Какие есть доказательства жизни после смерти. Жизнь после смерти — мнение жрецов и доказательства ученых

Все живое подчиняется законам природы: рождается, размножается, увядает и умирает. Но страх смерти присущ только человеку, и только он думает о том, что будет после физического умирания. Гораздо легче в этом отношении фанатично верующим людям: они-то точно уверены в бессмертии души и встрече с Создателем. Но сегодня ученые располагают научными доказательствами, есть ли жизнь после смерти, и свидетельствами реальных людей, переживших клиническую смерть, показывающими продолжение существования души после смерти тела.

Исторические факты

Столкнувшись с неумолимой смертью, которая уносит во цвете лет близкого человека, трудно не впасть в отчаяние. Невозможно примириться в этом случае с потерей , и душа требует хотя бы крохотной надежды на встречу в другой жизни или в другом мире. При этом человеческое сознание так устроено, что верит фактам и доказательствам, поэтому говорить о возможном перерождении души можно только опираясь на свидетельство очевидцев.

Ученые исследователи практически всех стран мира располагают научными фактами о душе после смерти, поскольку сегодня известен даже точный вес души - 21 грамм , полученный опытным путем. Также с уверенностью можно утверждать, что смерть - это не окончание жизни, это переход в иную форму существования с последующим перерождением души после смерти. Факты неумолимо твердят о постоянно повторяющихся земных воплощениях одной и той же души в различные тела.

Ученые - психологи и психотерапевты считают, что многие душевные заболевания корнями уходят в прошлые жизни и оттуда несут свою природу. Прекрасно, что никто (за редким исключением) не помнит о своих прошлых жизнях и прошлых ошибках, иначе реальная жизнь проходила бы в исправлении и коррекции прошлого опыта, но не было бы настоящего духовного роста, целью которого и является реинкарнация.

Первые упоминания об этом феномене имеются еще в древнеиндийских ведах, написанных пять тысяч лет назад. Это философск0-этическое учение рассматривает два возможных чуда, происходящих с физической оболочкой человека: чудо умирания, т. е. переход в иную субстанцию, и чудо рождения, т. е. появление нового тела взамен изношенного.

Шведский ученый Ян Стивенсон, много лет изучающий феномен реинкарнации, пришел к потрясающему выводу: люди, переходящие из одной земной оболочки в другую, обладают одними и теми же физическими особенностями и дефектами во всех случаях перерождения. То есть, получив какой-то изъян на своем теле в одно из своих земных перерождений, он переносит его и в следующие воплощения.

Одним из первых ученых, говоривших о бессмертии души, был Константин Циолковский, утверждавший, что душа - это атом Вселенной, который не может умереть, поскольку его существование обусловлено существованием Космоса.

Но современному человеку мало одних утверждений, ему нужны факты и доказательства о возможностях родиться заново и вновь пройти весь земной путь от рождения до смерти.

Научные доказательства

Продолжительность человеческой жизни неуклонно повышается, поскольку усилия ученых всего мира направлены на улучшение качества жизни. Но при этом наряду с пониманием неотвратимости смерти пытливый ум человека требует новых знаний о загробном мире, существовании Бога и бессмертии души. И это новое в науке о жизни после смерти появляется, чтобы убедить человечество: смерти нет, есть лишь изменение, переход «тонкого» тела из «грубой физической» оболочки во Вселенную. Доказательствами такого утверждения являются:

Нельзя утверждать, что все эти научные доказательства со стопроцентной уверенностью доказывают продолжение жизни и после прекращения земного пути, но на столь щекотливый вопрос каждый пытается дать ответ самостоятельно.

Существование вне своего тела

Много сотен и тысяч людей, переживших кому или клиническую смерть, вспоминают об удивительном феномене: их эфирное тело покидает физическое и словно зависает над своей оболочкой, наблюдая за всем происходящим.

Сегодня однозначно можно сказать, что есть жизнь после смерти. Доказательства очевидцев равнозначно отвечают: да, она существует. С каждым годом увеличивается число уверенно рассказывающих о своих удивительных путешествиях вне физической оболочки и поражающих врачей подробностями, замеченными во время своих похождений.

Так, например, певица из Вашингтона Пэм Рейнолдс рассказала о своих виденях во время уникальной операции на головном мозге, которую она перенесла несколько лет назад. Она явственно видела свое тело на операционном столе, видела манипуляции врачей и слышала их разговоры , которые после пробуждения смогла передать. Трудно передать состояние врачей, которые были потрясены ее историей.

Память о прошлых рождениях

В философских учениях многих древних цивилизаций выдвигался постулат, что каждый человек имеет свое предназначение и рожден для своего дела. Он не может умереть, пока не реализовал свое предназначение. И сегодня считается, что человек возвращается к активной жизни после тяжелой болезни, поскольку не реализовал себя и обязан выполнить свои обязательства перед Вселенной или Богом .

  • Некоторые психоаналитики считают, что только люди, не верящие в Бога или в реинкарнацию, и постоянно ощущающие боязнь смерти, не осознают того, что умирают и после окончания земного пути оказываются в «сером пространстве», в котором душа находится в постоянном страхе и непонимании.
  • Если вспомнить древнегреческого философа Платона и его учение о субъективном идеализме, то по его учению душа переходит из тела в тело и запоминает только некоторые особо запомнившиеся, яркие случаи из прошлых рождений. Но именно таким образом Платон объясняет появление гениальных произведений искусства и научных достижений.
  • В наши дни практически все знают, что такое феномен «дежавю», при котором человек и физически, и психологически, и эмоционально вспоминает то, чего с ним не было на самом деле в реальной жизни. Многие психологи считают, что в этом случае всплывают яркие воспоминания о прошлой жизни.

Помимо того, на экранах телевизоров с успехом проходил цикл передач «Исповедь покойника о жизни после смерти», было снято несколько научно-популярных документальных фильмов и написано множество статей на заданную тему.

Этот животрепещущий вопрос по-прежнему волнует и тревожит человечество. Наверное, только истинно верующие могут с уверенностью на него ответить положительно. Для всех остальных он так и остаётся открытым.

Коротков Константин Георгиевич

доктор технических наук

О бессмертии души, о выходе ее из обездвиженного мертвого тела написаны трактаты древних цивилизаций, сложены мифы и канонические религиозные учения, но, мы хотели бы получить и доказательства методами точных наук. Похоже, этого удалось добиться петербургскому ученому. Если его экспериментальные данные и построенная на их основе гипотеза о выходе тонкого тела из умершего физического будут подтверждены исследованиями других ученых, религия и наука наконец сойдутся на том, что жизнь человека не завершается с последним выдохом.

Константин Георгиевич, то, что вы сделали, и невероятно, и одновременно естественно. Всякий разумный человек в той или иной мере верит или хотя бы втайне надеется на то, что его душа бессмертна. «Не верит в бессмертие души; - писал Лев Толстой, - лишь тот, кто никогда серьезно не думал о смерти». Однако наука, половине человечества заменившая Бога, вроде бы не дает повода для оптимизма. Так что сделан долгожданный прорыв: перед нами забрезжил свет вечной жизни в конце тоннеля, которого никому не миновать?

Я бы воздержался от столь категоричных утверждений. Проведенные мной эксперименты скорее повод для других исследователей точными методами нащупать порог между земным существованием человека и загробной жизнью души. Насколько односторонен переход через этот порог? В какой момент еще возможно возвращение? - вопрос не только теоретический и философский, но и ключевой в повседневной практике врачей-реаниматологов: им чрезвычайно важно получить отчетливый критерий перехода организма за порог земного существования.

Вы отважились целью своих экспериментов сделать ответ на вопрос, которым прежде себя озадачивали лишь теософы, эзотерики и мистики. Какой же арсенал современной науки позволил вам в такой форме поставить задачу?

Мои эксперименты стали возможны благодаря методу, созданному в России больше столетия назад. Он был забыт, а в 20-х годах вновь возрожден изобретателями из Краснодара супругами Кирлиан. В электромагнитном поле высокой напряженности вокруг живого объекта, будь то зеленый лист или палец, возникает лучистое свечение. Причем характеристики этого свечения напрямую зависят от состояния энергетики объекта. Вокруг пальца человека здорового, жизнерадостного свечение яркое и ровное. Любые расстройства организма - что принципиально важно, не только уже выявленные, но и грядущие, еще не проявленные в органах и системах, - разрывают светящийся ореол, деформируют его и делают более тусклым. Уже сформировано и признано специальное диагностическое направление в медицине, позволяющее по неоднородностям, кавернам и затемнениям на кирлиан-снимке делать актуальные заключения о приближающихся болезнях. Немецкий доктор П. Мандель, обработав огромный статистический материал, даже создал атлас, в котором различным особенностям свечения соответствуют определенные погрешности состояния организма.

Так вот, двадцать лет работы с эффектом Кирлиан подтолкнули меня к идее посмотреть, как меняется свечение вокруг живой материи по мере того, как она становится неживой.

Неужели вы, подобно академику Павлову, который диктовал ученикам дневник собственной смерти, фотографировали процесс умирания?

Нет, я поступил иначе: стал исследовать с помощью кирлиан-фотографий тела только что умерших людей. Через час - три часа после смерти неподвижно зафиксированная кисть покойного ежечасно фотографировалась в газоразрядной вспышке. Потом снимки обрабатывались на компьютере с тем, чтобы определить изменение интересующих параметров во времени. Съемка каждого объекта велась от трех до пяти дней. Возраст умерших мужчин и женщин колебался от 19 до 70 лет, характер смерти у них был различным.

И это, как ни покажется кому-то странным, отразилось на снимках.

Множество полученных газоразрядных кривых естественным образом разбилось на три группы:

а) относительно небольшая амплитуда колебаний кривых;

б) тоже небольшая амплитуда, но имеется один хорошо выраженный пик;

в) большая амплитуда очень продолжительных колебаний.

Это различия чисто физические, и я бы не стал вам о них упоминать, если бы изменения параметров не увязывались так отчетливо с характером смерти фотографируемых. А такой взаимосвязи у танатологов — исследователей процесса умирания живых организмов - никогда прежде не было.

Вот чем отличалась смерть людей из трех названных выше групп:

а) «спокойная», естественная смерть старческого организма, выработавшего свой жизненный ресурс;

б) «резкая» смерть - тоже естественная, но все-таки случайная: в результате несчастного случая, тромба, черепно-мозговой травмы, не вовремя подоспевшей помощи;

в) «неожиданная» смерть, внезапная, трагическая, которой, сложись обстоятельства более счастливо, можно было бы избежать; к этой же группе относятся самоубийства.

Вот он, совершенно новый для науки материал: характер ухода из жизни в буквальном смысле слова высвечивается на приборах.

Самое поразительное в полученных результатах то, что колебательные процессы, в которых подъемы чередуются со спадами в течение нескольких часов, характерны для объектов с активной жизнедеятельностью. А я-то фотографировал умерших.. Значит, принципиального отличия мертвых от живых при кирлиан-фотографировании нет! Но тогда и сама смерть не обрыв, не мгновенное событие, а процесс постепенный, медленный переход.

- И сколько же времени длится этот переход?

В том-то и дело, что длительность в разных группах тоже различна:

а) «спокойная» смерть обнаружила в моих экспериментах колебания параметров свечения на протяжении от 16 до 55 часов;

б) «резкая» смерть приводит к видимому скачку либо через 8 часов, либо в конце первых суток, а через двое суток после смерти колебания сходят к фоновому уровню;

в) при «неожиданной» смерти колебания наиболее сильны и длительны, их амплитуда уменьшается от начала к концу эксперимента, свечение тускнеет в конце первых суток и особенно резко - в конце вторых; кроме того, каждый вечер после девяти и примерно до двух-трех часов ночи наблюдаются всплески интенсивности свечения.

