Сентиментализм. пейзаж в сентиментализме

Н. М. Карамзин, как и многие писатели, поэты русской литературы, славит в произведениях любое проявление природы, подчеркивая тесную связь с ней человека. Природа выступает фоном событий произведений, а ее явления – персонажами.

В жизни известного поэта существовал творческий период, который считается наиболее плодотворным. Именно в это время было написано стихотворение «Осень», посвященное одному из красивейших, ярких времен года, несмотря на то, что сам автор находился в Женеве. Но, несмотря на местоположение, Н. М. Карамзин мысленно находился среди полей родной страны.

Первичное восприятие осени, изображенной Н. М. Карамзиным, представлено унылой картиной этой поры. Ветряная погода, пустые поля, даже «скрылися птички». Излюбленные места он описывает печальными: «унылые», перед глазами лишь дым и туман. За всеми подобными изменениями наблюдает странник. «Томно вздыхая», он с сожалением проводил лето, а теперь воспринимает следующее время года, которое его не радует своим наступлением. Осень воспринимается путешественником как увядание, не приносящее ничего радостного, лишь напоминая об умирании.

Лирический герой в форме призыва старается успокоить и взбодрить странника. Он пытается доказать, что все временно, пройдет и осень, и печаль. Наступит весна, и тогда «снова природа восстанет». Основная мысль заключается в том, что на смену одним поколениям придут другие.

Раскрыть образ мыслей автора помогает мотив уединения, одиночества. Многочисленные олицетворения - «туманы восходят», «сетуют холмы», «природа восстанет» дают полное представление об осени, показывают индивидуальное восприятие ее героем, вызывающее угнетающие чувства, печаль. Эпитеты также дают возможность не просто созерцать уныние и пасмурную погоду, они окунают в глубину размышления о смысле жизни: мрачной, поздние, седые, унылым, бледную, печальный. Однако параллельно с глаголами, вызывающими печальные ноты (сетуют, увянет, умолкло) встречается немало и тех, которые дают надежду на светлое будущее: утешься, оживится.

Звуковое сопровождение в стихотворение играет огромную роль, так как автор создает подражание гула ветра, шуршания листьев, треска («с шумом», «вздыхая»). Все это навеивает пессимистические мысли, тем более последние строки – итог о том, что рано или поздно все закончится. Автор дает понять, что в природе смена природных явлений бесконечна. Это отличает человеческую жизнь, которая рано или поздно обрывается. Именно переход от осени к зиме напоминает старцу о том, что ничто не вечно.

Параллель череды времен года, действующих по законам природы, по мнению Н. М. Карамзина, перекликается с изменениями в жизни каждого человека. Упоминая осень в своем стихотворении, автор лишь привел пример как проявления, связанные с наступлением этой поры, похожи на круговорот событий жизненного пути людей.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин – это известный русский общественный и политический деятель, публицист, писатель, прозаик, критик. Он прославился благодаря свои восхитительным повестям, хотя немногие знают, что он был еще и прекрасным поэтом. У него есть интересные и запоминающиеся стихотворения, например как то, о котором мы сегодня с вами поговорим, называется оно «Осень». Это стихотворение очень оригинальное и запоминающееся для современного читателя.

Это великолепное стихотворение - лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу и описывал он именно европейскую погоду, постоянно сравнивая и анализируя с нашей, родной природой.

Это стихотворение Карамзин поделил на две условные части. В первой части он описывал увядающую осеннюю пору, когда все на планете становится серее, грустнее и мрачнее. Во второй части этого стихотворения мы знакомимся с главным героем, странником, который с грустью наблюдает за гашением природы.

Природа и человек в произведениях Николая Карамзина достаточно тесно связаны, они буквально неотделимы друг от друга. Осень- это олицетворения старости, преклонного возраста человека, который совсем близок к смерти, но стоит немного подождать, и все изменится, придут новые люди, которые будут жить и радоваться этой жизни. Своим восмистрочным произведение Карамзин прекрасно описал «эффект Сансары», когда в жизни происходит постоянный круговорот.

Стихотворение написано в описательном характере. А после описания мрачной осени, полной безысходности, звучат едва слышные нотки того, что за черным- всегда следует белое, а значит, стоит всего немного подождать, прежде чем все заиграет прежними красками, станет даже лучше и ярче, чем было. Автор пытается показать, что все в этом мире взаимосвязано, все повторяется раз за разом, стихотворение, по сравнению с Лермонтовским, написано совсем не для того, чтобы ввести читателя в состояние грусти и хандры, а для того, чтобы показать всю разносторонность нашей жизни.

Несмотря на то, что само по себе стихотворение несет немного пессимистичный характер, его хочется перечитывать еще и еще, ради того, чтобы верить в то, что все связано, а после плохого- обязательно будет что-то доброе, солнечное, радостное.

Анализ стихотворения Осень по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

  • Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

    1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского

    Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название - это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется

  • Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

    Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

Николай Михайлович Карамзин известен как активный общественный и литературный деятель, публицист, историк, глава русского сентиментализма. В отечественной литературе он запомнился благодаря своим путевым заметкам и интересным повестям, но немногие знают, что этот человек был еще и очень талантливым поэтом. Николай Михайлович воспитывался на европейском сентиментализме, и этот факт не мог не отразиться на его творчестве. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина лишь подтверждает это.

С юных лет писатель увлекался французской и немецкой литературой, искренне надеясь как-то проявить себя на этом поприще, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе. Подчиняясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а потом строит политическую карьеру. Осуществить свою детскую мечту и посетить Европу ему удалось в 1789 году. Карамзин стихотворение «Осень» написал в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским налетом. Кроме того, русская литература узнала о еще одном жанре - путевых заметках.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина показывает, что данное произведение носит описательный характер. Автор хоть и рассказывает о европейской природе, но пытается провести параллель с родными и знакомыми для него лесами и лугами. Начало стихотворения слишком мрачное и невеселое. Дубрава не радует взор поэта, веет холодный ветер, срывающий желтые листья, не слышно пения птиц, отлетают в теплые края последние туман клубится в тихой долине. Подобная картина навевает уныние и грусть не только на писателя, но и на прохожего странника, и в этом нет ничего удивительного.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина позволяет во всех красках увидеть мастерски нарисованную автором картину, полную безысходности и тоски. Поэт ведет беседу с неизвестным странником, он призывает не отчаиваться, смотря на безрадостные пейзажи, ведь пройдет некоторое время и наступит весна, природа обновится, все оживет, запоют птицы. Николай Михайлович напоминает читателям о том, что жизнь циклична, все в ней повторяется. За осенью придет зима, которая укроет землю белоснежным покрывалом, потом сойдет последний снег и наступит весна, которая оденет все вокруг в брачный наряд.

Николай Карамзин «Осень» писал, чтобы сравнить с жизнью человека. Весна очень похожа на юность, когда люди красивы, полны сил и энергии. Лето сравнивают со зрелостью, когда можно уже получить первые плоды своей работы. Осень - это первый признак старости, необходимо оглянуться назад, осознать свои ошибки, зима - это старость и конец жизни. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина подчеркивает, что если природа может обновляться, то человек такой возможности лишен. Старец даже весной будет чувствовать холод зимы.

Николай Михайлович никогда не увлекался восточной литературой, хотя после детального изучения его произведения можно отметить их необычную форму. Благодаря философскому смыслу и особому размеру четверостишия стихи очень напоминают

. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды