Созревание мозга. Как созревает детский мозг: что важно знать о этапах развития ребенка

Это результат происходящих во внутриутробном периоде нарушений формирования отдельных церебральных структур или головного мозга в целом. Зачастую имеют неспецифическую клиническую симптоматику: преимущественно эпилептический синдром, задержку психического и умственного развития. Тяжесть клиники напрямую коррелирует со степенью поражения головного мозга. Диагностируются антенатально при проведении акушерского УЗИ, после рождения - при помощи ЭЭГ, нейросонографии и МРТ головного мозга. Лечение симптоматическое: противоэпилептическое, дегидратационное, метаболическое, психокоррегирующее.

МКБ-10

Q00 Q01 Q02 Q04

Общие сведения

Аномалии развития головного мозга - пороки, заключающиеся в аномальных изменениях анатомического строения церебральных структур. Выраженность неврологической симптоматики, сопровождающей церебральные аномалии, значительно варьирует. В тяжелых случаях пороки являются причиной антенатальной гибели плода , они составляют до 75% случаев внутриутробной смерти. Кроме того, тяжелые церебральные аномалии обуславливают около 40% случаев гибели новорожденного. Сроки манифестации клинических симптомов могут быть различны. В большинстве случаев церебральные аномалии проявляются в первые месяцы после рождения ребенка. Но, поскольку формирование головного мозга длится до 8-летнего возраста, целый ряд пороков дебютируют клинически после 1-го года жизни. Более чем в половине случаев церебральные пороки сочетаются с пороками соматических органов. Пренатальное выявление церебральных аномалий является актуальной задачей практической гинекологии и акушерства, а их постнатальная диагностика и лечение - приоритетными вопросами современной неврологии , неонатологии, педиатрии и нейрохирургии.

Причины

Наиболее весомой причиной сбоев внутриутробного развития является влияние на организм беременной и на плод, различных вредоносных факторов, обладающих тератогенным действием. Возникновение аномалии в результате моногенного наследования встречается лишь в 1% случаев. Наиболее влиятельной причиной пороков головного мозга считается экзогенный фактор. Тератогенным эффектом обладают многие активные химические соединения, радиоактивное загрязнение, отдельные биологические факторы. Немаловажное значение здесь имеет проблема загрязнения среды обитания людей, обуславливающая поступление в организм беременной токсических химических веществ.

Различные эмбриотоксические воздействия могут быть связаны с образом жизни самой беременной: например, с курением, алкоголизмом , наркоманией . Дисметаболические нарушения у беременной, такие как сахарный диабет , гипертиреоз и пр., могут также стать причиной церебральных аномалий плода. Тератогенным действием обладают и многие медикаменты, которые может принимать женщина в ранние сроки беременность, не подозревая о происходящих в ее организме процессах. Мощный тератогенный эффект оказывают инфекции, перенесенные беременной, или внутриутробные инфекции плода . Наиболее опасны цитомегалия , листериоз , краснуха, токсоплазмоз .

Патогенез

Построение нервной системы плода начинается буквально с первой недели беременности. Уже к 23-му дню гестации заканчивается образование нервной трубки, неполное заращение переднего конца которой влечет за собой серьезные церебральные аномалии. Примерно к 28-му дню беременности образуется передний мозговой пузырь, в последующем разделяющийся на 2 боковых, которые ложатся в основу полушарий мозга. Далее образуется кора головного мозга, его извилины, мозолистое тело, базальные структуры и т. д.

Дифференцировка нейробластов (зародышевых нервных клеток) приводит к образованию нейронов, формирующих серое вещество, и глиальных клеток, составляющих белое вещество. Серое вещество отвечает за высшие процессы нервной деятельности. В белом веществе проходят различные проводящие пути, связывающие церебральные структуры в единый функционирующий механизм. Рожденный в срок новорожденный имеет такое же число нейронов, как и взрослый человек. Но развитие его мозга продолжается, особенно интенсивно в первые 3 мес. жизни. Происходит увеличение глиальных клеток, разветвление нейрональных отростков и их миелинизация.

Сбои могут произойти на различных этапах формирования головного мозга. Если они возникают в первые 6 мес. беременности, то способны приводить к снижению числа сформированных нейронов, различным нарушениям в дифференцировке, гипоплазии различных отделов мозга. В более поздние сроки может возникать поражение и гибель нормально сформировавшегося церебрального вещества.

Виды аномалий мозга

Анэнцефалия - отсутствие головного мозга и акрания (отсутствие костей черепа). Место головного мозга занято соединительнотканными разрастаниями и кистозными полостями. Может быть покрыто кожей или обнажено. Патология несовместима с жизнью.

Энцефалоцеле - пролабирование церебральных тканей и оболочек через дефект костей черепа, обусловленный его незаращением. Как правило, формируется по средней линии, но бывает и асимметричным. Небольшое энцефалоцеле может имитировать кефалогематому . В таких случаях определить диагноз помогает рентгенография черепа. Прогноз зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. При небольших размерах выпячивания и наличии в его полости эктопированной нервной ткани эффективно хирургическое удаление энцефалоцеле.

Микроцефалия - уменьшение объема и массы головного мозга, обусловленное задержкой его развития. Встречается с частотой 1 случай на 5 тыс. новорожденных. Сопровождается уменьшенной окружностью головы и диспропорциональным соотношением лицевого/мозгового черепа с преобладанием первого. На долю микроцефалии приходится около 11% всех случаев олигофрении . При выраженной микроцефалии возможна идиотия . Зачастую наблюдается не только ЗПР , но и отставание в физическом развитии.

Макроцефалия - увеличение объема головного мозга и его массы. Гораздо менее распространена, чем микроцефалия. Макроцефалия обычно сочетается с нарушениями архитектоники мозга, очаговой гетеротопией белого вещества. Основное клиническое проявление - умственная отсталость. Может наблюдаться судорожный синдром. Встречается частичная макроцефалия с увеличением лишь одного из полушарий. Как правило, она сопровождается асимметрией мозгового отдела черепа.

Кистозная церебральная дисплазия - характеризуется множественными кистозными полостями головного мозга, обычно соединенными с желудочковой системой. Кисты могут иметь различный размер. Иногда локализуются только в одном полушарии. Множественные кисты головного мозга проявляются эпилепсией , устойчивой к антиконвульсантной терапии. Единичные кисты в зависимости от размера могут иметь субклиническое течение или сопровождаться внутричерепной гипертензией; зачастую отмечается их постепенное рассасывание.

Голопрозэнцефалия - отсутствие разделения полушарий, в результате чего они представлены единой полусферой. Боковые желудочки сформированы в единую полость. Сопровождается грубыми дисплазиями лицевого черепа и соматическими пороками. Отмечается мертворождение или гибель в первые сутки.

Фокальная корковая дисплазия (ФКД) - наличие в коре головного мозга патологических участков с гигантскими нейронами и аномальными астроцитами. Излюбленное расположение - височные и лобные зоны мозга. Отличительной особенностью эпиприступов при ФКД является наличие кратковременных сложных пароксизмов с быстрой генерализацией, сопровождающихся в своей начальной фазе демонстративными двигательными феноменами в виде жестов, топтания на одном месте и т. п.

Гетеротопии - скопления нейронов, на этапе нейронной миграции задержавшихся на пути своего следования к коре. Гетеротопионы могут быть единичными и множественными, иметь узловую и ленточную форму. Их главное отличие от туберозного склероза - отсутствие способности накапливать контраст. Эти аномалии развития головного мозга проявляются эписиндромом и олигофренией, выраженность которых прямо коррелирует с числом и размером гетеротопионов. При одиночной гетеротопии эпиприступы, как правило, дебютируют после 10-летнего возраста.

Диагностика

Тяжелые аномалии развития головного мозга зачастую могут быть диагностированы при визуальном осмотре. В остальных случаях заподозрить церебральную аномалию позволяет ЗПР, гипотония мышц в неонатальном периоде, возникновение судорожного синдрома у детей первого года жизни. Исключить травматический или гипоксический характер поражения головного мозга можно при отсутствии в анамнезе данных о родовой травме новорожденного, гипоксии плода или асфиксии новорожденного . Пренатальная диагностика пороков развития плода осуществляется путем скринингового УЗИ при беременности. УЗИ в I триместре беременности позволяет предупредить рождение ребенка с тяжелой церебральной аномалией.

Одним из методов выявления пороков головного мозга у грудничков является нейросонография через родничок . Намного более точные данные у детей любого возраста и у взрослых получают при помощи МРТ головного мозга . МРТ позволяет определить характер и локализацию аномалии, размеры кист, гетеротопий и других аномальных участков, провести дифференциальную диагностику с гипоксическими, травматическими, опухолевыми, инфекционными поражениями мозга. Диагностика судорожного синдрома и подбор антиконвульсантной терапии осуществляется при помощи ЭЭГ , а также пролонгированного ЭЭГ-видеомониторинга. При наличии семейных случаев церебральных аномалий может быть полезна консультация генетика с проведением генеалогического исследования и ДНК-анализа. С целью выявления сочетанных аномалий проводится обследование соматических органов: УЗИ сердца, УЗИ брюшной полости, рентгенография органов грудной полости, УЗИ почек и пр.

Лечение аномалий мозга

Терапия пороков развития головного мозга преимущественно симптоматическая, осуществляется детским неврологом , неонатологом, педиатром, эпилептологом. При наличии судорожного синдрома проводится антиконвульсантная терапия (карбамазепин, леветирацетам, вальпроаты, нитразепам, ламотриджин и др.). Поскольку эпилепсия у детей , сопровождающая аномалии развития головного мозга, обычно резистентна к противосудорожной монотерапии, назначают комбинацию из 2 препаратов (например, леветирацетам с ламотриджином). При гидроцефалии осуществляют дегидратационную терапию, по показаниям прибегают к шунтирующим операциям . С целью улучшения метаболизма нормально функционирующих мозговых тканей, в какой-то степени компенсирующих имеющийся врожденный дефект, возможно проведение курсового нейрометаболического лечения с назначением глицина, витаминов гр. В и пр. Ноотропные препараты используются в лечении только при отсутствии эписиндрома.

При умеренных и относительно легких церебральных аномалиях рекомендована , комплексное психологическое сопровождение ребенка, обучение детей старшего возраста в специализированных школах. Указанные методики помогают привить навыки самообслуживания, уменьшить степень выраженности олигофрении и по возможности социально адаптировать детей с церебральными пороками.

Прогноз и профилактика

Прогноз во многом определяется тяжестью церебральной аномалии. Неблагоприятным симптомом выступает ранее начало эпилепсии и ее резистентность к осуществляемой терапии. Осложняет прогноз наличие сочетанной врожденной соматической патологии. Эффективной мерой профилактики служит исключение эмбриотоксических и тератогенных влияний на женщину в период беременности. При планировании беременности будущим родителям следует избавиться от вредных привычек, пройти генетическое консультирование, обследование на наличие хронических инфекций.


Головной мозг ребенка начинает активно развиваться еще во время его внутриутробного развития. Около 70% всего каркаса мозга формируется еще до рождения малыша, и лишь остальные 30% после. Первый год жизни является временем самых пиковых изменений. Никогда больше человек не испытает столько перемен, сколько приходится на первые 12 месяцев жизни. Большие изменения претерпевает и головной мозг ребенка.

Мозговая ткань закладывается еще в самом начале беременности, на первых ее неделях. Это период зарождения нейронов – нервных клеток, которые и осуществляют передачу сигналов. Уже после второго месяца развития внутри утробы, начинает происходить дифференцировка и разделение мозга на функциональные части. К концу беременности формируется кора головного мозга, которая по своему уровню развития и функциональных возможностей может сравниться с корой взрослого.

Формируясь, детский головной мозг проходит несколько стадий:

  • Внутриутробную;
  • Младенческую, которая имеет две подгруппы. Первая из которых соответствует возрасту 1-8 недели и ознаменована формированием функций визуализации. Ее нарушение приводит к слабому развитию нейронов;
  • Детских лет;
  • Юношества.

Каждая из стадий уникальна. На любой из них мозг претерпевает большие изменения. А значит детский возраст требует особенно трепетного и бережного отношения к ребенку ввиду того, что негативное влияние может стать причиной проблем с развитием мозга малыша.

Образуясь, мозг проходит строго определенные этапы. Изначально, вся нервная система представлена лишь пластинкой, которая шаг за шагом становится трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность.

Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа.

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Факты о развитии головного мозга малышей

Обобщая вышесказанное, можно привести несколько любопытных фактов относительно развития детского мозга:

  • На первом году жизни, головной мозг деток увеличивает свои размеры примерно в 2 разаи достигает веса около 1 кг, в то время как взрослый мозг весит около полутора килограмм;
  • Вес головного мозга растет благодаря образованиюи укреплению связей между нейронами. А новые связи образуются в момент получения нового опыта ребенком. При чем важно, чтобы этот опыт был закреплен, и ребенок повторил его вновь;
  • Мозг новорожденного малыша имеет около 150-200 миллиардов нейронов, а головной мозг взрослого может похвалиться суммой, меньше примерно в 2 раза. Эти нейроны или объединяются в соединения или отмирают из-за ненадобности;
  • Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей;
  • Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние;
  • Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария. По мере взросления ребенка такими средствами может стать игра на музыкальных инструментах, а также плавание;
  • Масса мозжечка новорожденного младенца составляет около 21–23 грамм. Интенсивно эта часть мозга растетв период между 5 и 11 месяцем жизни, в момент, когда малыш только учится сидеть и ходить. Так, в годик мозжечок ребенка составляет порядка 85 –95 грамм, а в 15 лет достигает около 150;
  • Занятие физической активностью увеличивает скорость химических реакций в гиппокампе, а также количество нервных клеток, что позволяет овладевать когнитивными навыками;
  • Самыми плодотворными в плане развития мозга ребенка являются первые три года его жизни. Ведь именно в этот период детки легко усваивают родной язык. Более позднее обучение менее эффективно, так темпы усвоения нового материала снижают обороты. Но это не значит, что до 3 лет только и нужно развивать способности малыша. На всем протяжении его взросления это необходимое условие для полноценного формирования мозга;
  • Момент беседы, с еще не умеющим разговаривать малышом, закладывает его основы владения языком.

Современный мир, полный статистических данных, методик, направленных на улучшение и совершенствование, позволяет составить наилучший план для развития своего ребенка. Стоит лишь прислушаться к врачам, поинтересоваться дополнительной литературой и развитие головного мозга малыша уже не представится такой трудной задачей. Следует помнить, что заложенный при зачатии геном – не полностью определяет развитие мозга. Стимулируйте своего ребенка, заинтересовывайте ко всему новому, создавайте условия для нормальной жизни, и, конечно, не забывайте позволять ему быть ребенком и радоваться детству.

Развитие головного мозга и причины, приводящие к нарушению нормального развития головного мозга. Аномалии развития головного мозга у новорожденных детей составляют 1/3 от всех врожденных пороков. В 75% случаев они являются причиной внутриутробной гибели плода и в 40% - гибели новорожденных детей. Часть пороков выявляется сразу после рождения, некоторые могут долгое время оставаться неди-агностированными. Закладка нервной системы происходит уже на 1-й неделе внутриутробного развития.

Более четкие признаки появления нервной ткани у эмбриона человека отмечаются примерно к 20-му дню в виде нервного желобка, края которого постепенно сближаются, и формируется нервная трубка. Она располагается в центральной части эмбриона. Незаращение переднего конца нервной трубки приводит к формированию грубых пороков развития головного мозга, а незаращение заднего ее конца обусловливает патологию спинного мозга и позвоночника. Примерно к 28-му дню внутриутробного развития из переднего отдела нервной трубки формируется передний мозговой пузырь, который в последующие несколько дней делится на два боковых пузыря. Из них-то в дальнейшем и формируются полушария головного мозга и боковые желудочки. Последние представляют собой парные симметрично расположенные полостные структуры, которые содержат сосудистые сплетения, продуцирующие спинномозговую жидкость (ликвор). В периоде раннего внутриутробного развития нервной системы стенки боковых желудочков покрыты слоем активно делящихся зародышевых клеток - нейробластов, которые в дальнейшем мигрируют к поверхности полушарий формирующегося головного мозга, чтобы образовать корковый слой. Здесь они дифференцируются на нейроны, образующие так называемое серое вещество мозга, и глиальные клетки - белое вещество. Серое вещество осуществляет процессы высшей нервной деятельности, в белом проходят многочисленные отростки нервных клеток, обеспечивающие связь коры с нижележащими структурами. Существуют отростки, переходящие из одного полушария в другое, осуществляя связь между ними. Они образуют структуру под названием «мозолистое тело». Его формирование полностью завершается к 5-му месяцу беременности. К этому времени на поверхности образующейся коры начинают появляться углубления, которые быстро увеличиваются в течение последующих 3 месяцев до хорошо очерченных борозд и извилин. Несмотря на то что мозг доношенного новорожденного содержит такой же набор нервных клеток, как и мозг взрослого, формирование его к моменту рождения еще не окончено. Увеличение массы и размеров головного мозга после рождения происходит не за счет деления нервных клеток, а путем увеличения глиальных клеток, разветвления отростков нейронов и образования особого вещества, покрывающего их, - миелина. Именно за счет миелинизации белого вещества мозга обеспечивается передача информации в нервной системе. У новорожденных миелиновая оболочка практически отсутствует. Темпы развития нервной системы зависят от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем выше темпы). Особенно высок он в первые 3 месяца жизни. Лишь к 8 годам кора головного мозга становится похожа на кору взрослого человека. Однако процессы миелинизации полностью завершаются только в зрелом возрасте (к 30-40 годам). Вредные факторы, воздействующие на эмбрион и плод в период до 6 месяцев беременности, могут привести к уменьшению числа нервных клеток. В более позднем периоде внутриутробного развития под влиянием внешних агентов может развиться разрушение нормально сформированного вещества мозга. Ствол мозга и мозжечок к моменту рождения являются более развитыми, и темп их роста у грудных детей медленнее, чем полушарий головного мозга.

Клиника, диагностика, методы коррекции

Нарушение формирования полушарий головного мозга на ранних стадиях приводит к развитию еще одного тяжелого порош - голопрозэнцефалии.

При этом мозг представляет собой шар, а боковые желудочки сливаются между собой в единую срединно расположенную полость. Данный порок часто сочетается с дефектом обонятельных нервов, расщеплением верхней губы, уменьшением размеров глазных яблок или цик-лопией - единственным глазом, расположенным центрально. Иногда голопрозэнцефалия сопровождает хромосомные болезни или связана с воздействием внешних факторов во время беременности (химических агентов, вирусных болезней). Клинически выявляются тяжелые умственные и двигательные нарушения. Продолжительность жизни детей - не более 1 года. К позднее развивающимся порокам головного мозга относится недоразвитие (агенезия) мозолистого тела - структуры, состоящей из отростков нервных клеток, которая осуществляет связь между полушариями мозга. Порок может встречаться изолированно или сочетаться с другими. Нередки при нем аномалии лицевого черепа, пальцев кистей и стоп. Факторы, способствующие развитию агенезии, разнообразны; существуют наследственные формы. Основной причиной считается нарушение кровоснабжения в зоне передней мозговой артерии, которая дифференцируется вместе с образованием мозолистого тела. Клинически эта аномалия проявляется двумя формами. Первая - более легкая - характеризуется сохранностью интеллекта и двигательных функций. Патология выражается затруднением определения предмета, вложенного в правую руку, в связи с тем, что информация из чувствительной зоны коры правого полушария не поступает в речевую зону левого полушария. Такое клиническое течение заболевания характерно для частичной агенезии мозолистого тела. При более тяжелом поражении, особенно сочетающемся с другими пороками развития, у детей с раннего возраста отмечаются чрезмерный рост головы, выраженная задержка психомоторного развития, судорожные припадки. К порокам развития белого вещества головного мозга относятся различные кистозные его поражения. Причинами внутриутробного образования кист могут быть аномалии развития сосудов головного мозга, инфекционные заболевания беременной. Кисты могут быть одно- и двусторонними, крупными и мелкими, связанными с боковыми желудочками мозга и изолированными. Единичные изолированные кисты в периоде новорожденное™ не дают яркой неврологической симптоматики и являются ультразвуковой находкой. Однако при обширном поражении мозга у детей диагностируется судорожный синдром, плохо поддающийся лечению и часто являющийся причиной смерти детей. Существует множество пороков мозга, связанных с нарушением формирования извилин и борозд. Как уже говорилось ранее, борозды на поверхности полушарий головного мозга появляются на 5-м месяце внутриутробного развития, и к моменту рождения у доношенного ребенка имеются практически все извилины. Лишь несколько мелких борозд формируются позднее. При нарушении процесса миграции нервных клеток от места их образования в области боковых желудочков к будущей коре головного мозга образование борозд изменяется вплоть до полного их отсутствия. Такой порок головного мозга называется лиссэнцефалией. При этом поверхность полушарий выглядит гладкой; микроскопическое исследование выявляет отсутствие нормальных слоев коры. В других случаях происходит формирование только самых крупных извилин и борозд. Головной мозг также выглядит сглаженным; иногда увеличивается его объем. Такой тип пороков называется макрогирией. При полимикрогирии формируется чрезмерное количество недостаточно развитых извилин. Они мелкие, необычной формы. Полимикрогирия может быть изолированной или сочетаться со спинномозговыми грыжами. Любая из перечисленных аномалий развития извилин может встречаться при наследственных заболеваниях (синдроме Дауна, хондродисплазии) или являться результатом перенесенных внутриутробных инфекций. Аномалией головного мозга в целом считают микроцефалию. Размер головы новорожденного при ней более чем в 3 раза меньше нормы, а масса мозга составляет порой 25% от нормы. Наиболее недоразвитыми оказываются лобные доли, а мозжечок, напротив, чрезмерно велик. Число извилин уменьшено, форма их изменена. Причинами микроцефалии могут быть как первичная наследственная аномалия развития, так и деструктивный процесс (разрушение) в нормально сформированном мозге под влиянием различных факторов. Наиболее тяжелой считается наследственная форма микроцефалии. У новорожденного ребенка отмечаются значительно скошенный кзади лоб, непропорционально большие ушные раковины. Физическое развитие ребенка может соответствовать возрасту, но умственное значительно отстает. Одной из причин этой формы микроцефалии является фенилке-тонурия (врожденная патология обмена веществ) беременной. Вторичная микроцефалия развивается под действием инфекционных агентов и алкоголя, употребляемого женщиной во время беременности. Характерным признаком постинфекционной микроцефалии является отложение солей кальция в веществе мозга. У новорожденных с алкогольным синдромом обнаруживают значительную задержку внутриутробного развития, необычную узкую форму глазных щелей, неправильно расположенные ладонные складки. Лечения микроцефалии не существует, поэтому большую роль в предупреждении рождения детей с данным пороком играют генетическое консультирование, поскольку многие формы этого порока наследуются, а также дородовая диагностика. Мегалэнцефалия - это чрезмерный рост мозга и быстрое патологическое увеличение размеров головы. Рост мозга при этом обусловлен разрастанием глиальных клеток, а число нейронов обычное или уменьшено. Мегалэнцефалия может сопровождать некоторые наследственные заболевания. Клинически, помимо больших размеров головы, отмечается негрубое отставание в умственном развитии. Одним из довольно часто встречающихся врожденных пороков головного мозга является гидроцефалия. Этим термином обозначают избыточное скопление спинномозговой жидкости в полости черепа, сопровождающееся расширением желудочков мозга. В основе ее развития лежит несоответствие между продукцией и всасыванием ликвора. Врожденная гидроцефалия чаще всего бывает связана с возникновением препятствия на пути оттока спинномозговой жидкости, которая образуется сосудистыми сплетениями боковых желудочков головного мозга. Затем жидкость по системе, состоящей из третьего желудочка, водопровода мозга и четвертого желудочка поступает в околомозговое пространство, где всасывается в венозное русло. Наиболее частая причина врожденной гидроцефалии - сужение или непроходимость водопровода мозга (30% случаев). Часто вместо нормально развитой структуры водопровода имеются многочисленные слепо заканчивающиеся каналы. Иногда этот порок наследуется; в других случаях он может быть результатом инфекционного процесса. Изредка водопровод мозга сдавливается рядом расположенными образованиями. Кроме этой формы врожденной гидроцефалии, именуемой в медицине обструктивной, существует сообщающаяся форма, при которой циркуляция спинномозговой жидкости в системе желудочков не нарушена. В основе ее развития лежит нарушение всасывания ликвора в околомозговом пространстве. Сообщающаяся гидроцефалия диагностируется при синдроме Арнольда-Киари. некоторых наследственных заболеваниях, а также может быть результатом воспалительных процессов (цитомегаловирусной инфекции, ток-соплазмоза). Частота врожденной гидроцефалии, по данным различных авторов, составляет от 0,2 до 4% на 1000 новорожденных. Клинически после рождения отмечается увеличение размеров головы ребенка выше средней возрастной нормы (от незначительного до выраженного в зависимости от тяжести процесса). При выраженной гидроцефалии большие размеры головы затрудняют течение родов. При легкой степени голова ребенка при рождении может иметь нормальные размеры, но затем они начинают быстро нарастать. К концу 2-3-го месяцев жизни появляются другие клинические признаки гидроцефалии - расхождение межкостных швов черепа, выбухание большого родничка. Череп продолжает расти, иногда до 2-3 см за месяц. Преимущественно выступает лобная область; лицевая часть черепа при этом кажется уменьшенной. Появляются признаки повышенного внутричерепного давления: дети становятся беспокойными. Кожа на голове истончена, подкожные вены расширены, иногда выбухают. Появляются судорожные припадки, задерживается моторное развитие (позже начинают сидеть, ходить). В дальнейшем обнаруживается задержка психического развития.

Лечение гидроцефалии направлено на восстановление равновесия между продукцией и всасыванием спинномозговой жидкости.

Препаратом выбора для этого считается диакарб. Однако консервативная терапия эффективна лишь в случаях медленно прогрессирующей гидроцефалии; в более тяжелых случаях прибегают к хирургическому лечению - наложению шунта для отведения лишней жидкости. После оперативного вмешательства дети нуждаются в пристальном медицинском контроле, так как высока вероятность инфицирования шунта. Операция шунтирования не показана тем детям, у которых голова больше не увеличивается на фоне медикаментозного лечения. При длительном эффективном лечении примерно у 40% детей умственное развитие практически не страдает. Помимо аномалий развития самого головного мозга, довольно часто встречаются пороки развития его сосудистой системы в виде расширения (аневризмы) или нарушения строения мельчайших сосудов (капилляров), соединяющих артериальную систему с венозной. Артериальные и артерио-венозные аневризмы - это дефект сосудистой стенки, который сопровождается ее истончением и локальным увеличением диаметра сосуда. Чаще они образуются в местах разделения крупных сосудов на более мелкие. В раннем детском возрасте чаще всего встречается аневризма большой мозговой вены - вены Галена. Ввиду особенностей ее расположения аневризма нарушает функции близлежащих структур мозга. Она сдавливает водопровод мозга и приводит к развитию об-структивной гидроцефалии. За счет прямого сброса крови из артерии в вену Галена при этой аномалии значительно увеличивается кровенаполнение венозной системы, что в конечном итоге ведет к развитию сердечной недостаточности. Клинические проявления на первом году жизни обусловлены нарастающей гидроцефалией. Признаки повышения внутричерепного давления присоединяются позже, иногда лишь на 2-3-м году жизни. В дальнейшем возникают очаговые неврологические симптомы, обусловленные длительным сдавлением и нарушением кровоснабжения прилежащих к аневризме мозговых структур. Дети с тяжелым поражением артерио-венозного кровотока в бассейне большой мозговой вены обычно погибают в ранние сроки после рождения от тяжелой сердечной недостаточности. Другие формы врожденных пороков сосудов головного мозга длительное время протекают бессимптомно и клинически проявляются только к 20-40 годам. Одной из редко встречающихся наследственно обусловленных аномалий головного мозга является туберозный склероз. При этой патологии в структурах мозга образуются небольшие узелковые опухолевидные образования, состоящие из клеток необычного строения. В дальнейшем в них происходит отложение солей кальция, нарушается строение расположенных рядом сосудов, а также затрудняется процесс миелинизации нервных волокон. Частое осложнение туберозного склероза - это развитие обструктивной гидроцефалии. Характерными клиническими симптомами данного заболевания являются судорожные припадки, умственная отсталость, нарушение развития сальных желез лица (аденомы), депигментированные пятна на коже. Часто при обследовании ребенка можно обнаружить поражение других органов по типу опухолевых поражений (например, глаз, сердца, почек, реже - легких). Диагностика различных заболеваний центральной нервной системы (в том числе и пороков развития) у новорожденных детей до недавнего времени была крайне затруднена. В связи с недостаточной анатомической и функциональной зрелостью нервной системы ребенка к моменту рождения клинические проявления различных ее поражений довольно однотипны. В полной мере мозговые нарушения часто проявляются лишь после окончательного формирования мозга. Чаще всего больной ребенок отличается нарушением интеллекта разной степени: от выраженного умственного недоразвития до умеренного отставания в учебе. У других детей преобладают двигательные нарушения при относительной сохранности интеллектуальной деятельности. Двигательные нарушения при различных поражениях нервной системы у детей, в том числе и пороках развития, объединяются под названием детского церебрального паралича (ДЦП). Оно представляет собой не специфическое заболевание, а группу заболеваний различного происхождения и служит одной из наиболее частых причин инвалидизации детей. Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП - спастическая. В раннем периоде она проявляется повышенной возбудимостью и стойким сохранением безусловных рефлексов новорожденного, которые в норме угасают в возрасте 2-4 месяцев. На повышение хватательного рефлекса указывают постоянно плотно сжатые в кулаки пальцы рук. Выраженное напряжение мышц бедер приводит к перекрещиванию ног даже в покое. При вертикализации грудного ребенка с данной патологией он принимает характерную позу с выгнутой спиной и скрещенными ногами за счет повышения тонуса мышц-разги-бателей. С возрастом сохраняющееся и даже увеличивающееся повышение мышечного тонуса может привести к изменению формы суставов и ограничению подвижности в них. Патологический процесс может распространяться на обе руки и обе ноги; чаще эта форма сочетается с нарушением умственного развития. Иногда больше поражаются нижние конечности, а вовлечение в процесс рук проявляется в младшем возрасте несовершенством хватательных действий, в старшем - неуклюжими движениями рук. Интеллектуально эти дети могут быть нормально развиты, но чаще отмечаются затруднения чтения и письма. Довольно часто встречается односторонний тип поражения, захватывающий руку и ногу слева или справа, нередко при этом нарушается чувствительность на стороне поражения. Внешний вид таких больных характерен: больная рука согнута в локтевом суставе с внутренним поворотом предплечья, кисть также согнута; больная нога при ходьбе подволакивается, описывая полукруг. Интеллектуальный уровень зависит от степени поражения полушарий мозга. В раннем послеродовом периоде часто отмечаются судороги. Спастический паралич одной конечности встречается крайне редко. Кроме спастических форм ДЦП, довольно часто диагностируются поражения, связанные со снижением мышечного тонуса. При патологии в области двигательного пути, по которому информация передается от коры головного мозга к двигательным центрам спинного мозга, отмечается снижение мышечного тонуса в раннем детском возрасте, а в более старшем тонус может несколько повыситься, но появляются навязчивые непроизвольные движения в мышцах конечностей или всего тела. Идентифицируют этот тип ДЦП у детей старше 6 месяцев, когда отчетливо видно неправильное положение рук при попытках дотянуться и захватить какой-либо предмет. Часто может сочетаться с глухотой и нарушением речевого развития. Интеллектуальное развитие страдает не всегда. При патологических изменениях в области мозжечка возникает довольно редкая форма ДЦП, характеризующаяся низким мышечным тонусом и сухожильными рефлексами. К 2 годам появляются выраженные изменения походки: она становится неуверенной, шатающейся. При ходьбе ребенок широко расставляет ноги, чтобы сохранить равновесие. Это заболевание обычно сопровождается легким нарушением умственного развития. Надо отметить, что прогноз у детей с ДЦП во многом зависит от степени сохранности интеллекта. Даже при довольно выраженных двигательных нарушениях, но хорошем умственном развитии ребенок может адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни. Лечение при угрозе ДЦП должно быть начато в самые ранние сроки. Оно включает в себя сложный комплекс медикаментозных препаратов, физиотерапевтических процедур, специальных гимнастических упражнений. При необходимости дети получают ортопедическое и хирургическое лечение. Лечебно-профилак-тические мероприятия продолжаются фактически в течение всей жизни больного. Для диагностики заболеваний нервной системы у детей применяют дополнительные исследования. Возможности медицины с появлением современных технологий неуклонно возрастают. Раньше довольно широко использовались пункции спинномозгового канала с последующим лабораторным исследованием ликвора. Однако этот метод информативен в основном при инфекционных процессах в головном и спинном мозге и не дает возможности определить уровень их поражения. Из инструментальных методов диагностики часто использовался рентгенологический. Однако в силу недостаточной информативности и довольно выраженных побочных действий на организм ребенка этот метод в настоящее время применяется гораздо реже. Методами выбора для диагностики врожденных пороков головного мозга у детей до 1 года в современной медицине являются чрезродничковое ультразвуковое исследование или нейросонография. В настоящее время ультразвуковой метод служит первичным этапом обследования новорожденного ребенка, в результате которого нередко удается определить характер порока. Показаниями к проведению нейросонографии являются патологические неврологические симптомы, наличие аномалий развития других органов и систем. Иногда обнаруженные при УЗИ изменения структур головного мозга являются случайной находкой. Наиболее информативен метод нейросонографии при органических пороках развития. Однако с появлением современных сканеров, технические возможности которых позволяют выявлять изменения кровотока, возможности метода значительно расширились. В самых сложных для диагностики случаях при необходимости более четкого и детального определения характера, структуры и местоположения патологического процесса прибегают к таким сложным и дорогостоящим методам, как компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс.