- Ну просто какой-то научно-мистический триллер получается: по ночам мертвецы оживают!

Легенды и обычаи, связанные с покойниками, обретают неожиданное экспериментальное подтверждение.

Кто бы знал, что это за рубеж - сутки после наступления смерти, двое суток? Но раз эти интервалы читаются на моих диаграммах, значит, что-то им соответствует.

- А девять и сорок дней после смерти - особо значимые интервалы в христианстве - как-то у вас выявлены?

Я не имел возможности ставить столь длительные эксперименты. Но убежден, что срок от трех до 49 дней после смерти - ответственный для души умершего период, отмеченный ее расставанием с телом. То ли она путешествует в это время между двумя мирами, то ли Высший Разум решает ее дальнейшую судьбу, то ли душа проходит круги мытарств - различные вероучения описывают разные нюансы одного и того же, по-видимому, процесса, который отобразился и на наших компьютерах.

- Значит, посмертная жизнь души доказана научно?

Поймите меня правильно. Я получил экспериментальные данные, использовал для этого метрологически проверенную аппаратуру, стандартизированные методики, обработку данных проводили на разных этапах разные операторы, я позаботился о доказательствах отсутствия влияния метеорологических условий на работу приборов… То есть я сделал все зависящее от добросовестного экспериментатора, чтобы результаты оказались максимально объективны. Оставаясь в рамках западной научной парадигмы, я в принципе должен избегать упоминаний о душе или отделении астрального тела от физического, это понятия, органичные для оккультно-мистических учений восточной науки. И хотя, как мы помним, «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», но вот они сходятся в моих исследованиях. Если же говорить о научной доказанности загробной жизни, неизбежно придется уточнять, западную или восточную науку мы имеем в виду.

- Может, как раз такие исследования и призваны объединить две науки?

Мы вправе надеяться, что в конце концов так и произойдет. Тем более что древние трактаты человечества о переходе от жизни к смерти принципиально совпадают у всех традиционных религий.

Поскольку живое тело и тело недавно умершего очень близки по характеристикам газоразрядного свечения, не совсем понятно, что же такое смерть. В то же время я специально проводил цикл подобных экспериментов с мясом - как свежим, так и замороженным. Никаких колебаний в свечении этих объектов не отмечалось. Выходит, тело человека, умершего несколько часов или дней назад, гораздо ближе к живому телу, чем к мясу. Скажите это патологоанатому - думаю, он удивится.

Как видно, энерго-информационная структура человека не менее реальна, чем его материальное тело. Эти две ипостаси связаны между собой в течение жизни человека и разрывают эту связь после смерти не сразу, а постепенно, по определенным законам. И если неподвижное тело с остановленным дыханием и сердцебиением, неработающим мозгом мы признаем мертвым, это вовсе не означает, что мертво астральное тело.

Более того, разделение тел астрального и физического способно несколько разводить их в пространстве.

- Ну вот уже мы договорились до фантомов и призраков.

Что делать, в нашей беседе это не фольклорные или мистические образы, а зафиксированная приборами реальность.

Неужели вы намекаете на то, что мертвец лежит на столе, а его мерцающий призрак обходит оставленный умершим дом?

Не намекаю, а говорю об этом с ответственностью ученого и непосредственного участника экспериментов.

В первую же экспериментальную ночь я почувствовал присутствие некой сущности. Оказалось, для врачей-патологоанатомов и санитаров морга это привычная реальность.

Периодически спускаясь в подвал для замеров параметров (а именно там проводились эксперименты), в первую ночь я испытал безумный приступ страха. Для меня, закаленного в экстремальных ситуациях охотника и альпиниста со стажем, страх не самое характерное состояние. Усилием воли я пытался его перебороть. Но в этом случае не получалось. Страх улегся только с наступлением утра. И во вторую ночь было страшно, и в третью, но при повторениях страх постепенно ослабевал.

