Классный час я ценю свою семью за. Классный час «Моя семья – моё богатство

Цель: расширение у детей представлений о семье, обязанностях каждого ее члена, о семейных традициях, формировать понятие “счастливая семья”

Задачи:

  • способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, прародителям;
  • помочь детям осознать, что семья - это люди, связанные чувством любви, уважения и ответственности друг за друга;
  • воспитывать гордость и уважительное отношение к людям различных поколений.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ – камера, семейные фотографии детей, магниты по количеству детей, “семейные древа” на каждого из ребят.

Ход занятия

1.Организационный момент. “Сказка ложь, да в ней намек...”

Сегодня, мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему. На какую? Вы сами сможете назвать тему классного часа чуть позже. А сейчас я предлагаю вам послушать одну историю и помочь мне продолжить и закончить ее.

В одном сказочном лесу жила-была Баба –Яга, Костяная Нога. (На интерактивной доске появляется таблица, с пустыми столбцами). Она только и делала, что летала на своей метле да устраивала обитателям леса всякие пакости. Других развлечений у нее не было.

Характер, внешний вид
(какая?)
Почему? Как можно помочь изменить?
Злая Плохое воспитание

Некому было воспитывать

Не было друзей

Жила одна

Не училась в школе

Жила одна

Не было семьи

Сходить в салон красоты

Навести порядок в доме

Найти друзей (подружиться с кем-нибудь)

Переехать в город

Найти родственников

Отправиться путешествовать по миру

Записаться в школу или нанять гувернантку

Усыновить ребенка

Создать семью

Вредная
Мстительная
Кровожадная
Невоспитанная
Неряшливая
Некрасивая

Помогите заполнить второй столбец таблицы. Что нужно записать в нем? (ответы детей ). Дети, назвавшие слово, выходят к доске и заполняют первый столбец. Аналогичная работа проводится с заполнением третьего и четвертого столбца.

Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли выделить основную причину, по которой Баба –Яга была такой злой и вредной? (У нее не было семьи ). Какой счастливый конец сказки можно придумать? (Баба-Яга поняла, что ей не хватает семьи. И однажды она встретила добра молодца, которой смог увидеть в ней хорошие качества. Он помог ей измениться. И в один из дней Баба-Яга превратилась в молодую красивую девушку. Молодец предложил ей руку и сердце. Жили они долго и счастливо. )

2. Целеполагание. Работа по теме классного часа

Это сказка. А в обычной жизни такое бывает? (ответы детей ).Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(ответы детей ). Давайте попробуем выяснить, что же такое семья? (высказывания детей ).

Совершенно верно. Семья – это люди, с которыми мы живем, мы заботимся друг о друге, помогаем друг другу.

А сейчас послушайте стихотворения о семье, которые подготовили Дима, Лера, Юля, Полина.

Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы...
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою...
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!

Про любовь

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!

Воскресенье

Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьей
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня.

Вы принесли на наш классный час свои семейные фотографии. Прошу вас поместить их на нашей доске. (дети прикрепляют фотографии на классную доску с помощью магнитиков ). Расскажите немного о своей семье. Познакомьте нас с ней. (Выслушиваются несколько мини-рассказов о семье .Ребята, рассказывающие о своей семье, помещают фотографию семьи под документ - камеру ).

По вашим рассказам я поняла, что родители для вас самые близкие люди. А сможете ли вы назвать слова, которые характеризуют ваших родителей? Предлагаю посоревноваться. Мальчики будут описывать папу, а девочки будут описывать маму. Кто же назовет больше слов?

На интерактивной доске появляются слова ПАПА и МАМА. Дети поочередно выходят и записывают слова, характеризующие папу и маму.

Папа: умный, добрый, заботливый, зарабатывает деньги, умеет чинить вещи, любящий...

Мама:красивая, добрая, заботливая, умная, готовить вкусности, стирает, гладит, убирает, любящая...

