан и считающуюся одной из величайших работ импрессионизма. Но вместо того чтобы восторгаться Ренуаром, неожиданно обнаружил, что его как магнитом притянуло к полотну в соседнем зале: чарующий, таинственный вид заснеженных парижских крыш.

Он никогда не видел раньше этой картины и не слышал о ее авторе - Гюставе Кайботте. Это заставило его задуматься.
Случалось ли вам влюбиться в какую-нибудь книгу и удивиться, не найдя ее в списках великих произведений? Или ходить кругами вокруг «классической» скульптуры, тщетно пытаясь понять, из-за чего весь шум? Если да, то наверняка вы обдумывали вопрос, который Каттинг задал себе в музее Орсэ.


Первый ответ, который приходит в голову, состоит в том, что некоторые произведения просто великие: они обладают высочайшим качеством. Картины, которые висят в галереях на лучших местах, о которых рассказывают в школе и которые перепечатывают в книгах, доказали свою художественную ценность, неподвластную времени. Если вы не понимаете, чем они хороши, то это ваша проблема. Это пугающе четкое объяснение. Но некоторые социальные исследователи продолжают задавать неудобные вопросы, допуская вероятность того, что художественные каноны - это нечто большее, чем застывшая историческая случайность.
Каттинг, профессор Корнелльского университета, задался вопросом: не могло ли получиться, что при определении места картин в культурном хит-параде сработал психологический механизм, известный как «эффект привязанности к просмотренному»? В новаторском эксперименте 1968 года людям показывали ряд быстро сменяющихся абстрактных форм: некоторые формы повторялись, но из-за частой их смены испытуемые этого не замечали.


В Корнелле Каттинг поставил похожий эксперимент, чтобы проверить свою догадку. В ходе курса лекций он регулярно показывал студентам работы импрессионистов - каждую по две секунды. Среди этих картин были как классические, входящие во все учебники по истории искусства, так и другие - сопоставимого качества, но менее известные. Эти последние демонстрировались в четыре раза чаще. По окончании курса студенты начали предпочитать их классическим работам, тогда как контрольная группа сохранила верность классике. Студентам Каттинга картины начали нравиться больше только потому, что они видели их чаще.
Каттинг считает, что этот эксперимент отвечает на вопрос о том, как формируются каноны. Он подчеркивает, что в конце XIX века всего пять-шесть богатых коллекционеров покупали самые растиражированные сегодня работы импрессионистов. Предпочтения этих людей обеспечили престиж некоторых работ, вследствие чего их чаще стали выставлять в галереях и печатать в антологиях. С годами одобрение лишь росло, набирая скорость благодаря «эффекту привязанности к просмотренному». Чем чаще люди видели, скажем, «Бал в Мулен де ла Галетт», тем больше это полотно им нравилось, и чем больше оно им нравилось, тем чаще картина появлялась в книгах, на постерах и на больших выставках. А академики и критики давали научные объяснения их превосходству. Ведь, в конце концов, не только массы склонны выше оценивать то, что им встречается чаще. Как верно подметили современные художники вроде Энди Уорхола и Дэмьена Херста, критика тесно переплетается с рекламой. «В смысле “эффекта привязанности к просмотренному”, - говорит Каттинг, - ученые нисколько не отличаются от публики».


Несколько лет назад Уоттс, сотрудник Microsoft и специалист по динамике социальных сетей, пережил сходный опыт в другом парижском музее. Отстояв очередь, чтобы увидеть «Мону Лизу» в ее терморегулируемом ящичке из пуленепробиваемого стекла, он отошел от картины в недоумении: почему ее считают настолько лучше трех других картин Леонардо, выставленных в предыдущем зале, на которые никто, казалось, не обращает ни малейшего внимания?
Когда Уоттс пролистал «Историю величайших картин в истории человечества», он выяснил, что большую часть своей истории «Мона Лиза» прозябала в сравнительной безвестности. В 50-х годах XIX века Леонардо да Винчи считался никем по сравнению с гигантами Ренессанса - такими как Тициан и Рафаэль, чьи работы стоили почти вдесятеро дороже «Моны Лизы». Только в XX веке портрет кисти Леонардо, изображающий жену его патрона, взлетел на первое место в чартах. И продвинул его туда не новый вердикт академиков, а банальный грабеж.
В 1911 году подсобный рабочий Лувра вышел из музея с «Моной Лизой», спрятанной под спецовкой. Парижане были поражены и возмущены кражей картины, на которую они до сих пор обращали не слишком много внимания. Когда музей снова открылся, люди выстраивались в очереди, чтобы взглянуть на пустое место, где раньше висела «Мона Лиза», - взглянуть с таким интересом, с которым на саму картину они никогда не смотрели. Полиция была в растерянности. В какой-то момент на допрос вызывали даже напуганного Пабло Пикассо. Но обнаружить «Мону Лизу» удалось только два года спустя, когда грабитель, итальянский плотник по имени Винченцо Перуджа, пытался продать картину галерее Уффици во Флоренции и был пойман с поличным.