Эта статья призвана помочь родителям в понимании развития мозга ребенка и их важной роли в стимулировании развития мозга путем взаимодействия.


Факт - Большинство клеток мозга формируются до рождения, но большое количество связей между клетками появляются в младенчестве и раннем детстве.

Миф - Развитие мозга полностью зависит от генов, с которыми Вы рождаетесь.

Факт - Опыт и взаимодействие с окружающей средой являются наиболее важными факторами для развития мозга ребенка.

Миф - Мозг ребенка, который начинает ходить, менее активен, чем мозг студента колледжа.

Факт - Мозг трехлетнего ребенка в два раза более активен, чем мозг взрослого человека.

Миф - Разговаривать с младенцем не так важно, т.к. он или она не может понять, что Вы говорите.

Факт - Разговаривая с маленькими детьми, Вы закладываете основу овладения языком во время ранних критических периодов развития, когда обучение легче всего дается ребенку.

Миф - Детям необходима специальная помощь и определенные обучающие игрушки для развития их мыслительных способностей.

Факт - Больше всего детям необходима любовь , забота и новые впечатления, а не специальное внимание или дорогостоящие игрушки. Разговоры, пение, игры и чтение - ключевые виды деятельности для развития мозга ребенка.

Как развивается головной мозг ребёнка

На раннее развитие мозга влияет ряд факторов. Эти важные факторы включают наследственность , пищу и питательность , чуткость родителей, ежедневный опыт, физическую активность и любовь. В частности, родителям следует знать о важности здоровой и питательной пищи, выражения любви, ухода, предоставления интересных и разнообразных занятий каждый день и позитивной и чуткой ответной реакции.

В прошлом, некоторые ученые думали, что развитие мозга было определено генетически, а рост мозга происходил по предопределенному пути. Сейчас мы знаем, что ранний опыт влияет на развитие мозга и воздействует на соединение мозговых связей. Мозг ребенка - незавершенная работа . Внешний мир формирует развитие мозга через опыт, который ребенок накапливает при помощи чувств - зрения, слуха, осязания и вкуса. На пример:

  • Запах кожи матери (обоняние)
  • Голос отца (слух)
  • Видение лица или яркой игрушки (зрение)
  • Чувство легкого прикосновения (осязание)
  • Питье молока (вкус)

Опыт, собранный с помощью этих пяти чувств, помогает построить связи, которые необходимы для развития мозга. Ранний опыт имеет решающее влияние на построение мозга.

