Эпитет термин. Что такое эпитет в русском языке

Эпитет — определение, создающее образ. Очень высоко оценил его в своей «Исторической поэтике» академик А. Н. Веселовский: «История эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании», то есть, по мысли учёного, каждый период в развитии литературы, каждое изменение литературных стилей и направлений нашло свое отражение в развитии эпитета. Коль скоро эпитет выделяет в определённом понятии «существенный признак», а выбор важнейшего, существенного признака среди «несущественных» является характеристикой литературного сознания эпохи, особенностей творчества писателя, то этим самым эпитет и определяет характер поэтического стиля.

Скажем, известное понятие находится в употреблении, однако оно не производит впечатления, не задевает мысли. Но вот художник выделяет в этом явлении признак существенный, но ранее не замеченный, он как бы рекомендует его вниманию читателя, и явление приобретает неизмеримо более глубокий смысл.

Такие эпитеты, как пушкинский «простодушной клеветы» или лермонтовский «неполных радостей земных», сразу, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы раньше не вдумывались, они вносят в сознание то, что прежде только смутно ощущалось где-то за его пределами.

Эпитет несёт в себе большой груз психологической характеристики; он сжимает содержание до одного слова. Принципиальное отличие эпитета как художественного определения от логического определения состоит в том, что логическое определение показывает, чем один предмет отличается от другого; эпитет же вызывает целостное представление о предмете, рассматриваемом писателем в определённом ракурсе.
У Лермонтова:

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

Слово «желтые» — эпитет, ибо не разграничивает листья по цвету, а даёт нам представление об осени. Иногда он усиливает тот или иной признак (тишина глубокая, буря ужасная). К усилительным эпитетам можно причислить и так называемые идеализирующие эпитеты (например, слова Ленского из «Евгения Онегина» Пушкина "весны моей златые дни").

Можно говорить об украшающих эпитетах , которые широко использовались классицистами и особенно романтиками. Они считали, что употребление существительного без эпитета является непоэтичным; его необходимо возвысить с его помощью. Поэтому использование эпитетов в словосочетаниях "бегущий корабль", "стремительная волна", придавая словам поэтический колорит, переводило их из категории прозаической в поэтическую.

Для многих произведений античной литературы (особенно её гомеровского периода) и для произведений устного народного творчества характерен так называемый постоянный эпитет . Можно привести значительное количество примеров, когда за определенным жизненным явлением как бы «закрепляется» постоянный, устойчивый эпитет: «красная девица», «поле чистое», «крутой берег», «сумрачная дубрава», «добрый молодец», «земля сырая», «лебедь белая», «море синее».

А. Н. Веселовский, говоря об эпитетах эпоса, употребляет ещё выражение «тавтологические эпитеты ».

В особую группу могут быть выделены так называемые составные эпитеты . К ним можно отнести «гомеровские эпитеты» («пышноодеждная», «среброблещущий», «многострадальный», «хитроумный», «лилейнораменная» и другие). Составные эпитеты нередко встречаются в стихах Г. Р. Державина («сладкострунные», «белорумяные», «черноогненные»).

Эпитеты всегда убедительно характеризуют индивидуальность писателя (у каждого значительною писателя можно обнаружить набор любимых им эпитетов, специфичных для его литературной манеры и стиля). В известной степени они характеризуют литературные направления и даже целые эпохи в развитии литературы.

Устойчивые, неоднократно повторяющиеся эпитеты характеризуют поэзию Н. Тихонова; их отличают напряженность, патетичность, интенсивность: «гремучий вихрь», «буйные дороги», «жестокая заря», «горящее поле», «глубокий восторг». У него также есть эпитеты, выражающие неограниченность в пространстве и времени и включающие в себя отрицание «не»: «немеркнущий прибой», «нескончаемый гул». Наконец, в его стихах много красочных эпитетов: «зелёный зной», «зелёный трепет», «зелёный воздух», «зелёная сказка», «синий свист мороза», «синяя лава».