Газеты по всему миру перепечатывали ее репродукции, вследствие чего «Мона Лиза» стала первой картиной, получившей международное признание. С тех пор она воплощает всю западную культуру как таковую. В 1919 году, когда Марсель Дюшан хотел символически уничтожить высокое искусство, он подрисовал козлиную бородку именно Джоконде, что для массового зрителя только усилило ее статус «воплощения великого искусства» (или «примера абсолютного совершенства», как позднее описал ее критик Кеннет Кларк). На протяжении XX века музыканты, рекламщики, режиссеры использовали славу картины в собственных целях, а она, по словам Уоттса, «в свою очередь, использовала их». Перуджа не смог возвратить «Мону Лизу» на родину, но ему удалось сделать из нее икону.
Маловероятно, что уникальный статус картины можно полностью приписать качеству исполнения (хотя многие и пытались это сделать). Говорят, что глаза изображенной «следуют» за смотрящим. Но, как сухо замечает биограф картины Дональд Сассун, «на самом деле этот эффект может быть достигнут при созерцании любого портрета». Дункан Уоттс предполагает, что «Мона Лиза» всего лишь предельное воплощение общего правила. Картины, стихотворения или популярные песни поднимаются на вершину популярности и тонут в безвестности благодаря случайным событиям или предпочтениям, которые превращаются в волны влияния, катящиеся через века.
«Сказать, что у предметов культуры есть ценность, - написал однажды Брайан Ино, - это все равно, что сказать, что у телефонов есть разговоры». Почти все культурные объекты, которые мы потребляем, поступают к нам уже снабженными заранее данной оценкой; наши предпочтения в каком-то смысле всегда чужие. Зрители «Моны Лизы» знают, что они идут смотреть на величайшую в мире картину, и отходят от нее в закономерном восхищении - или разочарованными.


Шамус Хан, социолог из Колумбийского университета, считает, что наше определение «великого» настолько же зависит от беспокойства по поводу статусности, насколько и от художественной ценности объекта. Он указывает, что в Америке XIX века граница между «высоким» и «низким» искусством была едва заметной. Развлекательный вечер в понимании сталелитейного магната мог подразумевать как оперное пение, так и представление жонглеров. Но на рубеже XIX и XX веков богачи были втянуты в борьбу статусов, стремясь утвердить свое превосходство над поднимающимся средним классом. Поэтому они начали определять себя через более узко очерченное понятие «высокого искусства». Выкупить ложу в опере или начать коллекционировать импрессионистов - таковы были способы упрочить свое положение в клане.
Хотя жесткое разделение искусства на высокое и низкое сошло на нет в 60-е, мы по-прежнему используем культуру как маркер личности, хоть и не так прямолинейно. Нынешняя мода на эклектику - «Я слушаю Баха, ABBA и Jay Z» - это, по словам Хана, новый способ буржуазной богемы отмежеваться от того, что они считают «узкими» предпочтениями нижестоящих слоев общества.
Собственно качество произведения искусства при таких раскладах начинает казаться его наименее важным атрибутом. Впрочем, возможно, оно все же более значимо, чем допускают наши социальные исследователи. Во-первых, произведение должно обладать определенным качеством, чтобы получить право занять верхнюю строчку хит-парада. «Мона Лиза», может, и не самая лучшая картина в мире, но все же она была выставлена в Лувре, и не просто так.


Сравните «Быть или не быть», необъяснимое воплощение мыслящего сознания, полное сомнений, колебаний и озарений, с любым монологом Марлоу или Уэбстера - и Шекспир сразу окажется в отдельной лиге. Уоттс мог бы сказать, что я себя обманываю, как и бесчисленные читатели и исследователи, которые пришли к такому же выводу. Но какое объяснение величия Шекспира было бы более скромным?
Исследование, опубликованное в British Journal of Aesthetics утверждает, что «эффект привязанности к просмотренному» неодинаково действует в разных ситуациях, и предлагает разные варианты ответа на вопрос о принципах формирования эстетических канонов. Опираясь на эксперимент Каттинга, ученые многократно демонстрировали двум группам студентов работы двух художников, британского прерафаэлита Джона Эверетта Милле и американского популиста Томаса Кинкаде. Пестрые пасторальные сцены Кинкаде - это чистый китч, «золотой стандарт» плохого искусства. Ученые пришли к выводу, что участникам эксперимента начал больше нравиться Милле, как вы могли бы угадать с учетом «эффекта привязанности к просмотренному». Но Кинкаде постепенно начал нравиться им меньше. То есть с течением времени «эффект привязанности» помогает выявить более талантливого автора.
Социальные исследователи правы в том, что нужно сохранять известную долю скепсиса в отношении великого, и в том, что никогда не нужно забывать заглядывать в соседний зал. Великое искусство и посредственность могут спутать даже эксперты. Но именно поэтому мы должны видеть - и читать - столько, сколько можем. Чем больше нам показывают хорошего и плохого, тем лучше мы видим разницу. И эклектики это поняли.