Как проводят похороны у мусульман. Что значит обряд омовения покойника у мусульман

Ислам – самая молодая религия мира, возникшая в VII веке н.э., однако её успехи не могут не впечатлять. Из 7,3 млрд. человек, населяющих планету Земля (данные ООН по состоянию на июль 2016 года), более 1,5 млрд. официально признают себя его приверженцами – мусульманами. Простой приблизительный подсчёт показывает, что мусульманином является каждый седьмой житель планеты, что выводит ислам на второе место в мире по численности верующих после христианства. Если же учесть, что от 14 до 17% населения Земли признают себя неверующими или атеистами, то этот показатель становится ещё более впечатляющим. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией, во многих других странах (более 100 из официально признанных 252) существуют значительные мусульманские диаспоры. Всё это способствует значительному упрочнению влияния ислама в современном мире и его активизации. Некоторые исследователи считают его не просто религией, но и настоящим образом жизни, который полностью выражает себя в личности истинного (правоверного) мусульманина и определяет мировоззрение и поведение своих адептов во всех жизненных ситуациях. Одной из важнейших среди них является обряд похорон и поминок.

Поведение мусульманина при жизни и перед смертью

Как и прочие религии мира, ислам проповедует веру в вечную жизнь после смерти и Судный день. Смерть для мусульманина, которую иногда называют «хазимуль-ляззат» – это средство, разрушающее его земные прихоти и страсти, и своеобразный переход из земного существования в загробное, где он будет спать в муках или в спокойствии – сообразно тому, как он жил – до Судного дня.

Подобно японским самураям, с детства готовившим себя к смерти, мусульмане также готовятся к этому неминуемому событию в жизни каждого человека. Согласно исламу, к каждому человеку приставлены два ангела, которые записывают все его поступки в специальную книгу. Эту книга будет главным документом всей его жизни во время Страшного Суда, и по совокупности записей в ней Аллах будет решать, какого положения человек достоин после своей кончины. Поэтому ислам предписывает своим последователям не только соблюдать его заповеди и догматы и стремиться вести праведный и богоугодный образ жизни, но и следовать т.н. «пяти столпам», включающим в себя:

  1. исповедание веры (шахаду).
  2. молитву (намаз).
  3. соблюдение поста в рамадан.
  4. милостыню – как обязательную (закят), так и добровольную (садака).
  5. паломничество (хадж) в Мекку.

Некоторые богословы также включают в этот список джихад, известный в пяти формах ещё с IX века н.э., однако по этому поводу среди мусульман нет единого мнения.


Похоронам в исламе придаётся очень большое значение, и не случайно среди мусульман-стариков бытует выражение «Наши дети в исламе, и есть кому нас похоронить». Однако для ближайших родственников последние минуты жизни близкого человека – это всегда стресс и потрясение, к тому же связанные с неизбежными мирскими хлопотами (официальная констатация смерти медиками и органами правопорядка, получение свидетельства о смерти, организация похорон и т.д.), поэтому зачастую многие важные элементы обряда просто забываются или упускаются из виду. Между тем духовная помощь умирающему мусульманину порой бывает важнее медицинской, особенно в том случае, если врачи уже бессильны что-либо предпринять или если кончина наступила внезапно.

Одним из главных условий происходящего обряда является ритуальное произношение умирающим формулы шахады «ля иляха илля Ллах, мухаммадар расулю Ллах» (полная форма звучит так: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах», что в переводе с арабского означает «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»). Эта формула знакома мусульманину с детства и сопровождает его на протяжении всей жизни: так, её произносят как минимум пять раз в день во время намаза, а также при рождении ребёнка. О том, насколько важно для умирающего мусульманина произнести эту формулу, говорит хотя бы тот факт, что в хадисе от Абу Саида, являющемся частью одного из «сводов» (сборников рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), прямо дан совет подсказывать её слова умирающему. Они должны стать последними, что произнесёт человек, готовясь отойти в мир иной. Если после их произнесения он начнёт говорить о чём-то другом, находящемуся рядом с ним следует напомнить о неуместности подобных речей и снова заставить проговорить положенную формулу. Иногда также предписывают дать умирающему глоток воды, однако это, скорее, является данью местным обычаям, а не каноном.

Самим же присутствующим при последних минутах жизни мусульманина запрещается плакать или громко разговаривать и предписывается говорить только о хорошем, всячески поддерживая в сердце умирающего веру во всепрощение и милость Аллаха. Весьма похвальным делом многими богословами считается чтение над умирающим Корана – главной священной книги мусульман – так, чтобы он слышал. В похоронном обряде даже предусмотрена такая норма: если над умирающим читали 36-ю суру, известную также как «сура Ясин (Йа-Син)», названную Мухаммедом «сердцем Корана», и человек умер до окончания чтения, то, заметив это, чтение можно прервать. Правда, некоторые богословы советуют всё же дочитать суру до конца: считается, что если прочесть её дважды – во время смерти и после предания земле, – то похороны посетят ангелы милосердия в количестве, известном лишь Аллаху, а сам умерший будет защищён от наказания в могиле. Ему же значительно облегчится допрос во время Судного дня. Некоторые богословы говорят о желательности произнесения 36-й суры и сами умирающим, однако по этому поводу единого мнения среди мусульман-знатоков похоронного обряда нет, поскольку находящийся при смерти может просто находиться не в том состоянии, чтобы прочитать суру. Такое большое значение для души правоверного мусульманина она имеет благодаря своему содержанию: в ней в притчевой форме говорится о мощи Аллаха и о воскрешении мёртвых, о счёте деяний и о тех, кто не внял увещеваниям и не уверовал в истинность ислама. Хадисы также высоко ценят значение 36-й суры Корана для умирающих мусульман и прямо советуют читать её «для ваших мёртвых», не исключая, в числе прочих благостей, что оно способно облегчить выход души из тела.

Как похоронить правоверного мусульманина

Хоронят мусульманина в тот же день, как он умер, до заката солнца. Если смерть наступила ночью, то похороны назначаются на следующий день. Среди изречений пророка Мухаммеда можно встретить прямые неоднократные указания на безотлагательность этого процесса, чему есть своё логическое объяснение. В старину это было связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, на котором возник ислам. Полуостров, считающийся благодаря своему климату одним из самых жарких мест на планете, почти полностью покрыт каменистыми и песчаными пустынями, в которых даже зимой температура с севера на юг держится на уровне от +10-15 до +25. Летом же в районе южного побережья она доходит до +55 градусов. Само собой разумеется, что нельзя было держать покойника незахороненным продолжительное время при таком жёстком тропическом климате, поэтому следовало предать его земле как можно быстрее, чтобы он не начал разлагаться. Со временем это стало частью похоронного обряда мусульман. По этой же причине в исламе отсутствует такое понятие, как «последняя воля покойного», согласно которой его похороны могут быть проведены в той форме и в том месте, где он сам пожелает. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. Если он умер в плавании, то похороны откладываются до тех пор, пока корабль не пристанет к берегу, однако выбрать нужно ближайшую сушу. Если же земля находится далеко, а откладывать похороны нельзя, тогда проводится полный мусульманский похоронный обряд, к ногам умершего привязывается тяжёлый предмет, и покойный опускается в море или океан.

Однако исламские богословы и мирские учёные едины в том мнении, что спешка при похоронах нужна только лишь когда все вокруг будут убеждены в том, что смерть действительно наступила. Это нужно для того, чтобы избежать фатальной ошибки и не похоронить человека, потерявшего сознание или впавшего в состояние комы или летаргический сон. Для этого и нужно в домашних условиях обязательно вызывать бригаду скорой помощи и органы правопорядка – чтобы смерть правоверного была признана специалистами и запротоколирована. Если же смерть настигла его вне дома – в путешествии, вне границ поселения или ещё при каких-либо обстоятельствах, – присутствующим рядом следует принять все меры для того, чтобы убедиться в том, что человек действительно умер.

Если факт смерти зафиксирован и подтверждён, то необходимо сделать следующее:

  1. положить преставившегося на правый бок лицом к кибле. Кибла – это точно установленное с помощью математических расчётов направление из любой точки земного шара в сторону Мекки, где находится главная святыня всех мусульман мира – Кааба. Направление киблы указывается изображением компаса со стрелкой на молитвенном коврике, её же можно определить с помощью электронных карт, наручных часов или же компаса. Во всех исламских гостиницах в арабских странах на стене есть обозначение киблы в виде стрелки, заключённой в круг, так что если мусульманин умер в отеле, проблем с её определением обычно не возникает. Если смерть наступила во время путешествия на транспорте, киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения транспортного средства. Также весьма распространённым является способ положить покойного на спину ногами в направлении киблы, слегка приподняв голову. Если же возникают какие-либо иные затруднения, то рекомендуется оставить покойного в наиболее оптимальном для него положении и направлении.
  2. закрыть ему глаза и совершить молитву, смысл которой состоит в просьбе Аллаха возвести умершего на уровень праведников, простить ему совершённые при жизни прегрешения и «осветить его могилу». Какой-либо единой формы молитвы в похоронном обряде не существует, в хадисах можно найти несколько равноправных молитв, предназначенных для этого случая.
  3. размять суставы, чтобы они не затвердели, положить на живот покойнику что-нибудь тяжёлое, чтобы предотвратить вздутие, подтянуть повязкой челюсть, чтобы она не свисала, и накрыть тело. Лучше всего, если все эти действия проведёт ближайший родственник покойного, который отнесётся к этому с должным вниманием и почтением. Это рекомендуют многие исламские богословы.
  4. омыть тело покойного. Это – настолько важный элемент похоронного обряда, что если его не проведёт никто из числа мусульман, то грех ложится на всех последователей Мухаммеда, проживающих в данной местности. Исключение составляют лишь погибшие в сражении шахиды: их хоронят сразу без омовения. В зависимости от пола покойного его должен обмыть представитель одного с ним пола (то есть, мужчину – мужчина, женщину – женщина), однако у жены есть право обмыть тело своего мужа. Также разрешается обмывать женщинам мальчиков, а мужчинам – девочек. Если у усопшего нет родственников, то омыть его обязан любой мусульманин, который узнал о его смерти и предаёт тело земле. Желательно, чтобы он был религиозно грамотным. Это – непременное условие обряда омовения: важность соблюдения правильности действий такова, что при выборе, кому омывать покойного – пожилому или более молодому, но знающему все тонкости обряда, – предпочтение отдаётся второму. Очень важным требованием является не только знание гассалом (человеком, омывающим покойного) порядка омовения, но и его надёжность с точки зрения умалчивания о физических недостатках, которые могут быть увидены на мёртвом. Это является благом не только для него, но и для совершающего обряд: хадисы обещают «прощение сорок раз» тому, кто совершит обмывание и умолчит о том, что ему придётся увидеть на теле.

Обмывают и омывают преставившегося не менее четырёх человек: сам гассал, помощник, сливающий воду на тело, и те, которые его переворачивают. Обряд происходит следующим образом:

а). мёртвый кладётся на жёсткое ложе лицом к кибле. Помещение окуривается благовониями, гениталии накрываются любой непрозрачной материей.

б). гассал трижды моет руки, одевает перчатки, затем надавливает на грудь покойника и ведёт ладонями вниз по животу так, чтобы из кишечника вышло его содержимое.

в). затем омываются половые органы, на которые запрещено смотреть.

д). после этого гассал моет обе руки по локоть, начиная с правой, и начинает обмывание всего тела. Лицо покойного и его руки по локоть моются трижды, голова, шея и уши хорошо смачиваются. Далее моются ноги умершего по щиколотку, затем – голова и борода, для которых используют тёплую воду с мылом и добавлением кедрового порошка.

е). затем умершего перекладывают на левый бок и омывают правый в такой очерёдности: сливают воду, протирают тело, снова льют, смывая мыльную воду с порошком. Гениталии остаются без протирки, на прикрывающую их материю просто льётся вода. Эта процедура повторяется трижды.

ж). затем покойный кладётся на правый бок и омывается точно в такой же последовательности, затем он снова трижды омывается водой в положении на правом боку, причём каждый раз меняется вода: в первый раз она – с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая. Спина омывается при приподнимании тела простым сливанием воды: переворачивать покойного лицом вниз запрещено. Если мусульманин умер во время хаджа или возвращаясь из него, то происходит его обмывание обычной чистой водой.

з). когда обмывание сделано, покойный укладывается в горизонтальное положение, и гассал снова проводит ладонями вниз по груди и животу, чтобы из организма вышли оставшиеся испражнения, после чего проводится общее обмывание тела целиком. Если выход содержимого кишечника произойдёт и в этот раз, то очищается лишь испачканное место. Обмывание более трёх раз считается излишним.

и). мокрое тело покойника обтирается полотенцем, лоб, ноздри, руки и ноги смазываются благовониями.