Анализируя причину своего испуга, я понял, что она объективна. Когда, спускаясь в подвал, я направлялся к объекту исследований, еще не дойдя до него, явственно ощущал на себе взгляд. Чей? В комнате, кроме меня и покойника, никого. Направленный на себя взгляд ощущает всякий. Обычно, обернувшись, встречает чьи-то устремленные на него глаза, В данном случае взгляд был, а глаз не было. Перемещаясь то ближе к каталке с телом, то дальше от нее, я опытным путем установил, что источник взгляда находится метрах в пяти-семи от тела. Причем всякий раз ловил себя на ощущении, что невидимый наблюдатель находится здесь по праву, а я - по собственному произволу.

Обычно работа, связанная с периодическими замерами, требовала нахождения вблизи тела порядка двадцати минут. За это время я сильно уставал, причем сама работа не могла вызвать этой усталости. Повторные ощущения того же толка натолкнули на мысль о закономерной потере энергии в подвале.

- Фантом отсасывал вашу энергию?

Не только мою. С моими помощниками происходило то же самое, что лишь подтверждало неслучайность моих ощущений. Хуже того, врач экспериментальной группы - опытный профессионал, много лет производивший вскрытие трупов, - в нашей работе задел за обломок кости, порвал перчатку, но не заметил царапины, а на другой день был увезен «скорой» с заражением крови.

Что за внезапный прокол? Как он мне потом признался, впервые врачу-патологоанатому пришлось находиться возле трупов подолгу, причем по ночам. Ночью сильней усталость, слабей бдительность. Но помимо этого, как мы теперь достоверно знаем, и выше активность мертвого тела, особенно если это самоубийца.

Правда, я не сторонник взгляда, что мертвые отсасывают энергию у живых. Возможно, процесс не столь однозначен. Тело недавно умершего находится в сложном состоянии перехода от жизни к смерти. Идет еще нам неизвестный процесс перетекания энергии от тела в иной мир. Попадание другого человека в зону этого энергетического процесса может быть чревато поражениями его энергоинформационной структуры.

- Поэтому покойного отпевают?

В отпевании, молитвах о душе новопреставленного, в только добрых словах и мыслях о нем заложен глубокий смысл, до которого рациональная наука еще не добралась. Душе, совершающей трудный переход, следует помогать. Если же мы вторгаемся в ее владения, пусть даже с простительными, как нам кажется, исследовательскими целями, видимо, подвергаем себя неизученной, хотя интуитивно угадываемой опасности.

- И нежелание церкви хоронить самоубийц в освященной земле подтверждается вашими исследованиями?

Да, возможно, те бурные колебания в первые двое суток после добровольного ухода из жизни, что зафиксировали наши компьютеры, обсчитывая кирлиан-фотографии самоубийцы, подводят рациональную базу под этот обычай. Ведь мы пока ничего не знаем, что потом происходит с душами умерших и как они между собой взаимодействуют.

Но наш вывод об отсутствии ощутимого рубежа между жизнью и смертью (по данным проведенных экспериментов) позволяет предположить истинность суждения о том, что душа после смерти тела продолжает в загробном мире ту же судьбу того же самого живущего в иной реальности человека.

Наконец-то получен ответ на один из самых волнующих вопросов: «Есть ли жизнь после смерти…»

Немецкие ученые доказали существование жизни после смерти. Их эксперимент просто Шокирует!

Поразительное заявление было сделано сегодня утром группой психологов и врачей Берлинского технического университета. Группа экспертов утверждает, что жизнь после смерти существует в той или иной форме, и это было доказано с помощью клинических экспериментов. Заявление было сделано после исследований, сделанных в результате наблюдений длительностью около 20 минут за пациентами, перенесшими клиническую смерть, прежде чем они были возвращены к жизни.

В течение 4 лет исследования были проведены на 944 добровольцах, с использованием различных лекарственных средств, таких как адреналин и диметилтриптамин, которые позволяют организму пережить состояние клинической смерти. После клинической смерти у пациентов было вызвано временное коматозное состояние. Для этого врачи использовали разную смесь препаратов, которые были отфильтрованы озоном, взятым из крови пациента во время процесса реанимации 18 минут спустя.

Этот эксперимент длительностью в 20 минут стал возможен благодаря машине сердечно-лёгочной реанимации (СЛР), так как Auto Pulse вошел в употребление совсем недавно. За последние несколько лет, этот тип оборудования используется для реанимации людей, которые были мертвы где-то между 40 минут до часа.

Исследование проводилось под руководством доктора Бертольда Аккермана и его команды, который внимательно следил за экспериментом и собирал различные данные. Результаты показали, что все исследуемые субъекты имели некоторые воспоминания об их клинической смерти, большинство из которых были очень похожи. Существовали, однако, некоторые вариации от одного пациента к другому.

Большинство свидетельств, включали чувство отрыва от тела, чувство левитации, полное спокойствие, безопасность, тепло, ощущение абсолютного растворения, а также наличие подавляющего света.

Команда врачей также сообщила, что они хорошо осведомлены о том, какое влияние их эксперимент может оказать на большинство людей, особенно когда стало ясно, что религиозные верования не оказали никакого влияния на ощущения и переживания люди во время эксперимента. Чтобы быть более объективным, исследование проводилось на людях разных религий: христиане, мусульмане, иудеи, индуисты и атеисты.

Несмотря на то что ранние исследования около смертного состояния привели к выдвижению гипотезы, что это ни более чем галлюцинации, доктор Аккерман и его команда пролили новый свет на этот вопрос. Они выдвигают доказательства существования загробной жизни в форме дуализма между разумом и телом.

Доктор Аккерман высказался так:

Я знаю, что наши результаты могут нарушить убеждения многих людей. Но таким образом мы только что ответили на один из самых важных вопросов в истории человечества, так что я надеюсь, что люди простят нас. Да, есть жизнь после смерти и, похоже, это относится ко всем.

Николай Викторович Левашов в начале 90-х годов 20 века подробно и точно описал в своих , что такое Жизнь (живая материя), как и где она появляется; какие условия должны быть на планетах для зарождения жизни; что такое память; как и где она функционирует; что такое Разум; каковы необходимые и достаточных условия для появления Разума у живой материи; что такое эмоции и какова их роль в эволюционном развитии Человека, и многое другое. Он доказал неизбежность и закономерность появления Жизни на любой планете, на которой одновременно наступают соответствующие условия. Он впервые точно и чётко показал, что такое Человек в действительности, как и для чего он воплощается в физическое тело, и что с ним происходит после неизбежной смерти этого тела. уже давно дал исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные автором в этой статье. Тем не менее, здесь собраны вполне достаточные аргументы, свидетельствующие о том, что современная наука практически ничего не знает ни о Человеке, ни о реальном строении Мира, в котором мы все живём…

Жизнь после смерти есть!

Взгляд современной науки: существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задаётся вопросом: существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно. Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причём, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить, что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит . И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт. Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны, старые и внушённые нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих учёных по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдёт про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберём с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь?

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание – это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание – то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание – это осознание нами своего «Я», но в то же время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это – эго, «Я», дух, душа – нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно всё и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству. Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные учёные (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я – человек», «Я – женщина (мужчина)», «Я – бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я – Таня (Катя, Алексей)», «Я – жена (муж, дочь)» и т.п. Это, конечно, забавные ответы. Своё индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют своё, а не Ваше «Я», то же самое можно сказать и про жён (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам, что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я – не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» – это их рефлексы , их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п. На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я». Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение, и представления, и пристрастия, и уж, тем более, психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не моё «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я – это моё индивидуальное тело» . Это уже интереснее. Разберём и это предположение. Всем ещё из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляются все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живёт, например, 70 лет, за это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно. Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» – это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток? Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть , хоть нейронами, не может породить личность и её ядро – «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма, вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»? При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведённые в разных странах мира, доказывают, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьёзнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных…»

Это подтверждает публикация в ещё одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту» , – говорит учёная Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью... к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то – чувствует сама себя» (1).

«Я» – это неизменное ядро личности , которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» – это мозг?». Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит ?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, даёт нам личностность. А тело – не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей, далёких от этой области знания, это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, учёные-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия учёных не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я» . Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьёзного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием?..

Жизнь после смерти есть!

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вёл медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий.

Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен приём сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга Сознание использует его, как экран. Как телеприёмник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает своё вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Вот интересно, что нужно, чтобы доказать наличие жизни после жизни? Сравнение: что мне нужно, чтобы доказать, что ты есть? В идеале, тебя увидеть и с тобой пообщаться. А если нас разделяют многие километры и прямо увидеть невозможно? Можно найти другие способы узнать о тебе, к примеру, пообщаться с тобой через интернет, что мы сейчас и делаем. Как понять, что ты не бот? Здесь уже придется применить некоторые аналитические методы, задать тебе нестандартные вопросы. И т.д.

Как ученые узнали о существовании темной материи? Ведь ее в принципе ни увидеть, ни потрогать невозможно? Через расчет скорости разбегания галактик, сравнив его с наблюдаемой скоростью. Получилось противоречие: гравитации во вселенной больше, чем изначально предполагалось. Откуда она взялась? Ее источник назвали темной материей. Т.е. методы очень косвенные. И, при этом, никто не ставит под сомнение выводы физиков.

Так и здесь: очень много людей имело опыт посмертных видений и переживаний. И далеко не все из них объяснимы с точки зрения галлюцинаций. Мне самому несколько раз довелось пообщаться с людьми бывшими "там". Свидетельств побольше, чем свидетельств существования темной материи.

А уж для самого скептичного скептика приведу знаменитое пари Паскаля. Один из величайших ученых за всю историю науки, открывший законы, без которых немыслима современная физика.

ПАРИ ПАСКАЛЯ

В заключение приведу знаменитое пари Паскаля. Все мы в школе проходили законы великого ученого Паскаля. Блез Паскаль, француз, человек, действительно, выдающийся, опередивший науку своего времени на пару столетий! Он жил в семнадцатом веке, в эпоху, предшествующую так называемой Великой Французской революции (конец восемнадцатого века), когда безбожные идеи уже разлагали высший свет и, незаметно, готовили ему приговор на гильотины.

Как человек верующий, он смело защищал высмеиваемые и весьма непопулярные тогда религиозные идеи. Сохранилось знаменитое пари Паскаля: его спор с неверующими учеными. Он спорил приблизительно так: Ты веришь, что нет Бога и нет Вечной Жизни, а я верю, что есть Бог и есть Вечная Жизнь! Давай поспорим?.. Поспорили? А теперь представь себя в первую же секунду после смерти. Если я был прав, я получаю все, получаю Вечную Жизнь, а ты все теряешь. Если даже ты окажешься прав, у тебя не будет никаких преимуществ передо мною, потому что все уйдет в абсолютное небытие! Таким образом, моя вера дает мне надежду на Вечную Жизнь, твоя же всего тебя лишает! Умный человек был Паскаль!

Вера в существование бессмертной души дает нам величайшую надежду. Ведь это надежда получить бессмертие. Даже если бы вероятность получить бесконечный приз была ничтожно мала, то и в этом случае мы в бесконечном выигрыше: любо конечное число, умноженное на бесконечность, равно бесконечности. А что дает человеку атеизм? Веру в абсолютный ноль! Как сказал один поэт: лишь мясо в яму. Все рожденное умрет, все построенное разрушится, а вселенная свернется обратно в точку сингулярности.