Вы назвали очень много слов. Наверное, потому что вы любите своих родителей. Но ведь у ваших пап и мам тоже есть родители. Кем они вам приходятся? (бабушками и дедушками ). Как ваши бабушки и дедушки относятся к вам? Чем они занимаются? (ответы детей: заботятся, рассказывают сказки, делятся опытом ) А как вы помогаете своим близким: родителям, бабушкам и дедушкам, сёстрам и братьям? (ответы детей ). Молодцы! Помогайте своим близким, не огорчайте, берегите их!

А как вы думаете, давно ли существует семья? (предположения детей ) Да, семья существует очень давно. И народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Предлагаю вам вспомнить и назвать их (детям предлагается соединить части пословиц, которые помещены на интерактивной доске, стрелочками, прочитать их ).

В своем доме
Дерево держится корнями,
Дом согревает не печь,
При солнышке тепло,
Семье, где помогают друг другу,
а любовь и согласие.
при матери добро.
беды не страшны
и стены помогают
а человек семьей.

3. Обобщение.

Мы сегодня говорили о семье, многое выяснили. Сможете ли вы теперь выбрать из всех слов, помещенных на нашей интерактивной доске, те, которые характеризуют счастливую семью? (работа на интерактивной доске )

  • ЛЮБОВЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ВЗАИМОПОМОШЬ (ПОМОЩЬ)
  • УВАЖЕНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЗАБОТА
  • ДРУЖБА
  • ЭГОИЗМ
  • ДОВЕРИЕ
  • СОВМЕСТНЫЙ ОДЫХ
  • БОГАТСТВО

4. Творческая работа.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне - семья,
И оно мне - родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы...

В каждой семье есть семейное древо, на котором можно увидеть родственные связи, как зовут ваших родителей, прародителей. Перед вами семейные деревья, но на них нет фотографий и надписей. Напишите, как зовут вас и членов вашей семьи. Нарисуйте их портреты.

5. Итог классного часа

Наш урок подходит к завершению. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему семью так назвали – СЕМЬ Я? (предположения, ответы детей ).

В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я. Сейчас в наших семьях гораздо меньше детей. Но, как и прежде, семья объединяет близких людей, которые любят и заботятся друг о друге. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь и взаимопонимание.

Скоро вы вернетесь домой. Покажите своим родным семейные деревья. Попросите их о помощи: дополнить их.

Семья глазами ребенка

Дидактический материал:

    карточки (« цветные кирпичики», « лучики»).

    Карточки – задания: « Пожелание моей семье», « Рецепты семейного счастья».

    Карточки с указанием позиций родителей к « предпочитаемому исходу»

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть сегодня.

Психологический настрой:

Давайте встанем в два круга внешний и внутренний. И по приветствуем друг друга. Сначала « крабики» скрестив мизинцы, затем приветствие « Бутерброд», и « Крутые парни». Ну что поднялось у вас настроение? Видно что у вас настроение поднялось.

Давайте начнем наше занятие.

Сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.

Называется наше занятие « Семья глазами ребенка», т.е. вашими глазами. Работать мы будем тоже необычно – в творческих микрогруппах, а я посмотрю, насколько слаженно и активно вы умеете работать.

Народная мудрость о семье.

Неслучайно народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы с вами сейчас убедимся, вспомнив поговорки и пословицы. А я посмотрю, какая микрогруппа назовет больше.

(дети называют поговорки и пословицы)

Как много поговорок и пословиц вы назвали! Это говорит о значимости семьи в жизни каждого человека. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже написала их на экран. Обратите внимание здесь представлены высказывания и как вы понимаете эти высказывания.

Семья – это…

Обратите внимание на круг… Здесь нарисовано солнце, а у вас на столах лежат лучики от него.

Напишите, пожалуйста, на лучике, как вы понимаете, что такое семья, т.е. семья – это…

И все лучики мы приклеим к нашему солнышку.

(Дети пишут.)

Судя по вашим ответам, можно сделать вывод: семья – это…

(учитель читает ответы учащихся)

И неслучайно мы с вами выбрали солнце кА символ семьи, потому что, когда люди любят, понимают и уважают друг друга, им тепло вместе, как от солнца.

Семья в ассоциациях

Давайте вместе пофантазируем, как еще можно образно представить семью? В виде чего?

(Дети предлагают свои варианты)

Я согласна с вашими сравнениями. Особенно мне понравилось сравнение семьи с домом. Потому что многие люди ассоциируют семью именно с ним.

Дом – семья

Сейчас мы вместе с вами построим этот дом. У вас в конвертах у каждого на столе лежат кирпичики разного цвета.

И каждый из вас может выбрать тот кирпичик, который считает по цвету соответствующим своей семье. Это кирпичики приклеим на макет этого дома и посмотрим, какой у нас получится дом. Он вам нравится?

« Погода» в доме

Вы сравнили свою семью с цветом, а теперь давайте сделаем другое сравнение.

Для этого вам необходимо внимательно послушать и выбрать ту погоду, которая соответствует атмосфере в вашем доме.

(Учитель зачитывает характеристики погоды: на экране)

Выберите одну из названных характеристик погоды, которая соответствует вашему дому.

И когда я буду называть вы поднимайте руки, которым вам соответствует.

(учитель называет, и дети поднимают руки соответственно.)

А теперь посмотрите на наш домик и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей семье?

Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?

(Ответы учащихся)

Теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы улучшить погоду?

(Ответы учащихся)

Теперь вы видите, что от каждого из вас будет зависеть « погода» в доме, в вашей семье.

Предпочитаемый исход .

Конечно, мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас, но очень часто мы с вами становимся их источником.

Давайте представим себе такую ситуацию:

Ребенок не убрался в своей комнате. Как будет вести себя родитель, когда войдет в комнату и увидит беспорядок?

Давайте разыграем мини- сценки. Для этого в каждой микрогруппе вы решите, кто будет играть роль родителя, а кто – роль ребенка. Для этого я написала на экране варианты поведения родителей.

А вы должны выбрать и это изобразить в своих сценках.

Мы сейчас с вами увидели три разных подходов для решения одной и той же ситуации родителями. Как вы думаете, какой из них, какой из них наиболее правильный и почему?

« Рецепт семейного счастья»

А сейчас давайте вместе составим «рецепт семейного счастья». Прежде чем вы будете составлять «рецепт» в своих микрогруппах, подумайте и ответьте на вопрос: « Что может входить в основу понятия « счастье в семье»?»

(учащиеся отвечают на вопросы и зачитывают свой рецепт семейного счастья)

Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали и многое обсудили, давайте вспомним, что такое семья?

Семья – это тепло, свет, солнышко

Семья – это дом, радость.

Все, что происходит в семье, зависит от каждого члена семьи, т.е. и от вас тоже.

Что бы вам больше всего хотелось пожелать своей семье?

Я вам раздам листочки, но не простые, а листочки-свитки, на которых вы напишите пожелание своей семье. Важно написать его с душой, с любовью в сердце. Теперь сверните ваши свитки-пожелания и возьмите их домой. Положите на самое видное место и ждите.

Все ваши пожелания непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом.

И давайте напоследок исполним песню «Маленькая страна».

Классный час «Моя семья – моё богатство»

подготовила

учитель начальных классов

Ковалева Марина Ивановна

с. Покосное

Цель:

    Расширить представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;

    Воздействовать на эмоциональные чувства.

    Способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.

Задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.

Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.

Тип классного часа: тематический.

Оборудование:

Фасоль (в количестве равном количеству учеников класса).

Раздаточный материал с заданиями.

Ход классного часа

-Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада встречи с вами и полагаю тема, которую вы выбрали очень важна для вас.

-Почему?(ответы детей)

Сейчас я предлагаю вам взять по одной фасолинки. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свою, запомнить ее, найти ее отличия.