Исламом предусмотрены случаи, когда умерший является мужчиной, а вокруг него находятся одни женщины (или наоборот), а также когда в радиусе 2-3 км. нет необходимого количества воды или же имеется лишь вода для питья и есть опасность со стороны врагов или грабителей. В этих случаях проводится только таяммум – очищение песком или специальным камнем. При его совершении также можно использовать сухую землю, пыль, известь, цемент, глину, гипс. Смысл таяммума при этом – не создавать неудобства для правоверных, а лишь обозначить благоволение к ним Аллаха и довести его до завершения. Если для обмывания приглашён чужой умершему человек, то оно может быть и безвозмездным, и платным.

  1. обернуть тело покойного в саван, называемый кафаном. Это – не менее важная, чем омовение, часть похоронного обряда, имеющая свои нюансы. Например:

а). ислам запрещает хоронить умершего в одежде. Существует лишь два исключения из этого правила – шахиды (их разрешено хоронить в одежде) и отсутствие ткани для савана (в этом случае разрешается похоронить покойного в его одежде, но предварительно следует её помыть её и почистить).

б). саван для мусульманина шьётся из ситца или белого полотна. Материю следует подбирать в соответствии с тем достатком, который был у умершего при жизни. Если он был несостоятельным, то вполне достаточным признаётся накрывание его тела тремя кусками ткани; если же он был состоятельным и не оставил долгов, то это действие является обязательным по отношению к нему.

г). при покрытии тела можно использовать бывшую в употреблении ткань, но если есть новая, лучше взять её.

д). желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если умерший был одинок, то хоронят его со всеми подобающими действиями соседи.

Мужской саван состоит из трёх частей:

а). лифафа – ткани, покрывающие всё тело покойника и имеющие по 40 см. с каждой стороны, чтобы саван можно было завязать после окутывания им тела.

б). изар – куска ткани для окутывания нижней части тела.

в). камис – рубахи, сшитая так, чтобы прикрыть мужские гениталии.

Женский саван, помимо вышеупомянутых частей, имеет ещё две: химар (платок для головы и волос длиной 2 метра и шириной 60 см) и кирка, или хирка (кусок ткани для накрывания груди длиной 1,5 м. и шириной 60 см). Некоторые отличия имеет также женский камис, представляющий собой рубаху без воротника с вырезом для головы.

В том случае, если умер новорожденный или младенец, для его окутывания достаточно одной лифафы. Мальчиков до 8-9 лет можно окутывать так же, как и взрослых. Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы и ногти на руках и ногах, а также удалять золотые коронки.

Процедура окутывания покойных мужчин такова:

а). перед покрытием на ложе расстилается лифафа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, поверх неё кладётся изар.

б). на эти ткани укладывают покойника, одетого в камис, руки укладываются вдоль тела, которое также умащается благовониями.

в). затем над покойником читаются молитвы и происходит последнее прощание.

г). окутывают изаром тело – сначала левую сторону, затем – правую.

д). затем покойника окутывают лифафой: сначала – с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, пояса и ног. При опускании в могилу они развязываются.

Окутывание женщины идентично с той разницей, что грудь покойной сначала покрывают хиркой, затем одевают камис и опускают на него волосы, разделённые на две части, а на лицо кладётся химар, подложенный под голову.

  1. прочитать погребальную молитву (джаназа-намаз). Это – ещё одна важнейшая составляющая похоронного обряда, и, как и в случае с обмыванием, если её не совершить, то грех падает на всех мусульман, живущих в данной местности. Джаназа-намаз обязателен настолько, что если на доступном расстоянии нет имамов или мужчин-мусульман, его должна прочитать хотя бы одна женщина-мусульманка. Похороны без произнесения этой молитвы считаются недействительными. Не читают её лишь над немусульманами и лицемерами (мунафиками). После окутывания в саван умершего кладут на специальные похоронные носилки (тобут), покрытые одеялом, после чего ставят их перпендикулярно кибле. Присутствующие становятся лицом к Каабе, желательно в три ряда, а прямо перед носилками на уровень груди (сердца) встаёт молящийся имам-ханафиит. Шафиит становится напротив головы мужчины-покойника или на уровень середины тела женщины. Справа от него должна быть голова умершего, а слева – ноги. Погребальная молитва читается стоя и молча (кроме такбиров), азан и икамат (два призыва на ежедневную молитву: азан – обязательный, икамат – желательный) не произносятся. Если погребальную молитву читают сразу для представителей всех возрастных и гендерных категорий, то покойных кладут так: непосредственно перед имамом – мужчину, за ним – мальчика, дальше – женщину, последней – девочку, при этом имам-шафиит должен стоять так, чтобы одновременно быть на уровне головы мужчины и середины тела женщины. Перед чтением джаназы-намаза всем присутствующим на похоронах обязательно совершить любой из обрядов ритуальной чистоты – малое омовение, полное или таяммум. Желательно, чтобы погребальную молитву читали все присутствующие при обряде похорон: её сила заключается в коллективном прочтении. Особенно это важно для жены умершего или его родственниц: женщинам запрещается присутствовать при непосредственном погребении покойного. Громко оплакивать умершего при произнесении погребальной молитвы запрещено. Перед началом имам спрашивает у присутствующих:

а). числятся ли долги за мёртвым, которые он не успел выплатить. Если они имеются, то имам просит родственников рассчитаться с ними.

б). должен ли ему кто-либо. Если таковые имеются, то имам просит рассчитаться должников с родственниками умершего.

в). есть ли кто-то, кто был в ссоре или споре с почившим. Если таковые имеются, то имам просит простить покойного.

В исламе предусмотрено две формы джаназы-намаза – ханафитская и шафиитская. Обе являются равноправными, соответствующими канону и отличаются друг от друга лишь в деталях. Неизменным являются следующие части:

а). ният (намерение), имеющее следующую формулу: «Я собираюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного». Имя его при этом можно не произносить.

б). четыре следующих друг за другом такбира (возвеличивание Аллаха). Каждый такбир произносится вслух так, чтобы присутствующие это слышали. При первом ханафиты поднимают кисти рук на уровень ушей и затем опускают их на живот под пупком, шафииты при каждом такбире поднимают кисти рук на уровень плеч так, чтобы пальцы были на уровне ушей.

в). после первого такбира ханафиты произносят «О Аллах, ты далёк от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твоё и, кроме Тебя, мы никому не поклоняемся». Шафииты говорят следующее: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость которого безгранична и вечна», после чего читается сура «аль-Фатиха».

г). затем проговаривается второй такбир, после которого читается «Салават». Шафииты начинают его чтение со слов «Аль-хамду лил-ляях».

д). далее читается третий такбир, после которого ханафиты проговаривают «молитву за покойного» по определённой форме, вслед за которой читается молитва-дуа за всех живых и мёртвых мусульман. Шафииты читают молитву-дуа за покойного, себя и всех верующих, чья форма идентична ханафитской.

е). наконец произносится четвёртый такбир, после которого молящийся со словами приветствия поворачивает голову направо, смотря на плечо, затем – налево с этими же словами. Шафиит после четвертого такбира произносит определённую словесную формулу и также повторяют приветствие с поворачиванием головы в стороны в той же последовательности, что и ханафит.

На этом джаназа-намаз заканчивается.

  1. похоронить покойного. Тобут с его телом доставляется к могиле, причём умершего несут головой вперёд (из дому его выносят ногами вперёд) не менее четырёх человек. У всех, кто участвует в похоронах, голова должна быть покрыта. Когда покойный принесён к могиле, желательно, чтобы никто из присутствующих не присаживался до тех пор, пока тело не будет опущено на землю. В зависимости от вида земли могила для мусульманина представляет собой яму размерами 200х75х130 см. (длина-ширина-глубина) или 1,5х2,5х1,5 м., в правой стороне которой вырыто углубление (ляхад) высотой 55 см. а шириной – 50, половина из которых находится внутри, а половина – снаружи. В него и опускается усопший. Выкапывается ляхад для того, чтобы хищные животные не смогли почувствовать запах покойника, разрыть могилу и вытащить его. Если почва рыхла, сыпуча или существует вероятность обвала, то ляхад можно не делать, но в дне могилы выкапывается углубление. И ляхад, и углубление после помещения туда покойника закрываются необожжёнными кирпичами, глиняными плитами из глины или досками. Когда хоронят женщину, то её накрывают чем-нибудь так, чтобы её нельзя было увидеть. Тело её опускают муж или родственники, если же она была одинока, то соседи или те, кто провожает её в последний путь.

Опускать покойника нужно головой вперёд и ногами вниз с той стороны, где будут находиться его ноги. Допустимо опускать его со стороны киблы. Если в могилу опускают женщину, то над ней держат покрывало так, чтобы мужчины могли видеть лишь её саван. Укладывают умершего на правый бок головой к кибле, для чего под неё подкладывают немного земли и подпирают спину камнями для фиксации положения. Похороны в гробах и в исламе не приняты за исключением тех случаев, когда над покойным совершили надругательство в виде расчленения или же он разложился.

  1. закрыть могилу. Сначала присутствующие бросают горсть земли (в некоторых источниках – три горсти) в область головы, произнося при этом определённую словесную формулу, затем могилу закапывают до тех пор, пока не образуется холмик, не превышающий в высоту 15-20 см. или высоту четырёх пальцев, сложенных вместе. После закапывания её следует полить, семь раз бросить по горсти земли и прочитать молитву, гласящую «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». Допускается также прочитать 36-ю суру. Когда всё это сделано, у могилы остаётся один человек, читающий талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и его пророка. Затем на неё в область головы устанавливают обращённые к Мекке камень или табличку с именем и фамилией покойного и датами его жизни. Также рекомендуется написать на ней ту самую формулу, что произносят при бросании земли на могилу – «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Ислам запрещает выделять могилу среди прочих: нельзя обкладывать её мрамором, устанавливать памятники с изображением покойного или строить на ней ещё что-либо.

Живым запрещается:

  1. сидеть на могиле.
  2. наступать на неё.
  3. ходить между могилами.
  4. совершать на ней ежедневный намаз.
  5. класть на неё цветы, зелёную траву, сажать и выращивать деревья.
  6. обрызгивать её водой больше одного раза.

Всем, кто принимал участие в похоронах мусульманина, после погребения следует молиться за него, а посещающим кладбище предписывается молчать, избегая разговоров на мирские темы, и размышлять о том, что происходит с душой после смерти, испытывая страх перед Аллахом.

Поведение после похорон

Интересным представляется вопрос, можно ли выражать тазию (соболезнования) мусульманину-родственнику покойного и как это правильно делать. Надо сказать, что ислам не запрещает соболезнования как таковые, однако их смысл несколько отличается от соболезнований, принятых, предположим, в христианстве различного толка. Суть исламской тазии – успокоить родственников, напомнить им о неотвратимой воле Аллаха и призвать их к терпению. Форма её выражения может быть любой, в рекомендациях богословов на этот случай можно встретить, например, такое: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». То есть, как можно видеть, соболезнования в исламе могут сочетать также элементы пожелания, ободрения и напутствия. Выражать тазию можно один раз в течение трёх дней после похорон, позже – нежелательно. Дважды соболезновать родным по поводу потери близкого человека нельзя. Не устраиваются также специальные собрания для принятия соболезнований, чтобы щадить чувства родственников покойного. Допустим плач, вызванный сердечной и душевной болью утраты, однако оплакивание, особенно громкое, с криками, воплями, разрыванием одежды на себе и нанесением различных ран исламом порицается как грешное и наносящее боль покойному, из-за которой он мучается. Вообще плач по мёртвому согласно нормам шариата считается языческим пережитком и входит в число четырёх вещей, которые, согласно изречению пророку, не должна терпеть «его община». Если по покойнику плачут мужчины, то окружающие имеют право упрекать их, а если старики и дети, то их нужно ласково успокаивать. Строго запрещается ночевать в доме покойного, если в нём выражается тазия.

По этой же причине в день похорон родственникам и семье покойника не рекомендуется принимать гостей, даже если они пришли выразить им моральную поддержку, и готовить поминальный обед. Этим могут заниматься соседи, друзья или близкие, однако каноны ислама не советуют питаться в доме умершего в первые три дня после похорон.

В течение трёх дней после похорон нельзя резать скот. Также нельзя носить траур более трёх дней. Исключение делается для вдовы, которая носит траур по умершему мужу 4 месяца и 10 дней. По истечении этого срока она считается свободной и может снова выходить замуж.