В своём превосходном эссе «Ода эпитету» (Вопросы литературы. 1972. № 4) Л. Озеров пишет: «В путеводителях и справочниках статуи определяют так: мрамор, медь, бронза. В книгах искусствоведов добавляют размеры, историю создания, особенности стиля, манеры. Ахматова определяет статую так: «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой». Подумать только: о статуе нагой женщины сказать, что она нарядная. Это парадокс! Но как он заставляет видеть! И как это видение обновляет предметы. Одно — «нарядная». Совсем другое — «обнажённая». Анна Ахматова же предлагает сочетание «нарядно обнаженная». Смешение двух красок даёт третью — неожиданную и острую. Эпитет «нарядно обнажённая» говорит о красоте тела. Двойной эпитет взрывает изнутри и «нарядное» и «обнажённое» и даёт третье определение — возможное только при сильном, повышенном художническом видении мира. Сложный эпитет здесь поддержан контрастным словосочетанием «весело грустить».

Эпитет обнаруживает новые качества в изображаемом предмете и явлении, обновляет смысл, разрушает устоявшиеся, традиционные понятия об изображаемом.

Л. Озеров прав, когда он пишет, что эпитет — это мысль, краска, звук, свет, что это глубина, кругозор, интуиция, зоркость. Эпитет — это власть художника над изображаемым предметом или жизненным явлением.

Главной задачей устной и письменной речи является коммуникация между людьми, возможность передавать друг другу свои мысли, суждения, оценки и эмоции.

При этом эмоциональная сторона ничуть не менее, а порой и более важна, чем фактическая составляющая. Для выражения своих чувств и впечатлений человечество придумало множество способов, один из которых – использование в речи разнообразных эпитетов. Что это такое? Давайте разберемся.

Слово «эпитет» имеет древнегреческое происхождение и означает «приложенный» . По сути, это дополнение к основному слову или понятию, предназначенное для того, чтобы делать его более выразительным и ярким.

Наиболее часто эпитетами становятся прилагательные, но в этой роли могут выступать и другие части речи – наречия, числительные и даже существительные. Эпитет, как правило, стоит перед основным словом, но это не обязательно. Это может быть не одно слово, а целое выражение, которое придает устойчивому понятию новый смысловой или эмоциональный оттенок.

В литературном творчестве эпитеты используются чрезвычайно широко. Наиболее насыщены ими поэтические произведения, однако в прозе и даже в повседневной речи тоже активно используется этот мощный речевой инструмент.


Как и любые другие изобразительные средства, эпитеты с течением времени развивались и совершенствовались, что можно увидеть, проанализировав литературные произведения прошлого и современности.

В народном творчестве и в наиболее ранних литературных творениях эпитеты, как правило, описывают свойства предметов и явлений, выделяя их ключевые особенности, но практически не касаясь эмоциональной, личностной составляющей: красна девица, червонное золото, несметные богатства .

С развитием литературы роль и структура эпитетов усложнялась, приобретая новые свойства и функциональное наполнение. Наиболее ярко это выразилось в творчестве поэтов Серебряного века и последующего периода: глупая тарелка вылязгивала, грань предела, лениво-страстный шиповник и пр.

Современная литература, в особенности постмодернистские произведения еще более усложнили как структуру, так и смысловое наполнение эпитетов, допуская подчас весьма необычные выразительные приемы: цвел диатез, пеленки золотились .

Эпитеты – важный элемент речи, придающий ей выразительность, выпуклость и эмоциональность. С их помощью рассказчик получает возможность выразить свое отношение к описываемым предметам либо представить их слушателям/читателям в новом, необычном свете.


Нередко с помощью эпитетов воссоздается атмосфера исторической эпохи, социальной группы или этнический колорит. Это мощный инструмент для передачи словами визуальных образов, их эмоционального и художественного наполнения.

Как эпитеты, так и метафоры широко используются поэтами и прозаиками для создания ярких художественных произведений. Порой трудно различить, а где – эпитет. Однако если подойти к вопросу вдумчиво, разница становится очевидной.

Эпитет – это образное определение, который описывает устойчивый признак изображаемого предмета, существа или понятия: душистое яблоко, мгновенная реакция, молчаливо свидетельствовать . Наиболее часто он выражен одним словом, дополняющим основное слово и описывающим его неотъемлемое свойство. Эпитет не может существовать сам по себе и всегда является дополнением.

В то же время метафора практически всегда представляет собой речевой конструкт из нескольких слов, которые несут самостоятельную смысловую функцию – переносят свойства или образ одного предмета или понятия на другое.

Метафора вызывает в сознании ассоциативную связь между, казалось бы, совершенно разными понятиями, действиями или вещами. Эта ассоциация работает только для данного конкретного случая: россыпь росистых жемчужин на траве, в сердце воцарилась зимняя стужа и т.д.

Несложно заметить, что эпитет может являться частью метафоры. Метафора же никогда не будет частью эпитета.

Описательные эпитеты: свинцовая туча, ароматный цветок, весело подпрыгивать, ласковые волны .

Постоянные эпитеты, или фольклорно-поэтические: добрый молодец, чистое поле, ясный сокол, острый меч .


Метафорические эпитеты: зимнее серебро, грустная дружба, траурная кайма, пронзительный взгляд .

Метонимические эпитеты: царапающий шепот, березовый веселый язык .

Любая классификация достаточно условна, поскольку один и тот же эпитет может с успехом входить в несколько разных классификационных групп.

Термин "эпитет" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "прилагательное", "приложение". Это эмоционально-выразительная, образная характеристика события, лица, явления или предмета, выраженная в основном прилагательным, имеющим иносказательное значение. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое эпитет в литературе. Мы расскажем о его разновидностях, особенностях употребления. Примеры эпитетов из художественной литературы также будут нами представлены.

Значение эпитетов

Без них наша речь была бы невыразительной и бедной. Ведь восприятие информации упрощает образность речи. Не только можно передать одним метким словом сообщение о факте, но еще и описать эмоции, которые он вызывает, его значение.

По степени выраженности некоторой характеристики и по силе передаваемых эмоций эпитеты могут различаться. Например, если мы скажем "вода холодная", мы передадим лишь приблизительную информацию о ее температуре. А если употребить словосочетание "вода ледяная", можно передать вместе с основной информацией эмоции, ощущения, ассоциации с пронизывающим, колючим холодом.

Обычно эпитет в предложении выполняет синтаксическую функцию определения. Его можно поэтому считать образным определением.

Эпитеты в художественных описаниях

Особенно важны эпитеты в художественных описаниях, так как в них не только фиксируются объективные свойства и явления предметов. Главная цель - выразить авторское отношение к тому, что изображается. Определение эпитета в литературе - важная задача для учащихся школы. Это одно из заданий, включенных в ЕГЭ. Для того чтобы лучше понять эту тему, обратимся к примерам. Так, в стихотворении Тютчева "Есть в осени первоначальной" используются следующие эпитеты: "дивная пора", "лучезарны вечера", "хрустальный день", "бодрый серп", "тонкий волос паутины", "праздная борозда".

В нем, казалось бы, предметные, обычные определения, такие как "тонкий волос", "короткая пора", являются эпитетами, поскольку передают эмоциональное восприятие поэтом ранней осени. Они аккомпанируют метафорическим, ярким: "лучезарны вечера", "день хрустальный", "на праздной борозде", "бодрый серп". Вот что такое эпитет в литературе на примере стихотворения Тютчева.

Отличие эпитетов от обычных определений

Различные части речи могут быть эпитетами, но при этом они должны выполнять функции определений в предложении (причастия, прилагательные), обстоятельств образа действия (деепричастия, наречия) или же являться существительными-приложениями.

В отличие от обычных определений, эпитеты всегда выражают индивидуальность их автора. Найти яркое, удачное образное определение для прозаика или поэта - значит определить точно свой уникальный, неповторимый взгляд на человека, явление, предмет.