(Учащиеся в течение одной минуты рассматривают свою фасоль.)

Расскажите о ней

(теплая, гладкая - гладкая, с пятнышками…)

Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу всю фасоль, перемешаю ее, а вам необходимо найти ее в этой корзине. (Учащиеся выполняют задание.)

На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех учеников нашего класса?

(У нас одна учительница, один класс, одна школа, у нас есть братья, сестры, родители, семья)

Действительно у каждого из нас есть семья, и давайте посвятим этой теме наш классный час.

А что такое семья? (Это родные друг другу люди, живущие вместе, мама, папа, брат, сестра…)

Правильно. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?

Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

А может ли человек прожить без семьи? (Нет)

Для чего нужна семья?

-Возьмите высказывания.

Прочитайте. Необходимо выбрать те высказывания, с которыми вы согласны (выбирают)

Правильно. Семья

    учит любви

    ответственности

    заботе и уважению

    вере в необходимости семьи

    нужна для счастья

Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.

Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.

Семья богата ценностями.

Семья богата традициями.

Семья богата любовью.

Семья богата заботами о родственниках.

К вам часто приходят родственники? А у вас родственники? Кем они вам приходятся?

(ответы)

-Возьмите следующее задание . Соотнесите родственников из первого и второго столбика.

(Ученики выполняют задание)

Давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Ребята, вы помните имена своих ближайших родственников? (Да)

Сейчас они пригодятся нам для составления свою родословную.

У нас изображено древо, у которого есть корень, ствол, ветки. А на ветках изображены пустые окошечки, в них надо подписать имена своих родственников (пишут имена)

Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Вы знаете их?

(вывешивают пословицы на доске)

Дом без хозяйки - сирота.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

-Давайте остановимся на одной из них

«Не нужен и клад, коли в семье лад»

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

-А теперь я предлагаю вам написать письмо своим родителям , которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»! (на доске)

(детям раздаются стикеры, на которых они пишут , вывешивается ватман , на котором записано «Доска признаний»)

Давайте почитаем, что у вас получилось.(дети зачитывают по желанию, потом на доску прикрепляются стикеры)

Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни? (главное)

Может ли кто-то прожить без семьи? (нет)

Предлагаю при помощи человечков показать, на сколько, дружна ваша классная семья.

(крепят)

Классный час я хочу закончить строчками одного стихотворения

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле.

Пусть и в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

Всем спасибо!

Классный час «Я и моя семья»

Цель:

Воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

Задачи:

Формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;

Обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;

Содействовать сплочению классного коллектива.

Ход урока.

«Дружная семья гору свернёт».

Как вы понимаете эти мудрые слова?

Сегодня наш классный час «Я и моя семья», поможет нам больше узнать друг друга и наши взаимоотношения с родителями.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи ). Это и есть семейные ценности.

Каждый человек вкладывает свой смысл в слова: «семья», «родители».

Вы внимательно прочитайте их и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.

Тест «Незаконченное предложение»

    Семья - это….

    Мои родители – это

    Радость в моей семье – это

    Горе в моей семье – это

    Вдали от родного дома я буду вспоминать …

    Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

    Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

Дети зачитывают свои ответы по желанию.

2.Мы начинаем игру «Родители глазами детей»

Учитель:

У меня в руках 3 конверта, в которых по 1 ситуации.

Каждая команда будет представлять себя на месте своих родителей.

Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию.

От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть мимикой, может быть даже жестами, так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком.

Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы -наши «родители».

Задания для детей:

    Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.

    Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.

    Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?

Учитель:

Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

Учитель:

3.Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе.

Когда все вместе, то и душа на месте

При солнышке тепло, при матери - добро

Семья в куче – не страшна и туча.

На что клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

4. Ребята послушайте притчу « Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

5. Проект «Моя семья» :

Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

    В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.

    В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

    В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Собираем проекты в одну папку.

Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.

6 .Рефлексия

Учитель:

Вот и подошёл к концу наш классный час «Моя семья».

Какой мы можем подвести итог?

Что мы старались с вами сегодня понять о нашей семье?

Я хочу сказать большое всем вам спасибо за работу и надеюсь, что мы всем классом всегда будем такими же дружными как сегодня! Будем уважать мнение других, учиться высказывать и отстаивать своё мнение!

Памятник семье в Саранске

МБОУ Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Классный час

на тему:

«Мой дом, моя семья»

Подготовила:

классный руководитель 6 класса

Батырханова С.В

Тема: «Мой дом, моя семья»

Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

Задачи:

— формирование уважительного отношения к членам семьи;

— формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

— формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

— воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

— помочь ребенку оценить свое место в семье.

Форма проведения: беседа.

Ход занятия

Классный руководитель : Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который называется «Моя семья». Сегодня мы поговорим о семьях, о семейных традициях и праздниках, увлечениях. Сначала ответьте мне на вопрос: «Что такое семья?» (учащиеся дают определение «семьи»)

Примерные ответы детей.

    Из словаря. Семья — это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети).

    Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

    Семья - это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

Классный руководитель: Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

«Семья» — это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» — «работник, слуга, домочадец».

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» — «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

А какими являются семьи сегодня? Расскажите о своей семье. (Выступления учащихся. По ходу рассказа можно спросить о составе семьи, традициях, увлечениях, событиях, которые больше всего запомнились).

Классный руководитель: А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Что для этого необходимо? (чувства!) Какие? (любовь!)

Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.

Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, принимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…

У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.

Какие они прививают вам чувства?(дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева. Давайте попробуем вместе составить генеалогическое древо. На доске вы можете увидеть несколько примеров.

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По Далю.

Перечислите членов вашей семьи.

Перечисление учащихся:

    Мама

    Папа

    Брат

    Сестра

    Бабушка

    Дедушка

Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники.

Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

Перечисление учащихся:

    Дяди

    Тёти

    Двоюродные братья, сёстры.

    Прабабушки

    Прадедушки.

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру «Поднимите руку все те, у кого…»

    У кого есть старший брат.

    У кого есть старшая сестра.

    У кого есть младший брат.

    У кого есть младшая сестра.

    У кого бабушка и дедушка живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в Мордовии.

    У кого родственники живут в России.

    У кого родственники живут за рубежом.

Тамара (Мама)

Александра

(бабушка)

Валентин

(дедушка)

Надежда

(бабушка)

Александр

(дедушка)

Владимир

(Папа)

Классный руководитель:

Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей)

А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества!

Какие традиции существуют в вашей семье?

Где вы любите проводить семейный отдых?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)

КОНКУРС «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ»

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Классный руководитель: А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

КОНКУРС «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

В них играют все дети. (Игрушки)

Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное).

Классный руководитель: А теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова». Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ РОДИНА –МАТЬ.

Классный руководитель :

Как вы думаете, ребята, а кто является для нас всех общей матерью? Образу этой женщины посвящён огромный монумент в городе Волгограде.

Выполните задание в группах: Расположите понятия “Родина”, “Страна”, “Семья” по степени значимости для себя, используя круги разного диаметра.

Анализируя работы учащихся, надо отметить, что в определённые моменты истории понятие “РОДИНА” часто выходило на первый план и занимало умы и сердца людей. Так было, например, в годы Великой Отечественной войны.

За что мы любим нашу огромную семью, нашу Родину?(за её силу, богатство, красоту, величие, за гениев, которых она подарила всему миру).

Как называют людей, горячо и преданно любящих свою отчизну? (патриоты)

Назовите известные вам символы государства, которые отражают его мощь и величие. (Герб, гимн, флаг).

Заключительная совместная игра

«Фундамент моего дома»

Классный руководитель :

Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

Вот какой крепкий фундамент у нас получился!

Подведение итогов:

Классный руководитель : Как видим, семья-это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память).