К трем годам мозг ребенка формирует коло 1 тыс. трлн. соединений - почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от дополнительных соединений. Этот процесс называется «сокращением», при котором мозг избавляется от запутанного клубка «проводов».

Оставшиеся «провода» более сильные и значительные. Взаимодействие, в котором участвуют родители и окружающая среда является стимулятором роста и упорядочивания этих соединений в мозге.

Синапсы в мозге ребенка укрепляются через повторяющийся опыт и поэтому соединения сформированы так, что отражают структуру обучения ребенка. Если связи не используются, они исключаются, основываясь на принципе «используй или теряй». Действия, которые Вы совершаете один раз, плохие или хорошие, с небольшой вероятностью будут влиять на развитие мозга.

При постоянном использовании связи в первые годы жизни, она становится постоянной. Например, когда взрослые люди повторяют слова и фразы при разговоре с детьми, младенцы учатся понимать речь и укрепляют языковые связи в мозге.

Строение головного мозга

Мы узнали, как мозг развивается на клеточном уровне, с нейронами и связями. Но также полезно понимать различные части мозга как целые и как они функционируют и развиваются.

Мозг формируется последовательно снизу вверх или от самой сложной части (мозгового ствола) к наиболее сложной области (коре головного мозга).

Основные элементы человеческого мозга включают следующие:

  1. Мозговой ствол находится у основания черепа и контролирует наиболее важные жизненные функции, включая артериальное давление и температуру тела.
  2. Средний мозг находится на верху мозгового ствола и контролирует двигательную деятельность, аппетит и сон .
  3. Мозжечок находится за мозговым стволом и координирует движения и равновесие .
  4. Лимбическая система является центральной частью мозга и контролирует эмоции , приспособление и память .
  5. Кора головного мозга является верхним слоем мозга, ее глубина составляет две десятикопеечные монеты, помещенные друг на друга. Кора головного мозга является «исполнительной ветвью» мозга, которая регулирует процесс принятия решений и контролирует мышление , рассуждение и речь.

В мозговой коре содержится 80% нейронов мозга. Она является наименее развитой частью мозга на момент рождения и поэтому продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже после. Кора головного мозга является более чувствительной к впечатлениям, чем другие части мозга.

Строение мозга похоже на конструкцию дома. Дом строится от фундамента вверх, различные части выполняют различные функции. Также как и с мозгом, после построения дома Вы можете продолжать изменять его, украшать. Но, если Вам нужно переносить стену или добавить окно, это будет сложнее и дороже, чем при строительстве дома.

Критические периоды развития

Развитие мозга происходит волнами, когда разные части мозга становятся действующими «стройплощадками» в разные промежутки времени. Способность мозга реагировать на впечатления предоставляет возможность для развития мозга ребенка.

Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Однако, наиболее благоприятное время или «окна возможностей» существуют, когда мозг представляет собой «супергубку», впитывая новую информацию легче, чем в другое время и развиваясь быстрее. Этот период наиболее плодотворен в течение первых трех лет жизни ребенка и продолжается на протяжении раннего детства и подросткового периода. Например, маленькие дети учат грамматику и значение своего родного языка путем простого взаимодействия с окружающей средой.

В то время как позднее обучение возможно, оно действительно происходит медленнее и сложнее. На протяжении всей жизни могут появляться некоторые улучшения в большинстве навыков. Однако, важно предоставлять детям лучшие возможности для обучения и роста во время периодов, когда их разум наиболее готов воспринимать информацию.

Развитие зрения и слуха

Наиболее благоприятным временем для развития слуха и зрения или способности ребенка обучаться видеть и слышать является период от рождения до 4-5 лет. Развитие этих чувств очень важно, т.к. они позволяют детям, особенно младенцам, воспринимать и взаимодействовать с миром вокруг них. В течение первых нескольких месяцев, в особенности, младенцам следует видеть формы, цвета, объекты на различных расстояниях и в движении, чтобы мозг узнавал, как нужно смотреть. Младенцам также следует слышать различные звуки, чтобы их мозг мог научиться обрабатывать информацию и отвечать после восприятия услышанного.

Развитие языковых навыков

Наиболее благоприятным временем для развития языковых навыков и обучения речи являются первые 10 лет жизни ребенка. Дети учат язык на протяжении всего этого периода. Однако, более результативно обучение языковым навыкам проходит на протяжении нескольких первых лет жизни. Детям необходимо постоянно слышать, как Вы разговариваете, поете и читаете им в течение ранних лет. Отвечайте на их лепет и попытки говорить.

Физическое и двигательное развитие

Наиболее благоприятным временем для физического и двигательного развития у детей являются первые 12 лет жизни. Дети становятся физически готовыми для различных аспектов двигательного развития в различные периоды. Двигательные навыки, такие как ходьба , часто развиваются быстрее, чем навыки мелкой моторики, например рисование карандашом.

Детям необходимо несколько лет для развития навыков координации, чтобы играть с мячом и даже в подростковом возрасте происходит совершенствование таких навыков. Родителям следует наблюдать за двигательным развитием ребенка, т.к. у каждого ребенка развитие происходит с определенной скоростью.

Эмоциональное и социальное развитие

Наиболее благоприятным временем для эмоционального и социального развития ребенка являются 12 первых лет жизни. Различающиеся аспекты эмоционального и социального развития, которые объединяются в более высокие способности, такие как восприятие других, сочувствие и доверие, очень важны в различные периоды. Например, эмоциональное развитие лучше всего происходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, когда у маленького ребенка формируются привязанности к родителям. Такое развитие обеспечивает основу для других аспектов эмоционального развития, которое возникает во время взросления детей.

Эмоциональное восприятие очень важно для успешности в жизни. Часть мозга, которая регулирует эмоции, миндалевидная железа , формируется изначально, основываясь на впечатлениях и формах эмоциональных связей мозга. Воспитание в раннем возрасте очень важно для формирования сочувствия, счастья, оптимизма и жизнерадостности.

Социальное развитие, которое включает само-сознательность и способность ребенка взаимодействовать с другими, также формируется в несколько этапов. Например, мозг двухлетнего ребенка не настолько развит, чтобы понимать, как нужно делиться игрушками, поэтому эта социальная способность лучше развита у детей старше 3-х лет. Попытки родителей воспитывать и сопровождать ребенка помогут заложить хороший фундамент для социального и эмоционального развития.