Постоянные эпитеты

В чуждой личному авторству народной поэзии широко распространены так называемые постоянные эпитеты: "поле чистое", "тучи черные", "конь добрый", "дорога прямоезжая", "шелковое стремечко", "синее море", "красна девица", "дружинушка хоробрая" и т. п. Указывают они на типичный признак некоторого предмета. Зачастую постоянные эпитеты не учитывают ситуацию, в которой они проявляются: конь не всегда "добрый", а море, например, не всегда "синее". Но для сказителя или певца смысловые противоречия, подобные этим, помехой не являются.

В произведениях различных писателей, которые опирались на традиции фольклора, используются непременно различные постоянные эпитеты. Например, их немало можно найти в поэмах "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова и "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, а также в стихотворениях Есенина. Лермонтов является особенно последовательным в употреблении постоянных эпитетов.

Они присутствуют чуть ли не в каждой строке его поэмы: над "златоглавою", "великой" Москвой, "белокаменной" кремлевской стеной, "из-за синих гор", "из-за дальних лесов", "тучки серые", "заря алая" и др. Все эти образные определения взяты Михаилом Юрьевичем из словаря народной поэзии.

Общеупотребительные и авторские эпитеты

Кроме того, эпитеты разделяются на общеупотребительные, знакомые и понятные каждому, и авторские (уникальные, какие встречаются обычно у различных писателей). Примером общеупотребительных служит почти всякое, взятое из повседневной жизни описательное определение: "книга скучная", "платье веселой расцветки" и др. Авторские определения мы найдем в художественной литературе, больше всего их в поэзии. У В. Хлебникова, например, "огненный парус хвоста" лисицы. У В. Маяковского - "тысячеглазого треста".

Примеры эпитетов из художественной литературы

Внушающие переживания эпитеты и другие средства выразительности используются в литературе гораздо шире и чаще, чем в повседневной речи. Ведь поэтам и писателям важно стимулировать сопереживание читателей и слушателей. Это один из компонентов, необходимых для совместного творчества. Им, конечно же, является создание и прочтение затем читателем любого талантливого художественного произведения. Не только в поэзии, но и в прозе часто используются эпитеты.

Примеры из литературы можно привести, открыв роман "Отцы и дети".

В нем встречаются следующие эпитеты (в финале произведения): "сухой лист", "печальное и мертвое", "веселым и живым", сердце "бунтующее", "грешное", "страстное", "безмятежно глядят", "вечном спокойствии", "великом спокойствии", "природы равнодушной", "вечном примирении".

Поэзия демонстрирует нам много примеров того, как различные эпитеты задают повествованию тон, создают настроение. Они употребляются чаще всех остальных тропов. Например, в поэме "Лесной царь" Жуковского: "жемчужны струи", "цветы бирюзовы", "из золота слиты" и др. эпитеты. Примеры из литературы, представленные в творчестве А. А. Фета: "золотистый и ясный" вечер, "весны всепобедной", "друг мой прекрасный", о любви "робкой и бедной". У А. Ахматовой: вкус "горек и хмелен", покой "многонеделен".

Эпитеты - часть сложной синтаксической конструкции

В прозе и поэзии роль эпитетов реализовываться может и следующим образом: когда они являются частью некоторой сложной синтаксической конструкции. Вся она в целом должна также не только донести идею автора до читателя, но и обогатить ее эмоционально. Например, в произведении "Мастер и Маргарита" Булгакова писатель, изображая то, как выходит прокуратор Понтий Пилат из дворца Ирода, нанизывает друг на друга эпитеты, задавая ритм этому отрезку текста. При этом он употребляет образные определения, не только описывающие походку и цвет, но и транслирующие информацию, находящуюся за текстом. Символически кровавый, а не просто красный подбой плаща. А эпитеты, использованные для описания походки, указывают на прошлое ее обладателя, на то, что он и сегодня сохранил выправку военного. Другие выступают описаниями обстоятельств времени и места.

Можно привести и иные примеры из различных эпизодов этого произведения.

Территориальные особенности эпитетов

Что такое эпитет в литературе, мы выяснили. Отметим теперь некоторые особенности этого средства выразительности. В культурном и историческом отношении эпитеты с течением времени претерпевали изменения. На них влияла также география проживания создававших их людей. Условия, в которых мы живем, получаемый нами в течение жизни опыт - все это влияет на закодированные в образах речи чувства и смыслы.

Например, широко известно, что у жителей Крайнего Севера имеются десятки эпитетов для определения слова "белый". Народы тропических островов вряд ли смогут придумать один-два.

Или черный цвет, имеющий в разных культурах диаметрально противоположное значение. Так, он символизирует скорбь и траур в Европе, а в Японии - радость. Европейцы поэтому традиционно надевают на похороны одежду черного цвета, а японцы - на свадьбы. Меняется соответственно и роль эпитетов, использующихся в речи японцев и европейцев.

Эволюция

Любопытно также то, что на ранних этапах развития фольклора и литературы образные определения не столько выражали различные эмоции, сколько описывали буквально объекты и явления с точки зрения ключевых признаков и физических свойств. Имели место к тому же эпические преувеличения. Вражеские рати в русских былинах, например, всегда "несметные", чудища "поганые", леса "дремучие", а при описании богатырей непременно используется такой эпитет из художественной литературы и фольклора, как "добры молодцы".

Эпитеты видоизменяются с развитием литературы, меняется также их роль в произведениях. Они становились в результате эволюции сложнее семантически и структурно. Особенно интересные примеры встречаются в постмодернистской прозе и поэзии серебряного века.

Итак, мы рассказали о том, что значит эпитет в литературе. Были представлены примеры из поэзии и прозы. Надеемся, значение слова "эпитет" в литературе теперь вам понятно.

В задаче необходимо раскрыть определение термина "эпитет" и привести примеры.

Определение эпитета

Эпитеты - это яркие красочные определения предмета, действия или явления. Чаще всего эпитетами являются имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?), но ими могут быть и другие части речи. Эпитеты - средство выразительности, и ни один художественный текст не обходится без них. Эпитеты используются в стихотворениях, прозе, встречаются в любых формах литературы.

Чаще всего эпитеты используются для описания чего-либо или кого-либо. Без эпитетов наша речь была бы сухой, примитивной.

Но и тут нужно быть осторожным, чтобы не спутать эпитет с простым прилагательным. К примеру, "зеленая (трава)" - "изумрудная (трава)". В первом случае

Эпитет как бы приукрашает, делает описываемый предмет ярче.

Чтобы не перепутать эпитет и простое прилагательное, можно немного схитрить. К примеру, возьмем словосочетания "желтая осень" и "золотая осень". В первом словосочетании "желтая осень" нет эпитета, а вот во втором осень сравнивают с золотом. "Золотая осень - осень как золото". Таким образом, эпитет - это образное сравнение. Например, ласковый ребенок - ребенок, умеющий выражать ласку, горькая правда - правда с горечью, гробовая тишина - тишина, как в гробу, бархатная кожа - кожа, похожая на бархат, красивая девушка - девушка. имеющая красоту. А к словосочетаниям вроде "большой дом", "красная лента", "смятая бумага" невозможно подобрать сравнительный оборот, соответственно они не будут являться эпитетами.

Примеры эпитетов. Как найти эпитет в тексте

Для примера возьмем небольшой отрывок стихотворения Ф. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.. .

Найдем эпитеты:

  • дивная пора (пору сравнивают с дивом);
  • день хрустальный (день сравнивают с хрусталем);
  • лучезарны вечера (вечера сравнивают с лучами зари).

Еще следует запомнить, что прилагательные в выражениях "красно солнышко", "красна девица", "добрый молодец" так же будут являться эпитетами.

  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

    Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

    Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

    Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.

    Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

    Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

    Логика различает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические - такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).

    Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» - эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.

    Эпитет - начало разложения слитного комплекса представлений - выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.

    Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы - условные обороты, типичные формулы - эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин - «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).

    Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.

    Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного - и сословного - миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».

    Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты - очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.