Мусульманские поминки по умершему устраиваются на 3-й, 7-й, 9-й, 40-й день после его смерти, на годовщину и каждый год в день смерти. Татары устраивают поминки также и на 52-й день после погребения. Устраивают их также и в день похорон, однако это не является каноном а, скорее, обычаем и, кроме того, не рекомендуется некоторыми богословами со ссылкой на нормы ислама, о которых мы упоминали чуть выше. Кроме того, обычай поминок на третий день входит в некоторое противоречие с исламом, который, как мы уже говорили, не советует три дня питаться в доме умершего. Противоречат канонам ислама и поминки на 40-й день: считается, что это пришло в ислам из христианства и является тягостным бременем для родственников покойного, как и вообще частые поминки. Допустимо угощать нищих и обездоленных, однако это тоже не является обязательной нормой.

На поминки приглашаются имам, отправлявший джаназу-намаз, родственники покойного, даже если они живут далеко, и близкие. Отказаться приглашённым от участия в поминках можно лишь при чрезвычайных обстоятельствах.

При проведении поминок запрещено:

  1. брать денежные средства в долг на их проведение.
  2. использовать средства или имущество покойного.
  3. проводить их за счёт унаследованного имущества.
  4. резать скот ради приготовления поминального блюда.

Особых блюд на поминки не готовят, при угощении подаются то же самое, что и при самом обычном обеде, однако есть определённые условия проведения поминок:

  1. поминальная трапеза должна быть кратковременной.
  2. мужчины и женщины находятся в разных помещениях.
  3. если помещение одно и разделение невозможно, то в поминальном обряде участвуют лишь мужчины.

На стол сначала подаются сладости, символизирующие сладкую загробную жизнь мусульманина, и чай, затем – плов. Перед началом трапезы читается молитва, сами же поминки проходят в молчании. После их окончания все также молча встают и идут на кладбище, после чего расходятся по домам.

Некоторые родственники отвозят поминальное угощение сослуживцам или коллегам покойного по работе. Ислам это не возбраняет, однако предписывает воздерживаться от излишеств. Также в Средней Азии в поминальный день иногда собираются прямо на улице, где во дворе строится коробка с небольшими, высотой по пояс стенами и со столбами по её периметру, и готовят в казане плов, а на тандыре – лепёшки. Если тандыра нет, то лепёшки приносят с собой участвующие в поминках. В дождливую погоду над местом поминовения натягивается брезент.

В узком кругу родственников покойного, проживавшего вместе с ним, также проводятся общие поминки каждый четверг вплоть до 40-го дня, при которых готовится и подаётся сладкая халва и чай. Однако многие имамы и богословы порицают традицию слишком частых поминок (как и в случае с поминками в день погребения и на третий день), указывая на то, что их суть – не в объедении семьи покойного и его родственников, а в том, чтобы вспомнить об усопшем и поддержать его близких морально и психологически. По этой же причине ими порицается превращение поминок в роскошные застолья, чем иногда грешат излишне усердные мусульмане. Ислам предписывает мусульманину жить скромно и воздерживаться от излишеств, и этому не мешает следовать и после его смерти.

Обряды, правила, ритуалы при проведении похорон у мусульман

По традиции ислама похороны у мусульман включают множество правил, обычаев и ритуалов. Рассмотрим их далее…

Омовение (Тахарат) и обмывание (Гусуль) покойников

Над покойниками проводят обряды омовения и обмывания водой. В том случае, если мусульманин был одет в ихрам (одежда поломника) и почил когда совершалось паломничество, не успев обойти вокруг Каабы, он традиционно омываем чистой водой без камфоры и кедрового порошка. По обыкновению традиции, умершего омывают и обмывают троекратно: водой с примесью кедрового порошка; водой, смешанной с камфорой и далее чистой водой.

Похороны у мусульман: порядок омовения

Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кыбле. Подобное ложе всегда есть при мечети и также на кладбище. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей. Гассал (человек, проводящий омовение) моет руки три раза, одевает защитные перчатки, после чего, надавливая на грудь покойника, проводит руками вниз по животу, чтобы содержимое кишечника вышло. После этого омываются половые органы, смотреть на которые запрещено. Далее гассал меняет уже использованные в обряде перчатки, смачивает их и протирает рот покойному, вычищает нос, омывает лицо. После этого гассал моет обе руки по локти, начиная мытье с правой руки. Этот порядок омовения един и для женщин, и для мужчин.

Похороны у мусульман: омовение

Перед похоронами у мусульман руки умершего по локоть, а также его лицо моются три раза. Голова, уши и шея хорошо смачиваются. Далее по щиколотку моются ноги покойного. Голову, а также бороду моют теплой водой с мылом. В воду добавляют кедровый порошок (гулькаир). Покойного кладут на левый бок, а омывают правый. Порядок мытья таков: льют воду, протирают тело, а затем снова льют, смывая мыльную воду с порошком. На материю, прикрывающую половые органы, просто льется вода. Такие места остаются без протирки. Эти процедуры проделываются троекратно. То же самое проделывается, когда покойный кладется на правый бок. После, умерший снова омывается водой три раза на правом боку. Класть покойника грудью вниз, для мытья его спины, запрещено. Для этого тело слегка приподнимается за спину, и, таким образом, на спину поливают. После этого покойный кладется, гассал проводит ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы из тела вышли еще оставшиеся внутри испражнения. Далее идет общее обмывание всего тела целиком. Если выход испражнений произойдет и после этого, то обмывание производится не будет (только очищают испачканное место). Обязательным считается лишь однократное обмывание покойного, обмывание более трех раз – излишним. Мокрое тело покойника обтирается полотенцем. Лоб, ноздри, руки и ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В процессиях омовения и обмывания должны участвовать не менее 4-х человек. Гассалом и помощником гассала, поливающим тело водой, может быть избран близкий родственник покойника. Другие же должны быть заняты тем, что поворачивают и поддерживают тело умершего в процессе обмывания. Мужчины не должны обмывать женщин, как и женщины мужчин. Маленьких детей противоположного пола обмывать разрешается. Жена имеет право обмывать тело ее мужа. Когда же, допустим, умерший - мужчина, а среди окружающих есть только лишь женщины (либо наоборот), то проводится только таяммум. Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного. Обмывание может быть как безвозмездным, так и платным. Могильщику и носильщикам их работа также может оплачиваться.