Выводы

Развитие мозга ребенка является ключевым для его будущего. Хотя, «первые годы длятся вечно» с точки зрения стремительного развития мозга маленьких детей, первые годы жизни ребенка проходят очень быстро. Поэтому дотрагивайтесь, говорите, читайте, улыбайтесь, пойте, считайте и играйте с Вашими детьми. Это не только приносит вам хорошее настроение . Это помогает мозгу ребенка развиваться и воспитывать потенциал ребенка.

Во время внутриутробного периода мозг развивается на 70%. Еще на 30% развитие происходит с младенчества до дошкольного возраста. Первые 12 месяцев жизни малыша связаны с его бурным и всесторонним развитием, когда он растет буквально каждый день, набирает вес и мышечную массу. Огромную скорость развития набирает в этот период и мозг.

Внутриутробное развитие мозга ребенка

Закладка мозгового вещества начинается на первых неделях беременности. В этот отрезок времени происходит зарождение нейронов, которые не стоят на месте, а перемещаются на свое постоянное «место жительства» и существуют порознь друг от друга. После второго месяца начинается деление мозга малыша на несколько частей. А уже на 35 неделе кору головного мозга малыша по структуре можно полностью сравнить с корой взрослого человека.

Правила развития мозга вашего ребенка после рождения

Поскольку малыш появляется на свет практически с сформированным головным мозгом, период с рождения до 3 лет является периодом усовершенствований. Нейроны ежеминутно растут и связываются между собой. За одну секунду в клетках головного мозга создается до 2 миллионов синапсов, связующих нейроны. На протяжении всей жизни количественный уровень нейронов не изменяется. Многочисленные навыки, умения и рефлексы, в число которых входят и жизненно важные, заложены в головном мозге с самого рождения. На протяжении первых трех лет связь между нейронами становится неимоверно крепкой, синапсы вырастают, словно, деревья с огромным количеством веток. К трехлетнему возрасту по объему мозг малышей и взрослых людей различается всего на 15%.

После трех лет формирование головного мозга малыша снижает свои темпы. Заканчивается же формирование уже после 6 летнего возраста. Поэтому в этом возрасте способности мозга практически ничем не уступают возможностям мозга взрослых.

Влияние окружающей среды на формирование мозга

Чтобы головной мозг имел возможность гармонично развиваться, малышу необходимо создать определенную среду, которая будет насыщена только положительными впечатлениями и эмоциями. В такой среде происходит стимуляция развития мозга, и начинается его активная работа. Поскольку в первые годы жизни у ребенка происходит зарождение будущих основ приспособленности к жизни и мышления, здоровья и различных навыков, задачей родителей становится организация помощи в формировании мозга. Малыш должен быть окружен различными звуками и изображениями, запахами и прикосновениями. Все это стимулирует мозг на его скорейшее формирование.

Факторы, негативно влияющие на формирование головного мозга

В 2008 году ученые Гарвардского университета провели исследования, которые позволили выделить несколько негативных факторов, мешающих нормальному развитию головного мозга человека. К ним относятся:

  • образовательный уровень мамы находится на уровне ниже среднего;
  • неполная семья (развод или смерть одного из родителей);
  • проблемы с психикой у родителей;
  • бедность семьи и нехватка средств на вещи первой необходимости;
  • жестокое или равнодушное обращение взрослых с детьми.

Если в семье имеет место быть более одного негативного фактора, то развитие головного мозга ребенка идет с некоторым отставанием. При наличии всех пяти факторов вместе, мозг ребенка развивается на 70% медленнее.

Увидеть разницу между детьми можно уже в трехлетнем возрасте. Главным признаком неблагополучия в семье является скудный словарный запас. Если оба родителя имеют низкий уровень образования, ведут асоциальный образ жизни и не имеют возможности проводить время с ребенком в достаточном количестве, малыш может значительно отставать от своих сверстников умственными способностями. Бывают и исключения, когда ребенок из неполноценной семьи уже с 3 лет осознает «ненормальность» существования своей семьи и стремится получить свое первое образование от социального окружения (детский сад, сверстники и их родители и т. д.).

Не последнюю роль в развитии головного мозга играет и питание. Во время беременности и грудного вскармливания физическое и психическое развитие малыша полностью зависит от образа жизни мамы и ее питания. Сейчас существует множество данных о том, какие именно продукты и содержащиеся в них
вещества оказывают влияние на формирование мозга ребенка. Поэтому мамы должны подробно изучить информацию и исключить из своего питания продукты с негативным воздействием. После введения первого прикорма стоит обратить внимание и на здоровое питание малыша. Особую роль в правильном развитии и формировании головного мозга и нервной системы играют «умные липиды», которые содержаться в растительных маслах, орехах, морепродуктах и т. д.

Раннее развитие ребенка

Сегодня все больше родителей изучают правила раннего развития детей, одобряя последние исследования ученых, которые говорят о необходимости закладывания первых «кирпичиков» будущих знаний. Для этого специалисты рекомендуют создать с самого рождения стимулирующую среду, которая включает два фактора:

  1. Организация непрерывного потока новых задач, которые требуют от ребенка приложения усилий.
  2. Связь родителей с ребенком и помощь в освоении новой информации.

В первом случае важно найти «золотую» середину при внедрении задач. Ребенку не должно быть очень сложно или очень легко. Здесь родители должны учитывать уровень развития малыша на каждом этапе его жизни.

Во втором случае под связью подразумевается полное взаимопонимание ребенка и взрослых. Причем, родители должны высказывать не только свое одобрение, но и критику. Так малыш сможет осознать, что в различных ситуациях может быть несколько линий поведения.

По последним данным раннее развитие подразумевает под собой образовательный процесс, который должен начинаться еще в утробе мамы. То есть будущая мама, находясь в «интересном» положении, уже должна серьезно отнестись к этому вопросу. Во время беременности нужно не только правильно питаться, поставляя малышу необходимые для развития головного мозга вещества, но и приобщать его к «великому». Чтение, рукоделие, прослушивание музыкальных произведений, живопись и пр. – все это ведет к формированию головного мозга малыша. Соблюдая правила развития мозга вашего ребенка, можно вырастить настоящего гения!