Похороны у мусульман: Саван (Кафан)

Шариат не разрешает хоронить покойного в одежде. Умершего потребуется окутать в саван. Кафан изготавливается из ситца либо белого полотна. Кафан для мужчин это (из трех частей): 1. Лифофа - ткани (различного вида и хорошего сорта) покрывающие покойника с головы до ног (по 40 см ткани с каждой стороны, для того, чтобы саван можно было завязать с обеих сторон после окутывания тела); 2. Изор - кусок ткани для обертывания нижней части тела; 3. Камис - рубаха, сшитая так, чтобы половые органы мужчины были прикрыты. Для женщин (пятисоставный): 1. Лифофа-то же, что для мужчин; 2. Изор - кусок ткани для нижней части тела; 3. Камис - рубаха, без воротника, с вырезом для головы; 4. Химор - платок для покрытия головы и волос женщины, длина которого составляет 2 м, а ширина - 60 см; 5. Кирка - кусок ткани для накрывания груди, длина - 1.5 м, ширина - 60 см.

Для покрывания новорожденных или умерших младенцев достаточно одной лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допустимо окутывание в саван, как и для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если же умерший был одинок, то похороны осуществляются уже соседями. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Община может хоронить мусульманина. Тканью покрывается все тело. Если умерший был несостоятельным человеком, то накрывание его тела тремя кусками ткани будет считаться сунной. Если умерший был состоятельным и долгов после себя не оставил, то его тело накрывается тремя кусками ткани в обязательном порядке. Материя должна быть в соответствии с материальным достатком того, кого хоронят – в знак уважения к умершему. Тело покойника можно покрывать тканью, бывшей в ходу, но лучше, если ткань новая. Тело мужчины запрещается покрывать шелком.

Похороны у мусульман: окутывание (Кафанлаш)

Согласно правилам похорон у мусульман перед окутыванием тела борода и волосы не подстригаются и не расчесываются, ногти ног и рук не стригутся, золотые коронки также не удаляются. Такие процедуры как удаление волос, подстригание ногтей должны производится при жизни. Порядок окутывания для покойных мужчин таков: перед покрытием покойника на ложе стелется лифофа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, например розовым маслом. Поверх лифофы расстилается изор. После кладется покойный, одетый в камис. Руки укладываются вдоль тела. Покойный умащается благовониями. Далее читаются молитвы и с умершим прощаются. Изором окутывают тело: сначала левую сторону, а затем - правую. Лифофу заворачивают сначала с левой стороны, затем узлы завязываются у головы, у пояса, а также у ног. Когда тело опускается в могилу, эти узлы развязываются.

Порядок окутывания женщин. Аналогичен мужскому, с той лишь разницей, что перед одеванием камиса груди покойной покрываются хиркой - материей, закрывающей грудь от уровня подмышек до живота. Когда одевается камис, то волосы опускаются на него. На лицо кладется платок - химор, подложенный под голову. Это единственное отличие.

Похороны у мусульман: погребальные носилки (Тобут)

Тобут – это носилки с раздвижной крышкой. Как правило, они имеются при мечети, а также на кладбище. На тобут стелется одеяло, на которое кладется покойник, после чего крышка закрывается и покрывается тканью. По ряду обычаев сверху кладется одежда умершего, чтобы молящиеся знали, мужчину или женщину они хоронят.

Похороны у мусульман: погребальная молитва (Джаназа)

Молитве придается особое значение. Ее совершает имам мечети или лицо, его заменяющее. Тобут ставится перпендикулярно направлению Кыблы. Имам находится ближе всех к гробу, а за ним рядами располагаются собравшиеся. Здесь отличием от обычных молитв является то, что здесь отсутствуют поясные и земные поклоны. Погребальная молитва – это 4 такбира (Аллаhу Акбар) - обращения ко Всевышнему с просьбой простить грехи и помиловать покойного и приветсвовать (направо и налево). Имам повторяет троекратно перед началом молитвы фразу: «Ас-Салат!», что значит: «Приходите на молитву!». Перед молитвой он обращается к родственникам усопшего и к собравшимся на молитву с вопросом, есть ли долги за усопшим, которые при жизни он не успел выплатить, (или, наоборот, остался ли перед ним кто-либо в долгу). Также есть ли кто-то, бывший в споре с ныне почившим, и просит его простить, либо кто просит рассчитаться с родственниками. Если чтения молитвы над усопшим не произойдет, похороны должны быть признаны недействительными. Когда умирает ребенок или новорожденный, подавший, все же, признаки жизни (например, крикнувший перед смертью), молитва всегда обязательна. Если же ребенок был мертворожденным, молитва нежелательна. Как правило, молитву читают после омовения умершего и окутывания его в саван.

Похороны у мусульман: (Дафн)

Лучше как можно быстрее захоронить умершего на близлежащем кладбище. По обряду похорон у мусульман, когда умерший кладется на землю, его голова должна быть повернутой в сторону Кыблы. Тело опускается в могилу ногами вниз, а когда в могилу опускается женщина, над ней держат покрывало, таким образом, чтобы в поле зрения мужчин был ее саван. Далее в могилу бросается горсть земли, и при этом на арабском говорится: «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Могила, засыпанная землей должна быть выше уровня земли на четыре пальца. После этого могила поливается водой, на нее семь раз бросают по горсти земли и читают молитву, означающую в переводе: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее выведем вас в другой раз». Далее у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читающиеся над могилой усопшего, дабы облегчить покойному допрос Ангелов Мункара и Накира.

Похороны у мусульман: могила (Кабр)

Могила возделывается по-разному, все зависит от рельефа той местности, в которой обитают мусульмане. 1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Размеры айвана: 1,5 х 2,5 м, глубиной 1,5 м. Снизу его располагается округлый вход в келью (80 см). Он делается таких размеров, чтобы в келье могло поместиться и само тело и участники похоронной процессии. 2. Ярма. Ее составляющие: айван и внутренняя полка. Ярма выше размеров тел усопшего примерно на полметра с каждой стороны. Полка (шикка) делается по размеру длины тела или ширины ярмы (высота 70 см, ширина 70 см). По требованию Шариата, покойный должен быть захоронен так, чтобы не ощущался запах, и хищники не смогли бы вытащить его. В этих целях могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы подкрепляется доской. Хоронить в гробу мусульман не принято. Если мусульманин умирает во время плавания, в этом случае Шариат требует отсрочить похороны по возможности и провести их на суше. Если все же земля находится далеко, над покойником совершается полный мусульманский обряд, с омовением, окутыванием в саван и молитвой. После чего к ногам тела умершего привязывают тяжелый предмет, и оно опускается в море или океан.

Похороны у мусульман: чтение Корана во время похорон

С обрядом похорон связано чтение аятов Корана. В соответствии с заветом Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», сопровождающаяся множеством просьб, обращенных к Аллаhу Всевышнему, дабы Он смилостивился над усопшим. В молитвах, в частности после похорон, имя умершего упоминается чаще всего, причем говорится о нем только хорошее. Молитвы и просьбы к Аллаhу должны присутствовать обязательно, потому как на первый же день (ночь) в могиле появятся Ангелы Мункар и Накир, начинающие допрос покойного. Молитвы будут облегчать положение почившего перед «подземным судом».

Похороны у мусульман: мусульманские кладбища

Характерная черта мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники направлены своими фасадами в сторону Мекки. Приверженцы ислама, идущие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Нередко люди, не знающие, куда обращаться при молитве, видят Кыблу по направлению могил. Среди кладбища есть специальные помещения, предназначенные для омовения и обмывания покойников. Погребать мусульманина на немусульманском кладбище, и, в свою очередь, немусульманина на мусульманском строго запрещается. Если жена мусульманина - христианка или иудейка умерла беременной, то ее захоранивают на отдельном участке, направляя ее спину к Мекке, чтобы ребенок в материнском чреве был повернут лицом к Мекке. Различных надмогильных построек (к примеру, камней с изображением покойного), богатых семейных склепов, мавзолеев, а также гробниц Шариат не одобряет, так как это унижает бедных мусульман либо вызывает зависть у некоторых людей. Не одобряется также и то, когда могила служит молитвенным местом. Отсюда же идет и требование Шариата: надгробные памятники не должны быть похожи на мечети. На надгробном камне рекомендуется писать следующее:
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Похороны у мусульман: о вскрытии могил

Шариатом запрещается вскрытие могил Пророка, мир Ему, имамов, халифов, мучеников за веру, а также ученых, у коих есть некий религиозный авторитет. Воспрещается также вскрывать захоронение ребенка или захоронение умалишенного, чьи родители - мусульмане. Вскрытие могилы мусульманина разрешено в случаях: 1) когда покойника захоронили в узурпированной земле, и хозяин участка против того, чтобы на участке была могила; 2) если саван и прочие похоронные принадлежности узурпированы или украдены и т.п.; 3)если выяснено, что захоронение совершалось не по правилам Шариата (допустим, без савана, либо тело расположили не лицом к Кыбле; 4) когда мусульманин похоронен не на кладбище для мусульман или на участке земли, где разбросаны нечистоты, мусор и тому подобное;5) если есть вероятность того, что хищники могут вытащить труп, либо есть опасность затопления могилы, есть вероятность того, что какие-либо враги умершего могут надругаться над его телом; 6) когда после похорон находят незахороненные части тела покойника.

Похороны у мусульман: оплакивание умершего

Оплакивания умершего Шариат не запрещает, однако делать это громко строго воспрещается. Также недопустимо, чтобы близкие родственники усопшего царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или же наносили себе какие-либо телесные повреждения. Также в таких случаях родственникам недопустимо рвать на себе одежду. Пророк сказал, когда семья покойного оплакивает его, он мучается. По Шариату должно быть так: если плачут мужчины, в особенности молодые либо среднего возраста, окружающие должны упрекать их, а плачущих стариков и детей нужно нежно успокаивать. Профессию плакальщиков по мертвым Ислам запрещает, однако, несмотря на запреты, во многих исламских государствах все-таки есть профессиональные плакальщицы, которые обладают особенно трогательными голосами. Плакальщицы нанимаются на время похоронных обрядов и поминок. Ислам не одобряет это, он резко против профессиональных плакальщиц. Слова Пророка Мухаммада, мир Ему, таковы: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

Ислам требует переносить горе терпеливо. Терпение (сабр) считается огромной добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) - не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, заявлял: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).

Похороны у мусульман: о подготовке к смерти

Принявшему ислам, нужно каждый миг быть готовым к смерти: днем или ночью, во сне или наяву. Для этого требуется:
1. Верить в доктрину Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, а Мухаммад – посланник Его) 2. Каждодневно блюсти пять основных, обязательных молитв (намазов) и кроме этого еще выполнять дополнительные молитвы (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, думать над его смыслом и действовать в соответствии с ним. Читать Коран днем, а также и среди ночи, и перед обязательными намазами. Прочитывать Коран полностью, один-два раза каждый месяц как минимум. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, поступать так, как приказывает Сунна и остерегаться того, на что она налагает вето. 5. Идти в общество праведных мусульман, вспоминающих Аллаhа постоянно, извлекать от общения с ними пользу ради улучшения своей веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и воздерживаться от порицаемого, коему придавать большое значение.

Чтобы вспоминание смерти стало потребностью души мусульманина, будет нужно постоянное его поддерживание, путем того, что верующий:

а)посещает могилы для размышления, получения выводов и наблюдения;

б)посещает людей преклонного возраста, особенно родственников. Молодость дана не навсегда, за ней обязательно наступит беспомощность старости. Свою молодость необходимо использовать на благие поступки, пока старость не наступила;

в)посещает больных и наблюдает за различием существующих болезней. Нужно благодарить Аллаhа за свое здоровье, прилагая для поклонения Аллаhу как можно больше сил, пока, не дай Аллаh, с тобой не случилась какая-нибудь болезнь.

Все эти поступки помогают мусульманину регулярно обновлять покаяние (тауба); быть в ладу со своим положением; увеличивать активность поклонения. Все же, у мусульманина не хватает внимательности в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, не хватает серьезности к исполнению предписаний Шариата, - это все результат безразличного, халатного, ленивого отношения к поклонению.

«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

Похороны у мусульман: наша помощь усопшим

Известно, что усопшие нуждаются в наших молитвах больше, чем в еде и питье нуждаются живые. В этой связи одним из благочестивых дел верующего становится забота о почивших мусульманах. Чем же мы можем помочь ныне покойным?

Если умер приверженец ислама, оставшиеся первым делом должны совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: провести омовение покойного, прочитать намаз-джаназа (мольба к Аллаhу о его прощении), читать талкин(1) на кладбище немедленно после захоронения, желательно также раздать садака, читать Коран.

В Коране сказано, что мусульманину, верно читающему Коран, а также выполняющему свои предписанные обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованное ему Аллаhом, на необходимое по Шариату и т.д.), в Конце Света Аллаh обещал награду и благоденствие.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». «Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».

Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, шел по кладбищу со своими сподвижниками. Он остановился рядом с двумя могилами и сказал, что в них страдают два грешника. После этого Он поломал ветку пальмы надвое и положил каждую часть на каждую из могил. Пророк, Мир Ему сказал, что это облегчит страдания усопших грешников. Если растение приносит пользу умершему, то какая же человеку должна быть польза от чтения Корана, который есть Речь Аллаhа!

Из данных хадисов можно сделать вывод, что чтение Корана – это благодетель и усопшему, и читающему, но только если мусульманин читал правильно и ради Аллаhа. Важно читать Коран самому и просить Аллаhа о передаче саваба умершему, потому что лекарство для людей заключено в чтении Корана. Выучить Суру «Аль-Фатиха» по силам каждому мусульманину (троекратное чтение ее вознаграждается как за двухкратное чтение Корана). Можно выучить некоторые другие короткие Суры (несколько), к примеру, «Аль-Ихлас» (троекратное чтение ее вознаграждается как за чтение целого Корана), «Аль-Фаляк», «Ан-Нас».

Приверженец исламской веры также может делать добрые дела с намерением «Исале-саваб» (т.е. прося Аллаhа передать умершим вознаграждение). Если человек, имеющий такое намерение, держит дополнительный пост, раздает садака, возводит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, становится распространителем знаний по Исламу, то мертвые получают за любое из этих деяний полный саваб, и при этом саваб человека, совершившего эти дела не уменьшается.

Сегодня находятся такие люди, которые считают, что от проведения поминок, где рассказывается о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших, нет никакой пользы. Такое мнение ошибочно и опасно по многим причинам. Некоторые из причин:

1.Те, кто не верит, что саваб от добрых дел передается усопшим, в действительности сомневается во Всемогуществе Аллаhа. Мир был сотворен Аллаh`ом из ничего, и это Ему не было трудно. По Воле Его саваб может быть передан всякому – живому или умершему, о чем есть множество высказываний Пророка Мухаммада, мир Ему.

2.Те, кто не признает возможности подобной помощи мусульман друг другу, в действительности хотят разрушить братские узы мусульман, основанные на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в трудную минуту. Пророк Мухаммад, мир Ему, заявлял, что община Его должна быть столь же единой, что и организм человека: если один какой-то орган болит, то больно будет и всему телу.

3.Исламские ученые подтверждают пользу, приносимую раздачей садака и чтением Корана для умерших. Те, кто не согласен с этим мнением, идет против большинства. Пророк, мир Ему, сказал: «Моя умма не объединяется на заблуждении».

4. Талкин – свидетельствующие слова о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читаемые над могилой покоящегося человека, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд - один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традиции татарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев - культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака - раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат». Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники - приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны - не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки , подробнее про облагораживание могил читайте .

Такфин - это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину - в три, маленького ребенка - в одно. Голову оставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва - коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами - напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.

В мусульманской религии, как и в любой другой, заложены свои традиции похорон. В статье описывается, какие обряды совершаются над телом после смерти, что должно происходить в момент погребения и после него.

Традиции мусульманских похорон основаны на законах ислама. Первое правило: умерший человек непременно должен быть похоронен в день смерти. Этому можно найти логическое объяснение. Поскольку на территории арабских государств очень жаркий климат, труп не должен успеть разложиться до предания земле. Прощанию уделяется минимальное время, так как важно похоронить тело да наступления заката.

Если человек умер ночью, его хоронят на следующее утро. Тело рекомендуется захоронить на кладбище, которое ближе всего к дому, что, опять-таки, объясняется жарким климатом и быстрыми темпами разложения. По шариатским законам, мусульман запрещается погребать на христианских кладбищах, как и христиан – на мусульманских.

Как и в христианстве, в исламе большое значение придается обмыванию тела покойного – символу подготовки к вечной жизни в чистоте. Этот обряд у мусульман включает омовение и обмывание, что именуется тахаратом и гусулом. Умершего, уложив его лицом по направлению к Кибле на твердую поверхность, обмывают четверо человек. Процесс проходит по строгим правилам, в установленном порядке и со сменой воды.

По канонам ислама, мужчин моют мужчины, женщин – представительницы женского пола. В порядке исключения, мужу можно обмывать тело жены, а жене – труп мужа.

Вслед за этим умершего одевают. Для таких целей используется саван – специальная белая погребальная ткань, поскольку хоронить человека в обычной одежде не разрешено. Мужской саван состоит из трех полотен, женский – из пяти. Когда завершают оборачивать тело тканью, вверху и внизу завязывают узлы.

Труп кладут на предназначенные для переноса на кладбище носилки, устланные покрывалом (тобут). После того, как тело уложат на тобут, необходимо накрыть его особой крышкой, а сверху можно положить одежду усопшего, чтобы по ней прохожие понимали, кто умер.

Необходимым условием на мусульманских похоронах является чтение молитвы о погребении – джаназы. Ее должен читать имам из мечети, которая относится к кладбищу. Молитва читается над любым усопшим, независимо от того, сколько он прожил на земле. Без этого похороны считаются несостоявшимися. Над детьми, родившимися мертвыми, молитвы не произносят.

Для мусульман недопустимо прибегать к кремации, это большой грех. Тело всегда предается земле, не используется при этом и гроб. Единственный атрибут покойного – саван. Умершего опускают в могилу строго вертикально, в сидячем положении, ногами вниз, а лицом в сторону Мекки.

Читая Коран, на усопшего кидают первую горсть земли, после чего закапывают его целиком. Высота холма на могиле не должна превышать четырех сантиметров. Как и в христианской традиции, на могиле можно устанавливать памятник с именем, датами рождения и смерти человека, но не положено размещать фото. Хотя, с недавних пор, некоторые пренебрегают этим запретом.

Чересчур наигранные, громкие проявления эмоций на похоронах осуждаются исламом. Считается естественным скорбеть о умершем, но нельзя рвать волосы, громко причитать, раздирать ногтями лицо. Поэтому вызывание плакальщиц не одобряется на мусульманских похоронах.

У мусульман вслед за погребением не происходит поминок. В доме умершего не положено есть в течение трех дней. Питаются у друзей и родственников, а поминальные трапезы традиционно проводятся на третий и сороковой день после смерти.

Мусульмане – очень дружный народ, и известие о чьей-то смерти будоражит всю округу. Никто не остается равнодушным, каждый обязательно стремится оказать помощь, кто чем сможет.

Через короткий промежуток времени после печальной новости в доме собирается множество соседей, знакомых, приходят даже не очень близкие знакомые, высказывают соболезнования, помогают деньгами.

После похорон все люди проводят в доме покойного три дня, попеременно читая Коран и ведя разговоры об умершем человеке.

Читайте также: